Картотека игр для развития речи и мелкой моторики
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Добрынина Вера Дмитриевна

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад №89 «Парус»

Городского округа «г. Якутск»

Добрынина Вера Дмитриевна

Картотека игр для развития речи и мелкой моторики во второй младшей группе

Картотека игр и упражнений, дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики

Дыхательная гимнастика

             Красивая звучная речь, чёткая безукоризненная дикция, литературное произношение – это, прежде всего, верно построенное дыхание, работа над которым в логопедической практике имеет важное значение.

     Основные требования к выполнению дыхательной гимнастики * воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. * необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями.

упражнения можно выполнять как в положении лёжа, сидя так истоя.

упражнения выполняются в естественной позе, не напрягаясь.

       Правила обучения дыханию (2 – 4 лет)

      Покажите ребёнку и назовите предмет, на который он будет дуть. Предмет, на который будет дуть ребёнок, должен находиться на уровне его рта на расстоянии 10-15 см.

      Расскажите и покажите, как нужно дуть. Упражнения на развитие дыхания лучше проводить стоя. Следите за осанкой ребёнка – спина прямая, плечи расправлены.

      Упражнения на формирование правильного дыхания проводите в игровой форме.

      Условия проведения дыхательной гимнастики

      При занятиях дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие условия: не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате. Не заниматься после еды (только через 1,5-2 часа). Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений. Не переутомляться, при недомогании отложить занятия. Дозировать количество и темп проведения упражнений.

       Игра «Султанчик»

Задача: побуждать ребёнка к произвольному ротовому выдоху. Оборудование: яркие цветные султанчики изготовленные из яркой фольги или новогодней мишуры  привязанные к карандашу. Описание: взрослый предлагает ребёнку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание на то, как красиво разлетаются полоски.

      Игра «Шарик»

Задача: формировать произвольный ротовой выдох.

Оборудование: шарик для пинг-понга, тазик с водой.

Описание: взрослый предлагает ребёнку подуть на лёгкий шарик, который находится в тазике с водой.

     Игра «Пёрышко»

Задача: формировать произвольный ротовой выдох. Оборудование: несколько пёрышек, ватные шарики.

     Игра «Зановесочка»

Задача: формировать произвольный ротовой выдох.

Оборудование: цветные лоскутки лёгкой ткани, нанизанные на длинную нить и прикреплённую к деревянной рейке. Описание: ребёнок дует на лоскутки ткани.

     Игра «Кулиска»

Задача: учить продолжительному ротовому выдоху. Оборудование: цветные пёрышки нанизанные на ниточки, расположенных за «Кулисами».

Описание: взрослый побуждает ребёнка узнать, что находится за «кулисами», провоцируя на продолжительный ротовой выдох.

      Игра «Ветерок»

Задача: учить продолжительному ротовому выдоху. Оборудование: цветок одуванчика, веточка с листочками или листочки, вырезанные из папирусной бумаги.

Описание: взрослый предлагает ребёнку подуть на цветочки или листочки «как ветерок».

      Игра «Бабочка»

Задача: учить продолжительному ротовому выдоху. Оборудование: бабочка, вырезанная из цветной бумаги, закреплённая по центру ниткой.

Описание: взрослый «сажает» ребёнку бабочку на руку, предлагает подуть на неё, «чтобы бабочка полетела».

      Игра «Горячий чай»

Задача: учить ребёнка продолжительному ротовому выдоху.

Оборудование: чашка вырезанная из цветного картона, пар изображается папирусной бумагой и прикрепляется к чашке с помощью пружинки.

Описание: ребёнок дует на «пар». Если правильно дует то «пар» отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: «Наберу воздуха и подую на чай».

     Игра «Кораблик»

Задача: формировать длительный ротовой выдох.

Оборудование: бумажный или пластмассовый кораблик, тазик с водой.

Описание: взрослый предлагает ребёнку подуть на кораблик, который находится в тазике с водой.

     Игра «Мой сад»

Задача: учить контролировать силу воздушной струи.

Оборудование: «цветочное поле» (в зелёный картон ввинчиваются пружинки с бумажными цветочками).

Описание: взрослый даёт образец длительного ротового выдоха, сопровождая показ двустишьем: «Тише дуй, ветерок. Тише дуй на мой садок». От воздушной струи цветы качаются.

                       

                    Артикуляционная гимнастика

             Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребёнка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого нёба, маленького язычка.

      Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.

             Рекомендации к проведению упражнений

сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом,так как ребёнку  необходим зрительный контроль. После того как ребёнок немного освоится, зеркало можно убрать.

затем темп упражнений можно увеличить и выполнить их подсчёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и правильно, иначе занятия не имеют смысла.

лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5 – 7минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка. * занимаясь с детьми младшего дошкольного возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и ребёнок не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.

              Планируемые результаты

      Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: * улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

улучшить подвижность артикуляционных органов;

укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

увеличить амплитуду движений;

уменьшить статичность (напряжённость) артикуляционных органов;

подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

   

   Игра-рассказ «Знакомство с язычком»

            Взрослый читает стихотворение и вместе с ребёнком показывает части лица и артикуляционные органы.

Кто живёт во рту у нас?

Может песни петь, кричать,

Так не любит он молчать,

Всё стрекочет, как сверчок!

Кто же это? – Язычок!

Кто же прячет язычок?

Запирает на крючок.

Не даёт гулять ему,

Так, что скучно одному.

Две двери – сначала губы,

Дверь вторая – это зубы.

Много может язычок:

Он и тонок и широк,

Может чашечкою быть,

Может петь и говорить,

Может цокать, как лошадка,

Может бегать без оглядки!

     

 Игра «Сказочка-указочка»

              Взрослый читает стихотворение и вместе с ребёнком показывает части лица и артикуляционные органы.

Не устала ты пока,

А вокруг-то – целый ряд

– Покажи, моя рука:

Зубки нижние стоят:

Это – правая щека,

Боковые слева, справа,

Это – левая щека.

Впереди – зубов оправа.

Ты сильна, а не слаба,

Подбородок тянем вниз,

Здравствуй, верхняя губа,

Чтобы с челюстью отвис.

Здравствуй, нижняя губа,

Там – к прогулкам не привык –

Ты не меньше мне люба!

Робко прячется язык.

Есть у губ одна черта –

Нёбо вместо потолка

В них улыбка заперта:

Есть во рту у языка.

Вправо – правый угол рта,

А когда открылся рот,

Влево – левый угол рта.

Язычок пошёл вперёд.

Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края –

Всё про ротик знаю я!

     «Улыбка» («Заборчик») Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краёв и до десны.

       Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

       Описание: улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

       Обратите внимание! 1.Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю и нижнюю губу. 2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть не подвижна. 3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» - и губы растянутся в улыбке.

        «Хоботок» («Трубочка») Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперёд.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

     Цель: вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.

             Описание: вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.              Обратите внимание! 1. Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты. 2. Если ребёнок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру «Кто сильнее?», когда ребёнок удерживает губами бантик или чистый платочек (свёрнутый конусом), а вы пытаетесь вытянуть его. 3. Можно вместе с ребёнком пропеть звук «у»: «у-у-у» - и губы примут положение трубочки.

      «Домик открывается» Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит.

              Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

      Описание: слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

              Обратите внимание! 1. Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик языка у передних зубов. 2. Если у ребёнка возникают затруднения, пропойте вместе с ним звук «а»: «а-а-а» - губы и язык примут нужное положение.

      Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается» Улыбается ребёнок, Хобот вытянул слонёнок. Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

     Цель:         укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

     Описание: упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я» или «Посмотри и повтори». Игру можно проводить, озвучивая движения губ («у-и-а») и молча. Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке, удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

             Обратите внимание! 1. Переход от одной позиции к другой осуществляется плавно. 2. Упражнение очень полезно для детей с дефицитом внимания.

     «Любопытный язычок» Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперёд?» - Удивляется народ.

     Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.              Описание: улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

     Обратите внимание! 1. Упражнение выполняется в спокойном темпе. 2. Двигается только язык.

      «Лягушка» Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

              Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место.

Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

             Описание: ребёнок опускает нижнюю губу, нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется  до 10 раз.

             Обратите внимание! 1. Двигается только нижняя губа. 2.

Верхнюю губу, если она двигается, следует придерживать пальцем.

3. Если ребёнку трудно выполнять упражнение, то можно помочь ему, плавно опуская пальцами его подбородок. При этом нижняя губа опускается и обнажаются нижние зубы.

      «Зайчик»

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

     Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место.

Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

     Описание: ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опускает её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.              Обратите внимание! 1. Двигается только верхняя. 2. Если двигается нижняя губа, то её можно слегка придержать пальцем. 3. Если ребёнку трудно выполнять упражнение, то можно помочь ему, слегка поднимая вверх пальцем кончик его носа. При этом  верхняя губа поднимается и открываются верхние зубы.

     «Окошко»

Рот прикрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят.

    Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

    Описание: зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение.

Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

    Обратите внимание! 1. Если ребёнку трудно выполнять это упражнение, то следует вернуться к упражнениям «Лягушка» и «Зайчик».

       «Язык здоровается с подбородком» Просыпается язык – Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

- Эй, какая там погодка?

               Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при её укорочении).

              Описание: улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

              Обратите внимание! 1. Двигается только язык, губы неподвижны. 2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь.

       «Язык здоровается с верхней губой»  Улыбнись, не будь груба, Здравствуй, верхняя губа!

       Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), если она укорочена.

               Описание: слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укорочении уздечки – дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

       Обратите внимание! 1. Не всем детям удаётся сразу сделать язык широким, но нужно к этому стремиться. Этому способствуют упражнения «Шлёпаем губами по языку», «Покусаем язык». 2. Двигается только язык, нижняя губа не «подсаживает» язык вверх.

       «Обезьянка»

За нижнюю губку заложен язык – Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

              Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.      Описание: чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении не менее 5 секунд.

             Обратите внимание! Если ребёнку трудно выполнить это упражнение, вы можете провести между нижней губой и нижними зубами соской на шпателе, указывая то место, куда необходимо «спрятать» язык.

        «Бульдог»

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

              Цель: тренировать подъём языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.               Описание: чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

      Обратите внимание! Если ребёнок затрудняется поднять язык и поместить его за верхнюю губу, то можно показать ему это место, проведя соской на шпателе под верхней губой.

        «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог») Обезьянка и бульдог – Всех покажет язычок.

              Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ-верх).

      Описание: ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

              Обратите внимание! Двигается только язык. Старайтесь избегать дополнительных движений (не морщите нос, не хмурьтесь).

         «Хомяк»

Языком давить стараюсь, В щёку сильно упираюсь. Раздалась моя щека, Как мешок у хомяка.

              Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.

     Описание: язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3 – 5 секунд.

             Обратите внимание! 1. Рот закрыт. 2. Если ребёнку трудно выполнить это упражнение, то можно: а) имитировать движение языка соской, надетой на шпатель. Ввести соску в рот и сделать упор с внутренней стороны сначала в одну, а затем в другую щёку; б) контролировать движение языка, приложив пальчики снаружи щёк.

      «Кружок»

Мой язык совсем не глуп – Ходит кругом возле губ.

     Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щёк.

             Описание: рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг ( правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

     Обратите внимание! 1. Если ребёнку трудно выполнить данное упражнение, то нужно повторить упражнение «Обезьянка», «Бульдог», «Прятки», «Хомяк». 2. Можно помочь ребёнку, очертив соской круг с внутренней стороны щёк и губ. 3. Можно очертить кружок, проведя пальцем снаружи по ходу движения языка.

      Чередование «Толстячки – Худышки» Вот толстяк – надуты щёки И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щёки впали:

Видно, есть ему не дали.

              Цель: укреплять мускулатуру щёк. Развивать координацию движений.

              Описание: ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3 – 5 секунд.

      Обратите внимание! Губы сомкнуты.

      «Шарики» (поочерёдное надувание щёк) Шарик слева, шарик справа, Есть у нас одна забава: В щёки дуем – чередуем, То в одну, а то в другую.

     Цель:         укреплять мускулатуру щёк. Развивать координацию движений и умение переключаться.

     Описание: ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

             Обратите внимание! Рот закрыт, губы и нижняя челюсть не двигаются из стороны в сторону.

       «Самовар»

Щёки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

     Цель: укреплять мускулатуру губ и щёк.

             Описание: сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2 – 3 секунды и выпустить через губы, произнося: «Пых!»

     Усложнение: 1. Выпускать воздух через губы в более быстром темпе: «пых-пых-пых» («самовар кипит»). 2. Упражнение с сопротивлением: сжать губы, надуть щёки и, не выпуская воздух, легко похлопывать пальцами по щекам.

             Обратите внимание! Следите, чтобы щёки оставались надутыми, и воздух не уходил через губы.

       «Шлёпаем губами по языку» («Накажем непослушный язык») А теперь уж не зубами – Я пошлёпаю губами:

«У быка губа тупа,

Па-па-па, па-па-па».

              Цель: расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

     Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «па-папа». Произношение слогов («па-па-па») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: 1. Пошлёпывать губами кончик языка. 2. Пошлёпывать губами середину языка. 3. Пошлёпывать губами язык, продвигая его медленно вперёд, а затем назад.

     Обратите внимание! 1. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.

 

                                 Пальчиковая гимнастика

                Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с мозга.       Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений  пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

У ребёнка развивается воображение и фантазия. Он сможет

«рассказать руками» целые истории.

В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. В этом разделе вы найдёте стихотворения различной тематической направленности, а также описания движений связанных с текстом.

При показе ребёнку упражнений обратите внимание, чтобы ритм и характер движений соответствовали темпу и смыслу произносимых стихов. Тогда текст и действия воспринимаются малышом как единое целое, а упражнения вызовут наибольший интерес.

 

        «Пальчик – мальчик» (русская народная потешка) Взрослый перебирает по очереди пальчики ребёнка, приговаривая:         - Пальчик-мальчик, где ты был?

        - С этим братцем в лес ходил,

        С этим братцем щи варил,         С этим братцем кашу ел,         С этим братцем песни пел.

       «Пальчики» (русская народная потешка)

Взрослый поочерёдно загибая пальчики ребёнка, приговаривает:

        Этот пальчик – дедушка,

        Этот пальчик – бабушка,

        Этот пальчик – папочка,

        Этот пальчик – мамочка,

        А вот этот – наш малыш,

        Наш малыш - … (называют имя)

        «Раз, два, три, четыре, пять» (русская народная потешка) Загибают пальчики ребёнка и приговаривают:

        Раз, два, три, четыре, пять.         На другой руке опять:

        Раз, два, три, четыре, пять.

        «Пять братьев» (русская народная потешка)

Большой палец руки соединяют поочерёдно с каждым пальчиком:

       Идут четыре брата

       Навстречу старшему.

Здравствуй, большак! – говорят.

Здорово, Васька – указка,

      Гришка – серёдка,       Мишка – сиротка       Да крошка Тимошка.

       «Комарик» (отрывок из русской народной потешки)

       Летел комарик во лесочек

Изобразите жало комарика, выставив указательный палец вперёд . Остальные пальцы – в кулачок. «Летел комарик» - покрутите рукой с выставленным вперёд жалом.

       Сел комарик на дубочек.

Руку, которая изображала комарика, положите на сложенную в кулак другую руку.

      «Коза» (русская народная потешка)       Шла коза по мостику       И виляла хвостиком.

Сложите «козу», поджав большим пальцем средний и безымянный. Указательный и мизинец изображают рожки. Двигайте «козу» вперёд, качая туда-сюда.

      Зацепилась за перила,       Прямо в речку угодила.

Вторую руку поставьте на ребро – заборчиком. «Коза» переваливается через перила и падает за ними.

      «Яблочко» (русская народная потешка)

       Катилось яблочко по огороду

Сложите руку  в кулак и покрутите кулаком.

       И упало прямо в воду – бульк! Уроните руку вниз.

       «Дождик»(русская народная потешка)

       Дождик, дождик, посильней,

Машем открытыми ладошками вверх-вниз.

       Будет травка зеленей,

Ставим на стол открытые ладошки растопыренными пальчиками вверх.

       Вырастут цветочки        На кругленьком лужочке!

Свёрнутые в кулачок пальцы обеих рук раскрываются, изображая распускающиеся цветы.

      «Белка на тележке» (русская народная потешка)       Сидит белка на тележке,

Кулак одной руки поставить на ладонь второй руки.

        Продаёт она орешки:

Одну из рук сложить горсточкой.

        Лисичке-сестричке,

        Воробью, синичке,         Мишке толстопятому,         Заиньке усатому.

Называя каждого персонажа, указательным пальцем одной руки загибаем по одному пальцу другой.

        Кому в платок,

Левая рука раскрыта ладонью вверх, правая щепотка кладёт чтото на левую ладонь.

        Кому в зобок,

Щепотку подносим ко рту.

        Кому в лапочку.

Левая рука горсткой, правая кладёт что-то на неё.

       «Баран» (русская народная потешка)

       Шёл баран

Указательным пальцем и мизинцем изобразите бараньи рога.

       По крутым горам,

Поднимайте и опускайте «барашка» вверх-вниз.

       Вырвал травку,

Этой же рукой проделайте хватательное движение – вырвите травку.

       Положил на лавку.

Положите её на лавку – на раскрытую ладонь второй руки.

       Кто её возьмёт –

Сделайте вид, что берёте травку с лавки – одной рукой возьмите что-то с раскрытой второй руки.

       Тот и вон пойдёт.

Рука, которая брала что-то, резким движением «убегает» в сторону.

       «Жук, жук» (русская народная потешка)        Жук, жук, не жужжи!

Изображаем жука с длинными усиками.

       Где ты прячешься, скажи!

Разводим руками в стороны и пожимаем плечами.

       Мой дом под кустом,

Изображаем ладонями крышу.

       Под берёзовым листом!

Опять одной рукой изображаем жука, а второй – листик, под который залетает жук.

       «Кораблик» (Д. Хармс)

       По реке плывёт кораблик,

       Он плывёт издалека,

Сложили руки лодочкой и делаем ими волнообразные движения.

       На кораблике четыре

       Очень храбрых моряка.

Показываем поднятые вверх четыре пальца.

       У них ушки на макушке,

Поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями.        У них длинные хвосты.

Приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком.        Но страшны им только кошки,        Только кошки да коты.

Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим.

         «Муха строит дом» (русская народная потешка)           Ох, ох, что за гром?

Ладони к щекам. Качаем головой из стороны в сторону.

          Муха строит новый дом.

Изображаем ладонями крышу.

         Молоток: стук-стук,

Изображаем рукой движения молотком.

        Помогать идёт петух.

Двумя пальцами изображаем ноги, показываем, как идёт петух – важно, вразвалочку.

       «Зайчики» (русская народная потешка)        Раз, два, три, четыре, пять –        Вышли зайчики гулять.

       Раз, два, три, четыре, пять –

       В домик спрятались опять!

Сначала пальчики поочерёдно разгибаем из кулачка, потом так же поочерёдно собираем в кулачок.

       «Слонёнок» ( из вьетнамской народной поэзии, пер.Токмаковой)

       Шагает слонёнок – скорей погляди! –

       Хобот большой у него впереди,

Средний палец изображает хобот, остальные пальцы – ноги слонёнка. Слонёнок идёт вразвалочку.

       Хвостик смешной у него позади,

Указательным пальцем другой руки изобразить хвостик слонёнка. Приставить его в нужное место и согнуть-разогнуть несколько раз, затем убрать палец.

       Две толстых ноги идут впереди,        Две толстых ноги идут позади,        О нём я спою, а ты погляди! Слонёнок продолжает идти.

       « Где мой пальчик» (Н. Саконская)         Маша варежку надела:

Сжать пальцы в кулак.

Ой, куда я пальчик дела?        Нету пальчика, пропал,         В свой  домишко не попал!

Разжать все пальцы, кроме большого, ладонь тыльной стороной вверх.

        Маша варежку сняла:

Поглядите-ка, нашла!

Опять сжать пальцы в кулак и разжать все пальцы.

       Ищешь, ищешь не найдёшь.

       Здравствуй, пальчик!

       Как живёшь?

Пальцами другой руки поздороваться с большим пальчиком.    

    «Отличные пшеничные» (из шведской народной поэзии, пер.

И.Токмаковой)

       Мы печём пшеничные        

       Пироги отличные.

Одну ладонь кладём на другую, потом наоборот – лепим пирожки.        

Кто придёт к нам пробовать      

 Пироги пшеничные?

Две ладони рядом, изображаем поднос с пирожками.      

 Мама, папа, брат, сестра,      

  Пёс лохматый со двора.

По очереди загибаем пальцы, начиная с большого.

       И другие, все, кто может,

       Пусть приходят с ними тоже.

Машем ладонями по направлению к себе – зазываем гостей.

       Тесто замесили мы,

Изображаем руками, как месят тесто.

        Сахар не забыли мы,

Сыпем «сахар» щепоткой.

        Пироги пшеничные        

 В печку посадили мы.

Воображаемый пирог обхватили руками и ставим в печку – движение вперёд.

        Печка весело горит,        

 Наша мама говорит:        

- Крошки, что останутся,      

  Воробью достанутся.

Изображаем, как воробей клюёт крошки – указательным пальцем одной руки с ладони другой руки.

       «Тетери» (русская народная потешка)

       Как на нашем на лугу

Разводим руки в стороны, изображая простор.

       Стоит чашка творогу.

Ладони вместе – горстью.

       Прилетели две тетери,

Машем пальчиками обеих рук, «слетаемся» с разных сторон в середину.

       Наклевались, улетели.

Указательный и средний палец – клювы – тыкают в сложенную горстью вторую ладонь.

       «Синий чиж» (русская народная потешка)       

По дубочку постучишь

Стучим кулачком по столу.

       Прилетает синий чиж.

Машет «крыльями».

       У чижа, у чиженьки        

Хохолочек рыженький.

Поднимаем вверх четыре пальца и делаем пальцами волнообразные движения, пёрышки на хохолке «развеваются».      

 А на лапке маленькой      

 Сапожочек аленький.

Указательный палец одной руки поставить на стол и кончиком пальца другой руки погладить ноготь пальца, изображающего лапку.

 Чиж под солнышком летал        

 И головкою кивал.

Машем «крыльями», киваем головой.

        «Грибочки в кузовочке» (русская народная потешка)

        Шла бабка с заморья,

Указательный и средний палец – ноги, идём вразвалочку по столу.        

 Несла кузовок,

«Держим» в руке корзинку.

          В том кузовочке

          Лежали грибочки.

Одну ладонь сжимаем в кулак – ножка гриба, второй ладонью изображаем шляпку гриба – кладём сверху кулака.

          Кому гриб, кому два,

Пальцы собраны в кулак, на слово «гриб» показываем один палец (указательный), на слово «два» - два пальца (добавляем средний).

         А тебе, дитятко, весь кузовок.

Ладони вместе, большой горстью, - изображаем корзину с грибами. Протягиваем её вперёд.

        «Ах, ты, радуга-дуга…» (русская народная потешка)        

 Ах ты, радуга-дуга,        

 Ты высока и туга!

Соедините руки в замок, поднимите их над головой и покачайте из стороны в сторону.

         Не дай дождичка,

Машем открытыми от себя ладонями из стороны в сторону, изображая отказ.

         Дай нам вёдрышко.

Ладони горизонтально, как бы подставляем ладони под дождик.

         Чтобы деткам погулять,

         Чтоб теляткам поскакать,

В такт стихам качаем головой из стороны в сторону, как бы напевая песенку.

          Нужно солнышко

 –  Колоколнышко!

Поднимаем руки вверх, растопырив пальцы, - изображаем солнышко.

         «Шла собака через мост» (русская народная потешка)

          Шла собака через мост,

Изображаем всеми пальцами шагающую собаку – средний палец оттопырен вперёд (голова), остальные идут по столу.

          Четыре лапы, пятый хвост.

Показываем четыре пальца, поднятые вверх, большой прижат к ладони. На слово «пятый» зажимаем все пальцы, а большой поднимаем вверх.

          Если мост обвалится,

Две ладони поставьте вместе тыльной стороной вверх, ладони касаются кончиками пальцев – это будет мост. Изобразите, как мост обвалится.

          То собака свалится.

Разведите руки в стороны и пожмите плечами, как бы изображая удивление, недоумение.

           Упражнения для развития фонематического слуха

     Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т.е. умения отличать одни речевые фонемы от других. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал-мял, рак-лак, том-дом. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. Некоторые фонемы отличаются друг от друга только звонкостью или глухостью при одинаковой артикуляции, например звуки с и з, ж и ш, другие имеют более резкие акустические различия. Очень тонкие акустические различия имеют твёрдые и мягкие согласные (т и ть, с и сь). Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.

      Данные упражнения выбираются с учётом речевого дефекта ребёнка.

     При выполнении задания педагог сначала произносит предложение медленно, выделяя голосом нужный звук. Дети должны назвать и повторить этот звук, затем всё предложение.

Упражнения на  автоматизацию звука «Ш»

Наш Мишутка любит шутки.

Готовит Наташа пшённую кашу.

У Катюшина подушке вышита кукушка.

На кухне кошка готовит лепешки.

Шапка да шубка –вот и наш Мишутка.

В шалаше много шалунов.

Упражнения на автоматизацию  звука  «Ж»

Медвежонок неуклюжий – живет не тужит.

У ежика живот болит. Ему поможет Айболит.

Два жука летят,жужжат: «нужен дождик для ужат».

Ежу и ежонку ужин нужен.

Дадим ежевику ежам на ужин.

Жук упал, и встать не может, ждет он, кто ему поможет.

Ель на ежика похожа, еж в иголках, ёлка тоже.

Упражнения на автоматизацию звука «Щ»

Мы купили овощей, и для супа и для щей.

Петя леща поймать обещал.

Щуку я тащу, тащу, да боюсь, что упущу

 Упражнение на автоматизацию звука «Ч».

Дан котенту язычок, чтобы чистить свой бочок.

Удовольствие для чаек, когда волны их качают.

Упражнение на автоматизацию звука Ц

Утенок не боится окунуться в водицу.

Не поется птице, когда она в темнице.

Из соседнего колодца, целый день водица льется.

Упражнение на автоматизацию звука С

Сад в снегу и лес в негу, а по снегу я бегу.

Маленькую Люсю напугали  гуси.

У маленькой Сани, санки едут сами.

У Сани коса до самого пояса.

Упражнение на автоматизацию звука З

Дает хозяйка, капусту зайке.

Две козы и два бизона, потоптали все газоны.

Зоиного зайку зовут зазанайка.

Упражнение на дифференциацию звуков С-З

Воздух лесной пахнет сосной.

Дети на скамейку сели, песню звонкую запели.

Составляет зайка забавную мозайку.

Упражнение на дифференциацию звуков С-З-Ц.

Весной в конце светит солнце.

Позвали зайцев белки, весной на посиделки

Весной в оконце светит солнце

Позвали зайцев белки, весной на посиделки

Упражнение на дифференциацию звуков С-Ш

На лесной опушке стоит избушка.

Шапкой Саша  шишки сшиб, получил на лбу ушиб.

Шишки на сосне, шашки на столе.

Упражнение на дифференциацию звуков З-Ж.

Дождик, капель на жалей, землю –матушку полей

Оса летит, оса жужжит Саша от нее бежит.

Испугались не на шутку зайки, ежики, мишутки.

Упражнение на дифференциацию звуков Ш-Ж.

Испугались не на шутку зайки, ежики, мишутки.

Упражнение на дифференциацию звуков Ш-Ж-С-З.

В живом уголке жили ежи да ужи.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Упражнение на дифференциацию звуков Ч-Т.

Чем тучи темнее, тем ливень сильнее.

Сеня буквы изучал, Сима азбуку читал.

Упражнение на автоматизацию звука Л.

Этим летом я в лесу, видел белку и лису.

Клоун Милу удивил, он за хвост слона водил.

Искала белка дуб с дуплом.

Дупло у белок -это дом.

Около кола – колокола.

Упражнение на дифференциацию звуков Л-Ль.

Олени и лани гуляют на поляне

     

Упражнения на развитие речевого внимания и памяти.

      Данный материал предлагается для заучивания всей группой детей. Стихи выбираются с учетом звука, который автоматизируется или дифференцируется на данном занятии.

Шагают по опушке мышки,

Под мышками у мышке книжки.

Шумит на опушке

Мишка топтыжка.

Шишки на опушке у бедного мишки.

Шубу, шапку и калоши

Мы найти никак не можем.

Вот такие шутки

У нашего Мишутки

Не для шитья нужны ежам надёжные иголки.

Ежи живут – не тужат там, где обитают волки.

Неуклюжий медвежонок

Ежедневно ужин ждет  

Ведь на ужин медвежонок

Пьет охотно жидкий мёд.

Каждый жук жужжит о том,

Как же жутко быть жуком – каждый может обижать.

Как об этом не жужжать?

Жадная жаба на свете живет,

Жадность той жабе спать не дает.

Даже жутко – не одна такая жадина она!

Щетка в ящике лежит,

Щенок к ящику бежит,

Он ищет ее тщательно,

И стащит обязательно.

Пес тащит щетку.

Щенок тащит щепку.

Ведь для щенка

Пока и щепка велика.

Танечка четко

Отбивает чечетку, ни у кого чечётка не звучит так четко.

Ванечка водичкой

Моет плечи, личико, моет пальчики, бочок, - как бы вымыть язычок?

У цапли птенцы такие удальцы!

На одной ноге не лень

Стоять им с цаплей целый день.

Котенок цап кусается,

Цыпленок цып клюется.

Обоим от хозяйки за это достается.

Сам сказать сумей-ка:

В саду стоит скамейка, на скамейке сидит кот, он нам песенки поет

Днем сонные совы

На соснах сидят,

Когда все уснут – на охоту летят.

Знает Зоя: иногда

Падает с неба звезда,

Звездопад тех удивит,

Кто, когда темно не спит,

Сосульке сегодня

Совсем не досна

Знает она: наступает весна

Знает зайка сотню сказок, сто загадок, сто затей.

Созывает всех весной он в свой домик под сосной.

Солнце засияло, весело всем стало.

Веселятся птицы – зяблики, синицы.

Забавной обезьяне на месте не сидится.

Весь день та обезьяна поет и веселится.

Соня и Саня

Весело смеялись: шесть пушистых кошек мышонка испугались.

Зеленая жаба

С забавным жуком,

Забыли к зиме

Подыскать себе дом.

У Кати бычок – глупый чудачок,

Вздумал обучать

Катю мычать

Гусь гогочет и гогочет не пойму, чего он сучет?

-Я хочу чистой водички семечек и чичевички.

Мила вымыла ладони, Мила сделала салат.

Маме помогала Мила,

Мама Милу похвалила.

Плыла на лодке лайка,

У лайки – балалайка.

Долго пела лайка мне о погоде, о луне.

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела, даже белой не была.

Заяц белый, заяц белый ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал:

Я не бегал, я скакал.

У мышонка Тотошки

Кашки немножко

Думает Тотошко

Отдать кашку кошке.

И не будет кошка

Шипеть на Тотошку.

Дождик лей, лей!

Капель не жалей! Лей!

Дождик, дождик, ты нам нужен!

Пели жабы, лежа в луже.

Зайка забавный у Жени живет,

Женя не знает с зайкой забот.

Зайка не нужен не обед, ни ужин.

Ищут Катя с Таней вещи:

Ищут щетки, ищут клещи,

Плащ, ботинки, ящик, лейку, папа купит им ищейку.

В цветнике две овцы

Целый день пасутся.

У крыльца без конца

Киска ест из блюдца.

Этим летом я в лесу видел белку и лису.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Искала белка дуб с дуплом, дупло у белок – это дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей 1 младшей группы с тяжёлыми нарушениями речи.

Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и под ростков АПН установили, что уровень развития ...

«Развитие речи и мелкой моторики у детей с задержкой психического развития посредством работы с природным материалом»

Данный материал содержит опыт работы по развитию речи и мелкой моторики у воспитанников детского дома....

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»

Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладен...

Мастер-класс «Использование массажного шарика «су-джок» для развития речи и мелкой моторики» в рамках долгосрочного проекта по развитию речи для детей средней общеразвивающей группы

В мастер-классе описан практический опыт по использованию массажного шарика "су-джок" в работе с детьми, в котором дети с ОВЗ знакомят, учат манипулировать и придумывают сказку-путешествие с...

Су - джок – терапия – как средство развития речи и мелкой моторики у детей с ОВЗ «Гладь мои ладошки, ёж! Ты колючий, ну и что ж!» (статья и картотека игр по лексическим темам)

Можно ли помочь маленькому человеку в становлении правильной речи? Вполне! И сделать это в состоянии окружающие его взрослые и в первую очередь родители.Большую помощь в развитии речи играет двигатель...

Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мышления, памяти и развитие речи через мелкую моторику рук у детей раннего возраста»

Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мышления, памяти и развитие речи через мелкую моторику рук у детей раннего возраста» Цель: показать методы и приёмы работы с детьми п...

Кружок по развитию речи и мелкой моторики "Тренируем пальчики-развиваем речь"

План кружковой работы по развитию речи и мелкой моторики во второй младшей группе "Тренируем пальчики - развиваем речь". Цель данного кружка -развитие речи и мелкой моторики рук детей младше...