Приемы взаимодействия родителей с детьми с нарушениями речи
консультация (старшая группа) на тему

Семибратова Ольга Владимировна

Задержка речевого развития и нарушения формирования речи часто встречаются у детей разных возрастов. Ребенок с нарушенной речью так или иначе обеднен в общении, игре, обучении. Недоразвитие или нарушение развития речи и связанное с этим снижение коммуникативных способностей, задержка в развитии игры, нарушения обучения и т. п. требуют быстрой и эффективной коррекции.

Один из методов, который можно использовать в этом случае — бихевиоральный лечебный подход «направляемая ребенком интеракция» (НРИ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семибратова О. В.

Приемы взаимодействия родителей с детьми с нарушениями речи

Психологическая коммуникация

Взаимодействуя с ребенком, который имеет речевые нарушения, важно соблюдать правила поведения с ним и использовать определенные поведенческие навыки. Большинство родителей об этом не знают, поэтому невольно усугубляют проблемы своего сына или дочери. Научите их навыкам поведения в игре с ребенком.

Задержка речевого развития и нарушения формирования речи часто встречаются у детей разных возрастов. Ребенок с нарушенной речью так или иначе обеднен в общении, игре, обучении. Недоразвитие или нарушение развития речи и связанное с этим снижение коммуникативных способностей, задержка в развитии игры, нарушения обучения и т. п. требуют быстрой и эффективной коррекции.

Один из методов, который можно использовать в этом случае — бихевиоральный лечебный подход «направляемая ребенком интеракция» (НРИ).

        НРИ — это интерактивная, т. е. основанная на взаимодействии, терапевтическая модель. Основная цель — развить социабельное поведение ребенка, которое способствует успешной адаптации в социуме, и скорректировать сложившиеся привычные негативные способы речевого поведения.

Показания для НРИ — любые нарушения устной речи:

  • задержка в возникновении речи, речевого развития по сравнению с речевой нормой;
  • логоневрозы — разные типы заикания;
  • мутизм — отказ от речевого общения вследствие психологической травмы;
  • речевой регресс — возвращение к детской лепечущей речи у прежде говорящего ребенка;
  • невротические трудности речевого высказывания — страх говорить с кем-то вне семьи;
  • шепчущая речь;
  • минимизация речи из-за стыда, связанного с нарушенным звукопроизношением;
  • речевые трудности в составе нарушений соматического (например, при ДЦП) и психического (например, при РАС) развития.

НРИ происходит через обучение родителей более эффективным способам взаимодействия (навыкам поведения) с детьми и строится на материале любых парных игр (ребенок — взрослый). В игре стимулируется речевое развитие, навыки взаимодействия, познание мира,  все это ведет к заметному прогрессу речи, улучшению поведения и повышению самооценки ребенка.

Для преодоления речевых дефектов и стимуляции развития речи ребенка особое значение имеет умение взрослого уступить ребенку роль лидера в ситуациях вербального взаимодействия и правильная реакция на его спонтанные высказывания. Чувство прогресса и успеха приходит за счет того, что родитель и ребенок обнаруживают: ребенок способен на большее, чем казалось до занятий. Это играет мотивирующую роль. Действие НРИ достигается систематическим положительным подкреплением (поддержкой, поощрением) «хорошего» поведения ребенка.

«Хорошее поведение» — желаемое поведение, т. е. более совершенное по сравнению с начальным использование речи, для которого характерно увеличение активности высказываний (чаще, более развернуто, обращенных к большему количеству собеседников), расширение словарного запаса, верное словоупотребление и построение предложений.

Положительный эффект наблюдается с первого занятия. Стабильные результаты в среднем достигаются за полгода.

        Обучение НРИ проходит в три этапа. На первом обучите родителей новым формам поведения в совместной игре с ребенком. На втором — оцените эффективность обучения. Проведите для этого пробную игру. На третьем этапе родители самостоятельно используют НРИ дома в игре с ребенком — ежедневно
по 5–10 мин.
Вы параллельно проводите занятия с детско-родительской парой — 1–2 раза в неделю, от 15 мин до часа (в зависимости от возраста и особенностей развития ребенка).

Рассмотрим содержание работы на каждом этапе.

Первый этап

Обучение родителя НРИ возможно только, если он добровольно согласится на эту работу. Необходимо  информировать его об этапах, длительности и частоте занятий, необходимых игрушках, возможных трудностях и планируемых результатах работы:

«Я предлагаю вам прийти на обучающий семинар для родителей. Там я расскажу о технологии развития речи, которая позволит повысить активность речи вашего ребенка, стимулирует развитие фразовой речи, расширит словарный запас. Впоследствии вам нужно будет по 5 минут ежедневно играть дома с ребенком по правилам, которым я вас научу. Для игры могут подойти многие игрушки, например кубики. По моему прогнозу, нам нужно будет так заниматься в течение 4 месяцев».

На семинаре или во время индивидуального обучения знакомим родителей с базовыми принципами и конкретными приемами НРИ. Длительность семинара — 40 мин: 25 мин отводится  на  выступление — расскажите о приемах НРИ, затем предложите родителям поиграть в течение 5 мин, 10 мин отведите на то, чтобы ответить на вопросы.

По окончании семинара дайте каждому из родителей памятку с описанием приемов НРИ и их обоснованием.

Приемы НРИ — новые навыки взаимодействия.

Расскажите родителям о двух группах навыков — «Не делай!» и «Делай!».

1. Группа навыков «Не делай!» — навыки взаимодействия, которые должны быть ослаблены, потому что они негативно влияют на развитие речи ребенка, и которые не надо применять в игре с ним. Включают три вида: «Не командуй», «Не задавай вопросы», «Не критикуй».

«Не командуй» — нельзя давать ребенку никакие команды. Команды снижают его уверенность и спонтанность, не дают занять лидерскую позицию, часто не выполняются и тем самым повышают переживание неуспеха и взаимного недовольства у ребенка и взрослого.

Взрослому нельзя использовать как прямые («Сделай башню», «Дай мне кубик», «Поставь еще одну машинку»), так и непрямые команды («Не мог бы ты это доделать», «А не взять ли нам еще и синие», «Давай сделаем тут дверь»).

«Не задавай вопросов» — взрослые не должны задавать вопросы. Кто задает вопросы — тот руководит взаимодействием. Вопросы могут восприниматься как завуалированные команды, оценки и критика. Поэтому они сдерживают спонтанную речь у ребенка, особенно у детей с отставанием в развитии. Например:

«Ну что, сделаем башню?» — вопрос, который перехватывает у ребенка инициативу;

«Не мог бы ты сходить за кубиками?» — вопрос, воспринимающийся как команда;

«Это ты что построил, автосервис?» — вопрос, воспринимающийся как сомнение или неодобрение.

«Не критикуй» — нельзя критиковать ребенка. Критика снижает спонтанность, уверенность в себе, заставляет избегать активного поведения. Например:

«Да такая башня и минуты не простоит! Нет, ты не так делаешь!» — прямая критика;

«Эта деталь сюда не подойдет. Уже хватит машинок. Разве это синий, это зеленый!» — непрямая критика.

Если надо поправить ребенка, то лучше использовать формулировку без критики, например: ребенок взял красный кубик и говорит: «Зеленый». Родитель в ответ: «Ты взял красный кубик».

2. Группа навыков «Делай!» — навыки, которые надо усилить и применять в игре с ребенком как можно чаще, т. к. они способствуют речевому прогрессу. Включают пять видов: «Описание», «Отражение», «Имитация», «Похвала», «Игнорирование».

«Описание» — взрослый описывает «хорошее поведение» ребенка в момент совершения им каких-то действий. Описывать нужно только «хорошее поведение» — это позволит его закрепить и усилить. Нежелательное поведение описывать не нужно.

Описание создает у ребенка ощущение поощрения, дает ему понять, что взрослый внимателен к нему. Кроме того, это обогащает словарный запас, дает модель для самостоятельного сопровождения речью своих действий («Ты делаешь башню», «Ты кладешь кубики друг на друга», «Ты рисуешь кошку. У кошки черная шерсть»).

«Отражение» — повторение высказываний ребенка. Возможно дословное повторение и более развернутое, грамотное. Отражение способствует развитию словарного запаса, поддерживает мотивацию активного говорения, воспринимается как интерес и поощрение.

 Например:

Ребенок: «Кубики!» Родитель: «Ты взял кубики». Ребенок: «Машинка бжжж!» Родитель: «Машинка поехала по дороге».

«Имитация» — взрослый имитирует «хорошее поведение» ребенка: копирует, повторяет его. Это способствует взаимной имитации, расширяет репертуар поведенческих и речевых навыков, выражает поощрение. Например:

Ребенок: начинает строить башню. Родитель: «Ты строишь башню. Я тоже хочу построить башню». Начинает строить башню такого же или меньшего размера.

Ребенок расставляет машинки на полу. Родитель: «Ты ставишь синюю и красную машинки вместе. Я поставлю желтую и черную».

«Похвала» — взрослый хвалит ребенка за «хорошее поведение». Это способствует закреплению и устойчивости новых навыков ребенка. Например:

«Как ты хорошо сделал башню! Как здорово ты катаешь машинки! Мне нравится, когда ты со мной говоришь!» — похвала с обозначением конкретных действий;

«Красота! Молодец! Любимый сынок! Ты хорошая девочка!» — похвала без обозначения конкретных действий.

«Игнорирование» — взрослый игнорирует поведение ребенка, направленное на привлечение к себе внимания (плач, крик, агрессия). Игнорирование должно быть последовательным и постоянным. Например:
Ребенок не может что-то найти или сделать, хнычет, отходит. Взрослый отворачивается: «Попробую-ка я построить башню». Ребенок подходит. Взрослый сразу поворачивается к ребенку: «Хорошо, что ты вернулся. Мне нравится играть с тобой».

        Если ребенок ведет себя все более разнузданно в ответ на игнорирование и начинает совершать действия, опасные для него самого, взрослого или для игрушек, родителю надо остановить игру и отреагировать тем способом, каким обычно он прерывает нежелательные действия ребенка.

Второй этап

        На этом этапе вы проводите индивидуальную работу с каждой парой ребенок — родитель. Продолжительность — 15 мин: 5 мин — пробная игра, 10 мин — на то, чтобы озвучить родителю свои наблюдения и ответить на его вопросы.

Ваша задача во время совместной игры:

  • оценить действия родителя (насколько он владеет навыками НРИ) и сразу же дать обратную связь;
  • подсказывать, что ему следует делать чаще или чего не следует делать.

Сразу сообщите родителю, что будете наблюдать за тем, как он освоил навыки НРИ.

Как определить, что родитель овладел навыками НРИ

За 5 минут игры родитель:

• ни разу не задает вопрос ребенку;

• не использует команды;

• не делает ни одного замечания ребенку;

• игнорирует все его попытки привлечь плохим поведением внимание к себе;

• произносит не менее чем две фразы в минуту, связанные с описанием и отражением действий ребенка;

• произносит не менее чем две похвалы ребенку в минуту (при этом половина из них — с обозначением конкретных действий).

        Во время игры уступите инициативу родителю. Вмешивайтесь в игру только в случае долгих пауз.

        Комментируйте взаимодействие родителя и ребенка, наблюдая за игрой, а по ее завершении повторите еще раз, озвучьте свои наблюдения и рекомендации. Например:

«Пожалуйста, постарайтесь хвалить ребенка как можно чаще».

«Это был вопрос, превратите его в отражение».

«Эти действия можно сымитировать».

«Поддержите его, скажите, что вам приятно с ним играть».

«Обратите внимание, он начал капризничать, когда вы попытались сделать это, он хочет делать это сам».

«Она стала более разговорчивой и смелой, когда вы стали отражать ее слова».

Третий этап

        Предложите родителям дома самостоятельно использовать техники НРИ в играх с ребенком.

        Озвучьте им пять основных правил, которых они должны придерживаться во время игровых занятий.

1. Регулярность. НРИ не требует больших временных затрат. Достаточно заниматься 5 мин в день, но занятия должны быть регулярными, ежедневными.

2. Игровой характер. Занятия должны проводиться в форме игры,

3. Доброжелательность. Недопустимо кричать на ребенка, критиковать, принуждать его к занятиям. Необходимо поддерживать приятную, легкую атмосферу взаимодействия с ним.

4. Поощрение. Важно поощрять речевую активность ребенка, используя изученные приемы НРИ.

5. Обучение через наблюдение и подражание. Родителю необходимо самому говорить ясно, грамотно, живо.

        Расскажите о том, какие игрушки рекомендуется использовать для техники НРИ:

  • конструкторы, в том числе магнитные;
  • наборы кубиков с буквами и без;
  • игрушку «Мистер Картофельная Голова» — представляет собой пластиковую картофелину, к которой прилагается множество аксессуаров. В произвольном порядке они могут прикрепляться к «телу». В классический комплект всегда входят глаза, уши, руки, ботинки, кепка, зубы, язык и усы, которые могут также превращаться в брови;
  • простые головоломки;
  • мозаики;
  • доску и мелки;
  • бусины, нить или проволоку.

        В технике НРИ нельзя использовать игрушки, способные провоцировать и закреплять агрессивные действия, например: оружие; воинственные персонажи;

ножницы. Не подходят для техники НРИ: краски; масса для лепки; глина; настольные игры; книги.

Нежелательно использовать кукол и игрушечные телефоны — они затрудняют необходимое для техники взаимодействие родителя и ребенка.

Памятка для родителей

Как использовать приемы НРИ во взаимодействии с ребенком

1. Ежедневно по 5–10 мин играйте с ребенком по определенным правилам. Это приведет к прогрессу речевого развития, совершенствованию навыков взаимодействия, укреплению веры ребенка в свои силы.

2. Правильно и систематично поддерживайте (подкрепляйте) желаемое поведение ребенка и не поддерживайте (не подкрепляйте, игнорируйте) проблемное поведение.

3. Играйте в любые парные игры. Используйте конструкторы, кубики, Мистер Картофельная Голова, головоломки, бусины и нить, мел и доску. Не используйте оружие, вооруженных и воинственных персонажей, телефоны, кукол, материалы для лепки и рисования, книги, настольные игры.

4. Дайте ребенку роль лидера во взаимодействии с вами и правильно реагируйте на его спонтанные высказывания.

5. Не давайте в игре с ребенком команды — они заставляют его сомневаться в себе, избегать инициативы и ведут к протесту.

6. Не задавайте вопросов — они блокируют спонтанную речь и создают впечатление, что вы недовольны или командуете.

7. Не критикуйте — это снижает уверенность ребенка и ухудшает атмосферу взаимодействия.

8. Описывайте игру ребенка — это развивает его игровые и речевые навыки.

9. Отражайте высказывания ребенка — это помогает ему чувствовать ваш интерес, стимулирует речевое развитие, помогает осваивать новые слова и речевые обороты, исправлять ошибки.

10. Имитируйте действия ребенка — это повышает его уверенность в себе и помогает ему имитировать ваши действия и речь.

11. Хвалите ребенка за хорошее поведение — это поддерживает его правильные действия, повышает самооценку, настойчивость, умение взаимодействовать.

12. Игнорируйте попытки ребенка привлечь к себе внимание плохим поведением — это способствует преодолению нездоровых форм поведения ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Личностно-ориентированные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями и детьми, имеющими нарушения речи"

Данная презентация представляет опыт работы учителя-логопеда с родителями дошкольников группы компенсирующей направленности....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯ ЛОГОПУНКТА

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯ ЛОГОПУНКТА...

Совместные досуги с родителями и детьми с нарушениями речи как вид интерактивной формы работы с родителями

Данная методическая разработка может быть полезна для учителей- логопедов и воспитателей, работающих в дошкольных учреждениях,   поскольку содержит методические рекомендации по организации и пров...

Логоритмика. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Материал содержит описание: форм взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда; целей и задач логоритмики; структуры и содержания ОД....

использование приемов мнемотехники в работе с детьми с нарушениями речи

Развитие словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи...

«ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» "Проект "Чудо-дерево"

laquo;ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»«Только вместе с родителями, общими у...