Рекомендации для родителей по автоматизации звуков у детей
консультация (старшая группа) на тему
В представленном материале содержатся рекомендуемые игры и упражнения по автоматизации звуков у детей,которые родители могут использовать дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по автоматизации звуков у детей
Составила: Порожняя О.А.,
учитель-логопед МБДОУ №87
Коррекция звукопроизношения у детей включает в себя три этапа: подготовительный этап, этап постановки звука и автоматизация звука. Если у ребёнка нарушено сразу несколько групп звуков, то работа над исправлением следующего звука ведётся тогда, когда в достаточной мере автоматизирован предыдущий звук.
Что же такое «автоматизация звуков»? Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Работа по автоматизации звука ведётся под контролем учителя – логопеда. Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения. Автоматизация любого звука включает в себя:
• автоматизацию изолированного звука;
• автоматизацию звука в слогах;
• автоматизацию звука в словах;
• автоматизацию звука в словосочетаниях;
• автоматизацию звука в предложениях;
• автоматизацию звука в связной речи;
Обычно это происходит следующим образом: логопед прорабатывает необходимый речевой материал на своих занятиях и даёт родителям рекомендации для работы с ребёнком дома. Зачастую такие рекомендации содержат исключительно речевой материал, проговаривание которого обычно быстро надоедает детям. Чтобы процесс закрепления звуков проходил интереснее и эффективнее предлагаю использовать различные игровые приёмы. Все предложенные приёмы можно использовать на разных этапах автоматизации звука, меняя речевой материал.
Эти приёмы делятся на четыре группы:
• Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;
• Приёмы на основе продуктивной деятельности детей;
• Приёмы с использованием информационно-компьютерных технологий;
• Приёмы, предусматривающие использование различных предметов.
Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики:
«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.
«Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
«Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал. Это также может быть и изолированный звук, и слог, и слово.
«Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово).
«Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.
Для упражнений «Колечки», «Крыша», «Пианино» можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [л] – «ласковый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом. Ласковый голос, ласковая мама, ласковый котёнок и т. д.
«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.
Приёмы на основе продуктивной деятельности детей:
Это самая творческая группа. Автоматизация звука происходит в процессе продуктивной деятельности (когда результат деятельности какой-нибудь продукт – рисунок, аппликация и т. д.). Рекомендую следующие приёмы – рисование палочек, клеточек, кружочков, камешков, цветочков при одновременном произнесении материала. Интереснее будет, если это рисование будет по заданию. Например, нарисуем забор, чтобы коза не зашла в огород. Ребёнок проговаривает слово и рисует палочку – дощечку забора. Рисовать можно чем угодно: мелом, карандашами, красками. Можно рисовать на песке,
манке. Лепка шариков из пластилина при одновременном проговаривании звука, слога, слова.
Приёмы с использованием информационно-компьютерных технологий:
Это современные компьютерные игры, которые несомненно заинтересуют ребёнка. Однако, необходимо помнить, что перед использованием любой из таких игр необходима консультация учителя-логопеда. Особенно много таких игр представлено на сайте МЕРСИБО.
Приёмы, предусматривающие использование различных предметов:
Песочные часы – проговариваем речевой материал до тех пор, пока в часах не закончится песок.
Юла (маленький волчок) – проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка.
Массажный мяч – проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом – поглаживанием, катанием, сжиманием.
Скрепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение).
Бусинки – собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р].
Прищепки – цепляем прищепки на какую–нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала.
Мозаика – собираем несложные узоры. Ребёнок должен правильно сказать звук (слог, слово, словосочетание, предложение), чтобы заработать деталь.
Мыльные пузыри – вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь.
Мяч. Взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, повторяет речевую единицу и бросает мяч взрослому.
Скакалка – на каждый прыжок называем слог.
Сортировка мелких предметов. В большой ёмкости перемешаны различные мелкие предметы. Это могут быть макароны разных сортов, фасоль, разноцветные пуговицы или бусины. Понадобятся и более мелкие ёмкости по количеству сортов предметов. Взрослый даёт задание, например, разложить пуговицы по размеру. Если ребёнок берёт крупную пуговицу, то он проговаривает слог «ра», если мелкую – то «ру», пуговицу среднего размера – «ро». Можно предложить припоминать слова с заданным звуком в начале, середине, конце. Данное упражнение позволяет не только автоматизировать звук в речь, но и прекрасно тренирует мелкую моторику и психические процессы: мышление, внимание, восприятие.
«Альпинист». На верёвке или шнурке (4-6 мм) завязываем 4-8 узелков. Верёвку подвешиваем вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазании по канату) и так двигается дальше. На каждый узелок ребёнок называет заданный звука (слог, слово).
Для автоматизации звуков (особенно в изолированной позиции) можно использовать различные дорожки и лабиринты. Их можно встретить в детских журналах, в интернете или нарисовать самим. Ребёнку предлагается произносить заданный звук до тех пор, пока он «бежит» по дорожке. Можно выложить дорожку цветными камешками или ракушками для какого-нибудь героя. Давайте мы с вами попробуем выложить дорожку из цветов: поможем принцу добраться до замка принцессы.
Многие выше перечисленные приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание, мышление, ловкость. Включайте свою фантазию и творчество – это поможет Вам придумать свои авторские игры и приёмы.
Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех этих упражнений – следить за правильным произношением автоматизируемого звука и соблюдать рекомендации учителя – логопеда! Успехов Вам и Вашим детям в преодолении речевых трудностей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/17/picture-791562-1463488605.jpg)
Методические рекомендации для родителей по автоматизации звуков [р] и [рь] у детей на материале лексической темы "Насекомые".
Домашние задания по автоматизации звуков [р] и [рь] у детей на материале лексической темы "Насекомые"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/17/picture-791562-1463488605.jpg)
Методические рекомендации для родителей для автоматизации звуков [р] и [рь] у детей на материале лексической темы "Одежда".
Домашние задания для автоматизации звуков [р] и [рь] у детей на материале лексической темы "Одежда"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/17/picture-791562-1463488605.jpg)
Методические рекомендации для родителей по автоматизации звуков [л] и [ль] у детей дошкольного вораста
Речевые игры для равития фонематиеского восприятия и правильного проиношения звуков [л] и [ль] у детей....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/18/picture-1013228-1518956525.jpg)
Рекомендации для родителей по автоматизации звуков.
В рекомендациях излагаются основные этапы и правила автоматизации звуков у детей . Материал может быть полезен родителям, воспитателям детских садов, логопедам....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/14/picture-679773-1697300192.jpg)
Рекомендации для родителей по автоматизации звуков
Автоматизация звуков АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ - это закрепление правильного произношения звука в речи. Поставленный звук очень хрупкий, так как у ребенка сложилась стойкая привычка деф...
Рекомендации для родителей по автоматизации звуков
Рекомендации для родителей по автоматизации звуков...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/03/picture-1008722-1646261932.jpg)
Рекомендации для родителей по автоматизации звуков. Правила, последовательность.
После постановки звука наступает время ввести новый звук в речь ребенка. В онтогенезе, при нормальном развитии речи ребенка каждый новый звук проходит этот этап: «Скажи Ш...