Рекомендации для родителей по автоматизации звуков
презентация по логопедии

Юнькова Екатерина Сергеевна
Автоматизация звуков АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ - это закрепление правильного произношения звука в речи. Поставленный звук очень хрупкий, так как у ребенка сложилась стойкая привычка дефектного произношения. При автоматизации звука в речи - закрепляется новый правильный звук.
 
Последовательность автоматизации звуков: 
-Автоматизация изолированного звука.
-Автоматизация звука в слогах.
-Автоматизация звука в словах.
-Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах.
-Автоматизация звука в стихах.
-Автоматизация звука в текстах, рассказах.
-Автоматизация звука в самостоятельной речи.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рекомендации для родителей по автоматизации звуков. Правила, последовательность. Подготовила учитель-логопед: Юнькова Е.С. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы « Школа № 1568 имени Пабло Неруды » 127221, г. Москва, пр. Шокальского, д.7, корп.2, ОГРН 1137746596316 ИНН 7715969660 КПП 771501001 тел/факс: (495) 656-83-04; (495) 656-88-13 e - mail :1568@ edu . mos . ru ,http://lyc1568.mskobr.ru

Слайд 2

После постановки звука наступает время ввести новый звук в речь ребенка. В онтогенезе, при нормальном развитии речи ребенка каждый новый звук проходит этот этап: «Скажи ШШШ» - «ШШШ», - шипит ребенок. «Скажи ШШШапка » - «ШШШШ… Сапка», - упс ! Не получилось… Должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенок мог безошибочно произнести «шапка». Почему так происходит? Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся не только у животных («собачки Павлова»), но и в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания (перенести вес на одну ногу, другую согнуть в колене, выдвинуть ее вперед…), многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм». Нарушение звукопроизношения (фонетическое нарушение) может проявляться как в пропуске звука (« ука »), так и в его замене другим, часто более простым, звуком («лука»). В первом случае автоматизация звука проходит несколько легче – т.к. в коре головного мозга отсутствуют некоторые условно-рефлекторные связи, их нужно просто создать. В случае искаженного произношения или замены звука условные связи уже существуют, и их необходимо затормозить, одновременно подкрепляя новый динамический стереотип правильного произношения. Поэтому автоматизация идет дольше. В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов, и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя. Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни скороговорку. В легких случаях (физиологическая возрастная дислалия ) каждый этап может занимать по 3-5 минут: «зарычал», 5 слогов произнес, по 5 слов на каждое сочетание сказал – можно сразу рассказывать стихи. НО – все эти слоги и слова всё же произнесены, взрослый убедился, что во всех возможных сочетаниях звук получается, все этапы присутствуют.

Слайд 3

Последовательность автоматизации звуков. Автоматизация изолированного звука. Автоматизация звука в слогах. Автоматизация звука в словах. Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах. Автоматизация звука в стихах. Автоматизация звука в текстах, рассказах. Автоматизация звука в самостоятельной речи.

Слайд 4

Автоматизация изолированного звука. Сначала звук необходимо закрепить изолированно, т.е. отдельно от всех других звуков .Как при постановке, так и на начальных этапах автоматизации обязательно используются дополнительные анализаторы – зрительный, тактильный Т.е. сидим перед зеркалом, чтобы ребенок видел лицо взрослого и свое лицо, и контролируем правильность артикуляции. Разумеется, автоматизировать звук изолированно нужно в игровой форме: « Как шипит змея? А чья змея шипит дольше – твоя или моя? ШШШШШ». Недостаточно просто произнести звук для того, чтобы малыш нам правильно его повторил – в некоторых случаях нужно подробно объяснить, как поставить органы артикуляции для того или иного звука, в других случаях лучше пользоваться аналогиями («сделай из зубов заборчик»), или же имитируем движения рукой (вверх или вниз, язык широкий или узкий). И некоторое время необходимо напоминать ребенку теми же жестами и словами ,как произнести этот трудный звук. Зачем это нужно? «Чем сложнее динамический стереотип (слово, звук), тем труднее он усваивается. Когда же он усвоен, то достаточно действия одного из его раздражителей, чтобы он полностью снова возник. Старый, неподкрепляемый стереотип некоторое время удерживается в коре мозга, затем постепенно уступает место новому, подкрепляемому… . Следовательно, для закрепления нового слова или звука требуется систематическая тренировка их» (М.Е. Хватцев «Логопедия: работа с дошкольниками»). Вот почему логопеды настаивают на ежедневном выполнении домашних заданий – так устроен человеческий мозг.

Слайд 5

Автоматизация звука в слогах. После того, как ребенок достаточно свободно выполняет нужные артикуляционные движения, и звук получается правильно, приступаем к автоматизации в слогах. Учитывая, что слог не имеет для ребенка никакого смысла – заранее придумайте, как его увлечь этим делом – соединением двух звуков в одно целое. Например, можно перебрасывать с ребенком мяч и повторять слоги или шагать по комнате: шаг-слог.

Слайд 6

Автоматизация в словах и предложениях. Не стоит долго «засиживаться» на произнесении слогов. Как правило, логопед дает слова для автоматизации в определенной последовательности, отрабатывая ту или иную позицию звука в слове (в начале слова, середине, в конце и т.д ). То же относится к словосочетаниям, предложениям. Повторять слова рекомендуется ежедневно.

Слайд 7

Автоматизация звука в стихах. Стихи – прекрасный речевой материал для автоматизации звуков! Благодаря стихотворным текстам можно не только отработать произношение звуков, но и развить память ребенка, интонационную выразительность речи, обогатить словарный запас. К тому же, довольно часто эти стихи бывают веселыми, что положительно сказывается на отношении ребенка к такой сложной работе, как отработка произношения.

Слайд 8

Автоматизация звуков в текстах, рассказах. Важный этап автоматизации, т.к. ребенок учится одновременно следить за правильным произношением и воспроизведением текста.

Слайд 9

Автоматизация звука в самостоятельной речи. Самостоятельная речь – заключительный этап автоматизации. Здесь тоже необходимо соблюдать некоторые правила. Некоторое время ребенок не может одновременно думать о двух вещах сразу – что сказать и как сказать . Он прибегает домой и начинает взахлеб рассказывать о каком-либо событии. Событие, разумеется, важнее, чем какие-то там звуки. Достаточно трудно заставить ребенка включить самоконтроль за звуками в такой ситуации. И даже если вам это удастся – поверьте, вы испортите малышу всю радость от общения. Поэтому лучше сначала самостоятельной речью считать только вами созданные, немного искусственные ситуации: «расскажи, что было в садике?». И если там не было ничего особо эмоционально значимого для ребенка, он спокойно начнет отвечать на ваши наводящие вопросы, а вы сможете не спеша исправлять его произношение. Поначалу следить за звукопроизношением будет только родитель – у него вырабатывается т.н. «сторожевой рефлекс», когда взрослый приучается следить за двумя вещами сразу: поддерживать беседу и отмечать все неправильности произношения. Чтобы ребенок научился использовать новый правильный звук, нужно после каждой ошибки дать ребенку образец слова и настоять на правильном повторении слова. «Мама, купи мне масынку » - « МаШШШинку » - «Да, маШШШинку » - «Молодец!». Обычно спустя недели две ребенок начинает сам отслеживать, где прозвучало неправильно и сам исправляется. Тогда от взрослых требуется закреплять новый стереотип одобрением и похвалой. Считается, что на всю автоматизацию нового звука – от слогов до самостоятельной речи – как на замену одной привычки другой уходит в среднем 35-45 дней. Учтите, что эти сроки относятся только к Дислалии , при более серьезных нарушениях (Дизартрии, Ринолалии ) сроки автоматизации обычно увеличиваются.

Слайд 10

Вне зависимости от этапа нужно помнить несколько моментов: звук, слог, слово, стишок сначала показывает взрослый, и только потом произносит ребенок. В идеале ребенок не должен на этапе автоматизации звука ошибаться ни разу – чтобы старый стереотип не мешал закреплению нового. Поэтому от взрослого требуется огромное внимание, чтобы успевать раньше ребенка показать или подсказать правильный звук. обязательно нужно закреплять новый звук не только на занятиях у логопеда, но и дома, в процессе домашней работы, и по возможности в детском саду (если у вас в детском саду грамотные, понимающие воспитатели, попросите их следить за речью вашего малыша, подбирать стихи для праздников с учетом речевых возможностей ребенка). Если же дошкольник пользуется новым звуком только на занятии, то формируется так называемый «синдром кабинетной речи», когда во время занятия все звуки произносятся отлично, а как только малыш выходит за порог - как будто никогда ничему и не учился! То есть сложился стереотип – «в кабинете говорю хорошо, а в жизни как привык». следите за качеством предъявляемого материала – в словах не должно быть двух оппозиционных звуков. Например, если мы автоматизируем звук Р, который ранее ребенок произносил как Л, ни в коем случае не должно быть слов, где одновременно встречаются оба эти звука : роль, зеркало… Если же попалось такое слово или фраза – не настаивайте на правильном произношении обоих звуков. Оппозиционные звуки необходимо будет дифференцировать, и для этого существуют специальные приемы. первое время нужно новый звук произносить несколько утрированно (чуть дольше, сильнее, чем другие звуки). Это необходимо для того, чтобы слуховой анализатор зафиксировал новое звучание как образец, и в дальнейшем, когда новый звук «подровняется» под другие, сверял его звучание с образцом. Не пугайтесь, что новый звук такой «громкий» - это временно, в потоке речи органы артикуляции вынуждены будут равномерно распределять усилия на все звуки .

Слайд 11

И.П. Павлов установил, что в состоянии голода, утомления, сильных переживаний резко ослабевает торможение и усиливается возбуждение. В таком состоянии у детей, если новые речевые стереотипы еще не автоматизированы, снова появляются старые (картавость, шепелявость, заикание). В подобных случаях необходимо поддерживать новые речевые рефлексы подсказом, напоминанием и т.п. логопедические занятия при таком состоянии ребенка проводить нельзя». в логопедических занятиях, и в автоматизации звуков очень важна мотивация ребенка, т.е. насколько важно это для него, нужно ли это ему самому и зачем. Конечно, иногда встречаются замечательные дети, которые сами просят родителей сходить к логопеду. Но это уникальные случаи. Чаще инициатива исходит от родителей – это МЫ понимаем, зачем нужно правильно говорить, а малышу это пока неведомо, его жизнь и так хороша. Без должной мотивации логопедические занятия могут растянуться на неопределенный срок. Мотивация – это не «позанимаешься хорошо, я тебе конфету дам», а «ты ведь хочешь хорошо учиться в школе \ читать стихи на празднике \ быть взрослым…» и много других вариантов, которые подходят именно вашему ребенку. Поэтому очень важно отношение окружающих, не только мамы и папы, к занятиям ребенка на первых порах надо поддерживать новые звуки всеми средствами, а не предоставлять малышу произносить их без подкрепления и контроля. Необходимо, чтобы взрослый слушал и отслеживал правильность произношения. Проявляйте как можно больше терпения и любви к своим детям и положительный результат не заставит себя ждать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей по автоматизации звуков [р] и [рь] у детей на материале лексической темы "Насекомые".

Домашние задания по автоматизации звуков [р] и [рь] у детей на материале лексической темы "Насекомые"....

Методические рекомендации для родителей для автоматизации звуков [р] и [рь] у детей на материале лексической темы "Одежда".

Домашние задания для автоматизации звуков [р] и [рь] у детей на материале лексической темы "Одежда"....

Методические рекомендации для родителей по автоматизации звуков [л] и [ль] у детей дошкольного вораста

Речевые игры для равития фонематиеского восприятия и правильного проиношения звуков [л] и [ль] у детей....

Рекомендации для родителей по автоматизации звуков.

В рекомендациях  излагаются основные этапы и правила автоматизации звуков у детей . Материал может быть полезен родителям, воспитателям детских садов, логопедам....

Рекомендации для родителей по автоматизации звуков у детей

В представленном материале содержатся рекомендуемые игры и упражнения по автоматизации звуков у детей,которые родители могут использовать дома....

Рекомендации для родителей по автоматизации звуков

Рекомендации для родителей по автоматизации звуков...

Рекомендации для родителей по автоматизации звуков. Правила, последовательность.

После постановки звука наступает время ввести новый звук в речь ребенка. В онтогенезе, при нормальном развитии речи ребенка  каждый новый звук проходит этот этап:  «Скажи Ш...