Конспект занятия по РЭМП для старших дошкольников с ЗПР
консультация по математике (старшая группа)

Предлагаемые рекомендации в большей степени относятся к детям с эмоциональными и интеллектуальными нарушениями, хотя общие подходы можно использовать для всех категорий детей раннего возраста (с сенсорными и двигательными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx16.89 КБ
Файл konspekt_po_remp.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Как подготовить ребенка к посещению детского учреждения  

Специалисты и родители нередко испытывают дефицит знаний в чисто организационных вопросах проведения коррекционных занятий с маленькими детьми, отмечают трудности в адаптационном периоде ребенка к занятиям и детскому учреждению, указывают на сложности налаживания продуктивного обучающего и корригирующего общения с проблемными малышами.

С учетом недостаточности освещенности этих проблем в литературе данная статья касается:

- вопросов подготовки детей 1,5-3 лет к посещению детского учреждения или систематических занятий в коррекционной консультативной группе;

- вопросов установления контакта взрослого с ребенком раннего возраста в адаптационном периоде;  

- вопросов организации общения родителей с проблемными малышами в домашних условиях.

Предлагаемые рекомендации в большей степени относятся к детям с эмоциональными и интеллектуальными нарушениями, хотя общие подходы можно использовать для всех категорий детей раннего возраста (с сенсорными и двигательными нарушениями).

ПОПРОБУЕМ  ПРЕДСТАВИТЬ: ЧТО  ИСПЫТЫВАЕТ  МАЛЫШ,  ВПЕРВЫЕ  ПРИШЕДШИЙ  В ЯСЛИ  ИЛИ В КОНСУЛЬТАТИВНУЮ ГРУППУ  НА  ЗАНЯТИЯ?

Воспитателям учреждений и педагогам консультативных и коррекционных групп желательно иметь представление об адаптационных проблемах детей раннего возраста, о тех трудностях, с которыми сталкивается ребенок при смене жизненного стереотипа. Прежде всего, изменение привычной обстановки, приход в новое помещение, присутствие сверстников может вызвать у малыша стрессовое состояние: страх, крик, плач, выраженное психомоторное возбуждение или, наоборот, заторможенность, пассивность и обездвиженность. Кроме того, педагогу следует учитывать, что маленькие дети, особенно с нарушениями психического развития, не всегда легко и охотно вступают в контакт с незнакомыми взрослыми. Поэтому педагогу желательно овладевать специальными приемами установления контакта с проблемным ребенком, находящимся в стрессовом состоянии и особо не форсировать процесс обучения малыша. Хотя вполне понятно желание педагога как можно скорее приступить к занятиям (особенно, если ребенок приезжает из другого города на короткий период). С этой целью можно предложить педагогу попробовать совместить налаживание эмоционального контакта с ребенком с внедрением отдельных игровых элементов коррекционных занятий.

Однако, основной задачей первого - адаптационного - периода должно стать не обучение малыша, а снятие стресса и обеспечение ребенку комфортного эмоционального состояния. Для этого он прежде всего должен чувствовать себя вне опасности и максимально защищенным. Такую защиту, конечно, сможет обеспечить только мама или самый родной и близкий человек, ее заменяющий. Поэтому именно в период адаптации ребенка (а он может продолжаться у некоторых детей больше месяца) целесообразно присутствие мамы на занятиях. В новое незнакомое помещение (комнату для занятий) лучше, если малыш будет внесен мамой на руках, так как физическая близость с ней создаст у малыша большее состояние защищенности. По мере установления эмоционального контакта с педагогом ребенок не будет столь нуждаться в физической близости мамы и постепенно сам начнет удаляться от нее. Но не стоит ускорять этот процесс, лучше, если ребенок самостоятельно начнет овладевать пространством и добровольно отходить от мамы. В первые дни посещения группы ребенку можно предложить приходить со своей мягкой игрушкой или другим любимым предметом. Это позволит в какой-то мере сохранить привычность окружающей его обстановки и почувствовать себя более защищенным.

Помещение для занятий в первое время не должно меняться, так как малышу трудно привыкать к новым условиям и перемещение в незнакомую обстановку нередко вызывает у него новую волну страха. Желательно также, чтобы во время занятий в комнате не находились посторонние - это отвлекает.

Помимо общих организационных моментов необходимо учитывать индивидуальные реакции ребенка в экстремальной ситуации адаптации. В результате проведенных нами экспериментальных исследований (Дефектология 1997, N 4) было выявлено, что поведение детей раннего возраста в стрессовой ситуации вариативно, а индивидуальный разброс проявлений довольно велик. Однако можно выделить две наиболее типичные категории детей, полярные по своему поведенческому рисунку. На первый взгляд одна категория детей доставляет больше проблем: эти малыши стеничны, они активно протестуют и негодуют против любых воздействий взрослого. Другая категория - тихие, робкие, пугливые, застенчивые, которые не могут активно выразить даже собственное переживание страха: они затихают, замирают и как бы находятся в "замороженном" состоянии и никого не беспокоят.

Педагогический подход к описанным категориям детей должен быть столь же разным, сколь и впечатление, производимое ими. Активные стеничные, любознательные малыши могут и самостоятельно преодолеть свои негативные эмоциональные состояния. Для данной категории детей бывает достаточно общих рекомендаций по проведению адаптационного периода. Так, в определенный момент, когда ребенок начинает чувствовать себя в безопасности и проникается доверием к педагогу, он может самостоятельно успокоиться. У него появится заинтересованность в эмоциональном контакте, затем интерес по поводу той предметно-игровой деятельности, которую ему предлагает педагог. Постепенно к ребенку возвращается его природная эмоциональная живость и активность. Детям, у которых протестные негативные реакции приобретают выраженный и стойкий характер, целесообразно предложить временно посещать консультативные занятия 1-2 раза в неделю, сместив акцент на домашние занятия и уделив особое внимание именно психологической подготовке детей. Если же и после месячной специальной подготовки негативные реакции не исчезают, родителям можно предложить позаниматься с малышом только дома, получая рекомендации у педагога и продолжая готовить ребенка к посещению коррекционной группы или детского учреждения.

С робкими, тихими и очень застенчивыми детьми знакомство должно быть очень постепенным. Педагогу следует запастись терпением и быть готовым затратить много времени на привыкание малыша, пока у него не исчезнет страх и он не расположится к взрослому. В данном случае не сразу действуют испытанные педагогические методы по налаживанию контакта.  Робкому малышу лучше сначала дать время на руках у мамы привыкнуть к новому помещению и научиться переносить физическую близость и соседство педагога. Для успешного разрешения этой задачи может быть предложено следующее: педагог очень эмоционально и заинтересованно играет рядом с малышом, постепенно может привлекать к игре маму ребенка, но ни в коем случае не пытаться втягивать в игру малыша, особенно, если он напряжен и оказывает сопротивление. Дружелюбное соседство педагога, интересные, но не шумные и не резкие игровые действия, отсутствие требование ответных реакций от ребенка, предоставление ему свободного нерегламентированного поведения, помогают постепенно создать у малыша чувство безопасности и доверия, и только затем у него может возникнуть заинтересованность игрой. Завоевать доверие педагогу помогает также ласка, хотя малыш не всегда сразу допускает тактильный контакт и сначала может испугаться особенно резких прикосновений педагога. Однако доброжелательность и внимание, проявленные к таким детям, своевременное и чуткое реагирование на изменение эмоционального состояния и потребности малыша способствуют установлению эмоционально-тактильного контакта со взрослым. Этот процесс, как правило, не бывает скорым и легким, требует от педагога гибкости, такта, терпения и огромной любви к каждому малышу.

Педагогу следует также знать, что установление эмоционального контакта с ребенком может осложняться не только переживанием им стрессового состояния. Так, например, детям с интеллектуальной недостаточностью свойственны отсутствие интереса к окружающему (в частности, к людям) и патологическая инертность, которые препятствуют полноценному эмоциональному общению. Особые адаптационные трудности возникают у недоверчивых, неконтактных, заторможенных детей с невысокой коммуникативной потребностью. С этими детьми педагогу следует быть особенно осторожным и терпеливым, необычайно доброжелательным, эмоциональным, восприимчивым, чутко реагировать на все эмоциональные проявления ребенка, что, несомненно, поможет преодолеть блок недоверия, который препятствует установлению контакта с ним.



Предварительный просмотр:

Конспект знанятитя по РЭМП для старших дошкольников с ЗПР «Знакомство с образованием и составом числа 2».

Лексическая тема. «Овощи».

Задачи:

Образовательные:

- учить устанавливать, что количество предметов не зависит от их цвета, формы, размера; - учить выделять из множества по образцу и слову, воспринимать с помощью различных анализаторов;

- познакомить с цифрой 2.

Корркеционно-развивающие:

- развивать зрительное и слуховое внимание;

- развивать мыслительные операции анализа и синтеза;

- развивать логическое мышление, память, воображение;

- развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать культуру слушания;

- воспитывать положительное отношение к деятельности и коммуникативные навыки.

Демонстрационный материал. Натуральные овощи.

Раздаточный материал. По 3 карточки с изображением разных овощей (морковь, лук, картофель): на двух карточках изображено по одному одинаковому овощу; на третьей—два одинаковых овоща; кассы цифр; пуговицы.

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Посчитай и назови». Каждый ребенок должен взять карточку, которая лежит у него на столе «спинкой» вверх (на карточках изображено по два овоща, например: два помидора, две луковицы) и назвать овощи.

Основная часть

Работа с демонстрационным материалом

Педагог показывает детям овощ (например, один перец).

  •  Сколько у меня овощей? (Один овощ.)
  •  Что нужно сделать, чтобы овощей стало два? (Нужно добавить еще один овощ.) Сколько овощей будет? (Будет два овоща.) (Дети выполняют соответствующее действие.)
  •  Овощей стало больше или меньше? (Больше.)
  •  Почему овощей стало больше? (Мы добавили еще один овощ.)
  •  Какой цифрой обозначается два предмета?

Дети находят в демонстрационных и индивидуальных кассах цифру 2.

Работа по схеме тела

Педагог. Назовите части тела, которых по два у человека (две ноги, две руки, два глаза.), у птиц (два крыла, две лапы, два глаза), у животных (два глаза, два уха).

Работа с раздаточным материалом

В конверте у каждого ребенка три карточки, на которых изображены разные овощи (морковь, лук, картофель): на двух карточках по одному одинаковому овощу; на третьей—два одинаковых овоща.

  •  Покажите карточку, на которой нарисован один овощ.
  •  Сколько и каких овощей на карточке? (У меня одна морковка. У меня одна луковица.) Добавьте еще один овощ.
  •  Сколько и каких овощей стало? (Уменя стало две морковки. У меня — две луковицы.)
  •  Какую форму имеет морковь? (Треугольную.)
  •  Какую форму имеет лук? (Круглую.)
  •  Зависит ли количество от формы? (Не зависит.)

Аналогичная работа с цветом и размером овощей.

  •  У вас стало больше или меньше овощей? (Больше.)
  •  На сколько овощей было меньше? (На один.)
  •  На сколько овощей стало больше? (На один.)
  •  Как получили число два? (Вначале был один овощ, затем добавили еще один, и получилось два овоща.) Покажите эту цифру.
  •  Сколько карточек лежит перед вами? (Две карточки.)
  •  Сколько овощей на них изображено? (Два овоща.) Замените две карточки одной, чтобы овощей осталось столько же.
  •  Сколько теперь карточек? (Одна.)
  •  Сколько на ней овощей? (Уменя две морковки.)
  •  Как мы получили два овоща? (Один да один овощ—получится два овоща.)

Вывод: количество предметов не зависит от формы, цвета и размера этих предметов.

Работа по стихотворению

Педагог читает стихотворение:

Цифра 2—лошадка—диво.

Мчит, размахивая гривой.

И. Блюмкин

— На кого похожа цифра два? (По стихотворению.)

Повторное построчное чтение и анализ стихотворения.

Выкладывание цифры 2 из пуговиц.

Физкультминутка

Игра «Собираем урожай». Дети имитируют действия по словесной инструкции педагога: «Выдергиваем морковь. Срываем огурцы и помидоры. Выкапываем лук. Срезаем капусту». Движения повторяют 2—3 раза.

Игра на внимание

Педагог показывает различные цифры и дает задания: «Покажи цифру два, когда услышишь слово два: два огурца, три репы, пять тыкв, один помидор, один баклажан, два перца. Хлопни в ладоши, когда увидишь цифру два».

Работа над пословицей

«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Три варианта смысла пословицы: если браться сразу за несколько дел, то ни одного не выполнишь хорошо; волк погнался за двумя зайцами; мальчик ждал двух зайцев, но не дождался ни одного.

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

САЙТЫ

1.«Преодолеем вместе».  http://xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai/ 

2. «Понимаем.Принимаем. Помогаем.»  https://ovz.ipk74.ru/

3. «Аист на крыше».  https://www.proaist.ru/

4. «Открытые двери». http://dveriot.ru/union/

5. «Страна мам». https://www.stranamam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий и презентации для старших дошкольников

Занятия и  презентация по ЗОЖ в подготовительной группе детского сада...

Конспект занятия по физкультуре "Обучение старших дошкольников элементам баскетбола"

В разделе физического воспитания «Программы воспитания в детском саду» действия детей с мячом значительное  место и усложняются от группы к ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию старших дошкольников

Тема занятия "Царица-водица". Конспект занятия принимал участие в областном заочном конкурсе методических материалов по эколого-биологическому образованию системы дополнительного образования детей (но...

конспект занятия по РЭМП в старшей группе

Закрепление количественного и порядкового счёта в пределах 8....

Конспект занятия по РЭМП в старшей группе детского сада

Занятие - путешествие по РЭМП в старшей группе...