Конспект родительского собрания
рабочая программа (младшая группа) на тему

Петрова Валентина Викторовна

Конспект родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_po_razvit._rechi_obshch.docx57.31 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание « Развитие речи у детей раннего возраста»

Цель собрания: 

  • наметить пути преодоления проблемы в развитии речи детей;
  • подвести итоги совместной деятельности воспитателя  и родителей за прошедший год.

Повестка дня:

1.Роль семьи в развитии речи ребенка

2.Ознакомление родителей с образовательной деятельностью «Развитие речи».

3.Итоги.

Материал: деревья, картинки и игрушки домашних животных, мяч, руль, домики, шнуровки, прищепки, липучки; запись песни: «В машине, в машине».

Предварительная работа: в уголке для родителей подготовлена картотека «Пальчиковая гимнастика», рисунки детей, выставка детских книг, подготовлена презентация «Мы играем и поём, замечательно живём» («Наши детки в детском саду»), напечатаны дипломы для родителей.

План проведения родительского собрания:

  1. Просмотр творческих работ воспитанников.
  2. Вступительное слово воспитателя.
  3. Игра-занятие с родителями.
  4. Показ презентации.
  5. Награждение активных родителей.
  6. Разное.

1.Родители знакомятся с выставками рисунков, книг, с картотекой и садятся за столы.

2.Вступительное слово воспитателя.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Сегодня  у нас итоговое собрание. Нам  хочется, чтобы вы похвастались и рассказали, что произошло нового с вашим малышом за этот год, чему он научился, чем вас удивил и порадовал, а может, и насторожил.

Игровое упражнение «А у нас». 

(Родители по очереди рассказывают о каком-либо качестве, умении, способности своего ребенка, которое у него появилось в течение года).

Тема нашей сегодняшней встречи «Развитие речи у детей раннего возраста». Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка? Что в первую очередь нужно развивать в раннем возрасте?

Задачи развития ребёнка:

-Формирование звуковой культуры речи.

-Обогащение словарного запаса.

-Формирование грамматического строя речи.

-Обучение рассказыванию, связной речи.

-Развитие выразительности речи.

(Высказывания родителей).

       1.Роль семьи в развитии речи ребенка

Основу речевого развития ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Возраст от 2 до 3 лет наиболее показателен в плане разрыва уровня речевого развития одних детей от других. Уровень речевого развития у детей нашей группы разный. Лучше всех разговаривают Лера, Богдан, Даша В., Лиза, Илья, Соня, обе Насти, Аня. Они говорят распространенными предложениями, задают простые вопросы, рассказывают сказки, в общем, имеют хороший активный словарь для данного возраста. Но у некоторых детей даже не развита фразовая речь. Это ощутимое несоответствие детей одного возраста одному уровню речевого развития и порождает массу волнений и вопросов.

Когда же родителям стоит начинать бить тревогу?

Я, как педагог, настоятельно рекомендую родителям: если вашему малышу исполнилось 2,5 года, а он до сих пор не овладел фразовой речью - не тяните, идите к логопеду! Что стоит понимать под фразовой речью? Это не обязательно употребление ребенком правильных развернутых предложений. Главное, чтобы в этом возрасте он пользовался не однословными высказываниями, а умел соединять хотя бы по 2-3 слова. Пусть эти слова будут иметь неправильное звуковое оформление, в этом нет ничего страшного, ведь всё оправдано физиологией.

В возрасте от 2 до 3 лет закладывается основной фундамент речевого развития, и если вовремя не обратить внимания на отставание, то проблема будет только усугубляться. И к пяти годам достигнет такой степени запущенности, что преодолеть ее к школе не хватит времени.

Таким образом, к трем годам ваш малыш:

  • часто задает вам вопросы;
  • говоря, высказывает свои впечатления, мысли;
  • договаривает звуки, слоги, слова при чтении;
  • имеет словарный запас 1000-1500 слов;
  • понимает значение простых предлогов и множественного числа.

Что же могут сделать родители для успешного развития речи своего ребенка? Что вы делаете? (высказывания  родителей).

Речь можно развивать не только при чтении и пересказе, но и в простой беседе. Большое значение для развития речи детей раннего возраста имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. Отправляясь с ребенком на прогулку:

-Поговорите с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на     небе?

-В какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано?

-Какое сейчас время года?

-Понаблюдайте за птицами.

-Загадайту загадку.

-Знакомьте с народными пословицами и приметами.

-Прочитайте стихотворение, вспомните песенку.

-Поиграйте в игру.

Разговаривайте со своим ребенком почаще, рассказывайте ему о прошедших событиях и о том, что предстоит. В этом возрасте ребенок готов слушать о чем угодно, лишь бы говорили ему и для него. Очень хорошо можно использовать для общения, получения новых впечатлений время по дороге в детский сад и из детского сада домой. Предложите ему поиграть, например, в игру «Назови предмет», «Найди предмет», в игру «У кого какие детки?» (у кошки - котенок, у утки - утенок, у собаки – щенок). Скоро наступит лето. О чем можно рассказать ребенку, на что обратить внимание? (Предложения, рассказы родителей). Для общения можно использовать любой удобный момент. Готовите на кухне или моете посуду, а ребенок крутится рядом. В какую игру можно поиграть на кухне? (Высказывания родителей). На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка: (Давай поищем  на кухне слова. Какие слова живут в борще? В салате? В кухонном шкафу? В плите?» и т. д.). На кухне для развития мелкой моторики рук очень полезно поиграть в игру «Помогаю маме»: (Предложите ребёнку перебрать горох, рис, гречку или пшено, можно выложить из крупы, гороха, мелких пуговиц вместе с ребенком узоры, картинки - тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики). 

Нужно побуждать ребёнка выражать свои мысли словами. Как это делать? На что обратить внимание? Прежде всего необходимо соблюдать следующие правила речевого поведения:

-много говорить самому;

-следить за темпом речи;

-выслушивая ребёнка, не отворачиваться от него, смотреть ему в глаза, проявлять заинтересованность;

-не использовать в общении с ребёнком жаргонную лексику;

-разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко;

-вести «параллельный разговор» - «ритуал называния», когда ребенок смотрит на предмет;

-читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки;

-петь песенки;

-не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним на доступном уровне;

-развивайте мелкую моторику – она стимулирует мышление и прямым образом влияет на речь. Научите малыша рисовать пальчиками. Осваивайте с ним пальчиковые игры, лепите, проводите массаж пальчиков, рук и ладошек, игры типа «Сорока - белобока».

2. Ознакомление родителей с образовательной деятельностью «Развитие речи»

Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности. В программе дошкольного учреждения есть такая образовательная деятельность как «Развитие речи». На занятиях по развитию речи мы с детьми:

  • Знакомимся со стихами и сказками, рассказами («Цыпленок» К. Чуковского, «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака, сказка «Цыпленок и Утенок» В. Сутеева, серия стихов А. Барто, сказка «Три медведя» Л. Толстого, «Путаница» К. Чуковского и др);
  • Рассматриваем с детьми картины («Играем с песком», «Спасаем мяч», «Купание куклы» и др.) и игрушки;
  • Занимаемся повторением гласных звуков;
  • Учимся инсценировать сказки.

Заниматься развитием речи малышей в семье можно весело и играя, с радостью и с удовольствием. Для того, чтобы ваше общение было развивающим, я хочу познакомить Вас с некоторыми способами развития речи детей. Они не требуют специальной подготовки, но очень действенны.

Игра-занятие с родителями.

Уважаемые родители, я предлагаю вам  отправиться в путешествие по стране под названием «Развитие речи».

1. Поездка в «машине»

И поскольку я гид нашего путешествия, то прошу выполнять все мои распоряжения.  Лёша будет нашим водителем (даю руль одному из родителей). Итак, мы отправляемся в путешествие…

(Звучит музыка «В машине, в машине»).

2. Психологическая разминка «Улыбка»

Хочу узнать: хорошее ли у вас настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.

3.Остановка «Лесная полянка» (Игра с мячом «Блиц-опрос»). 

Выходим из автобуса. Давайте проверим, насколько вы, уважаемые родители, умеете общаться со своими детками. Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и откровенно.

1. В какую игру играли недавно с ребенком?

2. Если ребенок спрашивает вас о чем-то, ваши действия.

3. Как часто разговаривает ваш ребенок?

4. При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?

5. Рассказываете ли вы сказки ребенку?

6. Какие пальчиковые игры знает ваш ребёнок?

Едем дальше…

(Звучит музыка «В машине, в машине»).

4.Остановка «Деревня» (игра «Домашние животные»: Стоит  домик, в домике домашние животные и их детёныши).

Представьте себе, что Вы – это Ваши дети. Ребята, что вы здесь видите? Как вы думаете, кто же здесь живёт? Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел? (Раздается хрю-хрю). (Свинья.) А как кричит свинья? (Ответы родителей.) А кого она зовёт? (Сыночка, ребенка, детеныша.) Кто её детёныш (ребёнок)? Детёныша свиньи называют «поросенок». Мама – свинья какая? (Большая.) А поросенок какой? (Маленький.) Как кричит мама? (Громко.) Как кричит сынок? (Тихо.)А теперь давайте поиграем в игру. Все животные спрячутся в домике и будут кричать, а вы должны отгадать, кто кричит: мама или её детёныш. Если угадаете правильно, животное вам покажется. (Родители отгадывают и взрослых, и детёнышей.) Молодцы. Игра закончилась. Вот так в процессе игры – занятия ребенок учится говорить.

Поехали дальше…

(Звучит музыка «В машине, в машине»).

5.Остановка «Мелкая моторика».

Уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. Для развития тонких движений пальцев мы в своей работе используем пальчиковые игры.

Малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, кнопки, шнурует ботинки, засучивает рукава. Можно для этой цели вначале предложить шнуровки, липучки, прищепки (показываю игры и пособия). Во время игры с пальцами у детей развивается моторика пальцев и кистей рук, происходит стимуляция мозговой деятельности.

Поиграем в пальчиковую игру «Салат»:

«Мы капусту рубим, рубим - резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх.

Мы морковку трём, трём - руки в кулачки, "тереть".

Мы капусту солим, солим - движение пальцев, имитирующее посыпание солью.

Мы капусту жмём, жмём- интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки».

В «Уголке для родителей» вашему вниманию представлена папка с консультацией «Играем пальчиками - развиваем речь», тетрадь с пальчиковыми играми, которые вы сможете использовать и дома.

(Звучит музыка «В машине, в машине»).

6. Рефлексия «Волшебный сундучок». Подведение итогов родительского собрания.

Вот и закончилось наше путешествие по стране «Развитие речи». Теперь вы знаете, как мы развиваем, закрепляем и отрабатываем речь у детей. Вы дома можете всё это делать с детьми.

Уважаемые родители, я предлагаю вам ответить, что вы хотели бы положить в волшебный сундучок и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании. Родители! Уделяйте дома большое внимание развитию речи ребенка и больше общайтесь с ним. Читайте ребенку сказки, стихи, загадки и разучивайте их. Больше бывайте на природе, знакомьте детей с красотами родной природы. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Показ презентации.

А сейчас я представляю вашему вниманию презентацию «Жизнь замечательных детей в детском саду», на слайдах которой вы увидите некоторые интересные моменты из жизни детей нашей группы.

Отчёт родительского комитета группы о проделанной работе.

 Решение родительского собрания.

- Родителям оказать помощь в ремонте группы, оборудовании и украшении участка к летнему оздоровительному сезону.

- Строго соблюдать правила безопасности детей.

Вот и подошло к концу наше родительское собрание. Хотим выразить вам благодарность за помощь и сотрудничество в течение года.

 

Вручение дипломов активным родителям

 

Очень рады, что вы пришли к нам на итоговое собрание, и, надеемся,  порадовались за малышей, увидели результаты и их маленькие достижения. Всего вам доброго!

Подведение итогов собрания

1.Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ними, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2.Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор, мозаику и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...

Конспект родительского собрания для средней группы детского сада Родительское собрание «Только вперед»

Собрание проводится в начале учебного года, где родителей поздравляют с началом учебного года, знакомят с новыми семьями, а так же с узкими специалистами. Родителей знакомят с особенностями детей 4-5 ...

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»...

Конспект родительского собрания "Нетрадиционная форма проведения итогового родительского собрания в подготовительной к школе группе"

Предлагается подборка занимательного материала для родительского собрания в подготовительной к школе группе ДОУ....

План-конспект родительского собрания "Организационное родительское собрание"

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»Муртазалиева ЗамираПлан-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»Орган...