Для родителей
консультация

Брылина Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

Игры на развитие памяти старших дошкольников.

Память слабеет, если ее не упражняешь.
Марк Туллий Цицерон

Память позволяет человеку накапливать, сохранять и использовать личный жизненный опыт.

Память – это своеобразный мостик, который связывает прошлое с настоящим и будущим, а также является важной познавательной функцией, которая помогает осуществлять процессы обучения и развития.

В дошкольном возрасте непроизвольные психические процессы преобладают над произвольными. Несмотря на то, что память носит еще непроизвольный характер, дети способны запоминать большие объемы информации. В первую очередь они запоминают то, что им интересно и вызывает сильный эмоциональный отклик.

По мере взросления механическая память постепенно замещается логической, непосредственное запоминание замещается опосредованным, непроизвольное превращается в произвольное. Все это происходит постепенно, по мере освоения детьми различными техниками и приемами запоминания во время игр и получения новой информации.

Игры на развитие двигательной памяти.

«Повтори движение».

Предложите ребенку сыграть в игру. Вы показываете движение (или последовательность движений) — ребенку необходимо воспроизвести. По мере усвоения, усложняйте движения, добавляйте новые, можете разучить танец.

«Нарисуй и запомни».

Приготовьте листок бумаги, простой карандаш и набор из десяти не сложных, знакомых ребенку слов. Например, дом, картина, собака, праздник, прогулка, обед, очки, футбол, площадка, радость. Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты их быстро зарисовывай на листочке так, чтобы смог (смогла) потом их вспомнить. Твой рисунок должен тебе в этом помочь. Ты посмотришь на него и сможешь назвать все слова, что я произнесу. Старайся работать быстро, готов (а)? Начинаем». Произносите слова четко, громко, чтобы ребенок услышал. Дайте время сделать небольшой рисунок и переходите к следующему слову.

Чем младше ребенок, тем меньше слов следует использовать. Попробуйте начать с количества слов равного возрасту ребенка. Если ребенок с легкостью справляется, добавляйте смело еще слова.

Игры на развитие эмоциональной памяти

Благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать информацию. Поэтому очень важно в общении с ребенком: подбадривать, разделять вместе с ним эти эмоции, проживать ситуацию, быть рядом и быть готовым принять то, что ребенок тоже испытывает эмоции. Для развития эмоциональной памяти отличными вариантами упражнений станут:

  • Проигрывание сценок с помощью перчаточного театра
  • Разучивание песенок с инсценировкой
  • Чтение и запоминание стихов
  • Психогимнастика

Мимическая гимнастика и пантомимика.

Игры на развитие словесно — логической памяти

В первую очередь следует уделять внимание правильному произношению слов родителями.  Несмотря на возраст ребенка, не стоит разговаривать, упрощая и искажая произношение слов.

Так же отличными помощниками для развития этого вида памяти являются:

— разучивание песен;

— составление рассказов с опорой на картинку;

— составление рассказов, предварительно разложив в правильном порядке перемешенные картинки, отражающие логическую цепочку рассказа;

— описание ребенком окружающей действительности во время прогулки;

— обсуждение прочитанной книги или просмотренного мультфильма.

«Чудесные слова»

Тренировка кратковременной слуховой памяти.

Взрослый подбирает 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар. Например, еда – ложка, снег – санки, окно – дверь, песок – лопатка, лицо – нос, кошка – собака, огурец – помидор… Эти слова читаются ребенку 3 раза, пары интонационно выделяются. Через некоторое время ребенку повторяют только первые слова пар, а вторые говорит он.

Для развития долговременного запоминания нужно попросить ребенка вспомнить вторые слова пар не сразу.

«Прогулка в картинках»

Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения.

Во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребенком о том, зачем все это нужно.

По возвращении домой попросите ребенка нарисовать то, что запомнил.

На каждой прогулке ребенок с помощью взрослых может узнать для себя что-то новое.

Эту игру можно проводить, знакомя ребенка с деревьями, цветами и др.

Игры на развитие образной памяти

Образная память делится на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую.

«Вспомни, как звучит».

Предложите ребенку вспомнить, как журчит ручей, как капает вода в кране, как стучит дождь по крыше, как жужжит комарик, как лает собака. Вариантов может быть неограниченное количество.  Играйте до тех пор, пока не устанете. Можете поменять с ребенком местами и предложить ему самому давать вам задание.

«Вспомни, как пахнет».

Это упражнение похоже на предыдущее. Только теперь мы предлагаем ребенку сконцентрироваться на запахах, которые ему знакомы. «Вспомни, как пахнет роза, вспомни запах дождя, как пахнет суп и так далее». Все зависит от вашей готовности. Лучше заранее приготовить список, чтобы не возникало заминок во время упражнения.

«Угадай, что в мешочке».

Сложите в мешочек разнообразные игрушки и предложите ребенку не подглядывая, определить, что же он нащупал. В мешочек можно положить геометрические фигуры, игрушечные фрукты и овощи. При усложненном варианте игры и более старшем возрасте ребенка можно смешивать тематические наборы, добавляя предметы на свое усмотрение.

«Вспомни, какое на вкус».

Предложите ребенку вспомнить, какого вкуса: мороженое, груша, яблоко, творог и так далее. Не ограничивайтесь только тем, что нравится ребенку. Используйте и те продукты, которые не совсем ему по вкусу. Обязательно заканчивайте упражнения на положительной ноте.  Например, на том, что больше всего любит кушать ваш малыш. Можете его угостить.

«Угадай угощение»

Заранее нарежьте небольшими кусочками фрукты и овощи. Завяжите ребенку глаза, попросите открыть рот и положите туда лакомство. Ребенок должен отгадать чем вы его угостили.



Предварительный просмотр:

15 фраз, которые нужно говорить детям

Дети очень быстро растут. Задача взрослых воспитать счастливого, здорового, уверенного в себе человека. Для этого находясь рядом с ребенком нужно обращать внимание на то, что мы говорим и как мы говорим. Нужно больше общаться с детьми!

Словом можно убить, словом можно спасти.

Вадим Шефнер

1. Ты для меня очень важен. Пусть ребенок знает, что грязная посуда и сообщения электронной почты могут подождать. Он должен знать, что важен для Вас.

2. Я скучала по тебе. Даже если Вы расстаетесь всего на 20 минут, приветствуйте ребенка с объятиями. Дайте ему почувствовать, насколько сильно Вы стремитесь быть ближе.

3. Это было неправильно. Скажите ребенку, когда он сделал ошибку. Помогите сделать правильно, направьте. И напоминайте ему, что Вы иго любите независимо от совершенных им ошибок.

4. Ты сделал все правильно. Если он сделал правильный поступок, Вы должны показать, что гордитесь им. Если Вы будете поддерживать своим одобрением, ребенок всегда будет делать это без пренебрежения и усилий.

5. Ты уникальный. Покажите ребенку, как удивительно различен и совершенен он. Покажите ему особенности его и Вашего характеров, научите определять характеры окружающих. Это очень полезные навыки, за которые он в будущем скажет Вам «спасибо».

6. Плакать – это нормально. Поощряйте своего ребенка не скрывать своих чувств. Люди плачут, когда им грустно, больно, одиноко, и иногда, даже когда они счастливы. Позволяйте ему делиться своими эмоциями.

7. Вытри слезки. Иногда он должен знать, что нужно вытереть слезы и двигаться дальше. «Если Вы плачете, потому что солнце ушло из Вашей жизни, поторопитесь вытереть их, иначе они помешают Вам увидеть звезды». Объясните ребенку эту простую истину.

8. Можешь ли ты мне помочь? Важно, чтобы Ваш ребенок видел Вас, как человека, у которого много забот и хлопот о близких людях. Пусть он увидит вашу уязвимость. Пусть он научится предлагать и оказывать помощь.

9. Тебе помочь? Всегда спрашивайте, прежде чем помогать. Самостоятельность рождается в поиске решения проблемы. Если же малыш не может справиться, подбодрите его, и покажите, как правильно.

10. Да. По крайней мере, один раз в день, когда он просит Вас сделать что-то с ним, скажите «да» без колебаний.

11. Нет. Ребенок должны знать, что Вы в чем-то не согласны с ним. Это не должно быть усталым или упрямым «нет». Обязательно объясните, почему Вы решили именно так.

12. Будь добр к окружающему миру. Напоминайте ребенку, снова и снова и снова, что хорошие вещи случаются с хорошими людьми. Да, этот мир жесток, но люди, которые относятся ко всему с добром и любовью, переживают беды намного легче. Облегчите его будущее.

13. Прости. Признавайте, когда Вы не правы, и извиняйтесь. Вы подаете хороший пример, показывая, что нужно уступать тогда, когда это необходимо.

14. Расскажи мне больше. Задавайте вопросы, смотрите ребенку в глаза и действительно, по-настоящему старайтесь его понимать.

15. Я люблю тебя. Говорите это вслух каждый день. Ваш любимый ребенок должен знать, что Ваша любовь безусловна, незаменима и навсегда!



Предварительный просмотр:

Малыш до года

Когда появляется маленький ребенок, родители часто задают себе вопросы: «А всё ли хорошо у моего малыша? Как он должен развиваться в этом возрасте? Что он должен уметь? Чему я должна его научить? Какой режим должен быть у крохи?» и многие другие.

Что должен уметь малыш до года

Движение

Средний возраст овладения

Возможные границы

Улыбка

Гуление

Держание головки

Направление движения ручек

Переворачивание

Сидение

Ползание

Произвольное хватание

Вставание

Шаги с поддержкой

Стояние самостоятельное

Ходьба самостоятельная

5 недель

7 недель

2 месяца

4 месяца

5 месяцев

6 месяцев

7 месяцев

8 месяцев

9 месяцев

9,5 месяца

10,5 месяца

11,5 месяца

3 – 8 недель

4 – 11 недель

1,5 – 3 месяца

2,5 – 5,5 месяцев

3,5 – 6,5 месяцев

5,5 – 8 месяцев

5 – 9 месяцев

5,5 – 10,5 месяцев

6 – 11 месяцев

6,5 – 12,5 месяцев

8 – 13 месяцев

9 – 14 месяцев

Сколько ребенок должен спать

От 1до 2 месяцев: около 18 часов;

От 3 до 4 месяцев: около 17-18 часов;

От 5 до 6 месяцев: около 16 часов;

От 7 до 9 месяцев: около 15 часов;

От 10 до 12 месяцев: около 13 часов;

От 1 до 1,5 лет ребенок спит 2 раза днем: 1-й сон длится 2-2,5 часа, 2-й сон длится 1,5 часа, ночной сон длится 10-11 часов;

От 1,5 до 2 лет ребенок спит 1 раз днем

2,5-3 часа, ночной сон длится 10-11 часов;

От 2 до 3 лет ребенок спит 1 раз днем 2-2,5 часа, ночной сон длится 10-11 часов

От 3 до 7 лет ребенок спит 1 раз днем около 2 часов, ночной сон длится около 10 часов;

После 7 лет ребенку не обязательно спать днем, ночью ребенок в этом возрасте должен спать не менее 8-9 часов.

8 правил здорового сна

Правило 1. Расставьте приоритеты.

Семья полноценна, счастлива и работоспособна тогда, когда родители имеют возможность спать 8 часов в сутки. Большего всего на свете — больше еды и питья, больше сна и свежего воздуха — ребенку нужны здоровые, отдохнувшие и любящие друг друга мама и папа.

Правило 2. Определитесь с режимом сна.

С момента рождения режим ребенка должен быть подчинен режиму семьи. Готовьтесь к ночному сну заранее и готовьте к нему ребенка. Определите время, когда ночной сон начинается, пусть это будет время, удобное для вас и старайтесь его соблюдать.

Правило 3. Решите, где спать и с кем.

 Теоретически и практически возможны три варианта: детская кроватка в спальне родителей — оптимально для детей первого года жизни и приемлемо лет до трех;

детская кроватка в детской спальне — идеально для детей старше года;

сон в одной кровати с родителями — модное увлечение, большинством педиатров не поощряемое и к здоровому детскому сну не имеющее отношения.

Правило 4. Не бойтесь разбудить соню.

 Если вы хотите, чтоб ребенок хорошо спал ночью, не допускайте лишнего сна днем.

Мы с вами знаем, что ребенок в возрасте 6 месяцев спит ориентировочно 16 часов в сутки. Если мы хотим мирно проспать 8,5 ночных часов, то на дневной сон остается не более 7,5 часов. И если вы днем проспите 9, то 8,5 часов сна ночью маловероятны. Не бойтесь разбудить соню!

Правило 5. Оптимизируйте кормления.

 В первые три месяца жизни ребенок в течение ночи может есть 1—2 раза. В возрасте 3—6 месяцев однократное ночное кормление вполне возможно. После 6 месяцев ребенок в ночном кормлении биологически не нуждается.

Постарайтесь слегка недокормить в предпоследнее кормление и максимально сытно накормить непосредственно перед ночным сном. Помните: голод — далеко не единственная причина плача, и не затыкайте детский рот едой при первом же писке. Перекорм — главная причина болей в животе и связанных с этих нарушений сна.

Правило 6. Хорошо проведите день.

 Живите активно — гуляйте, спите днем на свежем воздухе, поощряйте познание мира и подвижные игры. Физические нагрузки (без экстремизма) однозначно способствуют здоровому детскому сну. Ограничение вечерних эмоциональных нагрузок благоприятно влияет на сон. Спокойные игры, мирное чтение добрых сказок, просмотр уже знакомых мультфильмов и, наконец, мамина колыбельная песня — что может быть лучше для подготовки ко сну до утра…

Правило 7. Подумайте о воздухе в спальне.

 Чистый прохладный влажный воздух в спальне — непреложное правило. Проветривание. Влажная уборка. Увлажнитель воздуха. Термометр и гигрометр. Регуляторы на радиаторах отопления. Оптимальная температура воздуха — 18—20 °С, при условии, что это детская комната (т.е. место, где ребенок не только спит, но и живет); если же речь идет о детской спальне, то оптимально — 16—18 °С. Оптимальная относительная влажность воздуха — 50—70%.

Правило 8. Используйте возможности купания.

 Вечернее купание — в большой ванне, в прохладной воде — прекрасный способ физически устать, изрядно проголодаться, после чего с аппетитом поесть и уснуть до утра.



Предварительный просмотр:

Общая осведомленность и речевое развитие


Ребенок к концу подготовительной группы:

1. Имеет представление об особенностях различных уголков России (природа, труд людей).

2. Имеет представления о роли советской армии в годы Великой Отечественной войны.

3. Знает основы правил дорожного движения (где и как переходить улицу), дорожные знаки, обозначающие пешеходный переход.

4. Знает флаг, герб и Государственный гимн России, смысл ритуалов, связанных с государственной символикой.

5. Знает правила поведения в природе и имеет представление об ее охране.

6. Имеет представление о космосе.

7. Знает название текущего месяца, последовательность дней недели, часы.

8. Имеет представление о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

9. Имеет представление о всенародных праздниках.

10. Знает о русских и зарубежных композиторах (не менее 4).

11. Имеет представление о сольном и хоровом пении.

12. Имеет представление о труде людей в сфере бутовых услуг, на строительстве, в сельском хозяйстве, в школе, больнице, библиотеке.

13. Знает о различных приемах работы гончара (приготовление глины, обжиг в печи и глазуровка).

14. Имеет представление о способах вегетативного размножения комнатных растений.

15. Называет и различает по внешнему виду растения, наиболее распространенные в данной местности.

16. Знает об историческом прошлом своего города.

17. Имеет представления о том, что вещества обладают различными свойствами: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, растворимость.

18. Имеет представление о перелетных птицах.

19. Имеет представление об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света.

20. Знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.

21. Знает, как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из последующего числа.

22. Знает цифры от 0 до 10 и знаки +, -, =.

23. Знает монеты различного достоинства.

24. Называет числа до 10 в прямом и обратном порядке.

25. Соотносит цифру с количеством предметов.

26. Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание.

27. Измеряет длину предметов с помощью условной мерки.

28. Составляет из нескольких треугольников, четырехугольников, ромбов, кругов фигуры большего размера.

29. делит круг, квадрат на 2, 4, 6, 8 равных частей.

30. Знает где и кем работают родители.

31. Понимает значение многозначных слов (ключ, ручка).

32. Понимает смысл «крылатых выражений» (золотые руки, железный характер, стальное терпение и т.п.)

33. Употребляет в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

34. Правильно пользуется предлогами «из-за», «из-под»

35. Последовательно передает содержание рассказов, сказок, без опоры на наглядность.

36. Составляет самостоятельно загадки, сказки.

37. Придумывает окончания рассказа, сказки.

38. Выделяет на слух заданный звук в слове, предложении, стихотворении, отрывке, подбирает картинки с данным звуком.

39. Определяет количество звуков в словах и их последовательность.

40. Делит предложения на слова, составляет предложения из 3 – 5 слов.

41. Правильно делит слова на слоги.

42. Театрализует небольшие произведения.



Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, и научиться писать совсем не просто, как кажется. К тому же, возможность каждого отдельного ребенка освоить письмо зависит от уровня его психического развития, от состояния его здоровья. Однако, в последние годы среди первоклассников все меньше здоровых детей, не имеющих отклонений в развитии.

Можно ли помочь детям избежать серьезных трудностей при обучении письму? Безусловно, да. Для того, чтобы помощь ребенку была эффективной, родителям нужно многое знать и уметь.

Несколько советов:

  • Во время занятий не «стойте над душой», лучше объясните все и дайте какое-то время поработать самому;
  • Не нервничайте, не кричите, не дергайте ребенка, наберитесь терпения, даже если все очень плохо;
  • Занимайтесь систематически (но не в позднее время).

Успешность формирования навыка письма, и особенно почерк, во многом зависит от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила:

  1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.
  2. Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.
  3. Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для пишущих правой рукой).
  4. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.

Стол должен соответствовать росту ребенка. Грудь не должна касаться стола, оба плеча должны быть на одной высоте. Ноги, согнутые под прямым углом в коленях опираются всей ступней на пол или на подставку для ног.

Руки пишущего должны лежать так, чтобы локти немного выступали за край стола и находились на расстоянии около 10 см от туловища.

Первое правило письма заключается в том, чтобы пишущая рука двигалась совершенно свободно. Кроме того, нужно, чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, и постепенно, по мере заполнения строчки, передвигалось вправо предплечье.



Предварительный просмотр:

Познавательно-речевая готовность

ребенка с ОВЗ к школе

Школа – это совершенно новая жизнь для ребенка.

Ребенку с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями необходима комплексная система поддержки. Ввиду того, что у особых детей наблюдается более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; эмоциональная незрелость, явные трудности в управлении своим поведением, трудности в социальной адаптации – их интеллектуальная готовность к школьному обучению оценивается как низкая, дети испытывают стойкие трудности в обучении. При подготовке ребенка с отклонениями в развитии к школьному обучению используется технология поэтапного систематического обучения, которая состоит из разделов: работа с детьми, работа с родителями и работа с педагогами

Большинство детей с ОВЗ имеют нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками.  При попытке взять предмет, неверно оценивают направление, не могут проследить зрительно за движением своей руки. Поэтому у них недостаточно сформированы графические навыки. У многих дошкольников словарный запас не соответствует возрасту, не развита связная речь, нарушен грамматический строй речи. Недостаточно сформированы ЭМП и временные представления.

Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сферы.

Когда мы можем говорить о готовности ребенка с ОВЗ к школе:

  1. Готовность мелкой моторики рук: правильный захват ручки, карандаша, кисточки, умение пользоваться ножницами.
  2. Подготовка к технике письма: ребенок ориентируется в пространстве, на листе бумаги; развито чувство ритма, умеет писать в тетрадке буквы, цифры (видит клетки).
  3. Элементарные математические представления: умение считать предметы; владение порядковым счетом в прямом и обратном порядке;

умение соотнести предмет с символом (условным знаком, числом);

выполнение элементарных операций с предметами;

владение представлений равенства, «больше», «меньше», «поровну».

  1. Уровень развития речи, осведомленность, умение находить сходства и различия предметов.

На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребенка самостоятельности. Ведь малышу придется выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

Ваша задача – лишь правильно оценить объем знаний и навыков, которыми должен владеть будущий ученик.

Математика.

Совершенно не обязательно считать до 100, гораздо важнее, чтобы ребенок ориентировался в пределах десятка, т.е. считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое больше, какое меньше. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т.д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счетного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, деревья, птичек. Предлагайте ребенку несложные задачки из окружающей его жизни. Например, на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребенок должен уметь вслушиваться в условие задачи.

Чтение.

Вы можете поиграть с ребенком в слова: пусть он назовет окружающие предметы, начинающиеся на определенный звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребенку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтет несложное фразы (или слоги).

Разговорная речь.

Обсуждая прочитанное, учите ребенка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.

Игра: ребенок загадывает какой-нибудь предмет и описывает его, взрослый должен отгадать это слово. Тот, кто загадывает слово, должен как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы (черный – белый,…) Съедобное – несъедобное, одушевленное – неодушевленное.

Общий кругозор.

Многие родители думают, что чем больше слов знает ребенок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально «купаются» в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребенок может к месту использовать сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях, и об окружающем мире: свой адрес (разделяя понятия «страна», «город», «улица»), имена, отчества родителей, место работы. К 7 годам ребенок может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребенок идет не только продемонстрировать свои знания, но и учиться.

Несколько советов:

  • Во время занятий не «стойте над душой», лучше объясните все и дайте какое-то время поработать самому;
  • Не нервничайте, не кричите, не дергайте ребенка, наберитесь терпения, даже если все очень плохо;
  • Занимайтесь систематически (но не в позднее время).

Успешность формирования навыка письма, и особенно почерк, во многом зависит от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила:

  1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.
  2. Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.
  3. Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для пишущих правой рукой).
  4. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.

Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надежных – пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в свое детство – это хорошая школа жизни.

Готовьте ребенка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребенка, ни для Вас.



Предварительный просмотр:

Развитие познавательно – речевой деятельности ребенка в целях подготовки к школьному обучению

При подготовке ребенка к школе необходимо обращать внимание на развитие всех психических процессов.

Развиваем память:

Развиваем и зрительную («посмотри – расскажи») и слуховую («послушай – повтори»).

  • «Детектив» - ребенок в течении 2-3 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убраны, а он называет то, что запомнил.
  • «Следопыт» - показываете игрушку, затем прячете ее в комнате, а ребенок должны найти.
  • «Что ты ел на обед?» - ребенок должен подробно рассказать, что он ел на обед.
  • «Одежда» - рассказать порядок утреннего одевания.
  • «Фотографическая память» - рисуете на листе простую фигуру, предмет, показываете, переворачиваете, ребенок должен нарисовать то же самое. Далее усложнения по количеству, по качеству.
  • «Что в мешке?» - кладете в мешок много игрушек на глазах у ребенка, играете в другую игру, затем должны вспомнить, что там положено.
  • «Спички» - выкладываете простую фигуру, предмет, ребенок запоминает, затем по памяти воспроизводит.

Развиваем внимание:

  • Ищем предметы на заданную букву – кто больше, тот победитель.
  • «Поймай звук» - начинаем со звуков, слогов, слов. Задача ребенка хлопнуть в ладоши, когда встретиться заданный звук.
  • Учим ребенка выполнять несколько дел одновременно: слушать сказку и рассматривать другие картинки, слушать и рисовать, после рассказывать об услышанном, увиденном задавая простые вопросы.

Развиваем воображение:

  • Попросите ребенка показать (изобразить позой, жестами) различные предметы мебели.
  • Предложите рассмотреть разные овощи и сказать, на что они похожи.
  • Предложите перевоплотиться в какой-либо предмет и придумать рассказ про этот предмет (Я – поварешка, живу на кухне)
  • Соединять (мысленно, на рисунке) части разных предметов друг с другом (голову тигра с туловищем пингвина и т.п.)
  • Придумывать необычные способы использования обычных предметов.

Задания по развитию мышления должны включать конструирование из пуговиц, бусин, семечек, макарон и т.п., мозаики, самодельные фигуры из бумаги, старые открытки, вырезание из старых журналов.

  • «4-й лишний» «Чего не хватает»
  • «Слово наоборот» - называете слово в 3 – 4 буквы, а ребенок должен назвать то, что получится, если прочитать его наоборот. Поменяться ролями.
  • «Угадай-ка» - обратный вариант «Слово наоборот». Называете перевернутое слово, ребенок должен отгадать.
  • «Что общего?» - предложите найти связь между предметами, которые вы в данный момент используете (нож и лук…).
  • Ребусы, картинки из геометрических фигур составлять самим.
  • Найди сходства и различия

Развиваем мелкую моторику. Дома используйте любой материал: мука, тесто, яичная скорлупа, также можно обвести на бумаге предмет с закрытыми глазами. Рисунок затем заштриховать в различных направлениях. Детям очень нравится выполнять: аппликации, оригами, рвать бумагу руками, завязывать шнурки, веревочные узлы (можно освоить морские). Фокусы, направленные на пластику рук и ловкость пальцев – простые, с веревками, платками, шарфиками и пр. пришивать пуговицы.

Задания на развитие речи:

  • Называете три слова существительное, прилагательное, глагол, связанные между собой (утюг, включить, горячий). Ребенок должен сложить словосочетания (горячий утюг), выключить утюг и т.д.)
  • «Продолжи слово» - говорите первый слог, ребенок говорит все слово.
  • Добавляем к слову букву – лисак, пилак…
  • Рассказываем и пересказываем.

Обратите внимание на согласование существительного с прилагательным. (какой? Какая? Какое? Какие?) Здесь можно поиграть в такую игру (используйте любые книги): «Я буду называть то, что тут нарисовано, а ты говори мне, какого цвета этот предмет» (например, «Шар» - «Синий», ваза – синяя…).

Образование прилагательных от существительных. «Из чего сделан предмет?», например, кастрюля из металла – металлическая, шапка из меха – меховая и т.д.

Согласование существительных с числительными. Например, можно рассмотреть петуха: «Про что у петуха можно сказать одна?» (одна голова, одна бородка) «А про что можно сказать два?» (два крыла, два глаза). «Про что можно сказать один?» (один хвост, один клюв) «А чего у петуха много?» (перьев)

Для развития речи, воображения можно использовать следующую игру: «Для чего нужны нам эти предметы?» Попросите ребенка объяснить, для чего нужен нам этот предмет. Пусть он обоснует их необходимость. Например, взрослый спрашивает: «Для чего нам холодильник?» Ребенок отвечает: «Чтобы хранить продукты». Взрослый продолжает: «А почему в холодильнике они лучше сохраняются?» - и т.д.

Обогащаем активный словарь прилагательными. Попросите ребенка описать предмет, подбирая к существительным прилагательные. Подсказывайте, задавая вопросы: «Какого цвета?», «Какой формы?», «Какой на вкус?», «Какой на ощупь?» - это о предмете. А о животном, например, лисе, можно спросить: «Какая по характеру?», «Какие у нее повадки?» (ловкая), «Чем питается?» (хищная).

Образуем притяжательные прилагательные. Чей? Чья? Чьё? Чья это шляпа? (мамина) Чей это хвост? (лисий) Чьи лапы роют нору? (лисьи) Чья это будет нора? (лисья)



Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей 4 – 5 лет

Речь – одна из важных линий развития ребенка.

Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

В развитии детей немаловажную роль играет формирование красивой грамотной речи. Дошкольники часто копируют поведение взрослых. Чтобы ребенок говорил правильно, старайтесь следить за своей речью. Больше разговаривайте с малышом, рассказывайте ему то, чего он еще не знает. Запомните простое правило – что бы вы ни делали, обязательно рассказывайте об этом. Занимаясь делами по дому, говорите вслух, что сейчас, например, вы будете поливать цветы, и объясняйте, почему это нужно делать. В принципе, для того чтобы ребенок говорил грамотно, достаточно постоянно с ним беседовать. Кто еще подаст пример лучше родителей. Это поможет расширить его словарный запас и позволит приобрести навыки общения. Учите с ребенком стихи и песни, чтобы он запоминал новые слова, просите его пересказать сказку, мультфильм. Постарайтесь изолировать ребенка от просмотра фильмов и телешоу, в которых употребляются неприемлемые нормы языка. Малыш растет, получает первые знания об окружающем мире и в ходе простого наблюдения развивает свои умственные способности. Это сказывается и на его речи.

Отлично работает чтение. Прочитав сказку перед сном, расспрашивайте ребенка о сюжете. Отвечая на вопросы, ребенок делает первые шаги в умении анализировать информацию и четко формулировать мысли. Также просите ребенка пересказать сказку. Это развивает и речь, и одновременно память.

Большинство дошкольников говорят быстро, их речь можно назвать «потоком сознания». Ругать за это ребенка, конечно, не нужно. Просто старайтесь разговаривать с ним ровным, спокойным голосом, чтобы «погасить» ненужную торопливость.

Еще для того чтобы ребенок не «спотыкался» в предложениях и спокойно доводил мысль до конца, практикуйте с ним скороговорки. Забавные стишки нравятся детям, и они неосознанно учатся повторять или переставлять одни и те же звуки и слоги, трудные для произношения.

Когда мы должны начинать беспокоиться о развитии речи ребенка?

О необходимости развития речи у детей говорит все. Но как понять, что ребенку действительно нужны занятия с логопедом?

В четыре года дефекты произношения вполне допустимы, если вы сами видите прогресс. К примеру, вы заметили, что многие звуки ребенок стал произносить правильно, а дефектные остались в меньшинстве. И очень важно обращать внимание на согласования в речи. Предлоги, местоимения, окончания существительных и прилагательных – все это ребенок, в общем и целом, должен активно употреблять в правильной форме.

В 5 лет ребенку уже следует употреблять все грамматические формы с нечастыми ошибками. При этом сама речь должна быть связной. Просто понаблюдайте, как ребенок рассказывает о событиях дня. Может ли он держать «нить повествования»?

Становление нормального звукопроизношения завершается к 5 годам. У большинства детей звуки уже введены в речь. Наблюдается только некоторое смешение звуков [С] и [Ш] в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (шерстяной). Звуки [Р] и [Л] еще могут отсутствовать. В этом же возрасте дети обычно умеют подбирать общие слова для предметов и слова с заданным звуком.

Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации. Достаточно развитый речевой слух дает ребенку возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности; У ребенка удлиняется речевой выдох.

Что должно насторожить взрослого. Звукопроизношение далеко от нормы. В речи множественные замены: шипящих на свистящие, возможны замены твердых согласных звуков на мягкие или искаженное произношение имеющихся звуков. Речь невнятная, малопонятная, звучит как у двухлетки. Нарушения слоговой структуры слов. Ребенок не может произнести правильно слово из 3 – 4 слогов или слова со стечением согласных, пропускает звуки, слоги или переставляет их. Сохраняются стойкие аграмматизмы в речи. Ребенок испытывает большие трудности в пересказе хорошо знакомых сказок. Не может выучить короткое стихотворение (переставляет слова, пропускает слова).

Язык без преувеличения – главная мышца органов речи. И ему, как и всякой другой мышце, гимнастика просто необходима. Не развит язык – не развито и звукопроизношение.

Упражнения для языка простые и веселые, и они обычно нравятся детям. Например, дошкольникам нравятся дразнилки. Попросите ребенка просунуть язык между губами и произнести звуки: «Бе-бе-бе», «Пе-пе-пе». Или предложите ребенку подурачиться и покричать как младенец: «Уа-уа». Много подобных упражнений легко найти в интернете. Их прелесть в том, что они не отнимают много времени и полезны всем.

За раз нужно делать примерно 8-10 упражнений, главное – регулярность.

Особенности речи детей пятого года жизни:

  1. Словарь

Основная наша с вами, родителями, задача – расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства).

Осуществляем подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет, мальчик бежит за девочкой и т.д.

Учим подбирать признаки: Какой? Какая? Какое? «Что это?» - «Шапка», «Шапка какая?» - «Красная, теплая, вязаная, меховая, детская, красивая и т.п.». Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает несколько прилагательных к одному слову.

В этом возрасте особое внимание уделяем словам – антонимам (с противоположным значением). В течение дня проводим дидактическую игру «Наоборот». (Знакомство с Незнайкой, который все говорит наоборот. «Посмотри на улице снег белый». А он в ответ: «Нет, снег черный» и т.п.)

Используем наборы картинок: чистый – грязный, сухой – мокрый, толстый – тонкий и т.п. Вы показываете картинку, ребенок находит и называет с противоположным значением.

Изучаем слова – обобщения по темам: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные». Закрепляем и углубляем знания о детенышах животных: лиса с лисятами, свинья с поросятами, собака со щенками и т.д. Большое значение уделяем знакомству с профессиями. Работа начинается со знакомства с семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем?

Внимание детей привлекают многозначные слова: ручка – рука ребенка, у двери, у предметов; и т.п.

2. Формирование грамматического строя речи.

Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)».

Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только окончания (карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши).

Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных (чего нет? с предлогом без). Например, возле дома нет деревьев. В аквариуме много рыбок. На столе коробка без карандашей.

Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде, числе). «У нас все синее – небо, платье; лента (синяя); карандаш (синий); цветы (синие)».

Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько предметов: картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)». Например, игра «Петух». «Про что можно сказать у петуха одна? (голова, бородка). А про что у петуха можно сказать два? (два крыла, два глаза). Про что можно сказать один? (один хвост, один клюв). А чего у петуха много? (перьев)».

Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучаем спряжению глагола (хотеть). «Я хочу посмотреть книгу. Сережа хочет посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книгу». «Катя, принеси, пожалуйста, куклу». Момент воспитания при использовании глаголов в повелительном наклонении – не забываем волшебные слова (пожалуйста, спасибо).

Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать: мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки.

Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед).

Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов. Предлагаем ребенку назвать ласково всех членов семьи: брат – братик, сестра – сестренка.

Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала)

Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное).

Учим составлять из слов словосочетания и предложения. (Показ картинок: «Что делает мама?» Предлагаем составить предложения со словом «моет». «Мама моет посуду. Что еще моет мама?»

3. Третий компонент устной речи – развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

Перед нами, взрослыми, стоит задача развивать фонематический слух. Мы учим определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-сова) и не выделяется (Скажите, есть ли в этом слове звук (н) – нога?); осуществлять выбор из двух предметов с заданным звуком.

4. Четвертый раздел – связная речь.

Развитие связной речи играет ведущую роль и занимает центральное место по работе развития речи в средней группе. Только владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, поделиться впечатлениями и получить необходимую информацию.

У детей часто выявляются такие недостатки в речи, как:

-связные высказывания короткие;

-отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо ребенку;

-фрагменты высказываний логически не связаны между собой.

Для исправления этих недостатков необходимо:

-развивать связную речь детей;

-научить фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы;

-познакомить с простыми приемами запоминания;

-развивать логическое мышление;

-уметь формулировать свою мысль;

-уметь понимать речь окружающих.

В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь

Речевое развитие по программе детского сада.

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ.

Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы. Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия. Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных. Сформировать понимание простых предлогов. Сформировать понятие слово и умение оперировать им.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

 Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже. Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами. Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении. Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков. Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода. Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода. Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами. Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА.

 Развитие просодической стороны речи. Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Формировать навык мягкого голосоведения. Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду). Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса. Коррекция произносительной стороны речи Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности. Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов. Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова. Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных. Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой. Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием. Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза сформировать умение различать гласные и согласные звуки. Научить выделять из ряда звуков гласные звуки. Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков. Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и], из слов, различать слова с начальными ударными гласными. Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, cлогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов. Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов, и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха). Научить подбирать слова с заданным звуком. Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями. Научить делить на слоги двусложные слова, состоящие из открытых слогов (ма-ма, ва-та, ру-ка) и составлять слов из двух данных открытых слогов.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ.

 Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации. Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении. Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию. Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем с помощью взрослого составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану. Формировать навыки пересказа. Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.



Предварительный просмотр:

Система эйдетики — память без границ.

«Эйдос» в переводе с греческого — «образ». Эйдетизм — это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть, чувствовать, ощущать то, чего уже нет.

Система эйдетики основывается на образном мышлении ребенка и полностью соответствует особенностям развития ребенка. Она способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга, благодаря чему возрастают способности концентрации памяти и запоминания.

Система эйдетики развивает такие важные качества, как:

- беглость – способность быстро находить решения и генерировать идеи;

- гибкость – применение разнообразных подходов для решения задачи;

- оригинальность – умение создавать оригинальные идеи и решения.

Методы Эйдетики:

  1. Метод зрительной прорисовки.

Впервые этот метод был подробно описан И.Ю. Матюгином. Его суть заключается в зрительном соединении символов с настоящим изображением, которое является видимым на данный момент. Если человек снова увидит данный предмет или изображение, то сможет с легкостью его воспроизвести. При этом зрительное соединение заключается в мысленной прорисовке поверхности или общего контура символа. Данный метод является отличным способом для быстрого запоминания простых символов и цифр.

 Например, ребенку предлагается картинка, на которой нужно найти спрятанную цифру. Она может быть изображена в различном положении и иметь нестандартные размеры.

http://mama.neolove.ru/images/u/527ca22bc8f01.jpg

  1. Метод мысленной прорисовки.

Символы и слова не просто ассоциируются с предметами, а мысленно прорисовываются их контуры. Данный метод соединяет воображаемые слова с реальными предметами. При этом важно чувствовать все этапы данного процесса: скрип карандаша, движение ваших рук и т.д.

Например, предложите ребенку мысленно записать (нарисовать) на белой стене слово карандаш зеленой краской. Без движения рук необходимо медленно выписать данное слово крупными буквами, почувствовав запах краски. Данное упражнение сразу не получается у всех желающих. Но, благодаря систематическим тренировкам, можно добиться отличных результатов.

Игра в ассоциации

Запоминаем слова

Самое простое для ребенка — составить из них необычный рассказ, в котором слова следуют друг за другом. Например, даны слова: ресницы, гусь, море, стул, велосипед. Попросите ребенка придумать историю, которая наверняка ему отлично запомнится. Например: "Хлопая ресницами, стоял гусь и глядел на море, по которому плыл стул, а на берегу, выброшенный волной, лежал велосипед". Такой метод можно закрепить с помощью списка вещей, которые ребенок должен надеть перед выходом на улицу (комбинезон, свитер, шапка, шарф, варежки, носки, сапоги). Другой вариант: попробуйте вместе придумать стишок. Проговаривая его, ребенок должен представлять картинку и (желательно) последовательность предметов.

Фонетические ассоциации

Этот метод хорошо применять при запоминании иностранных слов и телефонов.

Суть метода - в удачном подборе созвучных ассоциаций к иностранному слову. Например, латинское слово: musculus (мускулус) - МЫШОНОК. Созвучное русское словоМУСКУЛЫ. Можно представить картинку из созвучного слова МУСКУЛИСТЫЙ МЫШОНОК.

carota (карота) - МОРКОВЬ. Созвучное ему слово КАРЕТА и т.д.

Запоминаем движения

Тут вам помогут любимые сказочные персонажи. Например, надо запомнить движения танца — шаг вправо, шаг влево, прыжок на месте, хлопок в ладоши, поворот на месте. Пусть это будет Человек-Паук, который уворачивается от ударов врага, отступая вправо, влево, потом перепрыгивает через карниз, хлопком в ладоши пускает паутину и, повернувшись на месте, убегает. Сначала придумывать эти истории придется вам, но скоро ребенок и сам станет проявлять инициативу.

Запоминаем картинки или образы

Научите ребенка превращать задуманное в рассказ. Приготовьте карточки с изображениями животных, предметов обихода, природы. К каждым 5-10 картинкам нужно придумать рассказ на тему путешествия, спорта, учебы или дружбы. Развитие памяти и внимания в будущем поможет ребенку быстро выучить буквы и слоги, складывать из них слова и запоминать их. Используя ассоциации, малыш развивает способность быстро находить оригинальные решения и идеи. Система эйдетики учит детей запоминать без зазубривания, взяв за основу ассоциации и запоминающиеся особенности предметов. Например, нужно запомнить слово boy (мальчик). Можно придумать рифму "идет с тобой" и нарисовать шагающего мальчика — эта картинка и фраза точно отложатся в памяти ребенка.

Дети вообще хорошо запоминают то, что нарисовано. Ведь это не придуманный, а реальный (пусть и на бумаге) образ. Поэтому так часто метод ассоциативного рисунка применяется в заучивании стихотворений. Еще бы, слушать стихи любят все дети, а вот повторить их может далеко не каждый. Значит, стихотворение нужно... нарисовать — последовательно и понятно. Какие-то слова изобразить не получится, но это не страшно. Глядя на рисунок, ребенок сможет повторить стихотворение, а когда сделает это несколько раз, оно прочно засядет у него в памяти.

"Что изменилось?"

Поставьте на стол несколько предметов, среди которых будут шарики, кубики, раскрытая книжка, карандаш, кукла. Попросите ребенка назвать каждую вещь и постараться запомнить их. После этого переставьте игрушки и накройте простыней или полотенцем. Задача ребенка — угадать, где какой предмет находится. А чтобы запомнить, что было на столе, стоит опять же обратиться к методу рассказа.

Оживление

Этот метод хорошо развивает фантазию и образное мышление.

Когда я смотрю на КРУГ, он превращается в ГОЛОВУ мальчика. Мальчик куда-то смотрит и при этом вытянул ШЕЮ - это ПРЯМОУГОЛЬНИК. Дальше вижу ПЛЕЧИ - это КВАДРАТ. УЛЫБКА - это ТРЕУГОЛЬНИК. Застывшие фигуры с помощью оживления превращаются в улыбающегося мальчика.

Система эйдетики — это игра, благодаря которой ребенок быстро и легко запоминает слова, числа, стихи, а позже — даты, сложные определения, иностранные языки. Важнопостоянно возвращаться к этой игре — гуляя, обращать внимание, что дерево похоже на семерку, в окошке спряталась четверка, а бабочка, сложившая крылья, напоминает тройку. Как запомнить, какие автобусы идут от детского сада до дома? Очень просто: 73 — дерево, на котором сидит бабочка, и 28 — лебедь в очках.



Предварительный просмотр:

Таблица ошибочных целей поведения детей

Ребенок самостоятельно не может отказаться от «трудного поведения». Только в атмосфере поддержки, симпатии, принятия, заботы ребенок может измениться.  

Если вы чувствуете

Как реагирует ребенок на ваше замечание

Что говорит ребенок своим поведением

Цель

Как исправить такое поведение

Научите вашего ребенка

Раздражение. Желая напомнить ребенку, что вы заняты, уговорить его не мешать вам. Восхищение «примерным» ребенком.

Добившись вашего внимания к себе, ребенок временно перестает мешать вам.

Со мной будут считаться, когда заметят или попросят что-либо сделать. Быть любимым — пользоваться вниманием.

Внимание

Не заглядывайте в глаза. Ничего не говорите. Молча дайте понять ребенку, что вы его любите. Приступайте к действию, как только ребенок начнет раздражать вас.

Привлекать к себе внимание должным образом.

Подстрекательство. Потребность употребить свою «власть», возмущение. Вам брошен вызов — «Я заставлю тебя сделать это!» «Все равно ты не сможешь превзойти меня в этом!»

Продолжайте настаивать на своем. Ребенок хочет превзойти вас, стать хозяином положения.

Со мной будут считаться лишь тогда, когда я буду иметь влияние на кого-нибудь; вы сделаете так, как хочу я; я докажу, что вы не сможете помыкать мной.

Влияние

Дайте право на выбор, не приказывайте. Не состязайтесь в «перетягивании каната». Ласково загляните в глаза. Не ввязывайтесь в ссору, но и не уступайте. Разумным образом дайте ребенку почувствовать свою самостоятельность .

Достигать желаемого так, чтобы обе стороны конфликта оставались довольными.

Обида. Разъяренность. Вы хотите «свести счеты». «Как ты мог поступить так со мной?»

Хочет «отплатить вам тем же». Вызывает неприязнь к себе.

Пусть меня не любят, и я ничего не могу поделать, но со мной будут считаться лишь тогда, когда я отомщу обидчику.

Месть

Не вымещайте свою обиду. Восстановите взаимоотношения. Воспользуйтесь естественными последствиями, от которых ребенок получит удовольствие. Установите с ним более тесный дружеский контакт.

Достойно сдерживать свое чувство обиды, не вымещать ее на других.

Отчаяние. «Что мне делать?» Жалость.

Никак не реагирует. Чувствует, что бесполезно даже пытаться сделать что-либо. Пассивен.

У меня ничего не получается так, как надо, поэтому я вообще ничего не буду делать. Я бездарен и глуп. Оставьте меня в покое.

Уклонение

Не уговаривайте и не показывайте, что вы жалеете ребенка. Ведите к успеху постепенно. Не делайте ничего за ребенка сами. Найдите такую ситуацию, в которой ребенок ощутит свое достоинство.

Доводить дело до конца и преодолевать трудности. Ощущать свои



Предварительный просмотр:

Нормативы развития психических процессов

Психические процессы

3 года

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

Восприятие

Цвет

Основные цвета

Основные, дополнительные

Цветовые оттенки

Сериация по цвету

Цвета, цветовые оттенки, сериация по цвету

Форма

Круг, квадрат, треугольник

Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник

Многоугольники (треугольник, четырехугольник, пятиугольник

Геометрические тела (шар, куб, пирамида, цилиндр, конус)

Многоугольники, геометрические тела

Размер, величина

Большой-маленький, длинный-короткий. Сериация 3 объектов

Большой-средний-маленький, широкий-узкий, высокий-низкий, толстый-тонкий. Сериация 4 объектов

Сериация по размеру и величине 5 объектов

Сериация по размеру и величине 5 -8 объектов

Сериация по размеру и величине 6-9 объектов

Время

Части суток

Части суток, времена года

Части суток,

времена года,

дни недели

Части суток,

времена года,

дни недели, месяцы

Части суток,

времена года,

дни недели, месяцы,

часы

пространство

Впереди, сзади, между, над, под

Слева, справа, посередине, внутри, снаружи

Совмещенные пространственные понятия

Ориентировка в пространстве, на листе, на листе в крупную клетку

Четкая ориентировка в пространстве и на листе (в клетку, линейку)

Внимание

Объем

3-4 объекта

4-5 объектов

5-6 объектов

6-8 объектов

Более 8 объектов, развитие произвольного внимания

устойчивость (показатель работоспособности)

5-10 мин.

10-15 мин.

15-20 мин.

20-25 мин.

30-35 мин.

Память

Зрительная

3-4 объекта

4-5 объектов

5-6 объектов

6-8 объектов

Более 8 объектов

Слуховая

2-3 слова

3-4 слова

4-5 слов

5-7 слов

6-8 слов

Мышление

Анализ

1 признак

2 признака

3-4 признака, простые аналогии

Логические рассуждения, установление аналогии

Логические вариативные рассуждения

Зрительный синтез

Из 3-4 частей

Из 4-6 частей

Из 6-9 частей

Из 9-12 частей

Из 12 и более

Сравнение

1-3 различия

3-5 различий

5-7 различий

8-10 различий

Более 10 различий

Обобщение

Животные, фрукты, овощи, одежда, игрушки

Дикие и домашние животные, посуда, одежда, обувь, игрушки, мебель, фрукты, овощи

Дикие и домашние животные, посуда, одежда, обувь, игрушки, мебель, фрукты, овощи, насекомые, транспорт, птицы, головные уборы

Дикие и домашние животные, посуда, одежда, обувь, игрушки, мебель, фрукты, овощи, насекомые, транспорт, птицы, головные уборы, электроприборы, спортивный инвентарь, школьные принадлежности, инструменты

Обобщения второго порядка



Предварительный просмотр:

10 стратегий при работе с аутичным ребенком.

Эти стратегии активно используются специалистами в разных структурах, поэтому желательно родителям взять их себе на вооружение. Приступать к реализации данных стратегий лучше в более раннем возрасте, но и для аутичного подростка или взрослого, эти схемы все равно будут очень полезны.

Основные причины использования данных стратегий:

- облегчение и улучшение качества жизни ребенка и его семьи,

- снижение уровня стресса,

- обучение навыкам,

- уменьшение проблемного поведения.

1. Структурированность / регулярность режима в домашней среде.

 Последовательность и четкое понимание того, чего можно ожидать, помогает детям с аутизмом управлять своей жизнедеятельностью в течение дня. Следует создавать расписание, основываясь на тех видах деятельности, которые происходят на ежедневной основе, чтобы дать ребенку возможность выучить распорядок своего дня и почувствовать, что он может контролировать окружающую среду.

Время для игр на улице должно быть одним и тем же каждый день. Частые и значительные изменения в распорядке дня приводят к истерике и проблемному поведению.

2. Визуальное расписание.

 Реализация данной стратегии будет невозможна без структурированности ежедневного распорядка дня. Визуальное расписание имеет огромное значение, если вы хотите обучить ребенка самостоятельности.

Необходимо создать визуальное расписание и использовать его, чтобы ребенок принимал участие в различных занятиях. Визуальное расписание помогает детям понимать, что им необходимо сделать, и что за этим последует. Уменьшает количество вербальных подсказок, инструкций, проблемного поведения и аутостимуляций.

Если ребенок не умеет читать, то нужно использовать в расписании картинки.

3. Система коммуникации.

Если ребенок не говорит, то он может общаться при помощи языка жестов, iPad, PECS и т.п. Важно, чтобы ВСЕ члены семьи  ребенка принимали данную систему коммуникации и поощряли ее использование.

4. Ограниченный доступ к поощрениям.

Например, если ребенок любит мультики, ему позволяют их смотрит часами каждый день. Или он любит конфеты, то может в любое время достать их на кухне.

Нельзя допускать полной свободы доступа к поощрениям. Потому что у ребенка не будет причин работать, чтобы получить что-либо, он и так может сам все взять.

Если родители говорят, что для ребенка нет поощрений, это может значить, что он может получить все в любое время.

5. Применение проактивных стратегий.

С раннего возраста необходимо обучать ребенка тому, что самовольный уход – это неправильно.

Помимо структурированности расписания необходимо вводить некоторые правила, например: «Спроси маму прежде, чем выйти на улицу». Можно разместить неподалеку от дверей визуальную подсказку, на которой будет содержаться информация вроде «остановись и спроси».

Таким образом, когда ребенок подойдет к двери, получит напоминание о том, что он не может выходить на улицу самостоятельно. Ему нужно подойти к родителям и используя привычную для него систему коммуникации (PECS, жесты, iPad и т.п.), попросить разрешения «выйти на улицу». Можно у выхода разместить знак, например, «жди», чтобы пояснить ребенку, что ему придется подождать, пока не наступит утро, чтобы выйти на улицу.

6. Лента или доска для выбора.

Многие проблемы поведения можно уменьшить, если предоставить ребенку выбор.

Вместо того чтобы безуспешно пытаться догадаться, чего хочет кричащий и плачущий неговорящий ребенок, нужно приготовить визуальную ленту или доску для выбора. На ней будут расположены картинки с различными предметами, продуктами питания и т.д.

В течение дня следует неоднократно демонстрировать ребенку такую ленту и позволять ему выбрать то, чем он хотел бы заняться, что хотел бы съесть или с чем поиграть. В зависимости от особенностей конкретного ребенка такая лента может часто меняться, чтобы поощрения не наскучили. А так же использование доски или ленты развивает у детей навыки выбора из множества стимулов.

7. Предварительные навыки использования туалета.

 Даже если ребенок еще слишком мал, чтобы начинать туалетный тренинг, или пока не готов к нему, можно приступать к работе над предварительными навыками использования туалета.

Подгузники следует менять в ванной комнате или туалете, поощряя ребенка к любой помощи в одевании/раздевании, выбрасывании использованных подгузников и мытье рук. Детей нужно обучать полной процедуре использования туалета, лишь за исключением требования сидеть на унитазе.

Таким образом, ребенок познакомится с ванной комнатой, туалетом и привыкнет к ним, а также обучится множеству различных навыков, которые пригодятся ему впоследствии (например, расстегивание молнии на штанах).

Используйте наглядные материалы (карточки).

8. Мультимодальные сенсорные предметы.

 Некоторые дети все свое свободное время проводят в аутостимуляции.

Некоторые специалисты придерживаются мнения о том, что его нужно перенаправлять, а не прекращать.

Можно разместить в квартире предметы, которыми ребенок сможет манипулировать, чтобы получить сенсорную стимуляцию, таким образом, ему не придется ходить кругами и гудеть, размахивать руками или вращаться вокруг своей оси весь день.

Такими предметами могут быть фитнес-мячи, батуты, сенсорные коробки, гирлянды, музыкальные машинки, краски для рисования на теле и т.п.

9. Самостоятельная деятельность.

Умение выполнять задания приводит к тому, что дети приобретают навык проведения досуга и самостоятельности.

Обустройте небольшую игровую зону, разместите в ней предметы для нескольких видов деятельности и включите таймер.

Направляйте ребенка к участию в этой деятельности до тех пор, пока таймер не выключится, а затем предоставьте большое поощрение.

Через некоторые время такие занятия могут быть добавлены в ежедневное расписание, и ребенок сможет самостоятельно перекусить, убрать за собой, поиграть и приступить к выполнению домашнего задания.

10. Место для релаксации и успокоения.

Дети с аутизмом зачастую подвержены излишнему возбуждению или перестимуляции в течение дня, что приводит к истерикам, плачу, разочарованию или аутоагрессии.

Выберите тихое место в доме и разместите в нем успокаивающие и релаксирующие предметы (подушки, мохнатые шарики, стресс-мячики и т.п.).

Когда ребенок огорчается или перевозбуждается, ему необходимо объяснить, что он должен успокоиться, например: «Ты плачешь и разбрасываешь игрушки. Тебе нужно успокоиться». Затем следует направить ребенка в место для релаксации и помочь, научить его, например, глубокому и медленному дыханию, счету до 5-ти и т.п.

Можно также использовать наглядные материалы для того, чтобы показать ребенку, какие шаги он должен предпринять для того, чтобы успокоиться (схемы).

Необходимо хвалить и усиливать любые улучшения в поведении ребенка.

Главная задача взрослого обучить ребенка самостоятельному контролю своих собственных эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...