Консультация для родителей "План проведения игровой деятельности по сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста"
консультация (средняя группа) по теме

Кадырова Разиля Рафитовна

"План проведения игровой деятельности по сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_rodit.odt17.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Государственное бюджетное учреждение

                                         здравоохранения города Москвы

                                  «Детский бронхолегочный санаторий №42

                               Департамента здравоохранения города Москвы»

 

                                     Консультация для родителей

                     Тема: «План проведения игровой деятельности

                по сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста»

                                           

 

                               

                                                             

 

                                                                                   

                                                                                                 Подготовила:

                                                                                                 Кадырова Р. Р.

                                                           

                                                                 2018г.

   Начнем с игры. Благодаря трудам психолога Д.Б. Эльконина известно, что она имеет первостепенное значение для умственного развития. Теперь посмотрим, что можете вы, родители, для того, чтобы подчеркнуть, усилить ее развивающее значение.

 Как правило, трехлетний ребенок уже умеет играть. Вам, вероятно, приходилось наблюдать, как ваша дочь кормит куклу, зачерпывая игрушечной ложечкой или просто палочкой «пищу» из пустой кастрюли или как ваш сын, сидя на стульчике, рулит, изображая шофера, ведущего тяжелый грузовик.

  Дети играют в «дочки-матери», в водителей, летчиков, в детский сад, в лечении больных — все это сюжеты их игр, т. е. те стороны действительности, которые изображаются в играх. Но один и тот же сюжет может быть разыграны по-разному. Так, изображая маму, одна девочка ограничивается молчаливым кормлением куклы, другая беседует с ней, делает строгое замечание: «Ты почему так медленно ешь?», учит правильно держать ложку, вытирает салфеткой. То, какие именно действия и взаимоотношения людей воспроизводятся ребенком в избранном им сюжете, составляет содержание игры. Разыгрывая это содержание, дети берут на себя определенные роли и выполняют игровые действия, используя тот или иной игровой материал.

   Конечно, если ребенок играет один, он может выполнять только одну роль. Другие роли в этом случае используют куклы: их кормят, лечат, перевозят на новую квартиру. Но это крайне обедняет содержание игры, ведь в деятельности взрослых людей обычно участвуют не два персонажа. Так, в поликлинике, кроме врача и больного, есть сестры, родители больных детей; в детском саду, кроме воспитательницы и ребенка- няня, заведующая, музыкальный работник. Чтобы воспроизвести в игре реальные взаимоотношения взрослых людей, ребенку нужны партнеры на разные роли, причем партнеры, которые не просто молча выносят любое обращение, но и сами участвуют в игре.

   Чем же здесь могут помочь родители? Прежде всего они сами могут принять участие в игре, беря на себя определенные роли. Только учтите — дети очень неохотно выполняют роли детей. Кому интересно играть самого себя? Ведь игра нужна ребенку для того, чтобы хотя бы понарошку, на время стать взрослым. Значит, если уж «дочки-матери», так пусть дочка выполняет роль мамы, а маме придется изображать дочку. Зато как это смешно и весело! Ну а в другом случае мама может сыграть гостью, которая пришла навестить хозяйку, да еще и своего ребенка (куклу) привела с собой...

   Включаться в игру взрослому нужно исподволь, не распоряжаться и не объяснять ребенку в ходе игры, что он должен, а чего не должен делать. Лучше всего, если ребенок начал играть, а взрослый присоединяется к нему, уже «войдя в образ».

  • Здравствуйте. Я доктор. Вы кормите дочку? Извините, если я помешала. Я как раз шла мимо и решила на минутку заглянуть к вам, узнать о здоровье вашей девочки. Ведь вчера у нее была повышена температура...

    Чем разнообразнее сюжеты детских игр, тем богаче их содержание, и чем больше равных ролей может выполнить ребенок в играх по одному и тому же сюжету, тем больше игра будет способствовать умственному развитию.

   Включаясь в игры ребенка в разных ролях, вы будите содействовать тому, что он сам научится брать на себя разные роли, и это благотворно скажется на его играх с другими детьми. Организовать такие совместные игры, найти для своего ребенка подходящих партнеров — вот второй путь, которым могут воспользоваться родители, стремящиеся обогатить жизнь ребенка, дать новый материал для его умственного развития. Это, конечно, особенно важно для детей, не посещающих детский сад.

  Но не следует думать, что двое-трое детей самостоятельно сумеют затеять совместную игру, распределить роли и начать их выполнять. Даже если ваш ребенок уже искушен в играх с вашим участием, вряд ли он сможет войти в нужный контакт со сверстниками, построить и провести замысел игры -  ведь сверстник имеет свой, встречный замысел, а договориться, согласовать действия трехлеткам еще не под силу.

   Научить детей объединяться в совместной игре — задача родителей и решить ее можно уже известным способом -  приняв участие в игре, выступив в ней в определенной роли:

  • Какая удобная тележка! Совсем как грузовик. Вы знаете, мне нужно купить в холодильник, и я как раз ищу шофера, который мог бы его перевезти. Может быть, ты, Паша, согласишься быть шофером? Давайте найдем продавца и спросим, есть ли в магазине холодильники. Где же у нас продавец? Это, наверное, ты Миша. Продавец, у вас в магазине есть холодильники? Покажите нам, пожалуйста...
  • Спасибо. Это как раз то, что нужно. Грузите его осторожно, чтобы не испортить.
  • Продавец, я вас приглашаю в гости, Давайте поедем все вместе, и я вас угощу чаем. Ну, поехали...

   Постепенно ребенок приобретает опыт поведения в разных ролях и будет все свободнее вступать в общение с другими детьми, налаживать с ними совместные игры. И вместе с тем он начнет понимать, что люди связаны между собой, они нужны друг другу и каждый из них выполняет свою часть общего дела. Особенно ясно это выступит для ребенка в таких играх, где изображаются взаимоотношения людей, объединенных одной деятельность — в «детский сад», в «больницу», в «поезд» (где есть роли машиниста, проводника, начальника станции, пассажиров) и др. И здесь возникает необходимость учитывать в играх субординацию, соподчинение людей, занимающихся разные места, несущих ответственность за разные участки работы.

  Так врач в поликлинике расспрашивает мать больного о картине болезни, осматривает ребенка и дает указания медсестре о том,  что нужно сделать укол и выписать определенные лекарства. Медсестра, выполняя распоряжения врача,  делает уколы, выписывает лекарства. Она же объясняет родителям, как эти лекарства принимать. Здесь врач — главный, медсестра по его указаниям выполняет свою часть работы, а родители больных и сами больные дети с уважением относятся к врачу и медсестре, слушаются их советов и распоряжений.

   Усвоение  системы ответственности и подчинения, необходимой для жизни людей в обществе — достаточно трудный и длительный процесс. В значительной мере он осуществляется именно в сюжетно-ролевой игре.

   Родителям важно учитывать значение, которое имеет использование в игре разных видов игрового материала. Ребенку нужны куклы, мишки, зайки и другие игрушечные зверюшки. Они -  заменители людей, партнеры по игре. К ним требования можно предъявить, как к людям,-прежде всего, чтобы были приятными, симпатичными. А еще-чтобы умели садиться, двигать ручками и ножками. Сложнее с другими игрушками — посудой, мебелью, машинами и.т.п.

Здесь на первый план выступает функциональность — возможность использования, выполнения игровых действий. А это значит, что имеет значение и размер (игрушечные стульчики и столик должны быть такими чтобы куклы могли свободно сидеть и пить чай), и материал (чем прочнее, тем лучше) и главное, наличие «работающих» частей (открывающих дверей, поворачивающихся колес и др). Что же касается внешнего сходства, то вполне достаточно, если предмет узнаваем. И совсем уже ни к чему изобилие мелких внешних деталей, которое иногда кажется столь привлекательным папам и мамам («Смотри! Совсем как настоящее!»). Важен и подбор игрушек, обеспечивающих возможность проводить игру по определенным сюжетам (опять же в «семью», в «доктора», в «шофера» и др). Определенный набор игрушек как бы сам подсказывает ребенку сюжет, а в известной мере направляет и содержание игры. Широта использования заменителей, умение видеть в одной и той же ничем не примечательной палочке термометр, расческу, отвертку, ложку, а может быть, скрипку и трубу и даже пароход и , наоборот, умение использовать вместо необходимой в игре машины кубик или стульчик — вот то, что остается непроходящим достижением детского мышления, послужит предпосылкой развития воображения и творчества. А это значит, что помогая ребенку организовать игру, родителям следует побуждать его к самостоятельному подбору предметов-заместителей, на первых порах подсказывать возможные варианты, специально вводить в ситуации, для разыгрывания которых не хватает готовых игрушек, что-то, что необходимо подобрать или даже построить, используя неоформленный материал.

  • Давай играть в магазин. Ты будешь продавцом, а я покупателем. Только раньше нужно найти, что будет продаваться в магазине. Наверное, хлеб? Что же у нас будет хлебом? Может быть, вот это (крупные кубики)? Хорошо. А еще сахар. Что будет сахаром? По-моему, подойдет это (мелкие кубики). Только насыпь его в пакет. Теперь-колбаса... Взвести мне, пожалуйста, килограмм сахара. Но где же весы? Нет весов. Может быть, мы сумеем их построить?

   Хорошо проводить и специальные упражнения «Во что с этим можно играть?», побуждая ребенка к тому, чтобы он придумал как можно больше игровых употреблений предмета.

  • Вот твой стульчик. Как ты думаешь, во что с ним можно поиграть? Мне кажется, что с ним можно играть, как будто это машина, а еще?
  • Как будто самолет.
  • Правильно. А ты — летчик и куда-то летишь. А еще?..

  Конечно, на первых порах здесь не обойтись без подсказок. А потом ребенок начнет с удовольствием фантазировать и сам. Вот, например, зонтик. Это и парашют, и крыша, и огромный гриб, а в свернутом виде — лошадка, ружье и многое, многое другое.

                                     Как родителей научить играть с ребенком

                                                 в сюжетно-ролевые  игры:        

1.                                                       2-3 года:   иногда

   

  • Ребенка знакомят с предметами: куклами, машинками.
  • Учить выполнять действия с этими предметами: куклу баюкать, машинку возить.
  • Усложнять правила игры, выполнять несколько действий: куклу с начало баюкать, потом укладывать в кровать, накрывают одеялом.

 2.                                                       3-4 года:

  • Чем больше ребенок будет знать больше предметов и действий с данным предметом, тем разнообразнее будут их играть.
  • Ребенок начинает брать на себя роли, возникают непродолжительные диалоги. Игра становятся непродолжительной по времени. Ребенок начинает комбинировать роли.
  • В этом возрасте у детей начинается возраст «почемучек», часто задают вопросы, даже не дослушав ответ на предыдущий, связанно это с тем, что ребенок начинает познавать мир.

   3.                                                     4-5 лет:

  • Становятся более развернутые сюжеты, у детей становятся больше опыта.
  • Ребенок вносит в игру свои предложения.
  • Дети объединяют несколько сюжетных игр в одну игру.
  • Активно развиваются ролевые диалоги.

                                                5-7 лет:

   4.

  • Развернутые сюжеты игр, детализация сюжетов.
  • Дети вносят все больше предложений в игру.
  • Игра становятся продолжительной по времени и интересной по сюжету.
  • Все сюжеты берутся из реальной жизни.

                           

 

 

                                                                                                                 

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....

Подборка сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста ( 2-я младшая группа).

Сюжетно-ролевыми называют игры, которые создаются самими детьми, активность в игре детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета.  Любая игра способствует воспитанию не одного, а...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста

В данном материале подобрана картотека сюжетно ролевых игр для детей дошкольного возраста...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Картотека сюжетно ролевых игр для детей дошкольного возраста.

Материал направлен на закрепление социально – коммуникативных навыков дошкольников и практическое применение в культурных практиках....