Семинар - практикум с родителями второй младшей группы на тему: "Сенсорное воспитание - фундамент умственного развития ребёнка 3 - 4 лет"
методическая разработка (младшая группа)

Колиева Оксана Мировна

Семинар - практикум с родителями на тему: "Сенсорное воспитание - фундамент умственного развития ребёнка 3 - 4 лет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум с родителями второй младшей группы на тему: «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребёнка 3 – 4 лет»

Воспитатель: Колиева Оксана Мировна

Время проведения: ноябрь

Форма проведения: семинар - практикум

Цель: обогащение родительских представлений об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: ознакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей 3-4 лет; активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укреплять сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Участники: родители, воспитатели.

Место проведения: помещение группы.

План проведения

1. Вступительный этап:

создание проблемной ситуации;

2. Основная часть:

содержание и методы сенсорного развития;

педагогический всеобуч «Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений»;

3. Домашнее задание;

4. Подведение итогов собрания:

выступление психолога "Все дети разные";

рефлексия.

Ход  мероприятия

1.В группе оформлена выставка, посвященная сенсорному развитию (литература, игрушки, дидактические игры, пособия).

1. Вступительный  этап.

Добрый вечер, уважаемые родители! Хочется начать свое выступление со слов Н. К. Крупской:  «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего». 

Ребенку исполнилось 3года. Он поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой. И над тем, что можно сделать для того чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком.

 

Психологи XX века доказали, что двигательное и сенсорное развитие  составляет фундамент умственного развития. Поэтому не случайно тема нашей встречи звучит так: «Сенсорное развитие  - фундамент умственного развития ребенка».

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Это понятие происходит от латинского слова «sunser», дословно означающего «ощущения» ( чувство, восприятие, способность ощущения).

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величина – метрическая система мер.

Открывается схема, где изображены пять органов  чувств (глаз-зрение, язык- вкус, ухо-слух,  рука-осязание, нос - обоняние). Познание окружающего мира начинается с того, что мы воспринимаем окружающий мир с помощью своих органов чувств., т.е. первым источником познания являются ощущения.

Существует 4 вида ощущения:

1. слуховое ощущение - ощущения звука

2. обоняние - ощущения запаха

3. вкусовые ощущения - человек ощущает 4 модальности: сладкое, солёное, кислое, горькое. Все остальные ощ. вкуса - разнообразие их сочетания.

4. осязание - тактильные ощущения или кожная чувствительность (это ощ. давления, боли, тепла и холода).

Развивать анализаторы - значит научить ребёнка обследовать предметы. Например: ребёнок усваивает цвета. через сравнения с какими - нибудь  знакомыми предметами с ярко выраженным и относительно постоянным цветом, например: жёлтый - как лимон, зелёный - как трава, оранжевый - как апельсин и т. д. Ребёнок усваивает систему геометрических фигур и сравнивает эталоны с предметами: круглый - как мяч, квадратный - как кубик, треугольный - как ёлка или крыша дома. овальное - как яйцо. Чтобы сказать тяжёлый или лёгкий данный предмет, надо знать примерную тяжесть других предметов. Чтобы определить, твёрдый или мягкий этот предмет, надо знать, что стоит за понятием "твёрдый" или "мягкий".

Создание проблемной ситуации: ящик ощущений.

Перед нами возникла проблемная ситуация - узнать на ощупь, что находится в ящике ощущений. (Воспитатель предлагает 2-3 родителям определить на ощупь содержимое ящика. Родители запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет. Выслушиваются и принимаются все предложения. В ящик можно положить фрукт маниолу или памело, чтобы невозможно было сразу определить объект.  По ходу обследования предмета открывается по одной карточке с изображением сенсорного свойства неизвестного объекта, находящегося в ящике (цвет – оранжевый, величина – карточка с изображением маленького домика, форма  - круг и т.д.)

Уважаемые родители, теперь вам известны все свойства неизвестного объекта. Как вы думаете, что это?

По мнению доктора психологических наук Л. Венгера «руководить умственным развитием ребенка – это значит учить его чему-то, ставить перед ним определенные задачи и показывать способы их решения».

Можно ли учить 3 летнего ребенка? Захочет ли он учиться и будет усваивать то, что мы  хотим?

К 3 годам у ребенка развито умение и желание общаться со взрослыми, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять его в определенное русло.

3 летний ребенок может учиться, и научить его можно очень многому. Но вместе с тем родителям надо знать, чему учить и как учить, какими методами пользоваться.

2. Основная часть:

Содержание и методы сенсорного развития

В образовательной программе младших групп основным является сенсорное развитие, которое составляет фундамент общего  умственного  развития ребенка. Возраст от 3-4 лет наиболее благоприятный период для развития восприятия, совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире, предметов и явлений

 

Каждый родитель знает своего ребенка, видит, как он играет, рисует,  строит из кубиков, но не все родители представляют себе, что должен знать и уметь ребенок на пороге дошкольного возраста в 4 года. Чаще всего родители оценивают развитие своего ребенка по сравнению с детьми родственников, приятелей… «Машин Андрей все буквы помнит, стихи читает наизусть, а мой возиться лишь с кубиками…  Не знаю что с ним и делать» - зачастую слышно от родителей.

Как правило, родители отмечают только бросающиеся  в глаза знания и умения ребенка и не обращают внимания на наиболее важные вещи, которые характеризуют уровень его развития. Большинство взрослых, интересующихся развитием своего ребенка, стараются помочь ему сделать первые шаги в математике. Они стремятся сразу научить ребенка считать и решать задачи. Но с этого ли надо начинать?

В математике главное – научить мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости и т.д.

Начинать надо не со счета, а с понимания математических отношений: больше, меньше, поровну. Это так называемый до числовой период обучения, когда младший дошкольник, не знакомый еще с числами, постигает уже количественные отношения, сравнивая предметы по величине (длина, ширина, высота), сопоставляя две группы предметов сначала непосредственно, а потом опосредованно, с помощью наглядных моделей, позволяющих дать ребенку не только конкретные, но и обобщенные знания.

Все дети разные, и развиваются они  по -  разному. Но вместе с тем существует  некоторый минимум достижений в развитии, который соответствует норме ребенка определенного возраста.

  • Умение играть, использовать игрушки, строить элементарную цепочку игровых действий.

Что значит уметь играть? Играет ли ребенок , если он тянет за веревочку машину? а когда укладывает куклу спать в кроватку и накрывает ее лоскутком? Может быть, да,  а может и нет.

Играет, если видит в игрушечной машине настоящую, в кукле девочку, в лоскутке одеяло. Не играет, если, выполняя эти действия, просто повторяет то, что показали взрослые, или что увидел у других детей.

Цепочка игровых действий имеется там, где ребенок не просто повторяет одно и тоже действие, а выполняет два и даже больше действий, по смыслу следующих друг за другом (раздевает куклу, укладывает, накрывает одеялом и т.д.)

  • Умение строить простейшие предметы из двух деталей строительного материала (диван, стульчик).

Не просто  прикладывать друг к другу два кирпичика, как показали, а узнает о том, что получилось, например, настоящий диван, на него можно посадить куклу.

  • Умение рисовать.

Хорошо, если ребенок начал рисовать, из под карандаша выходит изображение, хотя бы немного напоминающие машину, елку, узнаваемые для него  самого.

Данные умения можно выявить, наблюдая за ребенком.

Педагогический всеобуч «Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений»

(Сообщение сопровождается показом дидактических игр по формированию сенсорной культуры детей 3-4лет, предложить родителям поиграть в игры для развития мелкой моторики: отделить фасоль от лесн. орехов или каштаны от грецких орехов)

К 4 годам ребенок должен воспринимать и различать  более пяти  форм предметов, дифференцировать их по величине, знать и называть семи  цветов.

Познакомлю вас  с некоторыми развивающими заданиями. Используя , их вы можете сами придумать  новые и применить в практике.

Рекомендуем использовать такие игры как «Почтовый ящик», «Заплатки»,а так же лепку, аппликацию, конструирование. Научите ребенка находить сходства и различия между предметами, составлять группу из однородных по форме, цвету и величине предметов, выделять и убирать не соответствующий группе предмет. Такие задания выполняются вначале приемами наложения и приложения, затем путем визуального сравнения. Результаты визуального сравнения предметов по величине можно обозначать словами: маленький – большой, высокий – низкий, короткий – длинный, широкий – узкий, различные – одинаковые. Так же называется форма предмета: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Можно предложить найти предметы похожие на геометрические фигуры (солнце, мяч, монетка – круг, часы, телевизор  - квадрат и т.д.)

Научите различать и употреблять понятия «один – много», «больше – меньше», «поровну», используя приемы наложения и приложения предметов, например: положи каждому ежику по яблоку. Остался ежик без яблока? осталось лишнее яблоко? Поровну ли ежиков и яблок?

Знакомьте ребенка с материалами, из которого сделаны предметы (бумага, дерево, ткань, металл и т.д.), учите различать на ощупь, рассказывайте о свойствах (твердый, мягкий…)

 Малыш должен свободно ориентироваться в пространстве своего дома, детского сада двора,  правильно обозначать расстояние (далеко- близко), высоту (высоко – низко), тяжесть предметов (тяжелый – легкий). необходимо научить понимать смысл понятий «спереди- сзади», «слева – справа», предлогов: на - под - над, в - из.

3. Домашнее задание

Родители демонстрируют своё домашнее задание (дидактические игры своими руками)

C:\Users\Эльдорадо\Desktop\родит\Screenshot_20171123-171349.jpg

C:\Users\Эльдорадо\Desktop\родит\Screenshot_20171123-171630.jpg

C:\Users\Эльдорадо\Desktop\родит\Screenshot_20171123-171736.jpg

4. Заключительная часть

Выступление психолога

Все дети разные. И даже органы чувств , которые вреде бы одинаковы у всех, они используют по- разному. Один ребенок, попадая первый раз в гости, с удовольствием рассматривает рисунок на обоях. Другой с интересом прислушивается к звукам, третий торопиться взять мягкую игрушку в руки. Для первого (визуалиста) главной оказывается зрительная информация, для второго (аудиалиста) важно то, что он слышит, для третьего (кинестетика) – то, что он чувствует.

Эти особенности влияют на поведение вашего ребенка и даже на восприятие учебного материала.

Если ребенок визуалист

-Ему не нравится прикосновение других людей. Учтите это и не обижайтесь на него, если он не доволен, это не имеет никакого отношения лично к вам.

- Он больше других детей пугается эмоциональных вспышек окружающих и конфликтов.

- Он быстрее воспринимает материал, который хорошо иллюстрирован.

-Он легче приобретает навыки путем наблюдения

-на индивидуальных занятиях его успехи лучше, чем при работе в группе.

Если ребенок аудиалист

- Любой активности он предпочитает разговор. Может беседовать даже сам с собой .

- Он вряд ли поймет ваш выразительный взгляд (обиженный, сердитый) – ему лучше объяснить словами, что вы чувствуете.

- Он хорошо запоминает словесный материал.

Если ребенок кинестетик

Для него больше, чем для других важны прикосновения, по ним судит как к нему относятся.

- У него чаще, чем у других меняется настроение, он раним и обидчив.

-Он лучше всего запоминает информацию в процессе деятельности.

- Чтобы он не отвлекался, дайте ему возможность играть активную роль.

Рефлексия

Просим оценить наш семинар. На столе расположен контур домика  и цветные фишки. Если вы полностью удовлетворены содержанием  семинара, то прикрепите красную фишку, если частично – синюю, а если не удовлетворены - черную.

Благодарим за активное участие и творческую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум для родителей, второй младшей группы на тему: «Совместные семейные праздники».

Семинар практикум для родителей,  второй младшей группы  на тему: «Совместные   семейные  праздники». Цель:1. Формировать первичные ценностные представления о семье,...

Семинар-практикум для родителей второй младшей группы по развитию речи детей «Играем дома»

Семинар-практикум для родителей второй младшей группы по развитию речи детей «Играем дома»...

Семинар – практикум для родителей второй младшей группы «Нетрадиционные техники рисования»

 Занятие рисованием – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Эти занятия приносят малышу много радости...

Конспект семинара – практикума для родителей второй младшей группы «Играем с пальчиками – развиваем речь»

Данный конспект позволяет легко и просто познакомить родителей с пальчиковыми и речевыми играми для развития речи малышей....

Родительское собрание «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития ребёнка»

Цель: обогащение родительских представлений об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста....