Играем пальчиками и развиваем речь
консультация по теме

Окунева Наталья Сергеевна

В настоящее время все больше и больше детей с нарушением в речевом развитии. Если у ребенка имеется нарушение произношения, значит, в дальнейшем он может столкнуться с трудностями при чтении и письме. Давно уже доказали, что высокий уровень развития мелкой моторики у ребенка позволяет говорить о высоком уровне развития у него памяти, внимания, умения логически рассуждать, связно говорить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley4.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время все больше и больше детей с нарушением в речевом развитии. Если у ребенка имеется нарушение произношения, значит, в дальнейшем он может столкнуться с трудностями при чтении и письме. Наша с вами задача помочь детям преодолеть речевые нарушения.

 Давно уже доказали, что высокий уровень развития мелкой моторики у ребенка позволяет говорить о высоком уровне развития у него памяти, внимания, умения логически рассуждать, связно говорить. Вы, уважаемые родители, можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не может донести в ладошке воду до лица, разливает её, то, значит, у него отстает развитие мелкой мускулатуры. Если после 5 лет ребенок затрудняется в выполнении упражнения «ладонь – кулак – ребро», то это тоже говорит об определенных нарушениях. Обнаружив это, не огорчайтесь, но и не оставляйте ребенка, надеясь, что со временем он догонит сверстников. Это мнение ошибочно. Ребенку нужна ваша помощь. Поиграйте с ним в игры и упражнения для развития мелкой моторики, поиграйте в пальчиковые игры.

 Слабую руку дошкольника можно и нужно развивать.

Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то вы - родители помогите ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

 Предлагаю вашему вниманию некоторые пальчиковые игры, которые пользуются у детей особым интересом:

«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»

Сидит белка на тележке,                 (Хлопки ладонями и удары кулач-

Продает она орешки.                      ками друг о друга попеременно.)

Лисичке-сестричке,                         (Загибают по одному пальчику,

Воробью, синичке.                          начиная с большого.)

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,                                 (Ритмичные хлопки ладонями и

Кому в зобок,                                   удары кулачками.)

Кому в лапочку.

«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»

Есть игрушки у меня:               (Хлопают в ладоши и ударяют кулач-

ками друг о друга попеременно.)

Паровоз и два коня,                  (Загибают пальчики на обеих руках.)

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран —

Настоящий великан.

Сколько вместе?                       (Хлопают попеременно в ладоши

Как узнать?                                и ударяют кулачками друг о друга.)

Помогите сосчитать!

«ИГРУШКИ»

Работа над темпом и ритмом речи

На большом диване в ряд              (Попеременно   хлопают   в    

Куклы  Катины сидят:                    ладоши и стучат кулачками.)

Два медведя,  Буратино,                 (Загибают поочередно все

И веселый Чиполлино,                   пальчики.)

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре,  пять.           (Разгибают поочередно

                                                           пальчики.)

Помогаем  нашей  Кате                  (Попеременно   хлопают   в    

Мы игрушки сосчитать.                 ладоши и стучат кулачками.)

«МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ»

Раз, два, три, четыре, пять              (Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять             («Идут» по столу указательным и

                                                             средним пальчиками.)

Бабу снежную лепили,               («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками                («Крошат   хлебушек»   всеми  кормили,

                                                 пальчиками.)

С горки мы потом                   (Ведут  указательным   пальцем   правой

                                                  катались, руки  по ладони левом   руки.)

А еще в снегу валялись.                 (Кладут ладошки на стол то

                                                         одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли.            (Отряхивают ладошки.)

Съели суп  и спать легли.            (Движения воображаемой ложкой;    

                                                                                        руки  под  щеку.)

«Варим суп»

Хозяйка однажды с базара пришла.        (Шагаем пальчиками по ногам

Хозяйка с базара домой принесла:                        от бедра к коленкам.)

Капусту,                                                    (По очереди загибаем пальчики

Картошку,                                    на руке, начинаем с большого пальца.)

                        Морковку,

                                   Горох,

                                               Петрушку

                                                           И свёклу.

                                   Ох!

Вот овощи спор завели на столе.    (Попеременные движения обеими                           руками:

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:  кулачками – ладошками хлопаем по ногам.)

Капуста,                                                   (По очереди загибаем пальчики

Картошка,                                    на руке, начинаем с большого пальца.)

                        Морковка,

                                   Горох,

                                               Петрушка

                                                           И свёкла.

                                   Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла    (Ребрами ладошек обеих рук                                                                                                                                                                           стучим по

И ножиком этим крошить начала:       ногам, имитируя работу ножа.)

Капусту,                                                   (По очереди загибаем пальчики

Картошку,                                    на руке, начинаем с большого пальца.)

                        Морковку,

                                   Горох,

                                               Петрушку

                                                           И свёклу.

                                   Ох!

Накрытые крышкою в душном горшке    (Ладошки обеих рук соединить и

Кипели, кипели в крутом кипятке:   держать в горизонтальном положении.)

Капуста,                                            (По очереди загибаем пальчики

Картошка,                                      на руке, начинаем с большого пальца.)

                        Морковка,

                                   Горох,

                                               Петрушка

                                                           И свёкла.

                                   Ох!

 И суп овощной оказался неплох!       (Имитация движений работы ложкой.)

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин.                  (Круговые движения кулачками рук.)

Много нас,                                        (Показывают 10 пальцев.)

А он один.                                        (Показывают 1 палец.)

Эта долька – для ежа.                    (Дети загибают поочередно пальцы.)

Эта долька – для чижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.                    

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура.                     (Поглаживание ладонью правой

                                                           руки тыльной стороны левой руки.)

Он сердит на нас -                        (Сомкнуть пальцы обеих рук.)

Беда!!!                                               (Руки прижать к щекам. Покачать

головой.)

Разбегайтесь -                                   (Бегут пальцами по коленкам.)

Кто куда!                                          (Руки спрятать за спину.)

Как вы заметили, если мы используем при игре с пальчиками стишки, то у детей возрастает интерес к игре, у них возникает желание больше говорить.

 Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе демонстрируют  «Пальчики здороваются»- кончик большого пальца правой руки поочередно  касаются кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

 Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это облегчает приобретение навыков письма.

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Играем пальчиками и развиваем речь"

Подолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речь , способствуя её развитию : мелкую моторику рук , память , мышление , оптико-пространственное восприятие , воображение ....

"Играем пальчиками и развиваем речь". Консультация для родителей.

Упражнения, которые приводятся в этой статье, можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание и т. п.)...

Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста в рамках работы клуба «Семейная академия» по теме: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Мастер-класс для повышения  компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики  в домашних условиях....

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»

Занятие развивает у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию. Развивает мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение. Закре...

Конспект занятия по развитию речи "Играем пальчиками и развиваем речь"

Коррекционно-образовательные задачи: учить детей слушать сказку, понимать её содержание. Коррекционно-развивающие зазадачи.: продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием р...

Занятие по развитию речи в младшей группе тема «Играем пальчиками и развиваем речь».

Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...