"Знакомство детей с календарно-обрядовыми праздниками"
консультация (старшая группа) на тему

Соболева Светлана Юрьевна
Народный календарь – это стройная череда православных праздников и трудовых будней, обрядов, обычаев и примет, замкнутых в годовом круге, основанном на земледельческом календаре; историческая и культурная память, дневник народной жизни, многие страницы которого посвящены детям, их яркому, непосредственному творчеству.
Обращение к народному творчеству, детскому народному календарю на современном этапе служит средством передачи духовного опыта русского народа, традиций народной педагогики в воспитании новым поколениям.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_1.docx632.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15»

Консультация для воспитателей

«Знакомство детей с календарно-обрядовыми праздниками »

 

Подготовила

Соболева С.Ю.

Воспитатель

МБДОУ

Детский сад №15

Арзамас, 2018

Народный календарь – это стройная череда православных праздников и трудовых будней, обрядов, обычаев и примет, замкнутых в годовом круге, основанном на земледельческом календаре; историческая и культурная память, дневник народной жизни, многие страницы которого посвящены детям, их яркому, непосредственному творчеству.

Обращение к народному творчеству, детскому народному календарю на современном этапе служит средством передачи духовного опыта русского народа, традиций народной педагогики в воспитании новым поколениям.

Жизнь детей в современном обществе, особенно в городе, отличается дефицитом общения, как с взрослыми, так и со сверстниками. Зачастую общение с родителями сводится к минимуму, происходит замена эмоциональных контактов материальными ценностями. Живое общение с ребенком с помощью колыбельных, потешек, сказок, игр и т.д. вытеснено мультфильмами и компьютерными играми сомнительного воспитательного содержания, которые, зачастую, противопоказаны личности с еще не сформировавшимися нравственными устоями.  Очень хочется, чтобы знакомство детей с народной культурой начиналось с того периода, когда они открыты для восприятия окружающего мира на эмоционально-чувственном уровне.

Забыты народные традиции, праздники, обряды, обычаи, определяющие мировоззрение человека, его отношение к окружающему миру, природе и имеющие неоценимое значение для воспитания полноценного гражданина страны (“это моя Земля, мой народ, моя культура, моя Родина, история, я сохраняю народную культуру, я – часть России”).

Синтез искусств приобретает особое значение в воспитании и образовании, т.к. придает целям и содержанию гуманистический и гуманитарный смысл, способствует возникновению новых возможностей и путей художественного освоения действительности, раскрытию способностей личности ребенка к самореализации его творческого потенциала.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего.

Посредством знакомства с календарно-обрядовыми праздниками русского народа у детей воспитывается патриотизм и чувство нравственности, чувство национального самосознания.

Благодаря знакомству  с календарно-обрядовыми праздниками русского народа у детей  развивается  интерес к устному народному творчеству, обычаям, обрядам, праздникам народного календаря;формируется  умение создавать образы на основе музыкально-поэтического, обрядово-календарного устного фольклора;  даются  знания о множественности способов художественного отображения культурных традиций и произведений устного фольклора; активизируется  способность к самостоятельному творческому решению найденного образа; собственному восприятию обрядово-календарного и устного народного творчества произведений русских писателей.

Необходимо  довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.  Эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

Рассмотрим цикличность проведения календарно-обрядовых праздников в соответствии с возрастом воспитанников.

Зимние Святки

Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год).

старшая

Масленица

Рассказ воспитателя о Масленице.  Проведение русских народных игр «Горшки» или «Гори, гори ясно»

старшая

Знакомство детей с масленичными песнями

Занятие первое. Рассказ воспитателя о праздновании первых двух дней Масленицы и пение песен, исполняемых в эти дни. Проведение русских народных игр «Водить коза» и «Летят – не летят».

Занятие второе. Рассказ воспитателя о праздновании остальных дней Масленицы. Знакомство детей с песнями, которые пели в эти дни. Проведение русской народной игры «Горелки».

подготовительная

Вербное воскресенье

Посещение «избы». Рассказ Хозяйки о празднование

Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Ерыкалище», «Верба-вербочка», «Заря-заряница».  Представление кукольного театра «Петрушка и солдат». Исполнение песни «Солнышко».

старшая

Пасха

Занятие первое. Рассказ воспитателя о празднование Пасхи. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко». Знакомство с пасхальными песнями.

Занятие второе. Рассказ воспитателя об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия, о праздновании последнего дня пасхальной недели – Красной горки. Проведение русских народных игр с яйцами и «Прялица».

старшая

Троица

Рассказ воспитателя о праздновании Троицы, об обрядах «завивания» березки, «кумления» и «проводов русалок». Проведение русских народных игр «Венок» и «В кресты», хоровода «Во поле березонька стояла». Исполнение песенки «Березынька».

Старшая, подготовительная

Покров

Рассказ воспитателя о празднике Покров, народных приметах и об обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «В углы», «Карусель». Исполнение песни «Я по рыночку ходила».

Старшая, подготовительная

«Кузьминки – об осени одни поминки»

Рассказ Хозяйки о народных приметах и обычаях, связанных с днем Кузьмы и Демьяна. Разыгрывание содержания песен «Во кузнице», «Чики-чикалочки», «Ай, тари, тари, тари». Исполнение плясок, загадывание загадок.

Младшая, средняя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Знакомство детей с русским-народным праздником Кузминки"

Данный проект знакомит детей с русским народным праздником Кузминки. Позволяет детям немножко прикоснуться к истории нашего народа....

Знакомство детей с русскими народными праздниками и обрядами

Знакомим детей с МАСЛЕНИЦЕЙ. Описывается как народ праздновал каждый день недели. Обряды и традиции, народные игры, заклички....

Проект «Космос» — знакомство детей младшей группы с праздником День космонавтики.

Вид деятельности: проектнаяВозрастная группа: 1 младшаяТема проекта: 12 апреля – день космонавтики.Цель проекта: познакомить с праздником «день космонавтики», спо...

Цикл календарно - обрядовых народных праздников

Цикл календарно - обрядовых народных праздников...

Знакомство дошкольников с календарно-обрядовыми праздниками

Знакомство дошкольников  с  календарно-обрядовыми  праздниками  является, как  развитию вышеназванных  качеств,  так  и  частью  воспитани...

Знакомство дошкольников с календарно-обрядовыми праздниками

Знакомство дошкольников  с  календарно-обрядовыми  праздниками  является, как  развитию вышеназванных  качеств,  так  и  частью  воспитания у  ни...

Детско-взрослый образовательный проект по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Одной из задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм по...