Знакомство детей с русскими народными праздниками и обрядами
материал по окружающему миру (старшая группа)

Знакомим детей с МАСЛЕНИЦЕЙ. Описывается как народ праздновал каждый день недели. Обряды и традиции, народные игры, заклички.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ И ОБРЯДАМИ.

Актуальность проекта:

В непосредственном общении с детьми, я обратила внимание, что дети не знают, совершенно, нашего прошлого, или очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило людей, чем они занимались, как трудились, что передавали своим детям. Ответить на эти вопросы- значит восстановить связь времени, вернуть ценности, которые были утеряны нами. Вернуться к истокам нам поможет фольклор. Ведь это жизнь нашего народа-  мысли, переживания и его опыт. Знакомство с фольклором- это знакомство с духовной жизнью народа, его быт. Это жизнь, окружающая нас.

Цель: Обогащение знаний детей  об истории жизни  нашего народа.

Задачи:

  1. Воспитание любви к Родине.
  2. Развивать интерес к народному быту, народно- прикладному искусству, народной культуре, русским фольклорам, духовным миром людей.
  3. Формировать знания о бытовых предметах, окружающих людей того времени.
  4. Совершенствовать умение свободно общаться при обсуждении тем, используя слова в точном соответствии со смыслом.
  5. Развивать диалогическую речь.

Виды деятельности:

Образовательная, познавательно- исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.

Формы организации:

Беседа, рассматривание предметов быта, иллюстрации, чтение произведений, народные праздники и игры.

Предварительная работа:

Разучивание потешек, чтение русских народных сказок, разучивание и обыгрывание народных игр, рассматривание предметов быта и одежды.

              1 часть:

МАСЛЕНИЦА.

Воспитатель рассказывает детям, что МАСЛЕНИЦА это веселый предвесенний праздник. Люди веселятся и радуются целую неделю. Ведь прошла долгая, холодная зима . Каждый день недели назывался по своему и отмечался он по расписанному порядку.

Понедельник: «ВСТРЕЧА МАСЛЕНИЦЫ»

Здравствуй Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных,

Чтобы слуги были молодые,

Нам подарки везли дорогие,

И блины и калачи,

К нам в окошко их мечи.

Ой да Масленица

 На двор въезжает!

Широкая на двор въезжает!

Ой да Масленица погости недельку

Широкая погости недельку!

 Парни и девушки ходили по деревне с чучелом Зимы и распевали такие песни.

ВТОРНИК: «ЗАИГРЫШНЫЙ»

Народ катался на лошадях, девушки устанавливали качели, катались с гор, играли в различные игрища.

Игра « Утка и селезень»

Играющие встают в круг. В середине круга встает «утка», за кругом «селезень» .Селезень ловит утку. Кто стоит в кругу поет песню. Селезень ловил утку, молодой ловил серую. Поди, утица домой. Поди, серая, домой. У тебя семеро детей, восьмой -селезень.

СРЕДА «ЛАКОМКА»

В этот день пеклись блины. Ели их вволю, кто сколько хотел. Круглой формы и золотистого цвета блин считался символом богатства!

ЧЕТВЕРГ назывался «РАЗГУЛЯЙ ЧЕТВЕРГ»

Это была самая середина веселья и гульбы. В четверг люди весь день гуляли, веселились ,пели частушки, водили хороводы , плясали.

Широкорожая Масленица,

 Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,
Блинами объедаемся!

ПЯТНИЦА И СУББОТА были гостевыми.

Все ходили друг к другу в гости . В основном к родне.

У родных тоже объедались блинами и всякими вкусностями.

Масленица, Масленица,

Блинами попеканщица!

Пришла раненько,

Встретим мы тебя хорошенько,

Сыром, маслом и блином,

И румяным пирогом!

В ВОСКРЕСЕНЬЕ « ПРОВОДЫ ЗИМЫ»

Изготовленное чучело из соломы выносили на улицу и сжигали!

Масленица, блиноеда

Накормила людей,

И сама за плетень!

Полизала сыр и масло, а  сама погасла!

Как только разгорался костер, все кричали:

Масленица загорела
Всему миру надоела!

Потом все начинали плясать вокруг догорающего костра .Водили хороводы, играли в игры.

Рефлексия: Ребята, сегодня мы с вами беседовали о народном празднике «Масленица». Скоро все также будем отмечать этот праздник. А чучела Масленицы у нас нет.  Давайте после сна изготовим с вами чучело и приготовимся встречать весну!

2 часть:

На этом проект не заканчивается! На следующей совместной деятельности, воспитатель  знакомит детей с обрядовыми песнями, разучивает часть их.

3 часть:

В последующей совместной деятельности, дети знакомятся с народными играми.

«Лапти»

На середине площадки вбивается кол, к нему привязывается веревка. Водящий берет свободный конец и встает у кола. Участники встаю вокруг кола , спиной к центру с любыми предметами. Перебрасывают через голову каждый свой предмет

Повернувшись к водящему, спрашивают его:

Сплели лапти?

 Водящий отвечает:

Нет!

Играющие спрашивают еще раз:

 Сплели лапти?

- Да.

Дети бегут в круг и стараются взять каждый свой предмет. Водящий бегает по кругу и старается запятнать играющих. Но поймать можно только в кругу! Если ребенок не успел взять предмет, он выходит из игры.

Другие игры описаны в приложении.

На протяжении всего проекта прослушиваются русские народные сказки, разучиваются  потешки,

Пословицы, поговорки, заклички и т. д.

 

Воспитатель Денисова т. в.

     

                                                      Воспитатель Денисова Т. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Знакомство детей с русским-народным праздником Кузминки"

Данный проект знакомит детей с русским народным праздником Кузминки. Позволяет детям немножко прикоснуться к истории нашего народа....

Презентация проекта. Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...

"Мы на ярмарку пошли" Знакомство детей с русскими народными инструментами. Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста

Одно из любимых занятий детей любого возраста - игра на музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народной музыкой и возникновением народных инструментов.  Они с удовольствием осваивают приемы ...

Конспект НОД для детей второй группы раннего возраста по реализации образовательной области "Развитие речи" по теме "Знакомство детей с русской народной сказкой Колобок"

Формировать у ребенка умение внимательно слушать и слышать рассказ взрослого, не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности- умение сопереживать персонажам сказки. Проявлять ин...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....