Консультация "ВЛИЯНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА ЗРЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"
консультация

Лободзинская Ирина Анатольевна

При  просмотре  телевизора,  при  рассматривании  мелких  движущихся  изображений, глаз  находится  в  состоянии  постоянного  напряжения.  Если  такие  перегрузки - чрезмерны,   длительны,  постоянны  и  не  соответствуют  возрасту  ребёнка,   то  через  некоторое  время  происходит  срыв  компенсаторных  возможностей.  Это  может  привести  к  развитию  близорукости.  Кроме  того,  яркая  подсветка  с  экрана  телевизора,  особенно  при  низкой  освещённости  в  комнате,  вредно  влияет  на  зрительную  систему.  Из–за  чрезмерного  контраста  быстро  наступает  зрительное  утомление,  проявлением  которого  являются   головная  боль,  резь,  покраснение  глаз  и  т.д.

На  данный  момент наиболее  безопасным  из  мультимедийных  девайсов  остается  телевизор  благодаря  тому,  что  диагональ  экрана  большая  и  объекты  на  нём     наиболее  крупные,  а  самого  ребёнка  можно  посадить  на  почтительном  расстоянии  от  него.  Чуть  хуже  сказывается  на  здоровье  компьютерный  монитор,  т.к.  сидеть  приходится  за  ним  обычно  перед  клавиатурой.  То  есть,  здесь  играют  роль  2   критерия:   диагональ  и  дистанция  до  экрана.  И  смартфон  с  планшетом  оказываются,  таким  образом,   самыми   опасными.  Не  только  потому,  что    в их  графике  полно   мелких  деталей,  но  также  ещё  и  потому,  что  так  трудно  проконтролировать  правильное  расстояние  до  глаз.  Ведь  ребенок  может  прильнуть  к  маленькому  экранчику  буквально  вплотную,  в  естественном  стремлении  всё  разглядеть,  и   в  этом   случае  влияние  монитора  на  зрение  детей,  конечно , будет  максимально  негативным.

  Мозг  ребёнка  после  15 мин  просмотра  перегружается,  и  он  теряет  способность   воспринимать  информацию  с  экрана.  Его  глаза  напрягаются,  перестают  моргать,  глазные  яблоки  пересыхают  от  недостатка  смачивающих  их  при  моргании   жидкостей.  В   результате  у  ребенка  начинают  болеть  глаза.  Он  капризничает,   становится  нервным,  раздражительным,  перепады   настроения  только  усиливаются.

Рекомендации  по  сокращению  влияния  мониторов  на  зрение:

Рекомендуемое  ВРЕМЯ  просмотра  мультфильмов:

От  3-х  до  5 лет- 15 мин

6-7 лет -20- 25 мин

8 лет- 40 мин

9- 10 -  не  более  1.5 час 

С  обязательными  перерывами.

ДИСТАНЦИЯ  -правильная  посадка

СМАРТФОНЫ- не   игрушка,  уж  лучше  планшет  с  диагональю  10 см.

Компьютерная  техника  должна  быть  КАЧЕСТВЕННОЙ.

 

 

 

КОМПЛЕСЫ  ЗРИТЕЛЬНОЙ  ГИМНАСТИКИ 

ДЛЯ  ДЕТЕЙ 

МЕЖДУ  ПРОСМОТРАМИ  МУЛЬТФИЛЬМОВ

*Быстро  поморгать,  закрыть  глаза  и  спокойно  посидеть  5  сек.

*Крепко  зажмурить  глаза  на  несколько  секунд,  открыть  их  и посмотреть  вдаль

* Вытянуть  правую  руку  вперёд.  Следить  глазами  за  медленными  движениями  указательного  пальца  вправо-влево,  вверх- вниз.

* Сидя,  поставить  руки  на  пояс,  повернуть  голову  вправо,  посмотреть  на  локоть  левой  руки и  наоборот

* Указательными  пальцами  поделать  легкие  массирующие  движения  верхних  и  нижних  век.

На  счёт  1- 4  закрыть  глаза ( без  напряжения  глазных  мышц),  на  1-6  широко раскрыть глаза, посмотреть  вдаль, повторить 4-5 раз.

Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4 ,а потом  перевести  взгляд вдаль на счёт 1-6,  повтор 4-5 раз.   

Не  поворачивая  головы,  медленно  делать  круговые  движения  глазами  вверх -  вправо – вниз – влево  и  в  обратную  сторону.  Затем  посмотреть  вдаль  на  счет  1-6.  Повтор  4 -5 раз.

Держа  голову  неподвижно,  перевезти  взор,  зафиксировав  его,  на  счет  1 -4  вверх,  на  счёт  1- 6 прямо;  затем  аналогично  вниз – прямо,  вправо – прямо,  влево – прямо.

 

*Проделать  движение  по  диагонали  в  одну   и  в  другую  стороны,  переводя  глаза  прямо  на  счёт  1 – 6.  Повторить  3 – 4 раза

* Не  поворачивая  головы,  с  закрытыми  глазами  «посмотреть» направо  на  счёт  1 – 4   и  прямо  на  счёт  1 – 6.  Поднять  глаза  вверх  на  счёт  1 – 4,  опустить  вниз  на  счет  1 – 4   и  перевести  взгляд   прямо  на  на  счёт  1 – 6.  Повторить  4 – 5  раз

*  Посмотреть  на  указательный  палец,  удалённый  от  глаз  на   расстоянии  25-  30  см,  и  на  счёт  1 – 4  приблизить  его  к  кончику  носа,  потом  перевести  взор  вдаль  на  счёт   1 – 6.  Повторить  4 – 5 раз

 

Для  младшего   дошкольного  возраста  комплекс  упражнений  лучше  составить  из  3-х  частей :  разминки,  основной  и  заключительной  части. 

Разминка:  Детям  предлагают  подвигать  глазками  вверх,  вниз,  вправо,       влево,  после  чего  зажмуриться,  прикрыть  глаза  ладошками  и  сосчитать  до  пяти.

Повтор  2  раза

Основная  часть:  «БУРАТИНО»

Малышам  нужно  посмотреть  на  кончик  носа  и  представить,  что  он  вырастает,  а  затем  уменьшается.  Глазками  надо  строго  следить  за  этим  «процессом».

 

 

«РОЖИЦЫ»    

Дети  фантазируют  и  представляют  себя  в   роли  разных  зверей.  Повторяя  повадки  животных,  малыши  активно  работают  глазками:  щурятся,  широко  раскрывают   и  закрывают   глазки,  делают  круговые  движения,  смотрят  в  разные  стороны  и т.д.

«ФИГУРЫ»

Детям  предлагают  стать  художниками  и  нарисовать  любую  фигуру  (круг,  квадрат,  овал,  прямоугольник),  но  вместо  кисточки  это  нужно  сделать  глазами.

«РИСУЕМ  НОСИКОМ»

Дети  « рисуют »  носиком  в  воздухе   фигурки  игрушки  или  сказочных  зверей  Можно  выставить   картинки  с  изображением  игрушек  или  героев,  чтобы  дети  повторяли  их  очертания  на  расстоянии.

 

 

КОМПЛЕКС  УПРАЖНЕНИЙ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ  5 – 6  ЛЕТ

 

Каждое  упражнение  рассчитано  на  несколько  повторений.

«ПОДМИГНИ»  (5 раз)

Нужно  поморгать,  после  чего  закрыть  глаза  и  посчитать  до  5. 

«ЖМУРКИ»  (4 РАЗ)

Надо  крепко  зажмуриться  и  посчитать  до  3-х.  После  этого  считаем  до  пяти,   постепенно  открываем  глаза  и  смотрим  далеко  перед  собой.

«ВЕСЁЛЫЙ  ПАЛЬЧИК»  (4 раза)

Правую  руку  выставляем  вперед,  смотрим  на  кончик  указательного  пальца   и  двигаем  его  влево,  вправо,  вниз,  и  вверх.  Голова  остаётся  неподвижной.

«СМОТРИМ  ВДАЛЬ»  ( 4  раза)

Левая  рука  выставляется  вперёд.  Её  нужно  согнуть  в  локте  и  посчитать  до  10-ти:  1-  4-  взгляд  на  кончике   указательного  пальца;  5 – 10- поднимаем  глазки,  смотрим  сначала  перед  собой,  а  затем  вдаль.

«ПОКРУЖИМСЯ»  ( 2 раза)

Круговые  движения  глазами :   по  3 раза  вправо   и   влево.  После  этого  поднимаем  взгляд,  смотрим  вдаль  и  считаем  до  5-ти.

 

ОЧЕНЬ  ХОРОШО,  ЕСЛИ  ДВИЖЕНИЯ  БУДУТ  СОПРОВОЖДАТЬСЯ  СТИШКАМИ.

Вот  стоит  большая  ёлка                - глазами  снизу  вверх

Вот  такой  высоты,                            

У  неё  большие  ветки,                      - глазами  влево  - вправо

  Вот  такой  ширины.

Есть  на   ёлке  даже  шишки,              -глазами   снизу   вверх

 А  внизу – берлога  мишки.                 -  глазами  сверху  вниз

Зиму  спит  там  косолапый                  - зажмурить  глаза  и  поморгать  10 раз.

И  сосет  в  берлоге  лапу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ   МУЛЬТФИЛЬМОВ  

НА  ЗРЕНИЕ    ДОШКОЛЬНИКОВ

При  просмотре  телевизора,  при  рассматривании  мелких  движущихся  изображений, глаз  находится  в  состоянии  постоянного  напряжения.  Если  такие  перегрузки - чрезмерны,   длительны,  постоянны  и  не  соответствуют  возрасту  ребёнка,   то  через  некоторое  время  происходит  срыв  компенсаторных  возможностей.  Это  может  привести  к  развитию  близорукости.  Кроме  того,  яркая  подсветка  с  экрана  телевизора,  особенно  при  низкой  освещённости  в  комнате,  вредно  влияет  на  зрительную  систему.  Из–за  чрезмерного  контраста  быстро  наступает  зрительное  утомление,  проявлением  которого  являются   головная  боль,  резь,  покраснение  глаз  и  т.д.

На  данный  момент наиболее  безопасным  из  мультимедийных  девайсов  остается  телевизор  благодаря  тому,  что  диагональ  экрана  большая  и  объекты  на  нём     наиболее  крупные,  а  самого  ребёнка  можно  посадить  на  почтительном  расстоянии  от  него.  Чуть  хуже  сказывается  на  здоровье  компьютерный  монитор,  т.к.  сидеть  приходится  за  ним  обычно  перед  клавиатурой.  То  есть,  здесь  играют  роль  2   критерия:   диагональ  и  дистанция  до  экрана.  И  смартфон  с  планшетом  оказываются,  таким  образом,   самыми   опасными.  Не  только  потому,  что    в их  графике  полно   мелких  деталей,  но  также  ещё  и  потому,  что  так  трудно  проконтролировать  правильное  расстояние  до  глаз.  Ведь  ребенок  может  прильнуть  к  маленькому  экранчику  буквально  вплотную,  в  естественном  стремлении  всё  разглядеть,  и   в  этом   случае  влияние  монитора  на  зрение  детей,  конечно , будет  максимально  негативным.

  Мозг  ребёнка  после  15 мин  просмотра  перегружается,  и  он  теряет  способность   воспринимать  информацию  с  экрана.  Его  глаза  напрягаются,  перестают  моргать,  глазные  яблоки  пересыхают  от  недостатка  смачивающих  их  при  моргании   жидкостей.  В   результате  у  ребенка  начинают  болеть  глаза.  Он  капризничает,   становится  нервным,  раздражительным,  перепады   настроения  только  усиливаются.

Рекомендации  по  сокращению  влияния  мониторов  на  зрение:

Рекомендуемое  ВРЕМЯ  просмотра  мультфильмов:

От  3-х  до  5 лет- 15 мин

6-7 лет -20- 25 мин

8 лет- 40 мин

9- 10 -  не  более  1.5 час  

С  обязательными  перерывами.

ДИСТАНЦИЯ  -правильная  посадка

СМАРТФОНЫ- не   игрушка,  уж  лучше  планшет  с  диагональю  10 см.

Компьютерная  техника  должна  быть  КАЧЕСТВЕННОЙ.

КОМПЛЕСЫ  ЗРИТЕЛЬНОЙ  ГИМНАСТИКИ  

ДЛЯ  ДЕТЕЙ  

МЕЖДУ  ПРОСМОТРАМИ  МУЛЬТФИЛЬМОВ

*Быстро  поморгать,  закрыть  глаза  и  спокойно  посидеть  5  сек.

*Крепко  зажмурить  глаза  на  несколько  секунд,  открыть  их  и посмотреть  вдаль

* Вытянуть  правую  руку  вперёд.  Следить  глазами  за  медленными  движениями  указательного  пальца  вправо-влево,  вверх- вниз.

* Сидя,  поставить  руки  на  пояс,  повернуть  голову  вправо,  посмотреть  на  локоть  левой  руки и  наоборот

* Указательными  пальцами  поделать  легкие  массирующие  движения  верхних  и  нижних  век.

На  счёт  1- 4  закрыть  глаза ( без  напряжения  глазных  мышц),  на  1-6  широко раскрыть глаза, посмотреть  вдаль, повторить 4-5 раз.

Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4 ,а потом  перевести  взгляд вдаль на счёт 1-6,  повтор 4-5 раз.  

Не  поворачивая  головы,  медленно  делать  круговые  движения  глазами  вверх -  вправо – вниз – влево  и  в  обратную  сторону.  Затем  посмотреть  вдаль  на  счет  1-6.  Повтор  4 -5 раз.

Держа  голову  неподвижно,  перевезти  взор,  зафиксировав  его,  на  счет  1 -4  вверх,  на  счёт  1- 6 прямо;  затем  аналогично  вниз – прямо,  вправо – прямо,  влево – прямо.

*Проделать  движение  по  диагонали  в  одну   и  в  другую  стороны,  переводя  глаза  прямо  на  счёт  1 – 6.  Повторить  3 – 4 раза

* Не  поворачивая  головы,  с  закрытыми  глазами  «посмотреть» направо  на  счёт  1 – 4   и  прямо  на  счёт  1 – 6.  Поднять  глаза  вверх  на  счёт  1 – 4,  опустить  вниз  на  счет  1 – 4   и  перевести  взгляд   прямо  на  на  счёт  1 – 6.  Повторить  4 – 5  раз

*  Посмотреть  на  указательный  палец,  удалённый  от  глаз  на   расстоянии  25-  30  см,  и  на  счёт  1 – 4  приблизить  его  к  кончику  носа,  потом  перевести  взор  вдаль  на  счёт   1 – 6.  Повторить  4 – 5 раз

Для  младшего   дошкольного  возраста  комплекс  упражнений  лучше  составить  из  3-х  частей :  разминки,  основной  и  заключительной  части.  

Разминка:  Детям  предлагают  подвигать  глазками  вверх,  вниз,  вправо,       влево,  после  чего  зажмуриться,  прикрыть  глаза  ладошками  и  сосчитать  до  пяти.

Повтор  2  раза

Основная  часть:  «БУРАТИНО»

Малышам  нужно  посмотреть  на  кончик  носа  и  представить,  что  он  вырастает,  а  затем  уменьшается.  Глазками  надо  строго  следить  за  этим  «процессом».

«РОЖИЦЫ»    

Дети  фантазируют  и  представляют  себя  в   роли  разных  зверей.  Повторяя  повадки  животных,  малыши  активно  работают  глазками:  щурятся,  широко  раскрывают   и  закрывают   глазки,  делают  круговые  движения,  смотрят  в  разные  стороны  и т.д.

«ФИГУРЫ»

Детям  предлагают  стать  художниками  и  нарисовать  любую  фигуру  (круг,  квадрат,  овал,  прямоугольник),  но  вместо  кисточки  это  нужно  сделать  глазами.

«РИСУЕМ  НОСИКОМ»

Дети  « рисуют »  носиком  в  воздухе   фигурки  игрушки  или  сказочных  зверей  Можно  выставить   картинки  с  изображением  игрушек  или  героев,  чтобы  дети  повторяли  их  очертания  на  расстоянии.

КОМПЛЕКС  УПРАЖНЕНИЙ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ  5 – 6  ЛЕТ

Каждое  упражнение  рассчитано  на  несколько  повторений.

«ПОДМИГНИ»  (5 раз)

Нужно  поморгать,  после  чего  закрыть  глаза  и  посчитать  до  5.  

«ЖМУРКИ»  (4 РАЗ)

Надо  крепко  зажмуриться  и  посчитать  до  3-х.  После  этого  считаем  до  пяти,   постепенно  открываем  глаза  и  смотрим  далеко  перед  собой.

«ВЕСЁЛЫЙ  ПАЛЬЧИК»  (4 раза)

Правую  руку  выставляем  вперед,  смотрим  на  кончик  указательного  пальца   и  двигаем  его  влево,  вправо,  вниз,  и  вверх.  Голова  остаётся  неподвижной.

«СМОТРИМ  ВДАЛЬ»  ( 4  раза)

Левая  рука  выставляется  вперёд.  Её  нужно  согнуть  в  локте  и  посчитать  до  10-ти:  1-  4-  взгляд  на  кончике   указательного  пальца;  5 – 10- поднимаем  глазки,  смотрим  сначала  перед  собой,  а  затем  вдаль.

«ПОКРУЖИМСЯ»  ( 2 раза)

Круговые  движения  глазами :   по  3 раза  вправо   и   влево.  После  этого  поднимаем  взгляд,  смотрим  вдаль  и  считаем  до  5-ти.

ОЧЕНЬ  ХОРОШО,  ЕСЛИ  ДВИЖЕНИЯ  БУДУТ  СОПРОВОЖДАТЬСЯ  СТИШКАМИ.

Вот  стоит  большая  ёлка                - глазами  снизу  вверх

Вот  такой  высоты,                            

У  неё  большие  ветки,                      - глазами  влево  - вправо

  Вот  такой  ширины.

Есть  на   ёлке  даже  шишки,              -глазами   снизу   вверх

 А  внизу – берлога  мишки.                 -  глазами  сверху  вниз

Зиму  спит  там  косолапый                  - зажмурить  глаза  и  поморгать  10 раз.

И  сосет  в  берлоге  лапу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние мультфильмов, игр и игрушек на формирование сознания детей

Наши дети постоянно находятся под огромным психоэмоциональным и духовным давлением - в детском саду, в компании сверстников, во время просмотра телепередач.Особенно ощутим для них этот прессинг, когда...

Проект "Секреты мультфильма. Создание мультфильма Репка"

Проект "Секреты мультфильма. Создание мультфильма Репка"...

ООД в старшей группе по теме: « Содание мультфильмов в технике «перекладки и обучение рассказыванию «Фабрика любимых мультфильмов!»

Цель: Развитие творческой деятельности детей  в процессе создания собственного медиапродукта (мультфильма). Задачи: Познакомить детей с краткой историей возникновения и развит...

ООД в старшей группе по теме: « Содание мультфильмов в технике «перекладки и обучение рассказыванию «Фабрика любимых мультфильмов!»

Цель: Развитие творческой деятельности детей  в процессе создания собственного медиапродукта (мультфильма). Задачи: Познакомить детей с краткой историей возникновения и развит...

ОД по речевому развитию в старшей группе. «Мой любимый мультфильм» Тема: Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм»

ОД по речевому развитию в старшей группе. «Мой любимый мультфильм»Тема: Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм»...

Мультфильм мультфильму рознь.

Телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взро...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей по выбору мультфильмов для детей раннего возраста «МУЛЬТФИЛЬМЫ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА»

Мультфильмы и ребёнокВедущие психологи и психиатры утверждают, что психический и умственный потенциал ребенка формируется от рождения до трёх лет. У малышей огромный резерв «пустой»...