«Ребенок - левша»
консультация на тему

Булах Валентина Геннадьевна

 Мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушарий, каждое из которых - не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение другому т. к. в одном и в другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека. При доминировании левого полушарии испытывается счастье и наслаждение, при доминировании правого - страх и печаль. Эти различия можно продолжать без предела, но главное, что даже относительное доминирование какого-либо из полушарий обуславливает психологические особенности людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_rebenok-levsha_.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Ребенок - левша»

 Мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушарий, каждое из которых - не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение другому т. к. в одном и в другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека. Например, левое -  отвечает за речь и абстрактное мышление, правое - за музыкальное и художественное творчество, образное мышление. При доминировании левого полушарии испытывается счастье и наслаждение, при доминировании правого - страх и печаль. Эти различия можно продолжать без предела, но главное, что даже относительное доминирование какого-либо из полушарий обуславливает психологические особенности людей. Толчками для превращения одного из правых полушарий в левое у детей является начало овладения речью и первое осознание ребенком самого себя. Потому что после кризиса трех лет и начинают вырисовываться различия между "правшами" и "левшами". Как "праворук", так "леворук" объясняются тем, что существует перекрест нервных путей, протянувшихся от конечностей к полушариям мозга. Причем при доминировании левого полушария ведущей, как правило, является правая рука, при доминировании правого полушария - левая.

Ребенок "правополушарный" левша намного отличается от своих сверстников и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Многие люди выдающихся дарований были именно "левшами". Например: Леонардо да Винчи и Микеланджело. Да и того мастера, что в знаменитом рассказе Лескова сумел подковать блоху, тоже не зря так прозвали.

Все отмечают большие музыкальные способности "левшей", для них не редок абсолютный слух. Но в то же время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков. Что мы и наблюдаем у наших деток.

Такой ребенок непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчив в осуществлениях желаний.

Ему с трудом даются чтение и письмо, овладение которыми в раннем возрасте оказывается совершенно непосильным, а в первом классе может быть камнем преткновения.

В обыденной жизни "левше" придется труднее, чем "правше". Ведь большинство предметов,  которыми мы пользуемся, приспособлены под "правую руку"- дверные ручки, замки, отвертки, музыкальные инструменты, автомобили. Хотя и возникает для окружающих некоторое неудобство, когда человек больше действует левой рукой, чем правой, само по себе это не имеет в жизни никакого значения. Как правило, "левши" очень быстро адаптируются и не испытывают никаких затруднений.

Окружающим такого ребенка взрослым важно ни в коей мере не подчеркивать это свойство, лучше всего вообще не предпринимать никаких попыток что - либо изменить. Более того, стоит показать, что вы считаете леворукость даже преимуществом. И если мы, учитывая эти особенности, найдем правильные методы воспитания, все наши проблемы будут решены.

Причины леворукости

Всему живому присуща асимметрия, и наши парные органы тоже не исключение. Один из них обязательно берет на себя главную роль, а другой подчиняется. Окажется ли правая или левая рука ведущей, зависит от трех факторов: наследственности, воспитания и возможных нарушений, полученных малышом в результате перинатальных осложнений и родовых травм.

Обычно доминирующая рука связана с ведущим полушарием головного мозга, противоположным по отношению к нему: если доминирует правое полушарие, то ведущая рука левая.

Леворукость – не прихоть и не дурная привычка, а результат особого устройства мозга, индивидуальная (чаще врожденная) особенность ребенка (примерно такая, как цвет волос или темп речи), а значит, ее нужно просто принять, а не ломать и пытаться перестраивать.

Психологические особенности левшей

Каждое полушарие отвечает за свой особый тип обработки информации: 
- правое – «образное» полушарие, обрабатывает информацию мгновенно, воспринимая ее как целостный образ; 
- левое – «логическое» – обрабатывает информацию последовательно, перебирая все возможные варианты.

Отличия левши от правши не заканчиваются только лишь на том, что один ребенок активнее пользуется левой рукой, а другой – правой. Все намного сложнее, но главное отличие состоит в том, что у левшей другой способ переработки информации, поступающей из окружающего мира, другие эмоциональные реакции на эту самую информацию.

Поэтому есть ряд  психологических  особенностей, которые отличают левшей от праворуких детей. Вот основные из них:

- левши обладают прекрасной пространственной ориентацией, «чувством тела», отличной координацией движений, более подвижны, чем правши; 
- они более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе, а вот с арифметическим счетом у них проблемы, т.к. эти действия требуют логики, последовательного мышления, а это функция левого полушария; 
- они прекрасно справляются с различными заданиями на обобщение, но «схватывание» целостного образа изображения вместо его поэтапного анализа мешает им овладевать чтением; 
- левшам сложнее овладеть грамотной устной и письменной речью (способность к активному воспроизводству речи у них выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов); 
- они плохо выполняют деятельность, требующую постоянного самоконтроля; 
- более (чем правши) эмоциональны, впечатлительны и ранимы, в связи, с чем чаще могут испытывать чувство обиды, гнева, быть раздражительными, особенно в ситуации затруднений, которые встречаются у них нередко; 
- левши наделены богатым воображением, склонны к фантазированию.

Чего делать НЕЛЬЗЯ?

Ни в коем случае не занимайтесь переучиванием, поскольку этот процесс является настоящим насилием для мозга малыша. Знайте, что, переучивая ребенка-левшу держать ложку и ручку в правой руке, вы тем самым и перекладываете врожденные функции ведущего у левшей правого полушария на левое, в котором у них нет так называемой проекционной базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. Результат:

- у ребенка с задержкой формируется речь, возникают разнообразные логопедические проблемы (дело в том, что развивающаяся на базе слухового восприятия речь просто «не понимает», в каком полушарии ей «осесть», ведь упрямые взрослые ее все время «направляют» в то полушарие головного мозга, которое для этого попросту не предназначено);

- настойчивое переучивание приводит к невротизации ребенка, самыми распространенными симптомами которой являются нарушения сна и аппетита, головные боли и боли в животе, энурез, заикание и т.п.;

- неумение взрослого человека ориентироваться на местности (тот самый пресловутый «топографический кретинизм»), неспособность танцевать, невозможность воспринимать мелодии и пр.

Не следует заострять внимание на леворукости ребенка. Ни он, ни окружающие не должны видеть в этом что-то необычное. В противном случае у ребенка может формироваться заниженная самооценка, застенчивость и жизненный сценарий неудачника.

На ребенка-левшу не следует кричать, иначе он замкнется в себе и со временем потеряет контакт с родителями. Причина в природной ранимости и повышенной впечатлительности.

Что НУЖНО делать.

Чтобы ребенок не связывал свои неудачи с тем, что он левша, расскажите ему истории об известных левшах, которые, несмотря на свою особенность (а может, благодаря ней!) достигли в жизни больших высот. Среди них художники Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо, композиторы Иоганн Себастьян Бах и Людвиг Ван Бетховен, ученые Иван Павлов и Альберт Эйнштейн, полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь и многие другие.

Подведем итоги: если вы окончательно убедитесь в том, что ваш ребенок отдает предпочтение левой руке, не огорчайтесь, а учитесь учитывать эту особенность в общении и обучении.

Как вести себя с ребенком "левшой"?

  1.  Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.
  2.  Создать благоприятный климат для него в семье.
  3. Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в "правшу", объясняя всем и ему, что "леворуких" людей много и это тоже разновидность нормы.
  4.  Не воевать с ним из-за частого упрямства, выходки упрямца постараться завуалировать какой-нибудь игрой.
  5.  Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться "приготовить" вундеркинда.
  6. Стараться чаще делать малышу сюрпризы.
  7.  Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим обычным детям.
  8. Желательно не обучать ребенка до школы чтению, письму, иностранным языкам, т. е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.

В каком возрасте, и какими методами можно определять ведущую руку?

Специалисты считают, что целесообразно делать это в 4-5 лет (именно в этом возрасте возникает стойкое предпочтение одной из рук).

Мы рекомендуем использовать для определения рукости систему тестов, разработанную М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским.

Эта система включает игровые задания, подобранные с учётом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания мы даем в двух вариантах:

  1. Лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.
  2.  Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т. п. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребёнок не видел их, не отвлекался.

Первое задание - рисование. Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш (фломастер, предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребёнка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: «я не умею», «у меня не получится». Можете успокоить малыша: «Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся». Подбодрите его, скажите, что он делает всё верно. В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков. Проследите за тем, чтобы ребёнок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел. Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие.

Второе задание - открывание небольшой коробочки, например спичечного коробка. Ребёнку предлагается несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Вы можете использовать для этого задания коробочки со счетными палочками.

Третье задание - «Построй колодец из палочек (спичек)»

Четвертое задание - «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч (теннисный, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся на стол прямо перед ребёнком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например в корзину, ведёрко, круг.

Пятое задание - вырезание ножницами рисунка по контуру. Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т. п.) . Учтите, что более активной может быть рука, которой ребёнок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствуют руке ребёнка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10-15 штук) ребёнок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребёнком и только после этого ещё раз сформулировать задание: «Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой». Для того чтобы ребёнку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.

Шестое задание - нанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой или шнурок.

Седьмое задание - выполнение вращательных движений. Ребёнку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающимися крышками. Учтите, ребёнок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырёк.

Восьмое задание - развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел). В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков - процесс довольно сложный и ребёнок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания - составление цепочки из скрепок. Как правило, ребёнок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.

Девятое задание - построить из кубиков дом, ограду и т. п. Ведущей является рука, которая чаще берёт, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребёнка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребёнку конструктор, мозаику с конкретным заданием.

Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их таблицу. Если при выполнении задания ребёнок активнее работает левой рукой, то ставится знак плюс (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой - в графу «Правая рука». Если одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу «Обе руки».

Десятое задание - для родителей. Это данные о семейной леворукости. Если в семье у ребёнка есть леворукие родственники - родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, нужно поставить плюс в графу «Левая рука», если нет - в графу «Правая рука». Если вы получили больше семи плюсов в графе «Левая рука», то ребенок, скорее всего леворукий.

Внимательно проанализируйте результаты. Если вы получите все плюсы в графе «Левая рука» за задание 2 – 9, а за первое – рисование – плюс будет стоять в графе «Правая рука», то это означает, что бытовые действия ребенок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические – правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой в выполнении графических заданий.

Психологические исследования доказали несостоятельность представления о связи между леворукостью и низким уровнем умственного развития.

Леворукость не может быть препятствием для достижения успеха в жизни. Школьные проблемы не являются прямым следствием леворукости. Чаще всего леворукость только сопровождает нарушения в состоянии здоровья и отклонения в развитии, причём те и другие проявления могут иметь как единую общую причину, так и разные факторы, определяющие их возникновение.

Картотека игр для леворуких детей 5 – 7 лет.

Данный комплекс составлен с учетом физиологических и психологических возможностей детей старшего дошкольного возраста. Большая часть занятий отводится подготовке руки к письму, формированию умения ориентироваться на плоскости листа в тетради. Задания направлены на развитие зрительно – пространственной ориентировки, зрительно – пространственного восприятия, зрительной памяти; закрепление навыков работы в заданном темпе, знаний о цвете, форме, величине, свойствах различных материалов и технике работы с ними. Развитие мелкой моторики, умение работать по схеме в определенном порядке, развитие навыков самоанализа и социальной адаптации.

«Вылепи букву или цифру»

Цель: Развивать моторные функции, зрительно – моторные координации, дифференциацию понятий: лево – право, вверх – вниз, впереди – сзади. Совершенствовать речь, аккуратность, глазомер.

Оборудование: У ребенка пластилин, карточки с изображением букв или цифр, заготовки из плотного, но прозрачного полиэтилена размером с карточку.

Содержание: Перед тобой карточки с цифрами и буквами. Назови те, которые ты знаешь. Выбери любую карточку, аккуратно проведи пальцем по букве или цифре. Из каких элементов – линий она состоит? Попробуй из пластилина вылепить эту букву (цифру) на прозрачной карточке. Работай аккуратно, не торопясь. Буква (цифра) должна поместиться на карточке и быть похожей на выбранный образец. Чтобы проверить, правильно ли ты сделал, подложи карточку – образец под твою карточку. Они должны совпасть. Начинай лепить и называй все свои действия.

Во время работы необходимо поощрять подробное описание ребенком своих действий.

«Непослушные цепочки»

Цель: Совершенствовать мелкую моторику, зрительное восприятие, дифференциацию понятий: лево – право, верх – низ и их речевые обозначения. Закреплять понятия: замкнутая линия, незамкнутая линия. Работать над точностью и темпом выполнения.

Оборудование: Набор карточек с рисунками разной конфигурации – одни из них замкнутые, другие нет; набор металлических цепочек с мелкой ячейкой.

Содержание: Взрослый предлагает ребенку взять цепочку тремя пальцами и обвести любой рисунок, прокладывая цепочку по нему сверху. Ребенок называет все свои действия, уточняя, с какого места и в каком направлении он прокладывает цепочку. Взрослый поощряет точность выполнения, закрепляя понятия: замкнутая линия, незамкнутая линия. Ребенку, легко справляющемуся с заданием можно предложить выложить на чистом листе бумаги, глядя на образец, а также по памяти, без опоры на него.

«Золушка»

Цель: Совершенствовать мелкую моторику, тактильный и зрительный анализаторы, умение классифицировать по заданному принципу.

Оборудование: Семена четырех видов, четыре ячейки с наклеенными образцами семян.

Содержание: Взрослый предлагает ребенку тремя пальцами из кучки семян отобрать семена одного вида и разложить по ячейкам. Брать надо по одному семечку, определять его на ощупь, называть и класть в ту ячейку, где наклеен образец такого вида. Игра закончена, когда все семена разложены по своим «домикам».

«Узелки»

Цель: Тренировать различные анализаторы; развивать внимание.

Оборудование: Отрезки шнура с разным количеством узелков на них от 1 до 10; карточки с изображением разного количества точек – от 1 до 10 , расположенных в ряд; карточки с разным количеством нарисованных или наклеенных предметов, расположенных хаотично (пуговицы, бусинки, т. д.)

Содержание:

Вариант 1.

По заданию взрослого ребенок выбирает шнур с определенным количеством узелков, затем находит карточку с соответствующим количеством плоских или объемных предметов.

Вариант 2.

Ребенок воспринимает задание на слух, отыскивает на ощупь шнур с соответствующим количеством узелков и также на ощупь карточку с соответствующим количеством объемных предметов.

Вариант 3.

Взрослый предлагает карточку с изображением определенного количества предметов, а ребенок на отрезке шнура завязывает соответствующее количество узелков или развязывает столько же узелков на заранее приготовленном шнуре. Поощряется быстрота выполнения и сообразительность.

«Прокати шарик»

Цель: Развивать мелкую моторику, дифференциацию: лево – право, вперед – назад. Закреплять знания о свойствах разных материалов (металл, дерево, резина, пластмасса, стекло). Углублять понятия о величине, цвете.

Оборудование: Панель с наклеенными на нее разноцветными столбиками (расстояние между ними должно быть больше самого большого шарика, а высота – меньше самого маленького шарика), набор шариков из разных материалов разной величины.

Содержание: Взрослый, обращая внимание на количество и величину шариков, лает задания: выбери самый мягкий ( твердый) шарик. Поставь шарики в ряд слева направо от самого маленького до самого большого. Предлагает ответить на вопросы, какой шарик может разбиться? Какой умеет прыгать? Какой самый тяжелый? Какой умеет плавать? Правильность ответов взрослый проверяет на опыте. Затем предлагает прокатить шарик по панели (соответствие шарика столбику). Ребенок, выполняя действия, называет их. Поощряется быстрота выполнения задания и внимательность.

«Вырезаем по линиям»

Цель: Закреплять знания о форме и величине. Совершенствовать технику работы с ножницами и глазомер.

Оборудование: У ребенка лист бумаги с изображением геометрических фигур различной величины (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники), расположенные хаотично.

Содержание:

- Какие фигуры ты знаешь? Сосчитай их и скажи: каких фигур больше/ меньше? Покажи самый большой круг, самый маленький треугольник. Вырежи сначала самый большой прямоугольник, не затронув другие формы, а потом самую маленькую фигуру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особый ребенок - левша

В данной консультации для воспитателей освящены следующие вопросы: чем отличается ребенок-левша от правши, его особенности, стоит ли переучивать и почему и, конечно же, воспитание и обучение левши....

ребенок- левша

Рекомендации родителям по воспитанию леворуких детей...

Если ребенок левша

У Вас леворукий ребенок стоит ли его переучивать?...

презентация для родителей"ребенок-левша"

В презентации даны практические упражнения и игры для развития мелкой моторики рук и полезные советы родителям....

Особенности развития, воспитания и обучения ребенка левши. Методические рекомендации для левшей дошкольников.

Большая часть человечества – «праворукие» люди и, только 5-10% составляют «леворукие». Специалисты подчеркивают, что «леворукость» – индивидуальный вариант нормы. Леворукие люди ничем не хуже и не луч...