Консультация "Адаптация в детском саду"
консультация (младшая группа) на тему

Недина Елена Владимировна

Какие ассоциации возникают у вас при слове «адаптационный» период? Что влияет на успешное протекание адаптации к детскому саду? Как проходит адаптация в детском саду? Какие рекомендации для родителей в этот период?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители! Мы рады вновь видеть вас. Сегодня тема нашей встречи «Адаптация малышей к детскому саду».  

         Сначала мне хотелось бы узнать, какие ассоциации возникают у вас при слове «адаптационный» период. (Ответы).

 Вот видите как много различных представлений, но почти у всех они связаны с волнением, тревожностью, неизвестностью.

         При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате у многих малышей нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, начинает болеть.  

         Как вы думаете, что влияет на успешное протекание адаптации к детскому саду? (Ответы).  

         Характер адаптации зависит от нескольких факторов:

 - возраста ( труднее всего переносят изменения условий жизни дети от 10-11 месяцев до полутора лет); - состояния здоровья и уровня развития ребенка;

- биологического и социального анамнеза (протекание беременности матери, осложнение при родах; условия, обеспеченные ребенку после рождения – режим дня, питание, игры; заболевания в течение первых трех месяцев жизни);

 - психологического климата в семье (установлено, что дети, в семьях которых царит спокойная обстановка проходят адаптацию легче).          

Для каждого родителя именно его ребенок самый лучший, самый умный. Но вот его отдают в детский сад. Естественно у мамы с папой возникают первые переживания, связанные с садом. А как ребенок привыкнет? Как ребенка встретят? Как он сможет справиться с туалетом, одеждой? Не останется ли голодным? Не будет ли плакать? Не заболеет ли? Какие люди о нем  будут заботиться? Как они будут выполнять свои обязанности – по принуждению или с любовью к детям?

        Адаптационный период – серьезное испытание для малышей, и то как будет проходить привыкание ребенка к новым условиям во многом зависит от нас, педагогов, и, в первую очередь,  от Вас, уважаемые родители. Хотелось бы подчеркнуть, что проблема адаптации – это проблема и родителей, и персонала группы. Задача родителей – правильно подготовить ребенка к поступлению в детский сад, всячески поддерживать, поощрять его в период адаптации. Задача наших воспитателей – помочь родителям легко адаптировать малышей.

         В дальнейшем мы сообщим каждому, когда вы сможете начать посещение детского сада. Новых детей мы принимаем постепенно, в неделю не более трех малышей.

        В первый день вы приводите малыша  на 2 часа (в зависимости от того как ребенок будет чувствовать себя зависит время пребывания его в МДОУ)  Затем в течение недели приводите малыша и оставляете в саду до обеда.  Мы наблюдаем за ребенком  и в зависимости от его поведения (привыкания, эмоционального настроя) сообщаем вам, когда лучше будет оставить его на дневной сон, а потом уже и на целый день.

         Чтобы привыкание к новым условиям прошло безболезненно, педагоги нашего детского сада осуществляют комплексный подход к решению проблемы адаптации.

          Прежде всего – это создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Для этого наши воспитатели стараются создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. (Рассказ сопровождается показом видеосюжетов).  

                 Самое главное в период адаптации для малыша – это понимание, чуткое отношение со стороны взрослых. Персонал группы  окружает детей заботой и лаской. Если это необходимо покачают малыша перед сном, споют колыбельную песню, расскажут сказку, приласкают и успокоят плачущего. Когда ребенок плачет, многие родители начинают паниковать, возникает вопрос: «Как быть?». Да ведь это хорошо, что малыш плачет, большую тревогу вызывают тихие, замкнутые дети, ведь они все переживания держат в себе. Ребенок плачет – и успокаивается эмоционально, он дает «сигнал» обратить на него внимание. Со всей ответственностью можно сказать, что плачущие дети в будущем посещают детский сад с большим удовольствием, чем тихие и спокойные.  А еще наши воспитатели очень много говорят, говорят стихами и шутками, песенками и прибаутками. Говорят «вкусно», чтобы малышам самим захотелось повторить. Нами отмечено, чем больше с малышами разговаривать, тем быстрее они начинают говорить.

         Хочу  отметить, что насколько успешно и безболезненно пройдет период адаптации ваших детей зависит от взаимного сотрудничества и понимания между родителями и педагогами. Наши воспитатели стараются выполнять все просьбы родителей относительно питания, сна и одежды ребенка, все медицинские и закаливающие процедуры проводятся только с вашего согласия. В свою очередь, огромная просьба к вам, уважаемые родители, прислушиваться к советам педагогов, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок увидит хорошие, доброжелательные отношения между родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется к новой обстановке.

          Чтобы ваш ребенок привыкал к детскому саду безболезненно, рекомендуем следующее:

 1.Первое, что должны уметь родители, - быть спокойными во взаимоотношениях с малышом, уравновешенными и доброжелательно настроенными к детскому саду и его воспитателям. Ребенку непременно передадутся эти чувства. Как показали исследования психологов, восприятие ребенком нового взрослого происходит через призму маминого восприятия незнакомца. Улыбается мама, встретив на прогулке свою знакомую, - малыш тут же, как ее отражение, улыбается тете и даже может вступить с ней в контакт.     Насторожена мама – он мгновенно напрягается, прижимается к ней, отказывается от любого общения. Исходя из этого, следует продумывать условия, при которых будет проходить знакомство с воспитателем, неизменно доброжелательное отношение, к которому со стороны мамы поможет ему легче наладить контакт, быстрее принять взрослого.

 2. Расскажите ребенку о детском саде, куда он будет ходить, покажите ему детский сад. Погуляйте на площадке детского сада. Дома говорите о предстоящем событии только положительно.

 3. За месяц до поступления ребенка в детский сад придерживайтесь дома режимных требований данного учреждения: - завтрак в 8.30, обед в 12.00, сон с 12.30 до 15.00;    Необходимо в выходные дни, когда ребенок дома, придерживаться режима дня, принятого в саду. Резкие изменения режима даже на протяжении нескольких дней выбивают ребенка из привычного ритма, вновь и вновь требуют от него перестройки, а это дается ему с большими трудностями, вызывает излишнюю нервозность.

 4.Заранее ознакомившись с меню, по возможности готовьте дома некоторые блюда.

5.Позаботьтесь о навыках самообслуживания у ребенка: пить из чашки, пользоваться ложкой, ходить на горшок, одеваться; мыть руки перед едой, после загрязнения; насухо вытирать лицо и руки полотенцем; пользоваться платком; опрятно есть, пользоваться салфеткой.

6.Приучайте ребенка самостоятельно раздеваться и аккуратно складывать одежду. При необходимости помогайте ребенку советами, выраженными в спокойном тоне. Не торопите, сохраняйте спокойствие: навык самообслуживания требует усилий, терпения и многократных упражнений.  Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц, обувь на липучках или на молниях. Вместо рубашки приготовьте водолазку, вместо кофты – свитер. В общем, главное, чтобы ребенок быстро собирался на прогулку и был аккуратным и опрятным.    Чтобы ребенку было легко убирать свои вещи, позаботьтесь о петельках на одежде, удобных для ребенка. Сделайте маркировку на одежде, чтобы без  труда ребенок и воспитатель могли их найти. Приучайтесь с первого дня посещения ребенком детского сада соблюдать порядок и аккуратность в детском шкафчике. Все вещи должны висеть на пришитых петельках, лишних вещей в шкафу быть не должно. Все вещи должны быть заранее помечены, чтобы без  труда ребенок и воспитатель могли их найти.

  7. Расстаньтесь заранее с соской, памперсами.   Если у ребенка к моменту поступления в детский сад сохранилась привычка к укачиванию, сосанию пустышки, то отучать от нее надо постепенно и лучше не в период адаптации, а чуть позже.

 8.Необходимо рассказать воспитателю об индивидуальных особенностях ребенка, чтобы воспитателю было легче найти к нему подход.

 9.Можете дать ребенку в сад любимую игрушку, она будет напоминать ему о доме.  Малыш может принести в группу любимую игрушку, книжку. Это поможет ребенку легче и безболезненно привыкнуть к детскому саду.

10.Придя с ребенком в детский сад и раздев его, будьте спокойны при прощании: тревожное состояние мамы может насторожить ребенка. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков, и ему будет проще отпустить вас.

11.Ребенок должен слышать правильное обращение родителей к воспитателям (по имени, отчеству). Учите его тому же.

12.Не пугайте ребенка детским садом, чтобы у него не сложилось негативного отношения к детскому саду.

 13. В первые дни адаптации у детей отмечается снижение аппетита. В детском саду малыш нередко отказывается принимать помощь воспитателя, когда тот пытается накормить его, с трудом может проглотить две-три ложки, не различая вкуса пищи. Находясь в нервном перевозбуждении, он не чувствует голода. Поэтому будьте готовы, что первое время ребенок с жадностью будет набрасываться на еду. Дома, в знакомой обстановке, рядом с любящими родителями, ребенок чувствует себя в безопасности и у него просыпается желание покушать.

 14. Также следует обратить внимание на сон ребенка. В этот период, как правило, меняется характер сна. Ребенок с трудом засыпает, беспокойно спит – сказывается напряжение, которое испытывает ребенок в течение  дня. Вам придется набраться терпения и переждать это сложное время. По мере того, как ребенок привыкнет к детскому саду, нормализуется сон малыша.

   Постарайтесь в этот период оказывать ребенку больше внимания, чем обычно. Повторим, длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками, шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Все это накладывает отпечаток на его отношения с окружающими. Такому ребенку необходим более длительный срок на период адаптации. Следует отметить, что длительные перерывы (от 7-10 дней) затягивают и осложняют период адаптации.

         Во время адаптационного периода важно создать в доме спокойную обстановку, с пониманием относиться к немотивированным капризам малыша, больше гулять с ним, предлагая снять эмоциональное напряжение активными движениями, интересной деятельностью. Следует пораньше укладывать детей на ночной сон после теплой ванны. В этот период нужно как можно реже ходить в гости, чтобы лишний раз не перегружать малышей впечатлениями. Охраняйте нервную систему ребенка, окружите его любовью. Только при таких условиях малыш безболезненно проживет это нелегкое испытание.  

        Мы желаем вам успехов в подготовке к такому важному и волнующему периоду жизни малыша – это означает, что он взрослеет.  Спасибо, что уделили нам время. Желаем вам удачи!

Анкета – знакомство.

Уважаемые родители! Просим Вас заполнить эту анкету  для облегчения дальнейшего общения с Вами и Вашим  ребенком.  

1.Фамилия, имя ребенка, дата рождения_______________________________  

2.Фамилия, имя, отчество родителей Мама_____________________________________________________________  

Папа______________________________________________________________  

3. Кто в семье занимается воспитанием и развитием ребенка?______________ __________________________________________________________________  

4. Кто еще из членов семьи, родственников или близких знакомых принимает активное участие в воспитании ребенка?______________________________  

5. Как Вы называете своего ребенка дома?______________________________  

6. Какое настроение чаще всего бывает у Вашего ребенка? (Нужное подчеркните.)

  • бодрое;
  • уравновешенное;
  • раздражительное;
  • неустойчивое;
  • подавленное.  

7. Характер сна ребенка:

 засыпание:

  • быстрое (до 10 мин);
  • медленное;
  • укладывание:
  • с дополнительными воздействиями (например, с соской, укачиванием, колыбельной и т. п.)
  • без них;  
  • характер сна:
  • спокойный;
  • неспокойный;

 продолжительность дневного сна:_____________________________________  

8.Навыки самостоятельности и опрятности:

  • сам просится на горшок;
  • не просится, но идет в туалет по просьбе или напоминанию взрослого;
  • не просится, ходит мокрый.  

9. Поведение во время еды:

  • ест самостоятельно;
  • делает попытки самостоятельного употребления пищи;
  • ест только с помощью взрослого.  

10. Выбор продуктов:

  • ребенок ест практически все;
  • очень избирателен в еде.  

11. Вредные привычки:

  • отсутствуют;
  • есть (указать, какие)________________________        

12. Речевое развитие:

  • говорит предложениями;
  • говорит отдельные слова;
  • не разговаривает.  

13. Личностное развитие:

в повседневной жизни:

  • проявляет познавательные потребности;
  • проявляет недостаточно;
  • не проявляет;

проявляет интерес к действиям взрослых:

  • да;
  • нет;
  • иногда;

любит заниматься, внимателен, активен, усидчив:

  • да;
  • нет;

 самостоятелен в игре:

  • умеет играть самостоятельно в отсутствие взрослого;
  • не всегда;
  • не играет сам.  

14. Взаимодействие с взрослыми:

  • легко идет на контакт;
  • избирательно;
  • трудно  

15. Взаимодействие с детьми:

  • контактирует активно;
  • пассивно;
  • не контактирует.  

16. Как переносит разлуку с матерью?

  • Легко, быстро успокаивается.
  • Через некоторое время успокаивается.
  • Тяжело  

17.Часто ли болел ваш ребенок? Какими заболеваниями?_____________________________ __________________________________________________________________ ___________  

18. Его любимые игрушки, игры, сказки.___________________________________________ __________________________________________________________________ ___________  

19. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании ребенка?___________________ __________________________________________________________________ ___________ __________________________________________________________________ ___________  

20. О каких особенностях развития ребенка, его характера Вы хотели бы сообщить педагогам?_________________________________________________________ ___________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______________________  

21. Что Вы ожидаете от пребывания ребенка в детском саду?_________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______________________  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...