Встреча с рамках клуба " Арт-терапия, как средство психологической помощи детям и родителям"
материал на тему

Нелли С.

Цель: познакомить с техникой арт-терапии как средством психологической помощи детям и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Арт-терапия как средство психологической помощи детям и родителям»

Цель: познакомить с техникой арт-терапии как средством психологической помощи детям и родителям.

        Задачи:

         - обучение родителей приемам коррекции агрессивности, тревожности и страхов;

        - обучение родителей методикам формирования положительного образа Я, развития творческого мышления детей;

        - формирование способов эффективного взаимодействия родителей с детьми.

         Время: 4 часа.        

Сегодняшнее занятие, как и все последующие, будет проходить в виде тренинга. Круг, в котором мы сейчас сидим, это пространство тренинга – рабочее пространство нашей группы. На основе общения друг с другом в этом пространстве мы будем узнавать себя, исследовать свои желания, потребности, возможности. Чтобы наше общение было эффективным, необходимо следовать нескольким простым правилам взаимодействия:

  1. необходимость посещения всех занятий без пропусков и опозданий;
  2. право каждого на собственное мнение;
  3. конфиденциальность информации, полученной на занятиях;
  4. активность каждого участника группы в течение всего тренинга;
  5. взаимное уважение друг к другу (когда один говорит, остальные слушают);
  6. ведущий ответственен за выполнение программы тренинга, поэтому он имеет право ограничивать участников в высказываниях, сокращать время выполнения того или иного задания.

Упражнение «Знакомство»

Цель: помочь участникам сократить дистанцию в общении, снизить чувство напряженности.

Оборудование: листы А4, краски, кисти, вода, фломастеры, музыка.

Содержание: ведущий предлагает каждому  участнику написать свое имя и нарисовать тот образ, который раскрывает его характер. Затем в течение 10 минут все ходят по залу и знакомятся. Можно задавать любые вопросы.

Теория

Сегодня мы познакомимся с арт-терапией. Арт-терапевтические игры, упражнения, техники (Приложение 24) – это эффективная, доступная, простая форма  психологической помощи, в основе которой лежит безопасное и естественное для человека, а особенно детей, изобразительное творчество. Арт-терапия обеспечивает положительный эффект благодаря «исцеляющим» возможностям художественного творчества, позволяющего выразить, заново пережить и разрешить внутренние конфликты. Во время такой работы ребенку предоставляется ценная возможность обратиться к самому себе, выразить свои мысли и чувства не словами, что для многих сложно, а образами.

Проблемы развития личности ребенка, которые решаются с помощью арт-терапии.

(Ведущий интересуется у родителей, какие, по их мнению, проблемы детей помогает разрешить арт-терапия).

Одна из важных проблем, с которой мы сталкиваемся при работе с детьми, воспитывавшимися в детском доме, - неразвитость воображения и творческого мышления, в основе которой лежит боязнь свободно проявлять себя.

Вторая проблема - отношения ребёнка, длительное время находившего в детском доме, с взрослым. Практически все дети-сироты перенесли травму разрыва с родителями, людьми, которых они любили и к которым, несмотря ни на что, были привязаны. Если ребенок с рождения находился в доме ребенка, то ему свойственно неумение выстраивать доверительные отношения с близкими взрослыми, сложности при формировании привязанности. По мнению исследователей, также большой проблемой является зависимость ребёнка, воспитывавшегося в детском доме, от взрослого.

Неразвитость способности к рефлексии, неумение осознавать себя, своих чувств, эмоций, переживаний и, как следствие, отсутствие эмпатии и интереса к другим людям, способности откликаться на переживания другого человека, понимать его эмоциональное состояние и чувства - следующий важный вопросом в отношении детей-сирот.

Четвёртая, рассматриваемая нами проблема - проблема формирования «Я-концепции», самооценки ребёнка. «Я-концепция» формируется у человека очень рано, в первые месяцы жизни; особенно важную роль в её формировании играют детско-родительские отношения. Исследования показали, что у детей, воспитывающихся вне семьи, неразвита способность выстроить «образ я», дифференцировать собственный взгляд на себя и то впечатление, которое они создают у других. Ребёнок, с раннего детства растущий вне семьи, лишён безусловной любви, поэтому для него характерно простое, одномерное, нерасчленённое отношение к себе, сводящееся часто к негативной оценке, поскольку такова чаще всего оценка воспитателей.

И, наконец, последняя из проблем, которую затронем в настоящей статье, проблема повышенного уровня агрессии, тревожности, наличия страхов у детей, долгое время воспитывавшихся в детском доме. И, следовательно, трудности общения со сверстниками.

Все вышеперечисленные нарушения развития личности ребенка могут присутствовать и у детей, с рождения находящихся в семье. На сегодняшнем занятии мы рассмотрим арт-терапевтические игры, способствующие коррекции данных нарушений.

Упражнение «Рисуем ладошками»

Цель: развитие творческого потенциала личности.

Оборудование: листы А4, краски, кисточки, вода, полотенце, музыка.

Содержание: ведущий предлагает участникам выбрать тот цвет краски, который соответствует их настроению, раскрасить им ладонь и оставить отпечаток на ватмане. Затем пальчиками дорисовать его до какого-либо образа.

Упражнение «Погружение в детство»

Цель: осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого.

Содержание: «Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол, так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую, надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но не далеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова вместе, за руку идете дальше и вместе смеетесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза».

Обсуждение: каждый участник по кругу делится чувствами, эмоциями, которые он испытал при выполнении упражнения. Психолог говорит, что в этой релаксации актуализируется чувство привязанности к своей семье и переживание потери, хотя мгновенной, близкого человека. Ситуация позволяет побыть ребенком и осознать, что значит присутствие надежных взрослых в этом возрасте, их роль в дальнейшей жизни.

Упражнение «Цветочная поляна»

Цель: изучение семейного окружения, личностного ресурса родителя.

Оборудование: мандала, краски, кисточки, вода, карандаши, релаксационная музыка.

Содержание: участникам предлагается мандала: «Посмотрите, какой круг. Это волшебная поляна, на которой растет семья цветов, найдите самый главный цветочек в круге, который не похож на другие. Раскрасьте его. Посмотрите: рядом с этим цветочком растут его близкие. Определите, где цветок «мама», «папа», «сестра», «брат» и др. Разукрасьте их. Расскажите, какие это цветы. Кто еще есть на этой волшебной поляне (друзья, знакомые, собственные дети)? Что нужно для цветов, чтобы они были счастливы? Что мешает цветам на этой поляне?»

Участникам предлагается закрасить контуры (рамку): «Выберите цвет, какой подходит для этой поляны. Почему вы выбрали этот цвет? Что он для вас значит? Что вы сейчас чувствуете?»

После выполнения упражнения каждый участник по очереди рассказывает о своей цветочной поляне. Ведущий озвучивает интерпретацию рисунка.

Информация, которую необходимо учитывать при интерпретации рисунка:

- цвет;

- выход за границы;

- расположение цветов относительно друг друга;

- сочетаемость цветов;

- включенность в работу;

- цвет рамки.

Упражнение «Мандала»

Цель: активизация личностного ресурса родителя.

Оборудование: мандала, краски, кисточки, вода, карандаши, маркеры, релаксационная музыка.

Содержание: «Мандала в переводе с санскрита означает круг. Изображенные в круге различные символы передают содержание бессознательного человека, т.е. вытесненные эмоции, события. При работе с мандалой развиваются творческие способности, доносятся до сознания вытесненные переживания, решаются проблемы».

Психолог предлагает каждому участнику выбрать ту мандалу, которая наиболее точно отражает его внутренний мир и раскрасить ее

Обсуждение: каждый участник по кругу делится чувствами, эмоциями, которые он испытал при выполнении упражнения. Психолог помогает интерпретировать ту или иную работу.

Символическое значение отдельных цветов.

Синий. Символизирует спокойствие, потребность в отдыхе, эмоциональную стабильность и удовлетворенность, душевную привязанность, гармонию. Личностные характеристики цвета: честность, справедливость, невозмутимость, доброта и добросовестность.

Зеленый. Символизирует волевое усилие, напряжение и настойчивость, стремление к успеху и власти. Личностные характеристики: самостоятельность, невозмутимость.

Красный. Символизирует силу воли, активность, доходящую в ряде случаев до агрессивности, наступательность и властность. Личностные характеристики: отзывчивость, энергичность, напряженность, уверенность, раздражительность, деятельность.

Желтый. Символизирует активность, стремление к общению и восприимчивость ко всему новому, радость и оптимизм, раскрепощенность. Личностные характеристики: естественность, открытость, общительность, энергичность.

Фиолетовый. Символическое значение: впечатлительность, эмоциональная выразительность, интуитивное понимание, фантазии. Личностные характеристики: несправедливость, неискренность, эгоистичность, самостоятельность.

Коричневый. Олицетворяет комфорт телесных ощущений, стремление к уюту и спокойствию. Личностные характеристики: уступчивость, зависимость, спокойствие, добросовестность.

Черный. Символизирует отрицание, окончание чего-либо и отказ, протест против чего-либо. Личностные характеристики: непривлекательность, молчаливость, замкнутость, враждебность.

Серый. Символизирует нейтральность и «бесцветность», неучастие, свободу от обязательств, расслабленность, неуверенность, несамостоятельность.

Упражнения: «Мандала», «Рисуем ладошками», «Цветочная поляна» развивают творческие способности детей, повышают самооценку, способствуют снижению агрессивности, тревожности.

Теория

Нелегко найти человека, который никогда бы не испытывал чувство страха. Особенно часто различные виды страхов встречаются у детей. Они обусловлены возрастными особенностями, имеют временный характер и чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то необходимо ему помочь от них избавиться. Для этого необходимо выяснить, каким конкретно страхам он подвержен. Если ребенок сам не рассказывает о своих проблемах, то для беседы с ним можно использовать опросник страхов А.И. Захарова

Упражнение «Вылепи свой страх»

Цель:  устранение страхов.

Оборудование: пластилин, бумажные салфетки, картон.

Содержание: ведущий предлагает участникам вылепить свой страх, затем изображенный страх можно смять, убрать в коробку.

Обсуждение: психолог просит родителей по желанию рассказать, что они изобразили, какие чувства при этом испытывали? Говорит участникам, что страх, чтобы он уже не был таким ужасным, можно еще и нарисовать, а после порвать, выбросить в мусорное ведро. Если это не помогло, можно изобразить страх так, как будто вы его уже больше не боитесь (предлагает сделать это дома). Как правило, после нескольких рисований страх у детей проходит.

 Упражнение «Совместное рисование»

Цель: развитие навыков сотрудничества, взаимодействия друг с другом.

Оборудование: разноцветная морская соль, белый картон, клей ПВА, простые карандаши, кисти, салфетки.

Содержание: ведущий предлагает разбиться участникам на пары и выполнить вместе рисунок на любую тему (на пару раздается 1 лист картона, 1 карандаш, 1 клей). Родители в паре договариваются о том, что они будут рисовать, кто будет изображать те или иные детали, о цвете рисунка.

Обсуждение: каждая пара представляет свое произведение, рассказывает, как был нарисован этот рисунок, кто был инициатором воплощенных идей, как происходила прорисовка тех или иных деталей.

Психолог во время работы отмечает особенности взаимодействия: сотрудничество, подавление одним из участников, соперничество, согласие, ориентация на интересы партнера. Спрашивает, насколько комфортно было работать с данным партнером?

Ведущий обращает внимание родителей на то, что возможно тот стиль взаимодействия, который они продемонстрировали во время выполнения упражнения, они используют при общении со своим ребенком. Любая совместная работа, будь то рисование, лепка или приготовление ужина, развивает навыки сотрудничества с ребенком. При общении с ребенком необходимо учитывать его интересы, уметь слышать друг друга, не унижать достоинство ребенка (растяпа, ты не так делаешь, откуда только руки растут).

Упражнение «Рефлексия»

Цель: рефлексия занятия.

Содержание: участники по кругу высказываются, что для них было полезным, новым на занятии, какие игры будут использовать дома со своими детьми



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встреча с рамках клуба

Важную роль в формировании  личности ребенка играют всевозможные ошибки   в воспитании ребенка в семье. Анализируя  семейные отношения нами определено, что  главным является в...

Психопросвещение родителей « Последствия компьютерной зависимости. Психологическая помощь детям с данной проблемой».

Данный материал посвящён проблеме компьютерной зависимости у детей. В нём рассматириваются правила работы за компьютером, последствия неограниченного пребывания за компьютером. А также предлагаются ре...

Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребёнка

Рассмотрены основные симптомы аутизма. Разобран один из методов восстановления эмоционального взаимодействия в семье аутичного ребенка - холдинг-терапия....

Применение одной из методик арт-терапии в работе педагога-психолога на тему: «Мандала-терапия - чудесное средство успокоения», для детей старшего дошкольного возраста.

Познакомить с техникой мандала-терапия, как инструмента для снятия психоэмоционального напряжения детей. Ознакомить с историей возникновения мандалы, ее особенностей вжизнедеятельности человека. Сформ...

Консультация для родителей по оказанию психологической помощи детям в кризисном состоянии.

Консультация для родителей по оказанию психологической помощи детям в кризисном состоянии....

Статья на тему : "Песочная терапия как средство психологической адаптации детей раннего возраста"

Песочная терапия — это погружение в мир детских переживаний, релаксация и экзистенциальный поиск. Благодаря песочной терапии мы можем узнать о себе чуть больше, можем пр...

Памятка для родителей по оказанию психологической помощи детям и подросткам в кризисной ситуации

В памятке даны рекомендации по оказанию психологической помощи детям в кризисной ситуации...