Практикум "Возможности семьи в речевом развитии и развитии мелкой моторики"
материал (старшая группа) на тему

Макарова Светлана Кузьминична

Ознакомление родителей дошкольников с работой  по развитию речи и развитию мелкой моторики. Привлечение родителей к обмену семейным  опытом в данных направлениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовска детский сад № 61 «Соловушка»

Практикум для родителей

«Возможности семьи в речевом развитии ребенка

и развитии мелкой моторики»

                                                                                                     Воспитатель:

                                                                                                     Макарова С. К.

г. Нижневартовск

  Цель: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей 6 -го года жизни, с влиянием мелкой моторики на развитие речи детей. Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

    Предварительная работа.

  • анкетирования и индивидуальные беседы с родителями;
  • обсуждение вопросов подготовки к семинару с родителями по обмену опытом;
  • подбор пособий, игр, литературы по теме практикума;
  • подбор наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей; 
  • изготовление папки-передвижки «Пальчиковые игры для малышей»;
  • подготовка презентации;
  • подбор музыкального сопровождения для мероприятия.

     Оборудование и материалы.

  • мультимедийная установка, музыкальный центр, документкамера.
  •  игры и пособия, используемые для развития мелкой моторики рук у детей.

     Актуальность: в ходе бесед с родителями и анализа  предложенных анкет выяснилось, что родителей беспокоит речевое развитие детей. Многие из них знают, что мелкая моторика помогает развивать речь малышей, но им необходима помощь в использовании игр и пособий для развития мелкой моторики. Они  не знают, какие виды игрушек и пособий развивают  мелкую моторику рук малышей и в конечном счете способствуют развитию речи.

Ход мероприятия:(звучит спокойная музыка)

Предложить родителям в начале встречи обсудить факторы успешного речевого развития ребенка. С этой целью дать выбрать из предложенного перечня наиболее значимые, прокомментировать свой выбор.

  1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста.
  2. Общение ребенка со сверстниками.
  3. Строение артикуляционного аппарата.
  4. Развитие мелкой моторики рук.
  5. Чтение художественной литературы детям.
  6. Игра ребенка со взрослыми и со сверстниками.

У родителей лежат карточки с текстами.

    Задание родителям. Ознакомьтесь с проблемной ситуацией и предложите свой комментарий или ответ.

  1. Наблюдая за детьми, специалисты заметили, что ответы ребенка при рассматривании иллюстраций и картинок могут быть разными в зависимости от того, как взрослый формулирует свой вопрос. Хорошо, когда вопрос побуждает ребенка к более полному ответу. Предположите, как будут отвечать дети 5 -6 лет на следующие вопросы. Выберите из них наиболее удачный:
  • Что нарисовано на картинке?
  • Что делают дети на картинке?
  • О чем рассказал художник в картине?

  Примерный ответ:

  • перечисление изображенных предметов;
  • описание картины;
  • истолкование картины.
  1. «Саша непрерывно задает вопросы: «Что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит?» Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая, снова задает вопросы».

    В каком возрасте проявлял себя так ваш ребенок? При каких обстоятельствах у дошкольника появляется потребность задавать вопросы?

Примерный ответ. Вопросы «Кто? Что? Какой?» характерны для детей 3 – 4 лет. Они носят цепной характер. В них больше отражается потребность ребенка быть в контакте со взрослым, удержать его внимание, нежели познавательная активность ребенка. Поэтому нередко, недослушав ответ, ребенок убегает. Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем – то неизвестным, попытке понять что – то неизвестное, осмыслении нового.

  1. «Наш Павлик рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит и не стремится к этому. Но мы считаем, что он будет хорошо учиться и без этого, ведь он так по – взрослому рассуждает».

Оцените позицию родителей. Можно ли развивать речь ребенка не развивая мелкую моторику рук.

     Примерный ответ. В продуктивных видах детской деятельности ребенок учиться ставить цель, прилагать усилия для достижения результата, сравнивать ее с целью. Занятия лепкой и рисованием способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к овладению письмом и развивает речь ребенка.                      

      На вторую часть встречи приглашаются дети. Они участвуют вместе с родителями в различных игровых упражнениях и заданиях. В ходе проведения игр надо подчеркнуть их пользу для семейного общения и развития речи ребенка.

     Дети загадывают родителям загадки:

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на... РАКЕТЕ

Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Носит обувь из резины,

А зовут её... МАШИНА

Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко.

Ведь правда вкусная… КАРТОШКА

Весь я золотистый,

Мягкий и пушистый.

Я у курицы - ребёнок,

А зовут меня... ЦЫПЛЕНОК

Подготовим место,

Раскатаем тесто.

Вот повидло, вот творог.

Мы хотим испечь... ПИРОГ

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным.

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю… ЗАРЯДКУ

Я хорошая игрушка –

Каждой девушке подружка.

Я могу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки. КУКЛА

Он в лесу у нас живёт,

Лечит весь лесной народ.

Всем на помощь он спешит -

Добрый доктор... АЙБОЛИТ

    Дети предлагают родителям поиграть в игру «Измени в слове звук, чтобы получилось новое слово». Поочередно родители и дети образуют новые слова:

             мышка – миска

             уточка – удочка

             коза – коса

             почка – бочка

             лак – рак

             люк – лук

Предложить взрослым и детям слепить из соленого теста игрушку на выбор.

Сначала родители вместе с детьми выполняют пальчиковую игру «Сороконожки».
Две сороконожки бежали по дорожке.
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Друг друга повстречали, крепко обнимали,
Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.

 Показ последовательности лепки поделки проводится с использованием документкамеры.

 Рекомендация родителям литературы по лепке из соленого теста.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: «Речевое развитие ребенка, роль мелкой моторики»

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают....

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений посредством развития мелкой моторики рук .

Данная рабочая программа является одним из важнейших условий, обеспечивающих развитие мелкой моторики рук и правильной речи детей дошкольного возраста. Используется техника оригами и объемная аппликац...

Презентация на тему "Активизация речевой деятельности посредством развития мелкой моторики" .

Активизация речевой деятельности посредством развития мелкой моторики.Задачи:•Развивать внимание, усидчивость, память,  умение слушать.•Способствовать улучшению  координации движений пальцев...

Многофункциональное авторское пособие для коррекции речевых нарушений и развития мелкой моторики рук «Волшебные прищепки»

Предлагаю вашему вниманию многофункциональное пособие «Волшебные прищепки», которое будет способствовать не только развитию мелкой моторики рук, но и  решению многих других задач для коррек...

Конспект занятия и презентация для речевого развития и развития мелкой моторики рук

Занятие на развитие мелкой моторики рук "Волшебная страна сказок"...

Как влияет речевое развитие на развитие мелкой моторики рук

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую мо...

"Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....