Главные вкладки

    ГЛАВНОЕ И НЕОБХОДИМОЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ УСПЕХ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
    статья на тему

    Эдемова Эльмира Равильевна

    В статье говорится о том,

    • какие ошибки мы, взрослые, порой допускаем во взаимодействии с детьми;
    • о роли семьи и детского сада в воспитании детей;
    • из опыта работы педагога-психолога;
    • о влиянии неблагополучия в семье на формирование и развитие ребенка;
    • надо ли прислушиваться родителям к рекомендациям специалистов детского сада.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГЛАВНОЕ И НЕОБХОДИМОЕ,

    ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ УСПЕХ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

         Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребёнка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.   Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

         В настоящее время всё яснее становится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны педагогов и профессиональных специалистов. Наблюдения показывают, что в консультациях по воспитанию детей нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные семьи.

         За время работы в детском саду мне пришлось столкнуться с множеством ситуаций, так или иначе повлиявших на психологическое состояние ребенка. Это и период  распада неблагополучной семьи с переходом в неполный вид (стадия развода родителей), и неблагополучные семьи, в которых  хотя бы один из родителей ведет себя неадекватно, социально-безнравственно (алкоголизм, наркомания), и асоциальные семьи - те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоёмко, и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям,  воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Взрослые, решая свои взрослые проблемы, думают, что эти ситуации, негативные периоды семейной жизни сказываются только на их физиологическом и эмоциональном здоровье, не учитывая того, что дети, проживающие рядом с ними,  по мере своей психологической незрелости переживают эти моменты семейной жизни более трагично. Все это отражается в поведении ребенка, его соматическом здоровье, эмоциональном состоянии.

        Такие дети обнаруживают себя по внешнему виду, манере общаться и набору лексических выражений, по неуравновешенности психики, неадекватной реакции. Так они подают сигналы неблагополучия: поведение, внешний облик не только говорят о проблемах, которые есть у них, но и призывают на помощь.

         Повышенная тревожность, агрессия, перетягивание внимания на себя, казалось бы беспричинные капризы, или наоборот – замкнутость, желание уединиться, апатия и депрессивное состояние, занижение самооценки, плаксивость и эмоциональная неуравновешенность – внешние проявления переживаний ребенка, которые необходимо вовремя диагностировать, визуализировать внутреннее состояние ребенка, пока эти негативные факторы не сказались на его соматическом здоровье, что обычно происходит, если не принимать никаких мер, ссылаясь на то, что «эти капризы пройдут».

         В моей практике наблюдаются случаи вызова к месту проживания или нахождения ребенка – домой, в больницу. В первую очередь – беседа и наблюдение. Это уже дает какую-то информацию о проблеме, о самом ребенке. Далее – диагностика, которую я выстраиваю в виде игры, ненавязчиво предлагая ребенку тот или иной диагностический инструментарий. Определенный набор техник и методик позволяет узнать больше. Но это уже более глубокая информация, которую я получаю. И после обработки диагностического материала я делаю заключение о состоянии ребенка, о его социальном окружении, о его отношении к этому окружению.

         Консультативный центр, организованный на базе детского сада «Солнышко» позволяет обращаться к специалистам, и конкретно также и ко мне, родителям, обеспокоенным состоянием или развитием даже неорганизованного ребенка (не посещающего детский сад), или уже не дошкольного возраста. И тогда я также стараюсь проникнуться проблемой малыша, дать нужные рекомендации родителям, иногда необходимо провести ряд коррекционно-развивающих занятий с ребенком. И если родители исполняют рекомендации, обращаются к детскому неврологу (если в этом есть необходимость), исполняют назначения врачей и рекомендации специалистов – у детей наблюдается положительная динамика в нейтрализации либо искоренении проблемы.

         В начале каждого учебного года я прошу родителей подписать согласие на взаимодействие ребенка со мной как педагогом-психологом детского сада. Если родители согласны, чтобы я диагностировала их ребенка, занималась с ним – я ставлю его в график коррекционно-развивающих занятий. Но бывают такие случаи, когда невооруженным глазом специалиста я вижу проблему у малыша, а родители написали отказ от взаимодействия  со мной – становится очень печально, т.к. родители несут ответственность за воспитание и приложенное внимание к развитию своего ребенка, а наше дело - специалистов - вовремя диагностировать и выявить проблему, если такая обозначается. Но бывают и иные случаи в моей практике, когда родители согласны во взаимодействии ребенка со мной. Я, видя проблему, диагностирую его и озвучиваю родителям – родители никак не хотят соглашаться с тем, что с их ребенком что-то не так. Они убеждают и руководство, и всех специалистов, которые выявляют недоразумения и дают рекомендации либо посылают родителей с ребенком на консультацию к детскому неврологу в том, что их ребенок вполне здоров, как это написано в медицинской карте. Но больно и обидно становится тогда, когда родители все же признают атипичность своего ребенка, едут с ним на консультацию, но не тогда, когда проблема была выявлена, а через некоторое время, которое исчисляется иногда годами. И когда специалисты в диагностических центрах говорят родителям, что «если бы вы приехали к нам года три назад – мы бы, возможно, искоренили проблему, но теперь, к сожалению, неизвестно, справимся мы с ней до 12 лет или нет», т.к. в развитии ребенка есть определенные сензитивные периоды для формирования или коррекции определенных локальных участков мозга, отвечающих за ту или иную функцию организма. Ведь все мы с вами знаем, что психическое, психологическое состояние ребенка, работа всех его высших психических функций напрямую зависит от состояния нейро-связей в мозге. К сожалению, родители даже не задумываются, что вовремя диагностированная патология и правильно назначенное лечение – это уже более половины успеха. А если проигнорировать проблему – развиваются вторичные признаки патологии вплоть до умственной отсталости.

         Большую роль в задержке социально-коммуникативного развития дошкольников играют гаджеты, которыми родители пытаются задействовать детей для  освобождения своего времени. Как удобно – ребенок доволен, не плачет, да еще и развивается! Но на самом деле это – миф. Ребенок в это время отрешается от действительности, заводя себе каких-то виртуальных друзей, а в последствии – не может налаживать отношения со сверстниками, да и с родителями, т.к. лишение этого гаджета несет за собой следующую проблему – обиды на родителей, агрессивное и неадекватное поведение. Причем – эти же гаджеты приучают наших детей привыкнуть к мысли, что у него 2-3-4 жизни, которые он расходует в течение игры, затем привнося это в реальность, по инерции продолжая мыслить, что у него эти же 2-3-4 жизни.

         В семьях из 3-х поколений так же бывают конфликтные ситуации из-за противоположных взглядов на воспитание. Позиция ребенка в семейном воспитании: он – кумир! Сосредоточение родительской любви на единственном ребенке невольно ведет к прогнозированию типа личности. Может, он и будет толковым специалистом, но редко - добродеятельным человеком.

         В, казалось бы, благополучных семьях родители довольно часто захваливают ребенка, восхищаются его мнимыми талантами и преувеличенными способностями, демонстрируют “чудо-ребенка”. Подобным образом в этих семьях взращивается и культивируется с ранних лет эгоцентризм, стремление всегда и везде быть в центре внимания.

         В неблагополучной семье требование ребенка на внимание к себе раздражает родителей: «Отойди, не мешай мне!», «Займись чем-нибудь полезным», «Читай книжку», «Иди на улицу», «Поиграй в игру на планшете (или в телефоне)».

         «А со мной дома не разговаривают» – часто можно услышать от детей.

              Важную роль в развитии личности ребенка-дошкольника играет влияние, оказываемое на него общением со сверстниками. Нередко дети не хотят принимать друг друга в игры, потому что он “долго думает, медленно передвигается, или наоборот, излишне возбужден, не соблюдает правил, наталкивается на всех или мешает неподвижностью, не умеет начатое доводить до конца”. Наблюдения в игре за детьми-аутсайдерами показывают, что такой ребенок выражает стремление к общению, но не хочет быть внимательным, требования детей и воспитателя не выполняет, и дети его изгоняют из игры. В общении такие дети отстают в сообразительности, иногда расстраивают игру, вызывают раздражение у сверстников; они попадают в число не принятых в игру. Капризули, плаксы, вредные, агрессивные, все те, кто не в состоянии доиграть до естественного конца сюжета. Они – источник конфликтов и напряжений в группе сверстников, они – источник эмоционального дискомфорта. Ребенок из неблагополучной семьи объяснительную речь часто подменяет ситуативной – ребенок затрудняется строить речь с объяснениями.

         Дети из неблагополучных семей эгоцентричны, страдают “взрывом” эмоций, грубые, долго не поддаются уговорам, не терпят порицаний, реагируют на них, не соблюдая такта. В их общении со сверстниками наблюдается непостоянство, неумение начатое дело довести до конца.

         Все эти данные наблюдений подводят нас к выводу: «Какими бы прекрасными не были наши дошкольные учреждения, самыми главными “мастерами”, формирующими разум, мысли малышей являются мать и отец»; структура семьи, характер семейных отношений, организация семейного хозяйства – главное условие, обеспечивающее успех.

    И необходимое условие – связь семьи с детским садом, своевременная позитивная реакция родителей на рекомендации и пожелания педагогов.

    Педагог-психолог МКДОУ детский сад «Солнышко»

    Эдемова Эльмира Равильевна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Уголок природы, как главный объект экологического воспитания дошкольников"

    Уголок природы способствует формированию лучших черт характера у детей – трудолюбие, уважение к труду взрослых охраняющих и умножающих природные богатства. Так же трудно оценить образовательное ...

    Презентация "Общение родителей и детей как условие успеха воспитания"

      «Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимание»....

    ТРЕНИНГ для родителей «УСПЕХ ВОСПИТАНИЯ»

    ТРЕНИНГ для родителей «УСПЕХ ВОСПИТАНИЯ»...

    Семейные традиции - главный успех воспитания

    Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей.   А. С. Макаренко....

    Доклад на тему "Природа – главное средство экологического воспитания дошкольников"

    Доклад лля методического обьединения педагогических работников на тему "Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников" (из опыта работы)...

    Конспект воспитательского часа по семейному воспитанию дошкольников : "Главное богатство - моя семья!"

    Данный конспект расчитан для детей возрастной категории 5-7 лет. С целью формирования условий для представления  о семье как о главном богатстве каждого человека....