Помощь сказки в борьбе с детскими страхами
консультация на тему

Данилов Евгений Юрьевич

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_rebenku_poborot_strah.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия как метод профилактики и коррекции детских страхов

Сказкотерапия - лечение сказками, при котором происходит совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Если рассматривать сказку с различных позиций, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.

Коррекционно - профилактическая работа начинается с беседы о страхах.

Беседа помогает проработать с чувством страха, подчеркивая его нормальность и даже необходимость в некоторых ситуациях. Часто только лишь понимание ребенком того, что он не одинок в своих переживаниях и что его чувства принимаются окружающими, уже оказывает терапевтическое воздействие.

Сказкотерапевты Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и А. М. Михайлов отмечает широкий спектр воздействия кукол на детей. Как средство перевоплощения, кукла облегчает процесс постановки спектакля, так как далеко не каждый ребенок, в силу тех или иных причин, способен играть на сцене. С другой стороны, материализуясь в кукле, страх лишается для ребенка своей эмоционально напряженной составляющей. Наделяя куклу теми или иными характерологическими чертами, ребенок получает опыт обратной связи, он видит и ощущает результат своего воздействия на куклу.

В практике сказкотерапии используются три варианта кукол: куклы-марионетки (очень просты в изготовлении, могут быть без лица, что дает ребенку возможность для фантазирования); пальчиковые куклы; куклы теневого театра (используются, преимущественно, для работы с детскими страхами).

Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу. Ребенку предоставляется возможность испытать в терапевтически ориентированной игре ощущения собственной силы и решимости. Поэтому, если ребенок принимает в игре роль страшного для него персонажа и разыгрывает с ним ряд игровых действий, то этого иногда бывает достаточно для того, чтобы избавиться от страха.

Непосредственно для психокоррекционной работы со страхами используются куклы теневого театра. Они изготавливаются из черного картона методом вырезывания или обрывания самими детьми. К полученному конкретному или абстрактному воплощению страха прикрепляется нитка или палочка, позволяющая водить ее по экрану.

Оживляя свой страх, играя с ним, ребенок бессознательно запечатлевает то, что он может сам управлять своим страхом. Ребенку предлагается придумать историю про свой страх, разыграть ее. После окончания спектакля куклы - «страхи» уничтожаются.

Привлекательность сказок для психологической коррекции состоит в естественности развертывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений. В образной форме ребенок в сказках проживает проблемы, через которые проходят сказочные герои. И, несомненно, наиболее важным является то, что в сказке зло всегда наказуемо, но даже из плохих поступков можно извлечь хороший урок.

Принципы работы со сказками:

Каждая сказка уникальна. Однако использование сказкотерапии предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.

1. Принцип осознанности.

Основной акцент делается на осознании причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимании роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Основная задача - показать детям, что одно событие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно. Важно понять место и назначение каждого персонажа сказки.

2. Множественность (понимание того, что одно и то же событие, ситуация может иметь несколько значений и смыслов).

Задача-показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

3. Связь с реальностью (осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок).

Задача - кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Схема размышления над сказками и их обсуждение:

*Основная тема - понимание основных идей сказки.

Вопросы: О чем эта сказка? Чему она нас учит? Как мы можем использовать сказочные знания в нашей жизни?

*Линия героев сказки. Мотивы поступков.

Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки. Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя или во взаимосвязи героев друг с другом.

Вопросы: Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле?

*Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей.

Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки. Имея набор способов решения проблем мы можем выбирать нужный способ в зависимости от ситуации.

Вопросы: Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный? Самостоятельный или передающий ответственность?

*Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе. Здесь важно понять общую направленность героя: созидательную или разрушительную позицию по отношению к другим героям и окружающему миру в целом.

Обсуждение поступков героя относительно окружающих- что они им приносят? Меняется ли его позиция в разных ситуациях?

*Актуализированные чувства.

Важно осознать, какие чувства вызывает у героя то или иное событие и почему? Следует обсудить чувства детей в процессе прослушивания сказки, отдельных ее эпизодов.

*Образы и символы в сказках. Осознание образа героя: какое внутреннее содержание несет конкретный сказочный образ, что он из себя представляет.

Для детей разного возраста существуют разные типы вопросов. Вопросы к анализу текста должны быть прежде всего доступными для детей, а все слова – точными и понятными. Целесообразно использовать только «открытые вопросы», т. е. вопросы, предполагающие развернутый ответ. Такие вопросы являются наводящими, помогающими ребенку найти ответ на главный вопрос. Важно, чтобы вопросов не было слишком много, это утомляет детей и нарушает их восприятие произведения.

В коррекционной работе обязательно должна быть реализована задача, направленная на снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе. Одним из способов снятия напряжения является рисование. Необходимо отметить, что сказкотерапия используется в сочетании с рисуночной терапией, применение этих методов дает более эффективные результаты. Дети с нарушениями эмоциональной сферы обычно с трудом выражают свои проблемы вербальным путем, а рисование- самый доступный способ самовыражения. Кроме того, изучение детских рисунков позволяет лучше понять переживания внутреннего мира.

Эффективность коррекционной работы определяется разнообразием методов и форм используемых специалистом. В решении проблемы коррекции детских страхов для меня наиболее приоритетным является сказкотерапия. Данный метод помогает активизировать внутренние ресурсы ребенка, ориентирует на собственные возможности в преодолении страха.

В работе была использована следующая литература: Зинкевич Т. Д. – Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»; Захаров А. И. «Неврозы у детей»; Костина Л. М. «Игровая терапия с тревожными детьми»; Справочник педагога-психолога (журнал 04,2011).