Конспект занятия "Обучение грамоте в ДОУ"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Комарницкая Виктория Николаевна

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то,насколько благополучно он будет проходить,во многом зависит от вас,вашего терпения,доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский сад № 67 «Крепыш»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

в старшей группе

по теме: «Обучение грамоте»

Выполнила воспитатель:

Комарницкая Виктория Николаевна

Нижний Новгород

2018

Тема занятия: «Цветик-Семицветик»

Цель: учить детей дифференциации в словах звуков (согласные и гласные).

Программа: «Радуга» Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова.

Возраст: старшая группа.

Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)

2. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

3. Формировать умение делить слова на слоги.

Воспитывающие:

1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.

2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

3. Формировать чувство товарищества.

Демонстрационный материал: цветок с семью лепестками, конверт с письмом, карточки с рисунками. (См. Приложение 1)

Раздаточный материал: цветные кружочки (красные, синие); карточки с цифрами 1,2,3,4; полоски-схемы для составления предложения. (См. Приложение 2)

Организация детей: в кругу, за столами.

Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори»; составление предложений из заданных слов; звуковой анализ слов.

Структура занятия

1. Организационный момент.

1 задание «Отгадай загадку и опиши».

2. Работа по теме занятия – 2 задание «Составь предложение по картине»; 3 задание – «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки».

3. Физкультминутка – 5 задание «Найди звук».

6 задание – «Игра «Звуковые домики»».

7 задание – «Подели слова на слоги и определи их количество».

4. Итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?

Дети. Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

(Дети становятся в круг).

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный цветок, семицветик. А к нему приколото письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?

(Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает)

Воспитатель. «Дорогие ребята, вы должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями-загадками. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы хорошо занимаетесь в детском саду. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда.

У вас еще есть достаточно времени до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься. Я желаю вам удачи! В добрый час! (Мудрая Сова)

Воспитатель. Ну что, постараемся выполнить эти задания?

Дети. Да!

Воспитатель. Давайте покажем Мудрой Сове, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до перехода в подготовительную к школе группу, чтобы и воспитатели, и родители могли нами гордиться.

Итак, какой лепесток откроем первым, Имя ребёнка?

(Ответы детей)

2. Работа по теме занятия

1. Задание «Отгадай загадку и опиши».

Я раскрываю почки,

в зелёные листочки.

Деревья одеваю,

посевы поливаю,

Движения полна,

зовут меня …

Дети. Весна!

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а скажите какая она, весна?

Дети: Теплая, солнечная, холодная, ранняя, долгожданная, дождливая, шумная, зеленая, ветреная.

 2. Задание «Составь предложение по картине»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. (На доске картина «Весна»). 

Дети составляют предложения про весну и определяют количество слов в предложении.

На ваших столах есть полоски-схемы. Из них вы должны выложить схему предложений:

1. Наступила долгожданная весна.

2. Дети пошли гулять в парк.

(Дети выкладывают схемы предложений. После проверяем у доски)

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились. Вы правильно охарактеризовали весну и выполнили второе задание Мудрой Совы.

Воспитатель: Какой лепесток с заданием будем открывать?

3. Задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки».

Воспитатель: Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее, Воробей погоде рад - Заглянул к нам месяц ….

Дети: Март!

Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сделаем звуковой анализ слова «МАРТ». Для этого у вас на столе лежат кружочки синего и красного цвета.

-Какие звуки обозначаются синим цветом?

-Какие звуки обозначаются красным цветом?

-Сколько звуков в слове «МАРТ»?

-Какого цвета первый кружок? Итак, приступаем к звуковому анализу слова «МАРТ».

Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова Март. Один ребенок работает у доски.

Воспитатель: Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?

-У кого кружочки расположены в том же порядке, что назвали дети, поднимите руки. Молодцы! С этим заданием вы тоже справились, а сейчас давайте сделаем физкультминутку

4. Физкультминутка.

«По малину…»

Мишутка предлагает нас пойти в лес за малиной.

По малину в сад пойдем,

В сад пойдем, в сад пойдем.

Плясовую заведем, заведем, заведем.

Солнышко на дворе, а в саду тропинка.

Сладкая ты моя, ягодка малинка.

Воспитатель: Отрываем следующий лепесток, а там вот какое задание:

4 задание.  «Игра Звуковые домики».

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в Звуковые домики. У вас на столах лежат домики с окошками. Сколько окошек в доме, столько звуков в слове. Вам нужно из двух картинок выбрать ту, которая подходит к вашему домику. (у каждого домик и по две карточки). Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Воспитатель. Отрываем следующий лепесток. Слушайте задание.

5 задание. «Подели слова на слоги и определи их количество».

Воспитатель. У вас на столах таблички с цифрами 1,2,3,4. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3, 4 слога – с цифрой 4. Задание понятно? Начали.

Воспитатель показывает картины (радуга, роза, мак, сосульки, одуванчик, верба, грач) и дети определяют количество слогов и поднимают карточки.

Воспитатель. Молодцы. Все верно.

6 задание. «Где прячется звук?»

Отгадайте-ка, ребятки,

Мои трудные загадки.

А потом определите,

Где живет звук – расскажите.

Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки Мудрой Совы и определить, где живет в этих отгадках звук: в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.

Воспитатель читает загадки. Дети отгадывают загадки.

- Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Дети. Подснежник.

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [н]?

Дети. В середине слова.

- В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

Дети. Ручеек.

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?

Дети. В начале слова.

-Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы.

(Скворечник)

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [с]?

Дети. В начале слова.

Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут.

(Гнездо)

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [о]?

Дети. В конце слова.

Воспитатель. Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.

Воспитатель. Молодцы, ребята Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Мудрой Сове.

Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?

Дети делятся своими впечатлениями.

Список литературы

  1. Гадасина, Л. Я. Звуки на все руки: 50 логопедических игр / Л. Я. Гадасина, О. Г. Ивановская. СПб., 2013.
  2. Журова, Л. Е. Обучение грамоте в детском саду / Л. Е. Журова. М., 1998.
  3. Калмыкова, И. Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнени-ях: попул. пособие для родителей и педагогов / И. Р. Калмыкова. Ярославль, 1998.
  4. Максаков, А. И. Учите играя: игры и упражнения со звучащим словом / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова. М., 1993.
  5. Максимук, Н. Н. Игры по обучению грамоте и чтению / Н. Н. Максимук. М., 2014.
  6. Синицына, Е. Умные слова / Е. Синицына. М., 1999.
  7. Старжинская, Н. С. Обучение грамоте в детском саду / Н. С. Старжинская. Мн., 2011.
  8. Ткаченко, Т. А. Занимательные символы: двенадцать развивающих игр / Т. А. Ткаченко, Д. Д. Ткаченко. М, 2012.
  9. Ткаченко, Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. М., 2012.

Приложения

Приложение 1

Демонстрационный материал

C:\Users\Konstantin\Desktop\Z9n4ab1E_400x400.jpg

C:\Users\Konstantin\Desktop\rainbow_PNG5580.png

C:\Users\Konstantin\Desktop\risunok_roza.jpg

C:\Users\Konstantin\Desktop\0_130121_e2548c5a_orig.png

C:\Users\Konstantin\Desktop\изо-ированные-сосу-ьки-33026719.jpg

C:\Users\Konstantin\Desktop\Oduvanchik-dlya-potentsii-e1483555179355.jpg

C:\Users\Konstantin\Desktop\18346868.png

C:\Users\Konstantin\Desktop\Govoryashhiy-grach.-Mikhail-Prishvin.jpg

Приложение 2

Раздаточный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина со сказочными героями разработка конспекта по грамоте

Конспект занятия по грамоте.Тема: «Викторина со сказочным героем».I. Цели и задачи.1.     Развивать фонематический слух детей, умение проявлять внимание к своей речи.2....

Конспект по грамоте

Обучение детей слоговому чтению, закрепление навыка звуко-буквенного анализа...

Конспект НОД Грамота и ориентировка в пространстве "Крылатый, мохнатый да масляный"

Звуковой анализ слова и ориентировка в помещении по плану....

Конспект обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группеТЕМА: «Цветик- Семицветик»Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и...

Конспект по грамоте старшая группа "Слово. Звук"

Цель: Учить выделять звуки в слове, различать звуки: гласные от согласных. Закреплять умения детей давать полную характеристику гласным и согласным звукам. Задачи:познакомить детей с линейностью ...