Понимание речи, накопление словаря и работа над связной речью с детьми младшего возраста
консультация (младшая группа) на тему

Совершенствование речи детей младшего возраста имеет большое значение, так как речь, тесно связанная с мышлением, влияет на общее развитие и поведение ребенка. В этом возрастном периоде речь становится не только средством общения, но и средством познания окружающего мира.

Пополнять словарный запас ребенка следует начинать с обобщенных понятий. Прежде всего, малыш должен усвоить названия всех тех предметов и явлений, с которыми он наиболее часто соприкасается (названия частей тела, продуктов питания, посуды, мебели, одежды, обуви, инструментов, животных и птиц, овощей и фруктов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понимание речи, накопление словаря и работа над связной речью с детьми младшего возраста.

Совершенствование речи детей младшего возраста имеет большое значение, так как речь, тесно связанная с мышлением, влияет на общее развитие и поведение ребенка. В этом возрастном периоде речь становится не только средством общения, но и средством познания окружающего мира.

Пополнять словарный запас ребенка следует начинать с обобщенных понятий. Прежде всего, малыш должен усвоить названия всех тех предметов и явлений, с которыми он наиболее часто соприкасается (названия частей тела, продуктов питания, посуды, мебели, одежды, обуви, инструментов, животных и птиц, овощей и фруктов).

Нужно, чтобы ребенок не только коллекционировал названия предметов и умел соотнести их с определенным  понятием, но еще знал бы их значение. Он должен понимать,  для чего нужны инструменты, одежда, обувь, посуда, мебель; какую пользу приносят животные и птицы; признаки, свойства и применение овощей, фруктов и других продуктов питания.

Знакомить ребенка с особенностями  указанных предметов можно не только по картинкам и в игре, но и во время экскурсий на природу, в магазин и т.д.

Не забывайте привлекать малыша к участию в бытовом труде: учите его накрывать на стол, мыть посуду, наблюдать и посильно участвовать в приготовление пищи, уборке постели и квартиры, называя все предметы и объясняя свои действия.

Во время занятий с ребенком следует использовать различные картинки, игры (лото, домино, кубики) читать и заучивать небольшие стишки, отгадывать загадки.

Хоть словарный запас ребенка еще не велик -  добивайтесь, чтобы он пополнился глаголами: сидит, лежит, идет, стоит, едет, плавает, летает. Называйте действия, продемонстрированные на игрушках или на человеке либо изображенные на картинках. В этих целях используется лото типа: «Кто или что делает?», «Кто или что плавает?», «Кто или что летает?», «Кто или что едет?» и т.д.

Можно группировать картинки по действиям (сидит, стоит и т.д.) и побуждать ребенка составлять по ним короткие предложения: «Папа сидит», «Мама стоит», «Собака бежит» и т.д.

С ребенком надо постоянно общаться, добиваясь от него более четкого произношения. Говорить при этом следует медленно, плавно, правильно, с добрым выражением лица, не подделываясь под детскую речь.

Независимо от того, развита ли у ребенка речь или он произносит только отдельные слова и небольшие предложения, используйте в работе с ним различные сюжетные картинки, иллюстрации к знакомым сказкам, составляя по ним рассказы, доступные вашему ребенку.

Чтение художественной литературы всегда служило источником для развития духовной и богатой личности. Маленькие дети очень любят слушать сказки и рассказы, стихи, песенки - потешки. Это занятие приносит им большую пользу. Ритм народной сказки и ее образный язык развивают художественный вкус, новые слова и выражения обогащают речь, расширяют кругозор, интересное содержание способствует сосредоточению ребенка, развитию его мышления и памяти.  Некоторые сюжеты радуют, веселят, другие вызывают сочувствия. Следует поощрять ребенка, если он повторяет за взрослым отдельные слова, договаривает стихотворную фразу.  Очень нравятся детям этого возраста  стихи А.Барто «Игрушки» они забавные, выразительные, эмоциональные, легкие и сразу запоминаются детьми.          С большим удовольствием малыши слушают и с легкостью запоминают сказки  К.Чуковского: «Муха – Цокотуха», «Айболит», «Мойдодыр»,                «Телефон» и другие его  веселые сказки.  Мамы и папы, больше  читайте своим детям русские народные сказки:  «Курочка ряба», «Репка»,                   «Колобок», «Теремок» - это доступные и понятные  для вашего  малыша сказки. Выбирайте книжки с яркими, выразительными, понятными, крупными иллюстрациями.

После прочтения сказок обсудите с ребенком иллюстрации к ним. По серии картинок  к сказкам «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок» можно провести беседу, а затем предложить ребенку разложить иллюстрации в определенном порядке.

Работу с серией картинок, связанных общим содержанием, следует осуществлять по следующему плану:

- разложите по порядку всю серию картинок

- побеседуйте по каждой картинке

- уберите все картинки

- предложите ребенку правильно разложить всю серию.

Можно предложить ребенку задание – составить целую картинку из отдельных частей. Для этого надо взять две одинаковые сюжетные картинки. Одну из них следует разрезать на несколько частей и попросить ребенка сложить ее сначала по образцу, а затем – самостоятельно.

Все это  побуждает интерес ребенка, активизирует его внимание, развивает память, речь и логическое мышление.

Помните, богатая, чистая и правильная речь будет развиваться только благодаря общению со взрослым.  Родители должны помнить что; чем больше они будут разговаривать со своим малышом, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта и творческих способностей. Иными словами, любовь и разумная забота близких людей способствует правильному формированию мозга ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания детей старшего возраста".

"Любовь к родному краю, родной культуре, ролной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родной с...

Обобщение опыта работы «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка добром, лаской, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки вы...

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...

Доклад из опыта работы: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Доклад из опыта работы: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»...

Статья из опыта работы учителя-логопеда. «Развитие связной речи у детей с ОВЗ (тяжелым нарушением речи, подготовительный возраст)»

Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе....

Работа по нетрадиционному оборудованию с детьми младшего возраста. (2021 год)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯВ ФИЗКУЛЬТУРНО–ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕВ ДОУ №16  С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...