«Вышивка – один из самых древнейших видов декоративного искусства»
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Муравлёва Надежда Геннадьевна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vyshivka.docx122.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звёздочка» г. Аркадак

Консультация для родителей:

 «Вышивка – один из самых древнейших видов декоративного искусства»

Уважаемые родители!

Сходите в гости к своим бабушкам, прабабушкам. У них дома вы непременно отыщите какой-нибудь предмет старины, и не важно, что это – вышитое полотенце или наволочка, кружевной воротничок или салфеточка. Возьмите в руки, рассмотрите, окунитесь в прошлое этих вещей.

Наши русские узоры

Не стареют сотни лет.

В красоте, в таланте русском

Весь скрывается секрет!

ВЫШИВКА.

   Искусство вышивания имеет многовековую историю. Конечно, сначала появилось шитьё, как необходимость. Со временем в качестве декоративного дополнения к шитью появилась вышивка. Есть версия, что вышивка — родственница швов, которыми скрепляли между собой шкуры мамонтов.

  На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов декоративно-прикладного народного творчества.

Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных, им занимались монахини и представительницы знати. С 17 века вышивка входила в разряд обязательных занятий крестьянских девушек.  На Руси умение искусно вышивать было присуще каждой женщине и передавалось из поколения в поколение. Обучать девочку этому ремеслу начинали с 4-5 лет.

дети вышивают

    В произведениях народного творчества — пословицах, загадках, песнях умение вышивать расценивалось, что девушка «вошла в ум-разум» и готова к браку. Вот как высоко ценился на Руси навык вышивания и сама вышивка!

Мотивы вышитых работ были очень разнообразными. Присутствовало много символизма и скрытого смысла. Фигурировали человеческие фигуры с поднятыми вверх руками, райские птицы, сказочные животные. В орнаментах, к примеру, ромб и круг символизировали солнце, а крест всегда рассматривался как оберег, который способен защитить человека и жилище от нечистой силы, дурного глаза и зла.

Вышивка присутствовала на рушниках, полотенцах, простынях, покрывалах и других предметах быта. Вышивка была также важным элементом одежды: сарафанов, головных уборов, рубах, поясов, ширинок (небольших платков), очелий (повязок на лоб) и т.д.

Вышивка выполнялась обычно красными или белыми нитками по белому полотну домашней выделки. Для вышивания использовалась короткая стальная игла и пяльцы — круглая или прямоугольная рамка, на которую натягивалась ткань. В разных областях России получили распространение разные технические приёмы вышивки: роспись, гладь (атласник), набор, тамбур.

После прихода на Русь христианства изделия с вышивкой приобрели новое значение. Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы.

Роль вышивки в воспитании ребёнка и формировании его личности.

Вышивка развивает ребёнка не только физически и психически, но также оказывает влияние и на формирование характера и личностных качеств. Когда ребёнок умеет делать что-то своими руками (именно создавать, творить, а не разрушать!), он ценит чужой труд и уважительно относится ко взрослым. Человек, приученный в детстве любить труд, вырастает мотивированным, обладает позитивным мышлением, имеет цель в жизни и получает больше шансов стать счастливым.   Вышивка полезна как девочкам, так и мальчикам.  

Как вызвать у ребёнка интерес к вышивке и желание этим заниматься?

Очень просто! Как говорится: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Всё равно они будут похожи на вас». Если ребёнок видит, как вы вышиваете и чувствует ваши положительные эмоции от этого занятия, он скорее всего тоже захочет попробовать. Сначала позвольте ему просто быть рядом, наблюдать, общаться с вами.

Когда у ребёнка возникнет желание вышивать, важно поддержать и подкрепить его.

Следите, чтобы ребёнок не переутомился в процессе творчества, иначе впоследствии он не захочет больше заниматься данным видом деятельности.

С чего начать?

Начните с самого простого: научите ребёнка вдевать нитку в иголку и делать узелок. Используйте для работы специальные вышивальные иглы с тупым концом.

Начиная вышивание, закрепите правила техники безопасности при работе с иглой.

Для вашего ребёнка проще будет начинать вышивать на цветных квадратиках картона, где предварительно Вы нанесли по контуру рисунка отверстия иглой.

Используйте в работе шов "Вперёд иголку».

Затем можно применить «тамбурный» шов, а потом «крест».

Когда ребёнок овладеет навыком вышивания, можно перейти на ткань, закреплённую в пяльца.

Никогда не оставляйте ребёнка без присмотра во время вышивания. После окончания работы уберите инструменты и материал в шкатулку.

Поговорите с ребенком о том, какой сюжет они хотят вышить в следующий раз.

Поощрение. Внимательно рассмотрите работу с ребёнком, обязательно похвалите его за старания. Не судите слишком строго! Если это возможно, отметьте аккуратность и терпение. Не акцентируйте внимание на недостатках

Совет: лучше пусть после «не самой ровной» вышивки у ребёнка останется приятное воспоминание о детстве, знакомстве с волшебным видом творчества и об общении с вами, чем ценой детских слёз вы получите в конце концов «качественный», на ваш взгляд, результат, но испортите впечатление о вышивке и отравите детские воспоминания негативом.

Творите с любовью!

И пусть ваш дом всегда будет наполнен гармонией, уютом и теплом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по видам декоративно-прикладного искусства. Роспись матрешек."

Закрепить знания детей о дымковской , городецкой, филимоновской и гжельской росписях. Познакомить с русской матрешкой....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему « Беседа с детьми о видах декоративно-прикладного искусства».

Программное содержание: обобщать и систематизировать представления детей о народных промыслах на примере изготовления игрушек и посуды, закреплять знания об особенностях и этапах изготовления дымковск...

Виды декоративно- прикладного искусства.

     Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, ...

"Формирование нравственно-эстетических качеств детей через знакомство с видом декоративно-прикладного искусства "вытынанка" (из опыта работы).

«Истоки творческих способностей и дарования детей -    на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…Другими словами: чем ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе (с использованием нетрадиционной техники рисования) по теме: «Путешествие по видам декоративно – прикладного искусства. Роспись Пасхальных яичек»

Задачи:Образовательная : закрепление знаний детей о народном творчестве (дымковской, городецкой, Полхов-Майдан и гжельской росписях, писанками). Продолжать учить новой технике – рисованию манной крупо...

Знакомство детей дошкольного возраста с бисероплетением, как одним из видов декоративно–прикладного искусства.

Данный материал предназначен для поэтапного обучения  детей дошкольного возраста бисероплетению, где дети могут выразиться, раскрыть свои творческие способности, приобщиться к искусству. ...