Мастер-класс
материал по теме

Шокина Юлия Юрьевна

Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном  ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное автономное  учреждение

центр развития ребёнка - детский сад «Аленький цветочек»

Мастер – класс для родителей

«Мои пальчики расскажут»

Подготовила:

воспитатель

Шокина Юлия Юрьевна

2016

Воспитатель: Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами.

Воспитатель предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет взрослым, а кто ребенком.

«Рисуем стихи»

Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Надо нарисовать зайца под дождем по стихотворению А.Л. Барто «Зайка». Сначала стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.

«Мой мишка»

Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Сначала текст читает воспитатель, а «играет» ребенок, потом наоборот.

Я рубашку сшила мишке.

(Показывает мишку и гладит его.)

Я сошью ему штанишки.

(Показывает штанишки.)

Надо к ним карман пришить

(Показывает карман.)

И платочек положить.

(Вкладывает в карман платочек.)

На плите сварилась каша.

(Берет кастрюлю с плиты.)

-Где большая ложка наша?

(Ищет ложку.)

Я тебе перед едой

Руки вымою водой,

(«Моет» мишке лапки, вытирает и усаживает его за стол.)

Повяжу тебе салфетку,

(Завязывает салфетку.)

Ешь котлетку, ешь конфетку,

(Дает на тарелочке конфету.)

Молоко свое допей

(«Поит» молоком.)

И гулять пойдем скорей!

(Берет мишку за лапку и идет гулять.)

З. Александрова

«Пальцы – дружная семья»

Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребенком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.

Пальцы – дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)

Вот большой!

А это – средний.

Безымянный и последний –

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)

Будем их соединять

И движенья выполнять…

(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)

Мы рога козы покажем

(Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове.)

И рога оленя даже…

(Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.)

«Ай, лады, лады, лады»

Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.

                             ***

Ай, лады, лады, лады (хлопают в ладоши),

Не боимся мы воды (совершают интенсивные моющие движения обеими ладонями),

Чисто умываемся («моют» лицо, растирают уши),

Маме (друг другу) улыбаемся (улыбаются).

                          ***

Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки)

На лесной опушке (хлопают в ладошки).

Жили-были зайчики (показывают уши)

В беленькой избушке (показывают домик).

Мыли свои ушки (трут уши),

Мыли свои лапочки (моющие движения ладонями рук),

Наряжались зайчики (движения ладоней сверху вниз по туловищу),

Надевали тапочки (показывают).

В конце мастер – класса воспитатель  вручает всем присутствующим родителям памятки «Заучиваем стихи с малышами». (Приложение №2).

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное автономное  учреждение

центр развития ребёнка - детский сад «Аленький цветочек»

Мастер- класс для родителей

«Играя, развиваем речь детей».

Подготовила:

воспитатель

Шокина Юлия Юрьевна

2016

Воспитатель: Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном  ребенка.

  Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим  ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.  

  Сейчас мы с вами поиграем в эти игры:

 "Цепочка слов"

         Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Воспитатель: Кошка, бывает какая?

Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная...

Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?

Родитель: Радуга, платье, телевизор...

Воспитатель: Каким еще может быть платье?

Родитель: Шелковым, новым, прямым...

Воспитатель: Что еще может быть прямым?

Родитель: Линия, дорога, взгляд... и т.д.

  "Семейная олимпиада"

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

"Найди по цвету"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное - яблоко, кресло, платье.

Желтая - репа, краска, сумка.

Синий - василек, баклажан, карандаш.

"Выбери правильное слово"

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

         В конце мастер – класса воспитатель  вручает всем присутствующим родителям памятки «Играем всей семьей».



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

для родителей подготовительной группы

«В игры играем, речь детей развиваем»

Выполнила:

Шокина Юлия Юрьевна

                                                                        (ФИО)

Воспитатель

(должность)

МДОАУ црр -  д/с «Аленький цветочек»

(место работы)

Пояснительная записка

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, поэтому с  введением ФГОС ДО  больше внимания уделяется  взаимодействию дошкольного учреждения с семьями воспитанников.

Закон "Об образовании" наделяет родителя статусом «участника образовательного процесса». И задача педагогов создать такие условия, использовать такие методы и формы работы, чтобы включение семьи стало наиболее эффективным, продуктивным и шло на пользу в достижении общих целей.  В соответствии с этим родители (законные представители) должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы ДОО по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители (законные представители) будут действовать согласованно.

Современные родители достаточно образованны, у них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из разных источников: радио и телепрограмм, педагогической литературы, сайтов интернета. Но она не предполагает наличия «обратной связи», так как к родителям обращаются как к «усредненному слушателю», не зная специфики семейного воспитания конкретного ребенка, особенностей семьи. Такая коммуникация носит опосредованный характер. [5]

 Я поставила целью своей работы: повышение уровня речевого развития детей  старшего дошкольного возраста через организацию взаимодействия детского сада и семьи.

            Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

            Для повышения уровня речевого развития детей в работе с семьей я использую традиционные и нетрадиционные формы и методы:

  • групповые собрания,  индивидуальные беседы,  консультации,  анкетирование. Где я знакомлю родителей с тем, какие речевые навыки наиболее характерны для старших дошкольников, а также, какие основные ошибки встречаются в речи детей.  
  • Наглядная агитация (папки-передвижки, памятки, методическая литература), открытые занятия с детьми.
  • Продуктивно проходят Дни открытых дверей.
  •  Тренинги игрового взаимодействия, интерактивные выставки, викторины, конкурсы.
  • Проектная деятельность, презентации.
  • Семинары-практикумы.

          Не всегда сразу удается добиться отклика от родителей, но очень важно верить в результат. Не страшно, если сегодня откликнулись единицы родителей, ведь даже положительный результат работы хоть с одним родителем – это уже результат! А для педагога всегда остается поле для работы, перспективы и планы.

Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями по речевому развитию  это мастер-классы. Родители принимают непосредственное участие: учатся играть в речевые игры, в которые можно играть дома,  на кухне, на прогулке, в транспорте,  по дороге в детский сад (игры на развитие грамматического строя, игры на развитие слоговой культуры, игры на развитие речевой культуры). Такой мастер-класс я провела с родителями в начале учебного года.

Правовые основы организации встречи: мероприятие разработано в соответствии с ФГОС ДО, основной  образовательной программой МДОАУ црр – д/с «Аленький цветочек», с соблюдением требований и норм СанПиН 2.4.1.3049-13. С применением современных образовательных технологий: игровая, здоровьесберегающая, информационно – коммуникационная. Мастер-класс организован  в нетрадиционной форме, в рамках взаимодействия детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей.

Место и роль мероприятия в образовательном процессе:

Совместное мероприятие проводится в рамках внеурочной деятельности и является частью реализации рабочего плана воспитателя по работе с семьями воспитанников. Направлено на сближение и установление доверительных отношений между детьми, родителями и воспитателем. С целью: помочь родителям создать все необходимые условия для формирования у ребенка грамматически правильной речи.

Мастер-класс

для родителей подготовительной группы

«В игры играем, речь детей развиваем»

Проблема: 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. Это бедность речи, недостаточный словарный запас, замусоривание речи сленговыми словами, плохая дикция, отсутствие навыков культуры речи. В целом уровень речевого развития у современных детей - дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Эта проблема является актуальной.

Цель: помочь родителям создать все необходимые условия для формирования у ребенка грамматически правильной речи.

Задачи:

- повысить уровень мотивации родителей к взаимодействию с ДОО на основе включения в совместную деятельность с педагогами.

- Познакомить родителей с играми, направленными на речевое развитие детей-дошкольников в домашних условиях.

- Формировать у родителей культуру общения с детьми.

Предварительная работа:

- Консультация «Развитие речи дошкольника в семье» (приложение №1)

- Анкетирование родителей  (приложение №2)

- Оформление папки – передвижки «Я дарю тебе словечко», «Развитие речевого дыхания у детей»

- Викторина для детей «В гостях у сказки»

Материалы и оборудование:

- Плакаты по теме встречи.

-  Выставка настольно-печатных игр.

- Презентация «Как играют дети в группе»

- Картинки с изображением разного количества предметов, предметные картинки с изображением предметов в единственном числе и во множественном числе, карточки с изображением спортсменов,  карточки с изображением людей разных профессий и инструментов, фишки.

- Анкета обратной связи (приложение №3)

- Памятка для родителей  «И тогда он будет говорить хорошо…» (приложение №4)

Этапы проведения мастер-класса:

I этап . Теоретическая часть. Вступительное слово воспитателя,  знакомство с  темой  мастер-класса.

II этап. Практическая часть. Участие родителей в играх.

III этап. Рефлексия. Итог мероприятия.

Ход встречи:

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие родители. Рада приветствовать вас на нашем мастер-классе, который будет посвящён грамматическим играм по развитию речи детей.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Ребенок, не усвоивший грамматического строя родного языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности. Поэтому задача взрослого - создать все необходимые условия для формирования у ребенка грамматически правильной речи.

Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем в развитии речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. А сами правила грамматики довольно сложно воспринимаются детьми дошкольного возраста

Неисправленная грамматическая ошибка - лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.

Морфологические ошибки в речи детей:

1. Неправильные окончания имен существительных:

-сведение всего их многообразия к окончанию -ов (-ев) по типу столов: карандашов, дверёв, ежов, этажов, куклов, девочков, руков, "дверев", лошадев;

-родительный падеж, единственное число: у кукле, у маме, у сестре, без ложке;

- не различение окончаний винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных: видели поросенок, поймали олень, посадили дуба;

-предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода: в лесе, в носе, в саде;

2. Склонение несклоняемых имен существительных: на пальте, кофий, кофию, на пианине, в кине.

3. Ошибки при образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: ягнёнки, котёнки, жеребёнка, свинёнка.

4. Смешение продуктивной и непродуктивной форм множественного числа существительных: вместо окончания -а (-я) дети произносят -ы (-и) по типу столы: домы, поезды, окны, человеки;

5. Изменение рода существительных: большой яблок, купи мороженую, папа ушла, теплая молоко, платье зеленая, одеяла разорвалась.

6. Неправильное образование глагольных форм.

- повелительное наклонение: искай (ищи, exaй (езжай, спей (спой, склады (сложи) ; скакай (скани,

- изменение основы глагола: искать - искаю (ищу, плескать - плескаю (плещу, плакать - плакаю (плачу, рисовать - рисоваю (рисую) ; мочь - можу (могу,

-спряжение глаголов: хотеть - хотишь (хочешь, давать - дадишъ (дашь, есть - едишь (ешь, спать - сплют (спят) .

7. Образование неправильной формы причастий: сломатая, оборватая, сошитая;

8. Отсутствие чередований согласных в корнях прилагательных при образовании сравнительной степени: ярчее, чистее, хужее, красивше, плохее,

9. Неправильные окончания местоимений в косвенных падежах: у мене болят уши, у тебе новая платья, в этим кармане;

10. Склонение числительных: двое домов, с двумями, идите по двоим; или не склонение числительных: собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка.

У детей наблюдаются, особенно в повседневном общении, и другие ошибки, вызванные особенностями местных говоров, диалектной речью окружающих. Встречаются такие диалектные ошибки детей, как употребление ими в родительном падеже существительных жен. рода окончания -е (-и) : "у маме", "у мами", "от сестре", "у кукле", "у кукли", "с горе", "без ложке" или употребление существительных среднего рода в женском роде: "моя платья", "теплая молоко", "твоя ружье", употребление слов "одень" вместо надень, "раздень" вместо сними; а также и другие ошибки, зависящие от того, в какой области живет ребенок. Надо отметить то, что диалектные ошибки в речи детей устранить несравненно труднее, поскольку ребенок постоянно слышит диалектную речь взрослых дома, а возможно, и в детском саду.

Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя педагогами замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией.

Синтаксические ошибки в речи детей дошкольного возраста наблюдаются:

1. В нарушении порядка слов в предложении:

- на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: "Куклу мама принесла? ";

-вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее: "Заплакала Маша почему? ";

-дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос "почему? " отвечают: "Почему что".

Воспитатель: Вашему вниманию сегодня будут предоставлены игры, которые Вы можете легко применять на практике со своими детьми дома, не затрачивая на это, максимум времени. Дорогие родители, поиграем немного с вами.

Наша первая игра называется «А что у вас? »

Цель игры: упражнять детей в образовании существительных множественного числа, а также родительного падежа существительных во множественном числе.

Игровые правила: образовать форму множественного числа названного существительного (или родительного падежа существительного во множественном числе) .

Игровые действия: поиск нужной картинки, элемент поиска и находки слова в нужной форме.

Ход игры:

Педагог: Я вам раздала предметные картинки, на которых изображены предметы во множественном числе. Когда я вам покажу картинку с изображением какого-нибудь предмета в единственном числе, вы находите у себя картинку с таким же предметом, но во множественном числе и называете, что у вас изображено.

Педагог раздает родителям картинки с изображением предметов во множественном числе. Показывает предметную картинку с изображением предмета в единственном числе и говорит: «У меня кукла. А у вас? » Взрослый, у которого находится соответствующая картинка, показывает ее и отвечает: «А у меня куклы» или «А у меня много кукол». И т. д.

Воспитатель: А теперь я хочу познакомить Вас ещё с одной интересной игрой.

Игра «Какой, какая, какое? »

Цель игры: учить детей слушать партнера, дополнять его высказывания; правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе.

Игровые правила: уже сказанное не повторять.

Игровые действия: провести соревнование, кто больше: подбирать к слову как можно больше определений.

Ход игры:

Педагог предлагает родителям поиграть со словами: «Я назову предмет, а вы его опишите, скажите, какой он. Например, яблоки. (Демонстрируется картинка.) Какие они?

Родители подбирают определения. За каждый ответ получают фишку. Когда иссякает запас определений, педагог подсказывает слова, которые не назвали родители. Например: Яблоки  (круглые, румяные, сочные, душистые, спелые, большие, наливные). Ежик (колючий, запасливый, пугливый, маленький, ушастый).

Дома вы со своим ребёнком во время игры, задаете наводящие вопросы: например: «Как сказать о ежике, чтобы стало понятно, что его тело покрыто иголками? », «Что он делает со съестными припасами? », «Боится ли он лисы? », «Он быстро бегает? », «У него большие ушки? » И т. д.

В конце игры педагог объединяет вместе все фишки, поощряет родителей: «Вот сколько разных слов вы назвали».

Когда Ваши дети смогут называть достаточно большое количество слов, можно устроить между остальными членами семьи соревнование «Кто назовет больше слов? ».

Воспитатель: Игра направлена на формирование правильной речи.

Игра «Киоск открыток».

Цель: учить соотносить наименования действий и названия спортивных специальностей.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением спортсменов, их можно взять из спортивных журналов, раскрасок, скачать несколько картинок из интернета… .

Игровые правила: образование слов — названий спортивных специальностей.

Игровые действия: поздравления медвежонка; отгадывание спортсменов по характерным движениям.

Ход игры:

Воспитатель: на время вы, дорогие родители, превращаетесь в детей.

Педагог сообщает, что у медвежонка Миши день рождения. Родители могут его поздравить и сделать ему подарки.

Родители по очереди выбирают открытки, называют изображенных спортсменов и что они делают. Например: «Это футболисты, они играют в футбол». После этого «делается покупка», родитель поздравляет медвежонка, дарит ему открытку. После того как все открытки куплены и подарены медвежонку, педагог с медвежонком загадывают загадки, изображая движения спортсменов. Дети (взрослые) отгадывают.

Воспитатель: в этой игре задача взрослого дать детям возможность перебрать разные варианты слов. Так, пловца дошкольники могут назвать плавщиком, плывуном, плавильщиком и т. п. Если ваш ребёнок не назовет слово правильно, вы, родители, подсказываете или называете его.

Воспитатель: а сейчас я познакомлю вас с вариантами игры «Кто это?» знакомство с профессиями, используя картинки с изображением профессий и инструментов.
1 вариант: Задаем вопросы : кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
3 вариант. Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.
4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

Воспитатель: Взяв за основу рассказы Сутеева, Бианки, можно научить детей придумывать рассказы. Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д.
Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти… (какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?).

Воспитатель: идя в детский сад, попросите ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что..." "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... " "Зимой медведь спит, потому что... " и т. д.

Воспитатель: Учитывая большую загруженность родителей домашними делами и накопленную к концу дня усталость, я предлагаю «Игры на кухне». 

Игровые упражнения для развития мелкой моторики. «Золушка». Вы готовите обед. Предложите ребёнку перебрать горох, рис, гречу. «Волшебные палочки». Дать ребёнку зубочистки. Ребёнок должен выложить простые геометрические фигуры, предметы, узоры.

 Игры на обогащение словаря. «Волшебные слова». Какие слова можно «вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? «Угадай-ка». Давайте вспомним вкусные (сладкие, кислые, солёные, горькие) слова и угостим ими друг друга. Ребёнок называет вкусное слово и «кладёт» вам в ладошку. Затем вы ему. «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок её заканчивает: — Ворона каркает, а воробей…

Игры на развитие грамматического строя. «Поварята». Приготовим сок из яблок (яблочный), пирог из рыбы (рыбный), варенье из малины (малиновое).  «Упрямые слова». На свете есть упрямые слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, пианино, какао, пальто, метро). Задавайте ребёнку вопросы и следите, чтобы он не изменял слово.

Воспитатель: гуляя с ребёнком в парке, захватите с собой мяч и поиграйте в следующие игры:

«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга…»

«Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

Воспитатель: Все эти  игры не отнимут у вас много времени и не требуют специальной подготовки. А ежедневное их применение будет неоценимо для развития речи ребёнка, и покажут ребёнку  вашу заинтересованность его проблемами и ещё больше укрепят взаимоотношения. Вашему вниманию я представляю слайдовую презентацию «Как играют дети в группе».

Рефлексия: Анкета обратной связи (приложение № 3).

Воспитатель: наша встреча подошла к концу. Я порошу вас заполнить анкеты.

 Воспитатель: В заключении хотелось бы подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института для развития ребенка. Без вашего участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.  Ведь благоприятная языковая среда в семье - условие развития речи детей. Чем больше ребёнок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие.

Я надеюсь, что вы прислушаетесь к моим советам. На память я хочу подарить вам памятки «И тогда он будет говорить хорошо…».

ЧИТАЙТЕ, ЧИТАЙТЕ, ЧИТАЙТЕ! Читайте короткие стихи, сказки, рассказы. Перечитывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку.

Играйте со своими детьми, учите стихи, отвечайте на многочисленные вопросы и просто как можно больше общайтесь.

Благодарю вас за активное участие! Всем большое спасибо! До свидания.

Используемая литература:

1. Доронова Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание. 2004. №1.

2. Давыдова, О. И. Работа с родителями в ДОУ.

 3. Интернет-ресурсы

4. Лапковская В.П., Володькова Н.П. Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет с ОНР. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

5. Микляева, Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй.

6. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Речевые праздники и развлечения в детском саду: пособие для логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.

        

C:\Users\home\Desktop\моя 2\все аттестации\весь материал на сайт Шокина Ю.Ю\фотоальбом\заполнение документов.jpg

Приложение №1

Консультация для родителей

«Развитие речи дошкольника в семье»

Благоприятная языковая среда в семье - условие развития речи детей. Чем больше ребёнок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие.

Какие условия необходимо создать в семье для развития речи ребёнка?

1. В общении с ребёнком следите за своей речью.

2. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности.

3. Не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка.

5. Не смейтесь над речью малыша.

6. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

7. Раз в месяц записывайте речь ребёнка на магнитофон. Такие записи не только помогут в работе над речью, но и со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Играя с малышом, можно поупражнять его в правильности согласования имён существительных с разными частями речи. Скажите: " Сейчас к нам в гости приедут игрушки, а ты скажешь, кто приехал". Возьмите куклу и спросите: " Кто к нам приехал в гости?" Ребёнок должен дать полный ответ: " К нам в гости приехала кукла (кошка, собака)". Называя количество предметов, ребёнок употребляет слова " один ", " много ". Во время уборки игрушек необходимо обратить внимание ребёнка на то, куда " разбежались " игрушки (что (кто) где находится):кубики лежат на полу; зайчик спрятался за шкаф; машина заехала под стол и. т. д. Взрослый говорит: " Давай всё расставим по местам: кубики сложи в коробку; зайчика посади между куклой и медведем; машину поставь на полку". Затем спрашивает: " Что ты убрал? Куда поставил (положил?)

Как знакомить дошкольника с окружающим миром?

Гуляя, например, в парке, объясните ребёнку " из чего состоит дерево "(ствол, корни, ветки, листья, научите его узнавать наиболее распространённые породы деревьев (берёзу, липу,.).

Когда вы приходите из магазина с покупками, не торопитесь выкладывать их на стол. Сделайте это вместе с сыном или дочерью. Вынув из сумки продукт, задайте малышу вопросы: " Что это?"; " Какой он по цвету, по форме, по размеру?";" Что можно приготовить из этого продукта?"; " Как назвать одним словом?". После возвращения малыша с прогулки можно спросить: кого (или что) он видел на улице? С кем играл? Какие игрушки были у Миши (у Маши? Добивайтесь, чтобы ребёнок давал полные, развёрнутые, подробные ответы.

Как развивать связную речь?

Учить ребёнка пересказывать сказки, рассказы надо начинать с вопросов по содержанию текста (сначала предлагайте пересказывать такие сказки, в которых сюжет раскрывается последовательно, с часто повторяющимися действиями, персонажами). Например, при пересказе сказки " Репка" задаются примерно такие вопросы: " Что посадил дед?" Какая выросла репка? Кто первый тянул репку? Кого позвал дед?" и. т. д. Такие вопросы облегчают пересказ текста. Ребёнок с удовольствием договаривает в знакомом ему стихотворении целые слова, строчки. При чтении следует чаще делать паузы, чтобы дать возможность ребёнку вставить нужное слово (получается как бы совместное чтение).

Звуковая культура речи - что это?

Способность ребёнка легко подражать речи взрослых благоприятствует формированию звуковой стороны речи: малыш учится правильно произносить звуки родного языка, внятно и отчётливо воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, правильно пользоваться темпом, употреблять интонационные средства выразительности. Развитию слухового восприятия помогают разные звуковые игры, например: " Угадай, что звучит". Например, подберите 3-4 звучащие игрушки: погремушку, детские музыкальные инструменты (барабан, дудку, звоночек);заводную машинку. Сначала дайте малышу послушать, какой " голос" у каждой игрушки; затем предложите ему отвернуться и воспроизведите звуки. Ребёнок должен отгадать, какая игрушка звучала. Закладывайте семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях, стройте планы на будущее, при этом вопросы задаёт не только взрослый ребёнку, но и ребёнок взрослому. Во время беседы с ребёнком демонстрируйте культуру ведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы).

Приложение №2

Анкета для родителей

1. Задумывались ли вы о том, как говорит ваш ребенок?

2. Слушаете ли вы, что говорит ваш ребенок?

3. Все ли вам нравится в речи ребенка?

4. Поправляете ли вы речь вашего ребенка?

5. Делает ли ваш ребенок грамматические ошибки? Какие  (подчеркните   нужное)?

  • согласование слова в роде, числе, падеже;
  • согласование слов;
  • употребление предлогов;
  • употребление существительных множественного числа;
  • употребление несклоняемых существительных;
  • употребление сравнительной степени прилагательных.

6. Как вы реагируете,  если ребенок ошибается?

7. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи

    есть у вас дома?

8. Компетентны ли вы в вопросах формирования у детей дошкольного

    возраста грамматически правильной речи или вам необходима помощь

    наших педагогов?

9. Какая форма методической помощи вас бы устроила:

    обзорная консультация специалиста;

    семинар- практикум  по данной проблеме;

    индивидуальная консультация.                                          

Анкета для родителей      

Уважаемые родители!

Просим вас принять участие в опросе по теме: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Пожалуйста, отметьте вариант ответа, совпадающие с вашей точки зрения.

1. Интересует ли Вас тема опроса?

  • считаю важной;
  • считаю второстепенной;
  • не интересует совсем.

2. Какую проблему развития звуковой культуры речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребенка?

  • правильное речевое высказывание;
  • выразительное и правильное интонирование речи;
  • правильное произношение  звуков родного языка;
  • владение культурой речи;
  • звуковая культура речи не является проблемой для моего ребенка.

3. Есть ли у вашего ребенка нарушение в речевом развитии?

  • да;
  • нет;
  • не обращал(а) внимания.

4. Если у ребенка есть нарушения в развитии звуковой стороны речи, что, по Вашему мнению, целесообразнее делать?

  • обратиться за советом к воспитателю;
  • заниматься с  ребенком самостоятельно;
  • проконсультироваться у логопеда;
  • регулярно заниматься с логопедом;
  • не обращать внимания;
  • другое ______________________________________________________

5. Как вы думаете, повлияет ли неправильное звукопроизношение на жизнь ребенка в настоящем и будущем?

  • нет;
  • затруднит в общении со сверстниками в детском саду;
  • помешает полноценному общению с людьми в будущем;
  • послужит причиной будущих грамматических ошибок при обучении в школе.

6. Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над звуковой культурой речи?

  • достаточно занятий с воспитателем и логопедом;
  • родители иногда должны заниматься с детьми;
  • родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя рекомендации специалистов.

7. Какую дополнительную помощь в работе с Вашим ребенком Вы хотели бы получить от специалистов детского сада?_______________________________

Приложение №3

АНКЕТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Мероприятие: ___________________________________________________

Дата: __________________________________________________________

Участник: _______________________________________________________

 Спасибо за активное участие в мероприятии!

Оцените, пожалуйста, мероприятие, отвечая на предложенные Вам вопросы, по 5-ти бальной шкале, где 1 – соответствует минимальной оценке, а 5 – максимальной. Будем рады получить ваши комментарии к вопросам.

 1.Общая оценка мероприятия: 1 2 3 4 5

2.Насколько содержание мероприятия обладает для вас:

а) практической ценностью, 1 2 3 4 5

 б) новизной. 1 2 3 4 5 3.

Опишите основной результат мероприятия лично для Вас:

_________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Насколько комфортно вы чувствовали себя на мероприятии: 1 2 3 4 5

 5.Общая оценка профессионализма воспитателей: 1 2 3 4 5

6. Оцените качество оформления мероприятия: 1 2 3 4 5

 7.Ваши пожелания по организации и проведению таких мероприятий в будущем: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Спасибо! Желаем успехов!

Приложение №4

Памятка для родителей

«И тогда он будет говорить хорошо…»

Полезные советы.

1. Даже если Вы молчаливы от природы — все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами! НЕ МОЛЧИТЕ!

2. Встреча взглядов. Озвучивайте любую ситуацию — НО только, если ВЫ видите, что ребенок слышит и видит Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если Ваш ребенок активный и постоянно двигается. Если Ваш малыш говорит мало, старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.

3. Говорите четкоГоворите просто, четко, внятно, проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к ИНТОНАЦИИ, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить выразительно.

4. То же, но по-разному. Повторяйте по много раз одно и то же слово, да и фразу — подменяя порядок слов («Папа пришел, пришел наш папа», «мячик упал; упал мячик, упал»). Это позволяет ребенку услышать и понять; фразы делятся на слова.

5. Но не переусердствуйте! Не употребляйте слишком длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо не знакомых слов.

6. Очень важноХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили, в таких условиях ребенок ОБУЧАЕТСЯ и впитывает новую информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

7. Все чувства — в союзе с речью. Очень важно, чтобы ребенок, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его — т. е. изучать различными способами. Если Вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз — коротко, четко, выразительно!

8. В основе речи — стремление к ОБЩЕНИЮ! Как бы несовершенно ребенок Ваш ни говорил — принимайте и поддерживайте его желание вступить с Вами в контакт. Даже если он мало говорит, чаще вовлекайте его в несловесный диалог,

приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализацию).

ПОДДЕРЖИВАЙТЕ его стремление общаться!

9. УВАЖАЙТЕ его стремление говорить! В те моменты, когда

ребенок говорит один или вместе с Вами, выключайте музыку с ТУ, старайтесь дать ему возможность СЛЫШАТЬ себя и Вас. Речь развивается на основе подражания и самоподражания — поэтому ему необходимо слышать себя.

10. Не предупреждайте его желаний! Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот момент, когда они только появляются. В этом случае у ребенка нет необходимости произносить что-либо — достаточно просто посмотреть, протянуть руку. И хотя жест — тоже общение, не стоит задерживать ребенка на этом уровне.

11. РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ ребенка! Ребенок, владея словом

на двух уровнях, понимает его — это ПАССИВНЫМ словарь и говорит — это АКТИВНЫЙ словарь. Активный может быть мал, но если Вы пополняете ресурс ПОНИМАНИЯ, то это приведет к так называемому «лексическому взрыву». И в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь ТО, чему Вы научили его,

разглядывая вместе картинки, читая книжки, комментируя свои действия.

12. ЧИТАЙТЕ, ЧИТАЙТЕ, ЧИТАЙТЕ! Читайте короткие стихи, сказки, рассказы. Перечитывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они много раз слышали. Если ребенок хорошо запомнил стихотворение, короткую сказку, пробуйте не договаривать 1-3 слова каждой строки предложения — предоставьте это сделать

ребенку.

13. Пальцы помогают речи, Обратите внимание на развитие МЕЛКОЙ моторики — точных движений пальцев руки. Она тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, работа с ножницами, игры с мелкими предметами — все это поможет развитию речи, а в будущем — ив письме!

14. Будьте терпеливы, снисходительны п. осторожны. Если Ваш ребенок неверно произносит звук, никогда не смейтесь, не повторяйте неправильное произнесение звука, слова. Тут же повторите слово ПРАВИЛЬНО, стараясь перехватать взгляд

ребенка. Возможно, он сразу сможет повторить за Вами. Если не сможет — не делайте трагедии. БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ! Он обязательно повторит за Вами правильно, когда придет время, когда он сможет. Он учится на собственных ошибках, сравнивая свое произношение с Вашим. Поэтому будьте предельно внимательными и к собственной речи.

15. Только ВЫ! Вы — самый любимый ребенком человек. Помните: только Вы и Ваша вера в его силы и способности могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего ребенка. Советы родителям

1. Любите ребенка. Не забывайте о телесном контакте с ним. Находите

радость в общении с детьми. Давайте ребенку место в семье.

2. Пусть не будет ни одного дня без прочитанной книжки.

3. Разговаривайте с ребенком, развивайте его речь. Интересуйтесь делами и

проблемами ребенка.

4. Разрешите ребенку рисовать, раскрашивать, вырезать, наклеивать, лепить.

5. Посещайте театры, организовывайте семейные экскурсии по городу.

6. Отдавайте предпочтение полноценному питанию ребенка, а не роскошной

одежде.

7. Ограничьте просмотр телепередач до 30 минут. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

8. Не ограничивайте ребенка в общении с ровесниками.

9. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Делайте все дела вместе с ним.

10. Следите за своей внешностью. Ребенок должен гордиться вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...