Адаптация в детском саду
статья на тему

Трубайчук Марина Сергеевна

Каждый родитель, малыш которого впервые пойдет в детский сад/ясли, задется вопросом: как пройдет адаптация, легко ли, трудно ли? А, может, ребенку будет труднее адаптироваться, чем другим детям? Будет ли он контактировать с ровесниками, а, может, наоборот, закроется, замкнется? Уважаемые родители, попробуем разобраться!

Адаптация - это приспособление организма ребенка к изменяющимся внешним условиям. Проще говоря, адаптация - это стресс, ведь процесс приспосабливания требует больших затрат энергии, чаще всего проходит с напряжением, перенапряжением психических и физических сил организма. С первого дня посещения детского сада жизнь ребенка меняется кардинально! Судите сами: появляется четкий режим дня;  рядом нет родителей, родственников; постоянный контакт с ровесниками, настроенных по-разному; необходимость следовать правилам воспитателя - человека, которого ребенок в жизни своей видит впервые.

Есть дети, которые адаптируются легко, в течение 1-3 недель. У других детей период адаптации может занять 2 месяца. Но если ребенок не адаптировался к саду после 3-х месяцев, то психологи вам в помощь.

Легче всего адаптируются дети, которых "готовили" к садику, то есть читали рассказы о посещении детского садика, дома играли "в садик", гуляли возде садика или на его территории, вели беседы с ребенком о садике. Дети, имеющие навыки самостоятельности: одевание, прием пищи, "высадка" на горшочек, тоже легко приспосабливаются к новому социуму. Легче адаптируются дети, чей режим дома был близок к садиковскому и дети, чей рацион питания был более-менее похож на то, чем кормят в садике (размер порций, продукты). 

Многие родители с тревогой замечают, что в первые недели посещения садика их ребенок дома начинает вести себя "странно": много капризничает, плачет или, наоборот, слишком возбужден, слишком шалит. Родители, наберитесь терпения, ведь так проявляются эмоции, которые ребенок испытывает в детском садике. Например, в первые дни пребывания превалируют негативные эмоции: ребеночек плачет, когда мама его приводит в садик и оставляет, или немного хнычет, или заливается слезами "за компанию" с другим ребенком. Особенно сильной эмоцией является проявление чувства страха у ребенка (что мама его не заберет из садика, например), выражающееся в том же плаче, иногда и в гневе/агрессии, а бывает, что ребенок словно "зависает", то есть сидит такой маленький комочек, весь напряженный, ни слова ни скажет, сидит и "ждет маму". В общем, первые дни в саду - самые тяжелые. И даже общительные, активные дети в первые дни в саду становятся замкнутыми, наблюдательными, осторожными. Не волнуйтесь, что ребенок в это время может не интересоваться садиковскими разнообразными игрушками или не играть с другими детками. Это совершенно нормально, ведь ребенок сидит в стороне и просто наблюдает за другими, так сказать, ориентируется в новой среде, осваивает пространство группы. 

Первые дни нежелательно оставлять ребенка на дневной сон, малыш может вскакивать или беспрерывно плакать. И дома всем покажет: вполне вероятно у него будет беспокойный ночной сон. В нашем садике один мальчик, который ни в какую не хотел оставаться на дневной сон, просто с интересом сидел дня два после обеда и наблюдал за детками: как они раздеваются, готовясь к дневному сну, ложатся на свои кроватки. На третий день мальчику так захотелось остаться на дневной сон, что он сам разделся и сам лег в свою кроватку!

Не беспокойтесь, что в первое время у ребенка может отсутствовать аппетит. Это связано с непривычной пищей и стрессом - ребеночку просто не хочется кушать. В конце адаптационного период все изменится в лучшую сторону!

Любой родитель может помочь своему ребенку смягчить адаптацию. А именно, в присутствии ребенка всегда отзывайтесь о воспитателях и о саде положительно. Принесите в садик любимую мягкую игрушку ребенка, пусть он спит с ней, обнявшись. В выходные и праздничные дни не меняйте (по возможности) ни режим дня, ни режим питания. Создавайте дома спокойную гармоничную атмосферу, чаще целуйте малыша, обнимайте, разговаривайте с ним, больше хвалите. Если капризничает, не акцентируйте на этом внимание, не раздражайтесь сами, ведь капризы ребенка возникают из-за перезагрузки нервной системы. Психологи советуют также придумать и часто рассказывать сказку о том, как мишка/котик или зайка стал ходить в садик, как он там играл с друзьями и т.д. Будьте настоящей поддержкой вашим деткам, и они со всем справятся! Удачи вам!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация к детскому саду. Как подготовить ребенка в детскому саду.

Презентация на тему "Подготовка детей к ДОУ"...

Адаптация к детскому саду детей 2-3 лет. Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду?

Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день и родителей вечером встречает р...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.

Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....

Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»

Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.         Начало посещения детского сада для ребен...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...