Родительское собрание в средней группе "Природа и мы"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Медведская Ирина Викторовна

Родительское собрание по экологическому воспитанию. Форма проведения КВН для родителей. Цель собрания: повысить интерес родителей к экологическому воспитанию детей, вовлечь родителей в работу по формированию экологической культуры у детей средней группы детского сада.

Экологические игры для команд родитетлей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_po_ekologii.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в средней группе «Экология и мы»

Воспитатель: Медведская И.В.

Цель:

1. Повысить интерес родителей к экологическому воспитанию детей и экологии в целом.

2. Вовлечь родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

План собрания:

1. Беседа «Что такое экологическое воспитание?»

Анализ анкет по экологическому воспитанию.

2. Практическая часть (форма КВН)

Экологические игры (для двух команд родителей)

  • Загадки о лекарственных растениях.
  • Игра «Ромашка»
  • Слово – эстафета (с шишкой)
  • Пословицы о природе
  • SOS новости
  • Игра «Угадай на вкус» (травяные чаи)

3. Инсценировка из экологической сказки «Белочкины запасы»

4. Разное.

  • Итоги фотоконкурса «Самое красивое место в поселке»
  • Выставка «Лепбуки и коллекции для наших детей».
  • Демонстрация предметов и пособий в средней группе по теме экологического воспитания

Ход собрания:

Родители рассаживаются, звучит музыка «Звуки леса».

1.Беседа «Что такое экологическое воспитание?»

Воспитатель: Добрый вечер уважаемые родители! Спасибо Вам, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание. Ведь ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит семье, её жизненным укладам. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит с окружающим, даёт первые знания и умения.

Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, развития понимания красоты природы, любви к ней.

Экологическое воспитание, что это? (Ответы родителей).

Это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (Валерий Аркадьевич Алексеев – историк и философ).

Скажите: Что такое экология?

По-гречески «экос» - «дом», «логос» - «наука». Экология — это наука о доме, о месте жительства животных и растений. Сама природа даёт возможность всесторонне развивать ребёнка, расширять кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекать детей в совместную деятельность, побуждать ребёнка к сочувствию, переживанию, желанию помогать, делом не ломать веток, не рвать зря цветы с поля; луга, потому что бабочкам и пчёлкам нечего будет кушать.

В детском саду экологическое воспитание проходят на прогулках экскурсиях.

В среднем возрасте мы наблюдаем за погодой, даём характеристику погоде.

Сравниваем деревья на участке клён, берёза. Сравниваем куст и дерево (чем отличаются).

Так же наблюдаем за насекомыми и птицами.

С помощью султанчиков определяем силу ветра.

Зимой подкармливаем птиц, стряхиваем снег с веток.

В этом возрасте дети должны знать, как ухаживать за комнатными растениями для их успешного роста.

Летом наблюдаем за трудом взрослого, сами поливаем цветы на клумбе.

Идя, в детский сад, повторите с детьми о животных, птицах, поиграйте с детьми в экологические игры.

Всё это не применено приведёт к тому, что у ребёнка разовьется к природе отношение- бережное, гуманное, заботливое.

Сама природа даёт возможность всесторонне развивать ребёнка, расширять кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекать детей в совместную деятельность, побуждать ребенка к сочувствию, сопереживанию, желанию помогать делом. Что прежде всего нам поможет? (Ответы родителей).

Да, это разнообразные прогулки, наблюдения, в ходе которых необходимо научить ребенка делать самостоятельные выводы в ходе наблюдений за погодными явлениями. Поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой и неживой природы.

Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащайте детей новыми знаниями, которые будут являться основой осознанного отношения к ней, а также развивать в детях чувство прекрасного.

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе.

Как показывает практика, современные дошкольники обладают большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, мультфильмов. Лишь в процессе целенаправленной работы детского сада и родителей можно сформировать у детей экологическую культуру, экологическое мышление, экологическое сознание.

Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей.

Природа — неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через десяток лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.

Времена года… Они обычно сменяют друг друга, и мы взрослые с годами перестаем удивляться и радоваться тому, как пестрое великолепие осени сменяется строгостью черно-белой графики зимы, как едва проступающие акварельные пятна весны затмеваются щедрой многокрасочной палитрой лета. И лишь иногда запах прелой листвы или причудливая форма облака вдруг пробуждают в нас воспоминания о детстве – о том удивительном времени, когда наступление каждого нового сезона становилось едва ли не самым главным событием нашей жизни.

А как мы любили прогулки! За то, что на улице мы могли прыгать, бегать, изучать содержимое луж, следить за тем, как тают льдинки в теплых руках, как кричат вороны…

Одним словом, мы, сами того не подозревая, познавали мир во всей его красе, развивали и укрепляли физическое здоровье, наблюдали и делали выводы.

В дошкольном возрасте и благоприятных условиях интенсивно развивается интеллектуально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного, осознанного отношения к предметам и явлениям, окружающей действительности. Важным фактором воздействия на детей является целенаправленная систематическая воспитательно - образовательная работа, в которой особо важное место занимает целенаправленный процесс ознакомления с природой.

Какое отношение к природе мы можем воспитать в детях? (Ответы родителей): Бережное, заботливое, гуманное

Ребёнок зеркало нас взрослых.

Нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда следуют этому. Сложно объяснить детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают.

Необходимо научить видеть красоту живого, оценивать ее и стремиться помогать ей (зимой – подкармливать птиц, стряхивать снег с веток деревьев).

Развивать интерес к познанию, исследованию окружающего мира, помочь ребенку познать, как больше тайн живой и неживой природы.

Формировать желание стать другом и защитником природы, воспитывать бережное отношение к природе.

Выдающийся ирландский драматург Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли».

2.Практическая часть.

Разминка.

Родители достают из корзинки загадку и отгадывают ее.

Экологические игры (для двух команд родителей)

1.Загадки о лекарственных растениях.

Воспитатель: Лес, как сказочное царство, там кругом растут лекарства.

 В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки.

 Нужно только не лениться, нужно только научиться.

 Находить в лесу растения, что пригодны для лечения!

 Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях.

 Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.

1.Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь).

2. Путник часто ранит ноги — вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).

3.Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).

4.Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)

5.Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).

6.Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля).

Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.

Сейчас я предлагаю вам обменятся мыслями и поиграть в игру «Ромашка»

2.Игра «Ромашка». Как вы считаете, как должен вести себя взрослый в этой ситуации? (На лепестках ромашки написаны вопросы-ситуации, взрослый читает ситуацию и думает, как поступить).

Вопросы для двух команд (задаются по очереди)

1. Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?

2. «Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?

3. Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?

4. Ребенок видит паука и говорит: «Он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя?

5. Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.

- Смотри, смотри, мама - птичка летает так низко, что я могу поймать ее! Пусть она поживет у нас дома.

- Нет, этого нельзя делать – сказала мама. Почему она так ответила?

Вывод. Она не разрешила сыну взять птицу, потому знала, это был птенец, который учился летать. Он вырастет в лесу, а в неволе он погибнет.

6. Однажды Сережа с родителями пришли к речке. Близко к берегу плавало много маленьких рыбок.

- Дайте мне баночку, я наловлю рыбок - попросил Сережа родителей.

- Нельзя их ловить, - сказал отец и объяснил почему. Что рассказал папа?

Вывод. Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. А если каждый будет вылавливать мальков, в реке будет мало рыбы.

7. Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.

- Давай поймаем ее, - попросил Витя.

- Нельзя ловить бабочек, - сказал Коля.

- От них, все равно, никакой пользы - ответил Витя. Кто из мальчиков был прав?

Вывод. Ловить и уничтожать бабочек нельзя, так как бабочка не только красивое, но и полезное насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается. Убивая «ненужных» по нашему мнению насекомых, мы нарушаем экологическое равновесие.

8. В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в лес. На лужайках цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большие красивые колокольчики и захотела нарвать букет, но мама ей не разрешила. Почему?

Вывод. Колокольчики - краса леса. Много людей приходит в лес и все любуются ими. К тому же, в чашечках колокольчика прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые, если срывать цветы, насекомые останутся без домика.

Ребенок мал, действует неосознанно, но под нашим влиянием это закрепляется, и становиться нормой поведения в природе, а в дальнейшем и нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям.

Нам необходимо прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.

В первую очередь родители сами должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда следуют этому. Сложно объяснить детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у ребенка растерянность, обиду или даже агрессию.

3.Слово – эстафета. Родители должны продолжить начатое ведущей высказывание:

«Мой ребенок - будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я…». При этом родители передают друг другу шишку.

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, творчестве, красоте».

(В. А. Сухомлинский)

Успехов Вам и вашим детям!

4.Пословицы о природе.

Предложить родителям собрать пословицу из 2х частей

В осеннее ненастье-семь погод на дворе.

Где снег-там след.

Без воды- земля пустырь.

В зимний холод-всякий молод.

Февраль богат снегом-апрель водою.

Солнце встанет- так утро настанет.

Без корня- и полынь не растёт

Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.

5. SOS новости:

Кострище не зарастает 5-7 лет;

Ландыш зацветает на 6-й год, купавница — на 8-й год;

Одна береза, поврежденная топором – это 20 литров сока.

Чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков;

Крокодил обладает самым сильным голосом;

Змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи;

Крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди;

У улитки около 25 000 зубов;

Животное с самым большим мозгом по отношению к телу — муравей.

А теперь дорогие родители мы предлагаем вам травяной чай

6.Игра «Угадай на вкус»

3.Инсценировка из экологической сказки «Белочкины запасы»

4.Разное

Воспитатель: Уважаемые родители. Спасибо за активное участие в игре.  Ваши предложения и пожелания по теме собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Конспект родительского собрания для средней группы детского сада Родительское собрание «Только вперед»

Собрание проводится в начале учебного года, где родителей поздравляют с началом учебного года, знакомят с новыми семьями, а так же с узкими специалистами. Родителей знакомят с особенностями детей 4-5 ...

Протокол №1 Родительского собрания в средней группе №3 МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка» Дата проведения 20.09. 2019 Тема: Организационное родительское собрание: «Задачи воспитания и обучения на учебный год».

Протокол №1Родительского собрания в средней  группе №3 МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»Дата проведения 20.09. 2019Тема: Организационное родительское собрание: &l...

Итоговое дистанционное родительское собрание в средней группе «Итоговое родительское собрание. Вот, что мы умеем!»

Цель родительского собрания: познакомить родителей с достижениями и успехами детей; подвести итоги совместной деятельности воспитателя, детей и родителей....

Родительское собрание в средней группе: «Организационное родительское собрание. Возрастные особенности детей 4 - 5 лет».

Цели:расширение контакта между педагогами и родителями;моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год;повышение педагогической культуры родителей....