Развитие творчества в двигательной деятельности
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Юркина Виктория Викторовна

Творчество относят к числу фундаментальных психологических новообразований дошкольного детства. Оно является всеобщим свойством сознания, исходной «клеточкой», из которой развивается все богатство субъективного мира ребенка. Многие ученые считают творчество наиболее содержательной формой психической активности дошкольника. Его можно рассматривать как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение самых разнообразных видов детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorchestva_v_dvigatelnoy_deyatelnosti.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творчества в двигательной деятельности

Творчество относят к числу фундаментальных психологических новообразований дошкольного детства. Оно является всеобщим свойством сознания, исходной «клеточкой», из которой развивается все богатство субъективного мира ребенка. Многие ученые считают творчество наиболее содержательной формой психической активности дошкольника. Его можно рассматривать как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение самых разнообразных видов детской деятельности.

В широком смысле творчество — это деятельность, порождающая нечто новое, неповторимое и поэтому основным показателем творчества является новизна, проявляющаяся как в конечном продукте, так и в характере самой деятельности. Однако в отличие от развитого творчества взрослых, значимость которого объективна, детское творчество имеет субъективную ценность. Л.С.Выготский подчеркивал, что ее следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.

Творческая деятельность имеет свои особенности:

• эмоциональная включенность, стремление искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого большее удовольствие, чем от достижения конечного результата;

• создание интересного, порой оригинального продукта в виде рисунка, конструкции, стихотворения, движения и т. п. (однако новизна открытий и продукта субъективна);

• одновременность сочинительства и исполнения.

Осуществлять эффективное руководство творческой деятельностью детей необходимо при условии учета тех психических процессов, без которых невозможно творчество. Главную роль в формировании творчества ученые отводят воображению. Воображение рассматривается как универсальная функция, присущая человеку всегда и проявляющаяся в разных видах деятельности независимо от того, на каком содержании оно было сформировано. Процесс воображения имеет глубоко личностный характер. Его результатом является формирование особой внутренней позиции и возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности. Взаимодействуя разнонаправленно с другими познавательными процессами (мышление, восприятие), с эмоционально-волевой и поведенческой сферами личности, воображение обусловливает широкий круг возможностей на уровнях деятельности и психики. Способность воображения оперировать образами и преобразовывать их в условиях неполноты информации указывает на воображение как на основу человеческого творчества. Интегрированные функции воображения относятся к таким высокоразвитым характеристикам детской деятельности, как самоорганизация, самоуправление, самоинициатива.

Содержание функции воображения в дошкольном возрасте составляют четыре основных компонента:

1) опора на наглядность;

2) использование прошлого опыта;

3) наличие особой внутренней позиции (умение создавать собственные замыслы);

4) умение гибко использовать ранее полученные знания, творчески применять их в зависимости от конкретных условий.

Развитие воображения в дошкольном возрасте подчиняется определенной этапности. На первом этапе необходима такая организация предметной деятельности, которая позволяла бы ребенку что-то домысливать, воображать, т. е. первый этап связан со специальными наглядно-образными задачами, условия которых предлагаются извне, а основание и цель связаны с осмыслением этих условий. Такая тенденция сохраняется и на втором этапе развития воображения, но здесь важна не наличная ситуация, а собственный опыт ребенка. Особенностью третьего этапа является наличие у ребенка внутренней роли или позиции, которая позволяет самостоятельно задавать предметные отношения и придавать им смысл в зависимости от целостного сюжета или замысла. Если на начальных этапах развития воображения логика идет от предмета к замыслу, то на более высоком этапе – от замысла к предметной деятельности.

Анализ типов решения задач на воображение, проведенный

О.М. Дьяченко, позволил выделить два способа действия при построении воображаемых образов:

1) «опредмечивание» (в некоторой незавершенной фигуре ребенок усматривает определенный объект и в соответствии с этим дорисовывает ее);

2) «включение» (когда ребенок превращает заданную на рисунке фигуру во второстепенный элемент образа, что и обеспечивает оригинальность и продуктивность решений).

Наиболее общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала ребенка являются познавательные потребности, составляющие психологическую основу доминантности познавательной мотивации. Эта мотивация выражается в исследовательско-поисковой активности, проявляется в более высокой восприимчивости к новизне ситуации, обнаружению нового в обычном.

Каждая система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, предполагает развитие у детей мышления (особенно образного), восприятия (зрительного, осязательного, кинестезического), произвольности, самостоятельности и свободы поведения.

Общим показателем развития творческой деятельности детей выступает интеллектуальная активность. Она обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Одним из наиболее адекватных видов интеллектуальной активности является детское экспериментирование.

Исследуя детское экспериментирование, Н.Н. Поддьяков, определил следующее:

• детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целесообразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития;

• в детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность ребенка, направленная на получение новых сведений, новых знаний, продуктов творчества;

• детское экспериментирование – стержень любого процесса детского творчества;

• деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Творчество ребенка в двигательной деятельности отражает всеобщие формы креативности и характеризуется следующими чертами:

• когнитивными (познавательными) – способностью дифференцировать целое на части, интегрировать из частей целое;

• проективно-конструктивными – способностью создавать, преобразовывать движения, изменять их структуру, вносить коррективы по ходу выполнения двигательного действия;

• художественно-конструктивными – умением выражать посредством движений свои эмоции, состояния, «рождать» двигательные образы;

• эстетическими – способностью достигать эмоционального подъема и эстетического наслаждения при выполнении двигательного действия.

В двигательной деятельности средствами развития творчества дошкольника являются физические упражнения, подвижные игры, двигательные инсценировки, проблемно-двигательные ситуации и задачи.

Физические упражнения – это двигательные действия, направленные на реализацию задач физического воспитания. С одной стороны, физические упражнения рассматриваются как конкретное двигательное действие, с другой – как процесс многократного его повторения с целью воздействия на физические и психические свойства человека. Изучая биомеханику движений, Н.А. Бернштейн доказал, что простое двигательное действие, даже доведенное до автоматизма, в своих конкретных реализациях всегда неповторимо. Поэтому двигательное действие – это повторение без повторения. Все двигательные действия, которыми овладевают дети, сначала выступают как предмет подражания, затем являются основанием для построения новых, более сложных двигательных действий. В дальнейшем они используются в качестве исходного материала для развития психофизических качеств личности.

Подвижные игры реализуют свободу двигательных действий дошкольника. Это творческая деятельность, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движениях. Начальный этап формирования творчества – подражание в игре. Особенно характерно оно для движений детей младшего дошкольного возраста. Малыши взмахивают руками, «как птички», прыгают, «как воробышки», кружатся, «как листочки». Стремление ребенка к одушевлению предметов и явлений объясняется желанием придать изображаемому образу живой характер. Подражательность и имитация сохраняют свое значение и в старшем дошкольном возрасте, обеспечивая вхождение ребенка в роль, осмысленное восприятие игровой ситуации. Однако старшие дошкольники быстрее извлекают из своего опыта набор способов двигательных действий, обеспечивающих наибольший эффект в данной игровой ситуации.

Двигательные инсценировки учат ребенка «ощущать» движение. Реальным отображением этого является вхождение в образ, условная постановка себя на место того, кто является носителем эталона. Творчество проявляется в правдивом изображении персонажа, передача характера персонажа возможна с помощью средств образной выразительности (мимика, жесты, позы, походка и т. п.). Использование этих средств для передачи двигательного образа требует соответствующей подготовки, выработки умений пользоваться ими. Чтобы понять, каков герой, надо научиться анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Во многом это зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, движения. В младшем дошкольном возрасте у детей появляется способность передавать образное движение, однако в этот период ребенок не способен передавать образ в развитии. К пяти годам у детей появляется эта способность, и они могут передавать различные состояния персонажа, а также его поведение в соответствующих обстоятельствах. При конструировании образа основными приемами творческого мышления выступают комбинирование и аналогизирование, при этом прием комбинирования является ведущим.

К двигательным инсценировкам относятся также занятия с картинками. Дети показывают действия, изображенные на картинке, «оживляют» их, «обновляют» знакомое упражнение новыми структурными частями. Образы, раскрываемые в таких занятиях, соответствуют характеру разучиваемого движения, помогают создать правильное зрительное представление о нем, а возникающие при этом положительные эмоции побуждают детей многократно повторять одно и то же упражнение, комбинировать варианты двигательных действий. В результате неоднократного использования одних и тех же способов выполнения движений в разных ситуациях дети приходят к их обобщению, что делает движение осознанным.

Проблемно-двигательные ситуации и задачи – это особое состояние субъекта, которое требует открытия новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения действия.

Проблемная ситуация складывается тогда, когда прежние знания, способы и средства выполнения деятельности недостаточны для разрешения задачи, но у ребенка тем не менее возникает актуальная потребность ее решения. Главным элементом в проблемной ситуации является неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения действия, поставленного задания. Такая ситуация переживается ребенком как нечто непонятное, неожиданное, тревожащее и удивляющее. Преодолевая противоречие между имеющимся уровнем знаний и тем, что требуется, ребенок переходит на другой этап развития. Невозможность выполнить задание с помощью ранее усвоенных знаний приводит к появлению потребности в психических новообразованиях (знаниях, способах действий), которые дают возможность разрешить возникшее противоречие.

В ходе разрешения проблемная ситуация превращается в проблемную задачу. В качестве одного из главных компонентов проблемной задачи психологи называют неизвестное, раскрываемое в проблемной задаче, т. е. новое знание, которое ребенок должен усвоить, разрешая противоречие.

Проблемные задачи возникают в следующих ситуациях:

• когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей с фактами, объяснить которые они не могут, поскольку им не хватает знаний, жизненного опыта;

• когда ребенок побуждается к самостоятельному выдвижению двигательных гипотез.

Приведем примеры использования проблемных ситуаций и задач в физкультурном занятии.

1. Придумать и выполнить движения для необычной ситуации. В зависимости от выбора движений дети создают образы с различной степенью «фантастичности». Она усиливается в случае применения таких широко известных приемов, как агглютинация (соединение в одном образе любых элементов движений, в результате чего получается причудливый образ).

2. Придумать и выполнить движения на предложенную тему. Задача состоит в том, чтобы не просто активизировать ассоциативное поле ребенка, а расширить его за счет осознанного управления процессом генерирования ассоциаций. Процесс этот тесно сопряжен с опытом и памятью ребенка.

3. Придумать к движению как можно больше аналогов. Называется какое-либо движение; необходимо придумать и показать как можно больше других движений, похожих по технике выполнения на называемое. Вопрос здесь выступает как ведущий прием, который стимулирует мышление и воображение ребенка.

4. Придумать и выполнить противоположное движение. Показывается какое-либо движение; надо придумать как можно больше других, противоположных данному. Основное средство – ассоциация по сходству.

5. Найти варианты выполняемого движения. Берется движение, сложность которого определяется возрастом детей. В основе задания лежит искусственное комбинирование элементов известного движения, которое нужно усовершенствовать различными элементами других упражнений.

6. Решить двигательный парадокс. Детям предлагается найти способ действия в задании, которое не поддается практическому разрешению (пройти по приподнятой веревочке). Процесс связывания слова и двигательного действия имеет закономерный характер. Посредником при этом выступает некоторое «общее впечатление», включающее разнообразные чувственные, эмоциональные и смысловые ассоциации. Но в парадоксах нет жесткой однозначной связи слова и движения, и дети пытаются найти выход из ситуации: одни проходят рядом с веревочкой, другие – перешагивают через нее, третьи – перепрыгивают. Появляется возможность творческого применения двигательного опыта в новых условиях.

Умение проектировать, создавать, преобразовывать движение, изменять его структуру исключает необходимость «натаскивать» ребенка на какой-либо вариант выполнения двигательного действия и позволяет формировать умение выстраивать собственный способ решения двигательной задачи.

Вместе с тем следует иметь в виду, что развитие творческого потенциала – это не только развитие креативного мышления, но и прежде всего развитие творческой личности.

В специальной литературе, как отечественной, так и зарубежной, подробно описаны общие и частные показатели развития детского творчества. К общим показателям относятся: способность ребенка видеть проблему, беглость мышления, характеризующаяся разнообразием идей, богатство фантазии, развитое воображение, способность к творческому вдохновению, любознательность. Частные показатели связаны со спецификой той деятельности, в русле которой формируется творчество: нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа, индивидуальный «почерк» детской продукции, легкость ассоциирования, способность к оценке, своеобразие манеры исполнения и др.

Показателями творчества детей в двигательной деятельности выступают:

• интеллектуальная активность и увлеченность ребенка поисковой деятельностью;

• удачный подбор движений, способствующий воплощению игрового образа;

• своеобразное сочетание, комбинирование известных движений;

• появление новых элементов при создании простейших форм движений;

• оригинальность двигательных решений.

Данные показатели позволяют рассматривать двигательное творчество как важнейшее условие становления творческой индивидуальности ребенка и как фактор его самореализации в двигательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие самостоятельности в двигательной деятельности детей 7 года жизни»

Основной целью данной  работы является поиск эффективных средств для формирования способности детей дошкольного возраста действовать самостоятельно . В работе раскрываются различные методы р...

Значение подвижных игр в развитии интереса к двигательной деятельности.

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит стан...

Развитие интереса к двигательной деятельности у детей дошкольного возраста.

По мнению, Л.С. Выготского «Чтобы ребенок был здоровым и счастливым, надо просто удовлетворять его потребности» А одной из главных потребностей ребенка дошкольного возраста явля...

Проект "Развитие интереса к двигательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста".

Проект включает в себя создание физкультминуток, динамических пауз на занятиях творческого цикла....

Доклад "Развитие творчества в двигательной деятельности через подвижные игры"

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения у ребёнка знаний, и представлений об окружающем мире, развитие мышления, и ценных морально – волевых качеств. При проведении подвижных игр ...

Технологии речевого развития дошкольников в двигательной деятельности

Обзор технологий  речевого развития в активной двигательной деятельности....

Развивать творчество в двигательной деятельности детей, используя музыкально-ритмические упражнения с атрибутами и без них.

В детском возрасте, причём в очень раннем, закладываются основы любви к музыке. Музыкальные способности детей проявляются и развиваются, прежде всего, через движение. Во взаимодействии музык...