Семинар – практикум для родителей «Замечательные ручки». (старшая группа)
методическая разработка (старшая группа) по теме

кузяева вера ивановна

В данной теме хочеться показать и научить родителей выполнять упражнения на развитие мелкой моторики рук детей, значимость этой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей «Замечательные ручки».

                                                                   (старшая группа)

Цель: Показать и научить родителей выполнять упражнения на развитие мелкой моторики рук детей.

Задачи:

1. Показать с помощью наглядных средств, как нужно выполнять упражнение в группе.

2. Научить родителей использовать различные предметы в выполнении упражнений.

3. Подвести родителей к осознанию своей роли в развитии сенсомоторных навыков и повышения уровня и речевого развития детей.

4. Создавать эмоционально комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

 Материал:

Карандаш, грецкие орехи, бигуди – липучки, бумажные квадраты, фантики от конфет, голубой лист, на котором простым карандашом нарисованы половина дома, ёлки, тучи, цветные карандаши, бумажные салфетки белого цвета.

Ход собрания:

- Здравствуйте, уважаемые родители!

- Я думаю, большинство из Вас пришли прямо с работы. Предлагаю сбросить бремя трудовых забот, переключиться на более приятные мысли и эмоции. В этом нам помогут простые расслабляющие упражнения, которые можно выполнять дома вместе с детьми. Упражнение для расслабления мышц шеи. Будем показывать движениями то, о чём говорится в стихотворении:

- Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо

А потом опять вперёд – тут немного отдохнёт.

А Варвара смотрит вверх, дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно!

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно – расслабление так приятно!

- Предлагаю отгадать загадку:

Пять да пять – родные братцы, так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку, держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют, вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять» да «пять», угадайте, как их звать? (пальцы)

- Сегодня мы с вами поговорим о значении мелкой моторики в развитии ребёнка – дошкольника и сами попробуем выполнить несколько упражнений.

- Как вы считаете, что такое мелкая моторика рук? (ответы родителей)

Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук. Она оказывает влияние не только на речь, но и на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение. Развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Чем раньше будем развивать двигательные способности малыша, тем лучше. Начинать нужно с самого рождения.

У нас, взрослых, эти навыки доведены до автоматизма. Но вспомните, насколько сложно было вашему ребёнку в 3 – 4 года, а некоторым детям и сейчас нелегко: застегнуть пуговицу, обувь, надеть носки, работать с ножницами, лепить, рисовать.

На каждом занятии с детьми мы всегда используем пальчиковую гимнастику, либо массаж рук.

Предлагаю вам сделать массаж рук:

Массаж прижимающий

(кисть 1 руки лежит на столе, ладонью вниз, пальцы разведены. Другой рукой указательным пальцем по очереди прижимают каждый ноготь, сдвигая палец, «катая» его подушечкой влево – вправо.)

Шёл медведь к своей берлоге (мизинец)

Да споткнулся на пороге (безымянный)

«Видно очень мало сил (средний)

Я на зиму накопил» (указательный)

Так подумал и пошёл (большой)

Он на поиск диких пчёл (большой)

Все медведи сладкоежки (указательный)

Любят, есть медок без спешки (средний)

А наевшись, без тревоги (безымянный)

До весны сопят в берлоге (мизинец)

Упражнение «Бигуди – липучки»

– Я колючек не боюсь, если даже уколюсь.

Упражнение «Ёжик»

(с резиновым колючим мячиком)

Ёжик нам ладошки колет, руки к школе нам готовит.

Упражнение «Карандаш – крутись»

Карандаш в руке катаю, между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик, быть послушным научу.

Упражнение с грецким орехом

(Ребёнок катает грецкий орех между ладонями, или два грецких ореха ребёнок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

Оригами

Квадрат сложить пополам, ещё раз пополам. Развернуть лист, теперь уголочки складываем к середине. Переворачиваем на другую сторону и снова уголки складываем к середине. Сделайте складки. Поверните. Раскройте все карманы.

Упражнение: «Выгладим платочки для мамы и для дочки»

Скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым.

Родители и мы воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу 2 задачи:

- косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка. - готовим к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Почему так важно подготовить руку ребёнка к письму?

Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами, развивают в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.

Есть дети, которые рисуют слишком маленькие предметы. Как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании, Данный недостаток можно выявить, предложив ребёнку нарисовать одним движением круг диаметром примерно 3-4 см. (по образцу).

 Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей. Он нарисует вам вместо круга овал, или круг, но значительно меньшего диаметра, или рисовать круг он будет в несколько приёмов, передвигая руку.

Вообще, без специальной подготовки трудно организовать игры с ребёнком на развитие мелкой моторики рук, поэтому сейчас я коротко расскажу о других формах такого развития, их можно применять и дома:

- рисование и работа с раскрасками – любимое занятие дошкольников. Нужно обратить внимание на рисунки детей. Разнообразны ли они?

Если мальчик рисует только машины или самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становиться искажённым.

- пальчиковая гимнастика (шнуровка, сортировка крупы). Насыпать в небольшое блюдце гороха, риса, гречки и попросить ребёнка перебрать. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

- игры с мозаикой, конструктором, кубиками, мячом.

- лепка из пластилина, солёного теста, глины. Это очень полезно, причём лепить можно не только из этого материала. Если на дворе зима – что может быть лучше снежной бабы ил игр в снежки. А летом можно смастерить сказочный замок из песка или мелких камешков.

- изготовление бус из пуговиц, бисера. Осенью можно сделать бусы из рябины, семян тыквы и огурцов, мелких плодов.

- сматывание цветных ниток в клубок, плетение косичек из ниток, венков из цветов.

- работа с ножницами (вырезание по контуру)

- изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций.

- игры со счётными палочками

- игры с пуговицами: нанизывание на нитку, застёгивание и расстёгивание пуговиц, крючков, кнопок.

- игры с водой: всасывание пипеткой воды.

- Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы, и других материалов.

- завинчивание и развинчивание: крышки банок, пузырьков.

- все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание, для мальчиков – выжигание, чеканка. Научить детей всему, что умеем сами.

- показ стихотворения: пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во – первых, так веселее, а значит, слова и

смысл запомнятся лучше. Во – вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

- теневой театр: попросите ребёнка соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. 

Чудо: на освещённой настольной лампой стене появился попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.

Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики.

Вы должны помнить, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой форме, не забывайте хвалить ребёнка, создавая ситуацию успеха.

Любая работа требует смены деятельности, для этого мы используем физ. минутки. Предлагаю вам отдохнуть.

Физ. Минутка

На дворе мороз и ветер (руки вверху, раскачиваем вправо – влево)

На дворе гуляют дети (маршируем)

Ручки, ручки потирают (растираем ладошки)

Ручки, ручки согревают (дуют на руки)

Чтоб не зябли наши ручки.

Мы похлопаем в ладошки (хлопки)

Вот как хлопать мы умеем.

Чтоб не зябли наши ножки,

Мы потопаем немножко (топаем ногами)

Нам мороз теперь не страшен

Все мы весело попляшем (делаем «пружинку»)

Совместная работа родителей и детей.

А сейчас предлагаю вам вместе с детьми дорисовать картину «Зимний день»(дорисовка второй половины – дом, ёлка, туча).

- А теперь надо придать нашей картине яркости. Чтобы это сделать есть много способов, а какие способы знаете Вы? (ответы родителей)

- Предлагаю использовать штриховку и закрашивание.

- На нашей картине не хватает снега, который идёт из этой тучки. Как можно сделать снег, используя только бумагу и клей? (ответы родителей) (Обрывание бумаги и приклеивание снежинок).

- Снега выпало очень много, и появились сугробы. Сугробы будем делать тоже, используя бумагу и клей. (мнём бумагу и приклеиваем).

Выставка работ.

Итог: Уважаемые родители! Надеюсь, что сегодня Вы почерпнули для себя, что-то интересное и нужное для себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинар - практикум для родителей. <<играем ручками и пальчиками под фольклор>>

Конспект семинар – практикум для родителей«Играем  ручками и пальчиками под фольклор»...

Семинар-практикум для родителей "Маленькие смышлята" (старшая группа детей с ЗПР)

В сценарии родительского собрания представлен материал по развитию познавательных процессов у детей с ЗПР....

Семинар-практикум для родителей и детей старших возрастных групп на тему: "Растим детей стройными, здоровыми, красивыми вместе"

Предлагаемый материал может быть использован инструкторами по физической культуре и воспитателями. Тема: "Осанка человека. Виды и причины нарушений осанки и их профилактика"....

Семинар-практикум для родителей с детьми старшей группы «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Обратить внимание как родителей, так и детей на важность сохранения атмосферы игровой деятельности с обучающим уклоном.Настроить на совместную работу.Укрепить детско-родительские отношения.Созда...

Семинар-практикум для родителей и детей старшей группы «Цветные эксперименты»

Цель:Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными красителями.Задачи:-Расширить знания родителей о значении экспериментиро...

Семинар - практикум для родителей и детей старшей группы " У кисточки есть помощники"

Конспект занятия с родителями "У кисточки есть помощники" (нетрадиционные техники рисования)...