Традиция и культура
занимательные факты (подготовительная группа) по теме

Гилязова Елизавета Андреевна

Традиции и культура.

 

Народ коми, издавна населявший эти земли рачительно использовал природные богатства: охота и рыбная ловля, заготовка грибов и ягод были основой жизни многих поколений.

Коми национальные узоры. Орнамент для коми народа – своеобразная знаковая система, отчасти заменяющая письменность и сопровождающая каждого человека на всём его жизненном пути. Искусство орнамента содержит в неявном виде наиболее древнюю часть известной нам высшей математики.  Вязаную одежду без узоров носили очень редко, и этому есть свои причины. В глубокой древности орнаментальные узоры не просто украшали вещи, но имели мифологические смыслы, в наши дни во многом уже утерянные. Считалось, что именно узор даёт вещи жизнь, без него вещь будто бы и не существует. Узор оживляет вещь, поэтому живая вещь не только спасает человека от холода, но и оберегает от злых духов. А его чисто бытовое значение в том, что вязка из нескольких цветных нитей делала узорчатую одежду толще, а значит, и теплее.  Орнаментом украшали постройки, орудия труда, мебель, посуду и утварь, одежду; он выполнялся в технике ткачества, вязания, росписи по дереву, набойки, тиснения по бересте, коже, резьбы по дереве, кости. Названия узоров тоже имеют свою специфику. Одни из них соотносятся с названиями разных предметов и орудий труда: перна – «крест», пила пинь – «зубья пилы», матка сер – «узор компаса», пурт йыв – «острие ножа», куран пинь – «зубья грабель» и т. п. Другие названия относятся к животным и птицам: ош лапа – «медвежья лапа», меж сюр – «бараньи рога», кoр сюр – «рога оленя», гут сер – «узор мухи», мoс син – «коровий глаз», черань – «паук». Наконец, есть названия, связанные с растительным миром: коз сер – «ёлочный узор», дзоридз –«цветок», пыш тусь – «конопляное зёрнышко» и т. п.

Коми национальные инструменты  Коми народная музыка берёт начало в те давние времена (I век до н. э. – VIII век н. э.). Музыкальные духовые инструменты класса флейт - наверное, это простейшие виды музыкальных инструментов: ведь для того, чтобы создать такую флейту-дудку, нужно было срезать стебель дудника – на коми гум – так, чтобы трубка получилась закрытой, и прорезать небольшую продольную щель. От дудки каля пoлян (буквально чайка-дудка), которую и ныне делают деревенские дети, путь ведёт к берестяному рожку. Более сложными являются так называемые трёхствольные флейты куима чипсан (трёхствольный свисток). Ещё сложнее дудки пoлянъяс, разновидности многоствольных флейт. Число дудок в комплекте такого инструмента было от четырёх до двенадцати. На чипсанах и пoлянах играли женщины и девушки во время отдыха, сенокоса, по пути на луга или в лес по грибы-ягоды, а зимой – на деревенских посиделках.  Изобретение сигудка – трёхструнного инструмента типа скрипки – народ приписывает самому небесному богу Ену. Рассказывают, что в незапамятные времена Ен придумал сигудэк, но вот извлекать звук у него не получалось. Тогда обратился он к Лешему, и тот научил небесного брата натирать смычок смолой ели. Вот так и родился неподражаемый звук сигудка. А если отвлечься от легенды, то сигудэк – действительно древний инструмент. Археологи нашли фрагмент подобно инструмента на раскопках в Новгороде и датировали его Х веком н. э. В наборе современных русских народных инструментов его нет, но вот у коми он сохранился. Сигудэк был самым значительным инструментом в музыкальном обиходе коми. На нём играли дома и в лесной избушке охотника-промысловика, под него исполнялись песни и плясовые наигрыши.

Коми национальное блюдо – шаньги  

Шаньги - это вид открытого пирожка с разнообразной не сладкой начинкой. Рецепт коми шанег с картошкой довольно простой, с которым справится каждая хозяйка! Название «шаньга» перешло в русский язык из языка коми. Оно очень часто встречается в русских сказках, былинах и народных эпосах. Это кулинарное изделие распространено от Карелии до Оби. Традиционно шаньги выпекались в печи, однако современная хозяйка может успешно испечь их в обычной духовке. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля любовно называет шаньгу «шанежка» и «шанечка» и описывает ее как «хлебец квашенный, ржаной, ячный (житный), пшеничный, облитый маслом, сметаной; ватрушка с кашей, с мятым картофелем или с творогом, посдобленная сверху сметаной».

 Шаньги бывают с разной начинкой: из картофеля, творога, черемухи, гороха, крупы и муки. Но с какой бы начинкой и из какой бы муки ни были изготовлены шаньги, неизменным остается их необыкновенно волнующий запах, который невозможно передать словами. Он покоряет любого. И даже «плотно сидящий» на диете человек, почуяв от шанежки — блюда с древнейшими корнями и вековой историей. Вот лишь один из рецептов: в кастрюлю выливаем 1 стакан кефира. Смешиваем ржаную муку с пшеничной. Просеиваем муку через сито в кастрюлю с кефиром. Муку необходимо добавлять постепенно по мере принятия ее тестом. Замешиваем тесто до однородной массы, так чтобы оно не прилипало к рукам, но и не было очень крутым. Готовое тесто накрываем полотенцем и даем отдохнуть не менее 30 минут. Пока тесто «отдыхает» готовим начинку: Картофель сварить в «мундире», так лучше сохраниться его вкус. Пока горячий, картофель очищаем и тщательно разминаем, постепенно добавляя немного молока и соль по вкусу. Картофельное пюре не должно получиться жидким. В остывшее пюре добавляем яйцо и снова тщательно перемешиваем. Вернемся к тесту. Готовое тесто тонко раскатать. Вырезать лепешки, диаметром, примерно 10 см. Формируем шаньги - у каждой лепешки прищипывая, загнуть края, внутрь. Условно говоря, должна получиться большая тарталетка. Противень выложить бумагой для выпечки и разместить на нем сформированные лепешки. Яйцо, не взбивая, смешать со сметаной. В готовые лепешки выложить начинку – картофельное пюре. Сверху смазать смесью сметаны с яйцом. Выпекать 15 – 20 минут. Необходимо следить за подрумяниваем начинкой. Готовые шаньги перекладываем на блюдо и укрываем полотенцем, даем остыть в тепле, так они дольше останутся мягкими. Приятного вам аппетита!  

                                                                                                                                                    

            Плетение из лозы и корня сосны  Плетение — одно из самых старинных и повсеместно бытовавших ремесел. За много вековую историю человечество изобрело огромное количество приемов и способов плетения. Сырье тоже было весьма разнообразным. Мастера использовали и ивовый прут, и бересту, и дранку, рогоз, и ротанг и многие другие природные материалы. Привлекает это ремесло тем, что оно легко приспосабливается к житейским надобностям. Чего только не плели! Посуду и предметы интерьера, мебель, повозки, всевозможные рыбацкие и охотничьи приспособления. Техника плетения передавалась из поколения в поколение, сохраняя древние традиции ремесла. Изделия из корня очень красивые и прочные. Изготовление таких предметов требует много времени и труда. Корни ели, сосны, кедра, пихты необыкновенно гибки. Свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать его. Высыхая, корень становится упругим и прочным, а глянцевитая поверхность очищенного корня необыкновенно красива. Поэтому крестьянские умельцы не обошли корни своим вниманием. Если от плетеного сосуда требовалась высокая прочность, его плели из корней хвойных деревьев. Различную утварь из них – солоницы, крупеницы, корзины – называли корневушками. При выделывании корневушек применяли особую технику плетения – спиральную. Укладывая спиральными витками более толстый корень – основу, последовательно обвивали виток за витком тонким корнем – оплеткой. В традиционной народной среде это ремесло было в основном мужским, поскольку для работы требуется большая физическая сила. Работы хранятся долго благодаря своей смолистой природе.   

        

Охота  у Коми народа охота была древнейшим промысловым занятием. Охота у населения имела не только потребительское, но и товарное значение: в обмен на пушнину в край поступали металлы, оружие, украшения, соль, лён, конопля, железные изделия.  Постоянное жилище находившихся в промысловых угодьях коми охотников - промысловая лесная избушка - была очень проста по конструкции и в то же время предоставляла необходимый минимум удобств для длительного в ней проживания. Наиболее употребительными её наименованиями у коми были: вор керка (лесная изба), кыйсян керка (охотничья изба), угодьдя керка (изба в угодье), а также пывсян (банька). Охотничья избушка представляла собой бревенчатую постройку 3х3 или 3,5х3,5 м высотой 2-2,5 м. Большую часть продуктов питания охотники брали с собой из дома. Если охотничья избушка находилась на значительном расстоянии от реки, то груз от реки до неё переносили в “пестерях” из бересты, ноп - мешках из лосиной шкуры или крошни, сплетённых из прутьев черёмухи или ивы и надеваемых на спину при помощи лямок. При дальних походах артелями весь запас продуктов питания везли с собой на ручных нартах. Питание у охотников коми обычно было двухразовым: плотный завтрак перед выходом на промысел и поздний ужин после возвращения в избушку или лагерь при ночлеге в лесу. Готовили, как правило, на костре, для которого перед избушкой было специально оборудованное место. В охотничьих артелях все члены варили по очереди. Меню на промысле было однообразным, основу его составляли различные каши и похлебки. При кратковременных остановках охотники часто обходились “болтушкой”, размешивая ячменную муку в кипятке (нуръя шыд). Во время ближней охоты на боровую дичь меню несколько разнообразили мясные и рыбные блюда: суп из дичи, уха; в пушных артелях мясо в рационе питания было редко, лишь при случайной добыче крупного зверя. Из выпечки в повседневной пище были только хлеб и сухари; в праздники пекли блины из ячменной муки, а иногда выпекали шаньги - лепёшки со слоем толчёной овсяной крупы или картошки, смазанной сверху маслом. Для утоления голода во время промыслового дня с собой брали сола пирог - лепёшку, круто посоленную и сложенную пополам перед выпечкой. Из напитков обычно употребляли чай, заваренный из листьев черники и брусники или берёзовой чаги, реже - натуральный. Собак кормили похлебкой из ячменных отрубей с добавлением небольшого количества толчёных костей и сухой рыбы. Во время добычи дичи для них готовили суп из муки и птичьих потрохов, а на пушной охоте на корм собакам шли тушки белок. Охотники коми во время промысла использовали плечевую накидку (лузан, лаз) – прямоугольный кусок домотканного сукна, с нашитой сверху кожей и отверстием для головы посередине. Лузан подпоясывается кожаным ремнём с охотничьим ножом. Топор подвешивается в особую кожаную петлю на спине. Эта очень удобная и практичная одежда в условиях тайги до сих пор бытует. Традиционную одежду (паськöм) и обувь (кöмкот) изготовляли из холста (дöра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик). 

Художественная обработка бересты.

Удивительные свойства бересты еще издавна считали незаменимыми в быту, бересту (верхний слой коры березы) использовали для изготовления посуды под продукты. Берестяные туеса делали для хранения молока, сметаны, рыбы, мяса, хлеба. Прочность, гибкость, устойчивость против гниения – вот главные качества этого материала. Искусство резьбы по дереву применялось и для украшения бытовых предметов и орудий труда. Среди традиционных узоров на резных деталях ткацкого стана особенно интересны украшения в виде солярных знаков – зубчатых колёс с лучами. Резьбой покрывались деревянные шкатулки, пеналы, веретёна, коробочки для иголок. Берестяные туески, коробы, солонки украшались прорезным и тиснёным орнаментом. Росписью украшали берестяную посуду, изображая на ней цветы. Росписью занимались мастера-профессионалы, нередко – и местные иконописцы. Мастера собирались в артели и изготовляли на продажу расписные прялки, сундуки, шкафы, сани, дуги. Были в Коми крае свои «центры» по росписи.

Рыбалка.  Традиции рыболовного промысла у народа коми имеют древнейшие истоки. Археологические находки различных рыболовных орудий: крючков, гарпунов, острог и других свидетельствуют о том, что рыболовство имело у населения хозяйственное значение. рыболовство у коми, стало приобретать и товарный характер. Таможенные книги ХVII в. Устюга и Соль-Вычегодска регулярно фиксируют поступление с Сысолы и Вычегды рыбы в солёном и сушёном виде, хотя поставки эти были весьма незначительными, и доход от рыбной торговли во много раз уступал выручке от продажи пушнины. У коми- рыболовство традиционно носило преимущественно потребительский характер, занимались им повсеместно, в водоёмах близ селений.

Ткачество.  С самого раннего детства девочек приобщали к женским рукоделиям, к пяти–шести годам им дарили маленькие детские прялки, на которых можно было прясть лён, коноплю, шерсть. К десяти годам матери начинали приобщать дочерей к секретам ткачества, строго следя за правильным исполнением орнаментальных мотивов. Ткали на деревянном ткацком стане «дӧра кыан», сходном по конструкции со станом северных русских. Узоры были довольно сложными. Чаще всего узор наносился красными нитями на белый фон домотканого полотна. Такими узорами украшались полотенца, скатерти, подолы, кокетки и рукава женских рубах, холщовые чулки.

Резьба по дереву.   У коми как у лесного народа было развито искусство обработки дерева. Этим видом искусства занимались, в основном, мужчины. Главным украшением деревянной избы был «конёк», «чибӧ» – комлевая часть охлупня, бревна, скрепляющего двускатную крышу. «Чибӧ» – в переводе «конь», конёк и вырезался в виде коня, а нередко и коня-птицы, крыльями которого были скаты крыши. Охлупень мог быть украшен рогами оленя, лося или резным деревянным полотенцем. Резными полотенцами иногда украшались и наличники окон избы Внутреннее убранство дома: красный угол, полати, врезные полки, двери, голбец – украшались несложной резьбой или росписью. Деревянные шкафы, диваны, кровати, лавки, столы изготавливались самим хозяином или местными мастерами. Эти вещи также украшались традиционной резьбой или росписью.  Резьба по дереву и поныне сохраняется среди сельского населения Коми края.

Оленеводство. Оленеводы пасут стадо оленей далеко в тундре, там животные добывают свою любимую пищу - ягель, мох. Он следит за тем, чтобы на оленей не напали волки. Они всегда голодные нападают, на стада, свою добычу гонят в сторону тут пастухам нужно быть на страже. Трудное это дело – уберечь от волков тысячи оленей. Но не только оленеводам приходится защищать оленей от хищников, нужно сохранить и от болезней. Олени как люди тоже болеют, им делают, прививки от разных заболеваний и в этом помогает ветеринар и зоотехник. Чтобы олени были упитанными, им нужен хороший корм, поэтому стада кочуют с пастбища на пастбище. А что означает пастбища? (Тундра, где пасутся олени).

Одежда оленевода: «малича» (глухая одежда прямого покроя из оленьего меха, сшитая ворсом внутрь, с капюшоном, длинными рукавами и с пришитыми к ним меховыми рукавицами), «совик» (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги, шитые из оленьего меха ворсом наружу) и др. После оттепели слой снега покрывается корой льда (наст) вот тогда-то трудно оленям добывать себе корм. Тогда оленеводы перегоняют стада на пастбища где рыхлый снег. По сторонам и сзади стада едут оленеводы и не дают уставшим и голодным оленям отбиваться от стада.   - И здесь им помогают их верные друзья собаки. Люди, которые работают оленеводами - это смелые выносливые люди. Суровая природа севера требует от них решительности и любовь к Родному краю.

Узорное вязание.   В каждой крестьянской семье женщины занимались узорным ткачеством, вязанием и вышивкой. И хотя они никогда не рассматривали свои изделия как художественные произведения, изготовленные ими одежда, скатерти, полотенца, варежки были по-настоящему красивы.  Узорные пояса, которыми подвязывали сарафаны, мужские рубахи, верхнюю одежду ткали на специальных дощечках «таб» – небольших квадратных плашках с отверстиями по углам. Особенно нарядными были пояса, которые назывались дарственными. Их ткали из зелёной, красной, синей, жёлтой и розовой шерсти и украшали кистями. Эти пояса невеста дарила жениху и его близким родственникам. Особенно красивы вязаные вещи, изготовленные коми мастерицами: чулки, перчатки, шарфы, варежки, кушаки. Они богато украшены орнаментальными узорами, которые различались по районам, по принадлежности к определённому полу и возрасту. Материалом служит овечья шерсть, которую женщины сами прядут и красят. Вязаные изделия обязательно входили в состав мужского и женского костюма, служили они и свадебными подарками, которыми молодая одаривала новую родню.  С течением времени у каждого народа сложился свой тип орнамента, свойственный только этой культуре. Но даже внутри народа в орнаментальных мотивах есть различия, так что по узору на чулках или варежках можно определить, в каком районе Республики Коми они связаны. Более того, оказывается, что узоры орнамента на чулках различаются как мужские – «мужик сер» – и женские – «баба сер».

Народный костюм   Народный костюм коми, сходный с одеждой северных русских, имеет ряд локальных вариантов или комплексов - ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. И если мужской единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский имеет существенные различия – в технике кроя, тканях, орнаменте. У женщин бытовал сарафанный комплекс. Он состоял из рубахи (дöрöм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан, кунтэй), головного убора, фартука и узорных чулок. Верх рубахи (сос) — из пестряди (цветной клетчатой ткани), кумача, низ (мыг) — из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздöра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вöнь). Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой – шуба из овчины. В праздничные дни надевали наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), а в будни носили одежду из более грубых домотканых материалов. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX века. Головные уборы девушек и замужних женщин различались. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами (головедец), платки, шали, замужние женщины - мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (сборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком. Мужская одежда – это длинная, почти до колен, холщовая рубаха на выпуск, подвязанная тканым или плетенным поясом, холщовые штаны (гач). Рубахи-косоворотки, которые вошли в моду в начале XX века, были значительно короче – до 70 сантиметров.  Штаны носили с сапогами или низкой кожаной обувью «кӧтi», заправляя штанины в «сера чувки» (узорные чулки), подвязанные под коленом узорным шнурком. Верхней одеждой служили кафтан, зипун (сукман, дукос). Верхней рабочей одеждой - холщовые балахоны (дубник, шабур), зимой – шубы из овчины (пась, кузьпась), полушубки (дженьыд пась).

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей на традициях русской культуры (из опыта работы)

В статье рассказывается о духовно-нравственном воспитании детей на традициях русской культуры....

Консультация для воспитателей на тему: "Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, его традициям и культур"

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности....

Воспитание детей в традициях национальной культуры Республики Татарстан

Методы и приемы, используемые в группах с воспитанием и обучением на двух государственных языках в равном обеме...

Нравственно-патриотическое воспитание детей на традициях русской культуры.

Методы работы, успешно применяемых не только мной, но и воспитателями нашего детского сада в работе с семьей по патриотическому воспитанию...

Праздники, традиции и культура народов Севера ханты и манси.

Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов Севера. Знакомитьс произведениями  национациональных поэтов.Познакомить с праздниками народов ханты и манси. Воспитывае...

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры"

Консультация о формировании духовно-нравственных чувств у детей  старшего дошкольного возраста на традициях народной культуры....