Песочная терапия
консультация на тему

Якупова Ирина Анатольевна

Песочная терапия: механизмы воздействия на эмоциональное и речевое развитие дошкольников, методы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peskoterapiya.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Песочная терапия: механизмы воздействия на эмоциональное и речевое развитие дошкольников, методы работы»

Из истории создания песочной терапии.

Использование песка в лечебных целях имеет длинную историю. Так, многие племена коренных американцев использовали песочные изображения животных, деревьев, природных явлений в своих лечебных методиках. Ученые изучали этот опыт. И в 40-х годах 20 века в Швеции появляется «тест мира», разработанный Шарлоттой Бюлер, который до сих пор используется как диагностический инструмент в детской психиатрии. Затем в Швейцарии Маргарита Ловенфельд, используя данный тест, адаптировала его для работы с детьми. Психотерапевт К. Г. Юнг тоже изучал психотерапевтические возможности песка в коррекции поведения человека, но более детально этими исследованиями занималась его ученица Дора Калфф. Она разработала юнгианский подход к песочной терапии и , по существу, является ее создателем.

Суть, цели, задачи песочной терапии.

Песочная терапия представляет собой невербальную форму психокоррекции.

Ее цель — достижения эффекта самоисцеления посредством спонтанного самовыражения. Человек ощущает себя творцом и через свое творение трехмерно выражает свой внутренний мир. В этом заключается принцип песочной терапии.

Методом песочной терапии решаются многие задачи — диагностические, коррекционные, терапевтические, творческие. Поэтому в своей работе песочную терапию пользуются люди многих специальностей: врачи, педагоги, психологи, дефектологи.

Кто нуждается в песочной терапии?

Она рекомендована тем, кто:

-кто не способен объяснить словом то, что думает;

-кто ограничен в проявлении своих чувств, имеет проблемы в общении;

-кто переживает депрессию, кризис, находится в психотравмирующей ситуации.

Применение песочной терапии противопоказано:

-детям с СДВГ;

-больным эпилепсией, шизофренией;

-детям с высоким уровнем тревожности;

-людям с навязчивыми состояниями;

-людям, имеющим аллергию на пыль и мелкие частицы, кожные заболевания, порезы на руках.

При работе с детьми метод базируется на сочетании невербальных (процесс построения композиции с использованием миниатюрных фигур) и вербальной экспрессии (сочинение историй или сказок).

Есть ли еще такая игра, которая даст ребенку ощущение разнообразия природы, избавит его от страхов, поможет развитию речи? На свете нет ничего проще, доступнее, живее и объемнее, чем песок. Идея песочницы великолепна! Для детей оформить мысль в слово трудно. Но ведь существует язык мимики, жестов, рисунка, где внутренний мир становится зримым. Песок помогает формироваться такому языку. При этом формируются тактильные ощущения, воспитываются эмоции, развивается целый аспект умений, в том числе, математических, исследовательский, языковых.

Что нужно для занятия песочной терапией?

1.Водонепроницаемый деревянный ящик, рекомендуемый размер 50*70*80 см. Этот размер сооответствует оптимальному полю зрительного восприятия ребенка. Песочница должна быть изготовлена из натурального дерева, лучше хвойных пород. Дерево является естественным материалом, оно прекрасно влияет на подсознание взрослых и детей. Песочницы из других материалов не обладают такими свойствами. Дно и внутренние стенки ящика окрашиваются в синий или голубой цвет, что помогает моделировать воду и небо. Дополнительно необходимо заполнить стыки силиконовым герметиком. Такая песочница легко выдерживает как сухой, так и влажный песок.

2. Песок может быть разным: «кварцевый песок 0,1 — 0,3» (его можно купить в аптеке), цветной песок (его можно купить в зоомагазине — песок для шиншилл, в магазине для канцтоваров — песок для занятия художественным рисованием), речной или морской песок (его прокаливают или кварцуют 1 раз в 3-4 мес.). Нужно предоставить детям возможность смачивать песок (на 1 суставчик), чтобы формировать его. В последнее время торговыми сетями активно предлагается кинетический песок. Он на 98% состоит из чистого песка, 2% из нетоксичного связующего. Из него хорошо лепить поделки, но неудобно зарывать, прятать и находить…

3.Коллекция миниатюрных фигурок , которые должны быть самыми разнообразными:

-привлекательными и незаметными;

-прекрасными и некрасивыми;

— прозрачные и непрозрачные; разных размеров, цветов, разной формы, из разных материалов.

Кроме этого, нужно иметь кусочки ткани, тесьмы, цветной бумаги, в коллекции должны быть камешки, бусинки, колпачки и многое другое. Чем разнообразнее будет подручный материал , тем лучше, так как фантазии детей безграничны.

Почему песочная терапия так важна детям с нарушениями речи?

Известно, что нарушения речи и познавательных функций у детей сопровождаются «вторичными» трудностями, а именно эмоционально — волевыми сложностями в поведении, снижением эмоционального фона и т.д. Это связано еще и с тем, что ребенок с нарушением развития чувствует, что не справляется со многими вещами, которые доступны для выполнения его сверстникам. Это его тревожит, снижает самооценку, у ребенка о возникает чувство вины. Успех же, которого достигается в игре, окрыляет его. Все действия, производимые руками, стимулируют развитие ребенка. Ведь известно, чтобы замолчать, надо заблокировать руки. А чтобы ребенок заговорил, надо дать ему предмет в руки. Ожидание же чуда( что же там зарыто в песке?) помогает ребенку преодолеть страх перед несовершенством собственной речи. А в процессе игры он увлекается и не замечает, что его учат. Грамматические задачи при этом очень тесно решаются с лексическими. В начале ребенок учится выполнять фонетические упражнения, затем лексические, в конечном итоге, можно переходить к связному высказыванию, повествуя о том, что он создал в песочной стране.

С чего начинается работа с песком?

    Во — первых, для работы с песком необходимо исполнять ряд правил:

-мыть руки перед и после занятий;

-нельзя кидаться песком;

-после работы убирать все игрушки на место, а ящик с песком закрывать, чтобы туда не оседала пыль.

-заранее обговорить роль взрослого в при создании сказки или песочного сюжета.

     Во — вторых, помня, что тактильная форма ощущений самая древняя и она непосредственным образом связана с мыслительными операциями, работу нужно начинать с активизации тактильно — кинестетических ощущений. Ребенку желательно работать стоя. Это обеспечивает ему свободу движений не только рук, но и всего тела.

1 упражнение — пересыпая песок, ребенок знакомится с его свойствами: он теплый, ласковый, сухой, мелкий, сыпучий, мягкий, легкий. Смочив песок, вы знакомите ребенка с контрастными свойствами песка: он мокрый, тяжелый, не сыплется, прохладный, липнет к рукам;

2 упражнение — ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук, их внутренней и внешней стороны. При этом взрослый продолжает учить ребенка понимать свои ощущения и рассказывать о них:»Я чувствую тепло песка. Когда я двигаю руками, то по моим ладоням скользят маленькие песчинки. Это приятное чувство»;

3 упражнение — скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения кистью руки(как змейка, санки…);

4 упражнение — выполнять те же движения, поставив ладонь ребром;

5 упражнение — «пройтись» ладошками по проложенной трассе, оставляя на них свои следы;

6 упражнение — «пройтись» костяшками кистей рук, пальцами, кулачками, создавая произвольные или заданные узоры;

7 упражнение — «поиграть» пальцами на поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера;

8 упражнение — сделать следы, сгруппировав пальчики рук по два, по три, по четыре, по пять.

    В - третьих, нужно пополнять и уточнять пассивный словарь, затем активизировать его в речи ребенка, начиная с временных представлений, формы, цвета, пространственного расположения. Видов работы при этом используется много. Они зависят от фантазии взрослого и от поставленных им целей. Например, ребенок находит спрятанные в песке картинки, выражающие временные отрезки (утро, вечер…): «Здесь петушок, он утром встает», «А здесь луна, значит уже наступила ночь». Взрослый располагает на песочном пространстве лодочки разного цвета, ребенок же рисует ребром ладони волны, комментируя при этом: «Вот качается на волнах белая лодочка, а вот синяя лодочка…». Взрослый предлагает ребенку построить для игрушки «домик» в виде квадрата, прямоугольника, для бабочек — листочки овальной, круглой формы. Выполняя задание по предложенному образцу, ребенок не только тренирует кисть ручки, но и усваивает геометрические формы, учится комментировать свои действия. Можно нарисовать на песке импровизированную лестницу, по которой тот продвигает игрушку, проговаривая при этом слова на изучаемый звук и образуя сравнительную степень прилагательных»высокий», «низкий»:»Мышка поднимается выше, еще выше» Можно подключить счет:» Мышка спускается ниже, на одну ступеньку ниже, на две ступеньки ниже…» Важно подключать воображение ребенка при выполнении любого задания, например, рисуя цепочку квадратов, он представляет себе предметы, в названии которых присутствует звук -Р.

На песке можно научить ребенка рисовать и сложные формы. Это может быть матрешка, состоящая из кругов разного размера, пирамида, состоящая из овалов разного размера, многоэтажный дом и т.д. Важно, что песок позволяет упражняться много раз!

В работе можно использовать разные предметы: капсулы от киндер — сюрпризов, бусинки, фломастеры. Их можно прятать, зарывать, выкладывать узоры. Ряд предметов можно объединять в сюжеты. Например, вот зайка скачет, он хочет спрятаться от лисы:»Давай, поможем ему» Вот лиса крадется:»Что она делает? Получилось у лисы найти зайку? Обрадовался зайка, что лиса ушла, стал хвалить себя за находчивость. Какими словами он хвалил себя?» и далее сюжет можно продолжать до нужного логического завершения, т.е. до того момента, когда несколько образовательных задач будет решено.

В своей практике в песочнице я отрабатываю понятие ряда. Ряд важен при ориентации на листе бумаги, при чтении, при счете. В этом случае задание может звучать так: за одну минуту ты стараешься найти в песочнице все семь фигурок, спрятавшихся там. Оживление игрушек важно для ребенка. Найденные фигурки выстраиваются в ряд и ребенок приступает к решению образовательных задач:

-Правильно назови все игрушки (это мышка, лошадка, лягушка…)

-Кто стоит в ряду первый, кто — последний, кто находится в середине ряда?

-Около кого стоит кошка?

-Между кем находится петушок?

-Кто встал в ряд раньше всех, позже всех?

-Кто в этом ряду лишний? Почему? (ракушка, т.к. она не игрушка)

Отработка ряда осуществляется в дальнейшем на цифрах и буквах.

Рисование песком цветных картин интересно и необычно для детей. На таких картинах дети учатся сочетать цвета, запоминают части предметов, практикуются в комментировании своих действий. Психологи часто используют для решения своих коррекционных целей песочную анимацию (т.е. создание картин на песке). Исследователями обнаружено, что отрицательные эмоции, возникающие у детей, находят свое отражение в песочной картине. Но при совместном создании такой картины они постепенно ослабевают и как бы «уходят в песок». Песок, как воду, поглощает отрицательную энергию, очищает ее, стабилизирует эмоциональное состояние ребенка. В этом и заключается терапевтический эффект песочной терапии.

Какую литературу можно использовать при подготовке занятия с использованием песка?

В книге Н.В.Кузуб, Э.И.Осипчук «В гостях у песочной Феи» даются описания упражнений с песком детей младшего и старшего дошкольного возраста. Они направлены на уменьшение психофизического напряжения, регуляцию мышечного напряжения, расслабления, развития воображения, а развитие речи при этом должен продумать педагог или она будет развиваться спонтанно, в зависимости от разыгрываемого сюжета. Расширить знания в области познаний о терапевтических и коррекционных методиках поможет книга М.В. Киселевой «Арт — терапия в работе с детьми». О методики песочной терапии вы узнаете из книг Т. Д. Зинкевич» Чудеса на песке», Н. А. Сакович «Технология игры в песок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.

«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...

Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".

учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....

Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...