Словесно-логические игры для дошкольников
консультация на тему
Примеры игр и упражнений для дошкольников, направленные на развитие речевых и познавательных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovesno-logicheskie_igry_doshkolnikov.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Словесно-логические игры дошкольников
К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И в это время им особенно нужна помощь взрослых: родителей и педагогов.
Отечественный психолог Л. С. Выготский установил закономерные связи между обучением и умственным развитием, которое не может осуществляться вне обучения, вне активной передачи накопленного человечеством опыта.
У детей присутствует неосознанное стремление к познанию нового, необычного. Взрослые необходимо корректно направлять это стремление, используя различные методы обучения, создавать такие ситуации, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной, доминирующей. Нужен творческий подход обеих сторон – взрослых и детей – к этой проблеме. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач, в ходе решения которых развиваются память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.
К шести годам у детей развиваются глазомер, способность зрительно оценивать пропорции предметов, преднамеренное запоминание и умение воспроизводить усвоенное. Они уже могут высказывать правильные суждения о знакомых явлениях, делать умозаключения.
Исследования педагогов и психологов убедительно доказали, что во всестороннем развитии и подготовке ребенка к школе чрезвычайно велика роль его деятельности: игра, труд, учение.
Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной умственной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, установлении причинно-следственных связей. У детей наблюдается поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение планировать. Одна из распространенных причин такого явления – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. Ж. Пиаже утверждал, что мышление дошкольников по природе алогично, так как «не обременено знаниями».
В настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе – абстрактному. Кроме того интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.
Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформулировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.
Во время игр-занятий от взрослого (педагога или родителя) требуются:
- терпение;
- умение играть и верить в игру;
- принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка;
- подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;
- творчество.
В процессе выполнения таких игр и упражнений у дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.
Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для него психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству.
Приведем примеры игр и упражнений, направленных на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников.
Составление рассказа по картинкам
Перед ребенком в беспорядке кладут четыре картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так, а затем предлагает ему оставить рассказ по картинкам.
Понимание грамматической конструкции предложений
Наташа пошла гулять после того, как полила цветы.
Ребенка просят объяснить, что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?
Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас.
Ребенка просят ответить на вопрос: кто старше?
Узнавание предмета по заданным признакам
Назови предмет, про который можно сказать:
- желтый, продолговатый, кислый;
- продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.
Кто обладает следующими признаками?
- Пушистый, ходит, мяукает;
О чем можно сказать: гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает?
Кто или что может быть?:
- высоким или низким;
- холодным или горячим;
- жидким или твердым;
- узким или широким?
Какому времени года соответствует следующее описание?
День становится длиннее, всё больше солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнёзда.
Сравнение двух или более предметов
Чем похожи эти слова?
- Кошка, книга, крыша;
- число, весло, кресло.
Назовите общие признаки:
- яблока и арбуза;
- кошки и собаки;
- стола и стула;
- ели и сосны;
- голубя и дятла;
- ромашки и гвоздики.
Чем отличается:
- ручка от карандаша;
- рассказ от стихотворения;
- сани от телеги;
- осень от весны;
- дерево от кустарника;
- лиственное дерево от хвойного дерева?
Выявление логических связей между предметами
Подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую картинку из второго. По каждой получившейся паре составить предложение.
В каждом ряду по пять картинок:
1) удочка, цветок, ключ, топор, отвёртка;
2) ваза, дрова, замок, шуруп, рыба.
К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка – часы; колесо - …
Стрелка – это часть часов, значит, к слову «колесо» можно подобрать слово «машина», потому что колесо – часть машины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума».
Вашему вниманию предлагается поистине уникальный инновационный курс занятий развивающих словесно-логическое мышление у старших дошкольников. Его уникальность в следующем:1. Все занятия построены на ис...
Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 1. Тема: «Пиктографическое запоминание».
Чтобы вы могли составить представление о курсе занятий "Сила ума" я решил разместить конспекты 4-х занятий из разных мест курса. Это первое занятие, в котором вводится пиктолграфическое письмо....
Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 3. Тема «Пиктографический портрет предмета».
Это занятие интересно тем, чтопиктограммы впервые используются для фиксации результатов мышления. И еще в занятии отрабатывается отдельная мыслительная операция анализ....
Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 13 . Тема «Сравнение».
Занятие является переходным ко второй части курса, в которой отдельные мыслительные операции такие как анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сличение и различение, отработанные в первой части курс...
Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 15 . Тема «Анализ проблемной ситуации».
Как известно мыслительный процесс начинается с анализа проблемной ситуации, в этом занятии отрабатывается этот этап....
Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 29 . Тема «Разрешение практических проблемных ситуаций».
Кульминация курса: все отработанное ранее объединяется в полномосштабный мыслительный процесс....
Проект: "Условия развития наглядно -образного и словесно -логического мышления у старших дошкольников с использованием геометрического материала"
Мы подобрали дидактические игры и упражнения ,которые были приведены в систему ,что является эффективным условием для развития наглядно- образного и словесно -логического мышления у ст...