Словесно-логические игры для дошкольников
консультация на тему

Башмакова Татьяна Викторовна

Примеры игр и упражнений для дошкольников, направленные на развитие речевых и познавательных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovesno-logicheskie_igry_doshkolnikov.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Словесно-логические игры дошкольников

К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И в это время им особенно нужна помощь взрослых: родителей и педагогов.

Отечественный психолог Л. С. Выготский установил закономерные связи между обучением и умственным развитием, которое не может осуществляться вне обучения, вне активной передачи накопленного человечеством опыта.

У детей присутствует неосознанное стремление к познанию нового, необычного. Взрослые необходимо  корректно направлять это стремление, используя различные методы обучения, создавать такие ситуации, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной, доминирующей. Нужен творческий подход обеих сторон – взрослых и детей – к этой проблеме. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач, в ходе решения которых развиваются память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.

К шести годам у детей развиваются глазомер, способность зрительно оценивать пропорции предметов, преднамеренное запоминание и умение воспроизводить усвоенное. Они уже могут высказывать правильные суждения о знакомых явлениях, делать умозаключения.

Исследования педагогов и психологов убедительно доказали, что во всестороннем развитии и подготовке ребенка к школе чрезвычайно велика роль его деятельности: игра, труд, учение.

Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной умственной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, установлении причинно-следственных связей. У детей наблюдается поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение планировать. Одна из распространенных причин такого явления – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. Ж. Пиаже утверждал, что мышление дошкольников по природе алогично, так как «не обременено знаниями».

В настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и  восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе – абстрактному. Кроме того интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.

Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформулировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.

Во время игр-занятий от взрослого (педагога или родителя) требуются:

- терпение;

- умение играть и верить в игру;

- принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка;

- подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;

- творчество.

В процессе выполнения таких игр и упражнений у дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.

Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для него психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству.

 Приведем примеры игр и упражнений, направленных на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников.

Составление рассказа по картинкам

Перед ребенком в беспорядке кладут четыре картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так, а затем предлагает ему оставить рассказ по картинкам.

Понимание грамматической конструкции предложений

Наташа пошла гулять после того, как полила цветы.

Ребенка просят объяснить, что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?

Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас.

Ребенка просят ответить на вопрос: кто старше?

 

 Узнавание предмета по заданным признакам

Назови предмет, про который можно сказать:

- желтый, продолговатый, кислый;

- продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

Кто обладает следующими признаками?

- Пушистый, ходит, мяукает;

О чем можно сказать: гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает?

 Кто или что может быть?:

- высоким или низким;

- холодным или горячим;

- жидким или твердым;

- узким или широким?

Какому времени года соответствует следующее описание?

День становится длиннее, всё больше солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнёзда.

Сравнение двух или более предметов

Чем похожи эти слова?

- Кошка, книга, крыша;

- число, весло, кресло.

Назовите общие признаки:

- яблока и арбуза;

- кошки и собаки;

- стола и стула;

- ели и сосны;

- голубя и дятла;

- ромашки и гвоздики.

Чем отличается:

- ручка от карандаша;

- рассказ от стихотворения;

- сани от телеги;

- осень от весны;

- дерево от кустарника;

- лиственное дерево от хвойного дерева?

Выявление логических связей между предметами

Подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую картинку из второго. По каждой получившейся паре составить предложение.

В каждом ряду по пять картинок:

1) удочка, цветок, ключ, топор, отвёртка;

2) ваза, дрова, замок, шуруп, рыба.

К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка – часы; колесо - …

Стрелка – это часть часов, значит, к слову «колесо» можно подобрать слово «машина», потому что колесо – часть машины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума».

Вашему вниманию предлагается поистине уникальный инновационный курс занятий развивающих словесно-логическое мышление у старших дошкольников. Его уникальность в следующем:1. Все занятия построены на ис...

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 1. Тема: «Пиктографическое запоминание».

Чтобы вы могли составить представление о курсе занятий "Сила ума" я решил разместить конспекты 4-х занятий из разных мест курса. Это первое занятие, в котором вводится пиктолграфическое письмо....

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 3. Тема «Пиктографический портрет предмета».

Это занятие интересно тем, чтопиктограммы  впервые используются для фиксации результатов мышления. И еще в занятии отрабатывается отдельная мыслительная операция анализ....

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 13 . Тема «Сравнение».

Занятие является переходным ко второй части курса, в которой отдельные мыслительные операции такие как анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сличение и различение, отработанные в первой части курс...

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 15 . Тема «Анализ проблемной ситуации».

Как известно мыслительный процесс начинается с анализа проблемной ситуации, в этом занятии отрабатывается этот этап....

Проект: "Условия развития наглядно -образного и словесно -логического мышления у старших дошкольников с использованием геометрического материала"

Мы подобрали  дидактические игры и упражнения ,которые были приведены в систему ,что является эффективным условием для развития наглядно- образного и словесно -логического мышления у ст...