Консультация для родителей и педагогов. Тема: «Развитие игровой деятельности и действий с предметами у детей с нарушением зрения»
консультация на тему

Зуева Яна Борисовна

Творческая игровая деятельность слабовидящего  дошкольника показывает, что, как и для зрячего, игра для него является ведущей деятельностью, которую необходимо использовать педагогу для всестороннего развития ребенка. Игра обеспечивает развитие такого важного компонента в системе компенсаторных процессов, как возможность представления и сохранения образов предметного мира и умения мысленно ими оперировать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов

     Тема: «Развитие игровой деятельности и действий с предметами у детей с нарушением зрения»

Составила:  Я. Б. Зуева,

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

МБДОУ «Детский сад № 63»

      Когда у нормально видящего ребенка возникает игра, можно говорить, что у него возникли представления. Представления помогают ребенку оперировать ранее воспринятыми образами предметов, воссоздавать воспринятые ранее ситуации и воспроизводить усвоенные знания. Безусловно, наличие представлений не является единой предпосылкой игры. Однако оно является важным компонентом, без которого невозможно осуществить игровую деятельность.

       Представления в жизни слепого являются одним из основных психических образований, с помощью которых слепой осуществляет адекватное и действенное отражение внешнего мира. Когда игра становится у слепых детей дошкольного возраста ведущей деятельностью, можно говорить и о том, что возникли предпосылки компенсации слепоты на более высоком уровне, чем это было в раннем и преддошкольном возрасте.

      Если сравнивать игру дошкольников с нарушением зрения  и нормально зрячих, что можно отметить меньшую активность или полное отсутствие игры детей с нарушением зрения. У детей с нарушением зрения в раннем и преддошкольном возрасте не сформировались предпосылки игры. В этой связи возникает необходимость в специальных педагогических усилиях, направленных на формирование игры в качестве ведущей деятельности.

Игровая деятельность слепых детей младшего дошкольного возраста весьма многогранна; ее возникновение и развитие зависят от многих условий. Среди них — овладение моторикой собственного тела, понимание функциональных действий с предметами и умение практически их выполнять. Так же как и зрячие дети, слепые для развертывания игровой деятельности должны получить достаточно широкие знания о жизни окружающих людей. Огромное значение в этом приобретают коммуникации слепых детей, осуществляемые, в основном, через слово. Вербальные связи являются важным каналом получения информации и обогащения сюжета творческих игр слепых.

    Трудности слепых детей при овладении речью в младшем дошкольном возрасте вызваны тем, что слепые дети не обладают достаточным запасом конкретных представлений. Следствием этого является неточное понимание смысла обращенной к ним речи. Однако, в этот период слепые продолжают   активно накапливать запас слов, приобретают новые и совершенствуют имеющиеся практические знания    грамматического строя языка и таким образом овладевают знаниями о жизни окружающих их людей. Теперь не только коммуникативная функция речи является    средством, компенсации слепоты, но и содержание речи, усваиваемое слепыми в активной предметной и игровой деятельности. С помощью речи ребенок получает новую информацию. Речь становится, таким образом, важным средством  компенсации  слепоты.

     На основе закона о первичных и вторичных дефектах у слепого от рождения дошкольника большие нарушения выявляются в двигательной сфере и меньше — в речевом развитии. Возникающая при этом диспропорция в развитии двигательной и речевой сфер у слепого оказывает существенное влияние на характер его игры.

Осуществляемая нормально видящим ребенком игровая деятельность базируется на игровом действии, формирующемся на основе манипуляций с предметами, и на предметных действиях. Постепенное обобщение и сокращение предметных действий — таков путь возникновения игровых действий в норме. Формирование игровых действий у слепых детей происходит совершенно иначе. Слепые дети опираются на сравнительно бедный и ограниченный опыт практических действий, на плохо развитую моторику, а также на менее страдающую от слепоты речь. В тесном речевом контакте со взрослыми, являющимися источником и побудительной силой в усвоении знаний, слепые дети овладевают пусть и неточными, но достаточно широкими знаниями, которые позволяют им включаться в игровую деятельность. В таких условиях действия, возникающие в игре, протекают у слепого ребенка в виде манипулятивных действий с предметами и игрушками, в однообразных повторяющихся движениях и сопровождаются словесными описаниями воображаемых действий. Упрощенно можно было бы сказать, что процесс игровой деятельности слепого начинается с того, чем кончается формирование игрового действия в норме, т. е. с максимального его сокращения и обобщения. Однако сходств здесь чисто внешнее.     Психологическая сущность эти игровых действий совершенно различна. Если в основе игрового действия зрячего ребенка лежит хорошо знакомое ему конкретное предметное действие, готовое в любую минуту развернуться в полное, то у слепого глобальное игровое действие не несет в себе информации о конкретном действии. Процесс формирования подлинно игрового действия у слепых детей осуществляется при использовании ими речи, при наличии благоприятной для игры мотивационной установки на принятие помощи, оказываемой воспитателем, для того чтобы бедное по содержанию игровое действие обогатилось конкретными действиями, соответствующими выполняемой ребенком роли.

      Слепые дети среднего дошкольного возраста активно овладевают знаниями об окружающей жизни и предметном мире. Если в младшем дошкольном возрасте практическое знакомство с окружающим миром в основном ограничивалось предметами обихода, предметами, окружающими детей в доме, то в среднем дошкольном возрасте дети получают представления и знания о предметах не только непосредственного их окружения, но и о более отдаленных. Они начинают знакомиться с явлениями природы, людьми, их профессиями, родным городом, событиями общественной жизни страны и т.п. Дети становятся более самостоятельными в быту, практически овладевают несложными предметными действиями по самообслуживанию. Это не может не сказаться на их игре. Расширяется и обогащается содержание их игр. Особенно обостряется у них интерес к игрушкам, предметам, общению с людьми.

      Характерная черта слепого ребенка среднего дошкольного возраста - активное участие в творческих, ролевых играх. Слепые дети охотно берут на себя ту или иную роль и подчиняют ей свои действия. Однако, если можно так сказать, их творческая игра носит характер своеобразных ситуативных обобщений. Дети играют просто «во врача» и просто «в пациента». Ребенок лечит не конкретного больного с его больной рукой, а просто больного. Да и пациент тоже приходит к врачу с очень общей просьбой: «Полечи меня».

Игровые действия детей среднего дошкольного возраста становятся более    развернутыми. Дети действуют с игрушками в соответствии с их назначением. Однако, как бы ни был значим и интересен для слепого ребенка среднего дошкольного возраста процесс выполнения действий с игрушками, он подчиняется сюжету избранной игры. Все действия осуществляются именно «внутри» сюжета.

     В творческой игре слепых дошкольников среднего возраста зарождаются коллективные связи; они уже начинают играть вдвоем, хотя, как правило, активную роль в такой игре берет на себя один из партнеров.

Весь дошкольный возраст является периодом накопления детьми предметных знаний и представлений, но в старшем дошкольном возрасте слепые дети не только познают предметы и явления окружающего мира, но и устанавливают причинно-следственные связи между ними. Речь детей обогащается сложноподчиненными предложениями, дети становятся способными самостоятельно решать несложные практические, а также логические задачи. Продолжается совершенствование основных движений тела, развитие ориентировки в пространстве. Дети учатся последовательности действий, подчинению их определенной цели.      Изменения, происходящие в психике слепого дошкольника, находят отражение и в игре. Наличие игрушек продолжает оставаться важным условием развертывания хода игры, они как бы дают толчок для ее начала. Без игрушек ребенок не начинает игры.

     Для игры слепых детей старшего дошкольного возраста характерным является строгое и даже педантичное подчинение всех своих действий ситуации игры. Слепой ребенок 6—7-летнего возраста не только адекватно употребляет игрушки, но и пытается мотивировать свои игровые действия, объясняет и активно добивается взаимодействия с товарищами по игре. Это уже более высокий этап игровой деятельности дошкольника, в котором он не только подчиняет свои действия предметной ситуации, поступает в соответствии с имеющимися игрушками, но и сам активно создает игровую ситуацию, выполняет роль, в которой отражаются социальные отношения людей.

     Обогащается содержание творческой игры. Игра становится более насыщенной конкретными знаниями и представлениями о человеке, роль которого берет на себя слепой, о всей ситуации в целом. Слепые дети, как и зрячие, стремятся к совместной игре с другими детьми. Ребенка начинают интересовать уже не процессуальные моменты, а отношения, устанавливающиеся в игре между партнерами. Все игровые действия детей начинают подчиняться общей цели игры, согласуются между собой.

      В старшем дошкольном возрасте слепые дети способны адекватно использовать элементарные предметы, имеющиеся у них под рукой, для замены ими других, примысливая им те качества, которые необходимы в игре.

      Таким образом, стоит отметить, что творческая игровая деятельность слепого дошкольника показывает, что, как и для зрячего, игра для него является ведущей деятельностью, которую необходимо использовать педагогу для всестороннего развития ребенка. Игра обеспечивает развитие такого важного компонента в системе компенсаторных процессов, как возможность представления и сохранения образов предметного мира и умения мысленно ими оперировать. При этом выявляется роль игрушек в формировании и актуализации представлений в ситуации игры, а также их большое значение в упрочении этих образов и свободном оперировании ими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар по теме: "Развитие осязательной чувствительности и мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения. "

Способы развития мелкой моторики рук и осязания, используя подручные материалы....

Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия для подготовительной к школе группы детей с нарушением зрения по теме «Рыбы»

Уточнить и расширить представления о строении рыб;Учить различать и называть геометрические фигуры в различных пространственных положениях;Учить ориентировки на листе бумаги; повторить счет в пр. 20Ра...

Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию пространственной ориентировки для подготовительной к школе группы детей с нарушением зрения по теме «Новый год»

Учить узнавать и называть геометрические фигуры, изображенные в различных пространственных положениях, зрительно и на ощупь, по словесной инструкции педагога;уточнить и расширить представления о празд...

Статья по теме: "Развитие игровой деятельности у детей с нарушением зрения".

Уважаемые коллеги ,надеюсь данная статья будет вам интересна и полезна....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно ...

Совместная игровая деятельность во второй младшей группе для детей с нарушением зрения «Уроки Светофорчика»

Актуальность профилактической работы связана с тем, что у детей младшего дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание...