"Театр для всех".
методическая разработка (старшая группа)

Колесникова Ольга Васильевна

Моя методическая разработка направлена на развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованных игр. Предназначается  для  родителей и детей 5-6 лет. Родители и дети познакомятся с историей театра, его видами. Она может использоваться для расширения кругозора детей и родителей, развития интереса к театру и театральной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx45.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №187

Методическая разработка по театральной деятельности для родителей и детей старшей группы детского сада

«Театр для всех».

Воспитатель

Колесникова Ольга Васильевна.

Г. Красноярск 2017г.

Аннотация: моя методическая разработка направлена на развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованных игр. Предназначается  для  родителей и детей 5-6 лет. Родители и дети познакомятся с историей театра, его видами. Она может использоваться для расширения кругозора детей и родителей, развития интереса к театру и театральной деятельности.

Сведения об авторе:

 Ольга Васильевна Колесникова,

Воспитатель  МБ ДОУ №187, 1 квалификационная категория,

р.т.

Пояснительная записка: методические рекомендации по формированию нравственных качеств личности в процессе работы над спектаклем.

Почему я работаю над этой темой?

Темы нравственного развития дошкольников волнуют и педагогов и родителей (современные дети не в полной мере усваивают нормы общественного поведения, морали, этики, принятые в нашем обществе, не стремятся к нравственным идеалам, не умеют сами решать этические задачи действительности.

Хочу с помощью театральной деятельности решить важную проблему эмоционального раскрепощения ребенка: снятия зажатости, тревожности, привить уверенность в себе, своих силах, которая помогает успешной учебе в школе. С помощью театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе игры, просмотра театрализованных произведений, через речевые и дыхательные упражнения активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и её интонационный строй, проявляется творчество, накапливается опыт разнообразных переживаний. Театрализованная деятельность  способствует гармоничному развитию дошкольников. Их жизнь становится интереснее, содержательнее, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.

Цель разработки:  использование театральной деятельности для развития основных нравственных качеств дошкольника.
Для того, чтобы успешно провести работу и систематизировать ее результаты, я поставила перед собой следующие задачи:

Задачи:

1. Разработать методические рекомендации по использованию театральной деятельности как средства развития нравственных качеств дошкольников.
2. Подобрать народные сказки с эмоционально насыщенным содержанием.
3. Создать сценарии спектаклей по этим сказкам.
Составить перспективу работы над драматизациями сказок для возрастной группы.
4. Разработать необходимые театральные, речевые игры, этюды для знакомства детей с нравственными нормами поведения через обыгрывание различных сказочных ситуаций.

Ожидаемый результат:  реализация данной разработки по развитию творческих способностей детей посредством театрализованных игр в совместной и самостоятельной деятельности поможет развить психофизические способности (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти); речи (монолог, диалог); творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).  Чтобы быть успешным в современном обществе с его демократическими тенденциями развития, дети должны обладать социально-нравственными умениями и навыками, строить гибко отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам, разрешать возникающие конфликты.

Работа над созданием спектакля разрешает эти задачи, так как она требует от детей постоянного общения друг с другом: это рассказывание эпизодов пьесы, различные упражнения, совместные игры, этюды, работа над ролью, которая требует от партнера уважения к нему, терпения, выдержки, преодоления чувства эгоцентричности (если роль не получается, нужно уступить ее другому). Дети учатся распознавать эмоциональное состояние ближнего по мимике, голосу и проявлять при необходимости сочувствие, чуткость, взаимопомощь. Театр позволяет ребенку решать многие проблемы и ситуации опосредованно, от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе.

«Театр, самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения чувствованию, художественному воображению, сочинительству» – Л.С. Выготский. «Воображение и творчество в дошкольном возрасте»» –1991 год издания.

Театральные игры помогают воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, умение оценить действия и поступки сверстников и свои (самооценка), действовать согласованно с партнером, умение общаться со сверстниками и людьми в различных ситуациях и при необходимости устранять конфликт. Показ спектакля в целом требует большого сплочения коллектива. Дети на практике начинают понимать, что от ответственности каждого, от слаженности партнеров – исполнителей зависит успех каждого дела.

«Нравственное становление ребенка зависит от примеров героев, их стремления к совершенствованию собственной личности» – Л.Ф. Островская, 1987 г. «Беседа с родителями на нравственные темы» – пособие для воспитателей.

Драматизация развивает фантазию ребенка, умение мыслить, быть уверенным в себе, прийти к правильному выбору и, конечно, дает ребенку не только на сцене, но и в жизни реализовать свои эмпатические чувства к героям и к людям.

«Театральная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, а также заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые…» – В.Н. Сухомлинский – «История образования», В.В. Успенский, 1996 год, стр. 130.

Обогатит театральный опыт: знания о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах. Позволит решить основные образовательные задачи в соответствии с ФГОС ДО. Заинтересует родителей и воспитателей в создании предметно-пространственной среды для самостоятельного творчества каждого ребенка.

Формы организации:

*беседы и организованная деятельность;

*дидактические и театрализованные игры, упражнения;

*художественно-продуктивная деятельность;

*оформление выставок работ детей, совместного творчества детей и родителей, фотовыставки;

*поездки в театр и просмотр презентаций;

*спортивные, музыкальные развлечения.

Театральные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них незаменимой любовью. Мы, взрослые, спрашиваем, за что? Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Они смеются, переживают, грустят, огорчаются вместе со сказочными героями…

Большое и разностороннее влияние театральных игр на личность ребенка позволяет использовать их, сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие и радость.

Поэтому я использую подборку театральных игр, этюдов и импровизаций, которые не только помогают глубже понять роль, прочувствовать героя, но и способствуют формированию нравственности.

Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий

Игра «День рождения»
Цель: Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Ход игры: С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на день рождения. Г ости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки, С помощью выразительных движений, условных игровых Действий дети должны показать, что именно они решили подарить. Лучше, если гостей будет немного, а оставшиеся дети сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом они могут поменяться ролями.

Игра «Король» (вариант народной игры)
Цель: Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход игры: Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные – работники, распределяются на несколько групп (3-4), и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.
Работники: Здравствуй, король!
Король: Здравствуйте!
Работники: Нужны вам работники?
Король: А что вы умеете делать?
Работники: А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, одежду, вышивают и т.д. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становиться королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (король – жадный, веселый, злой; королева – сварливая, легкомысленная…).

Игры на превращение
Игра «Превращение детей»
Цель:
 развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение, фантазию, умение действовать согласованно с партнером.
Ход игры: Дети делятся на группы:
а) группа волшебников,
б) группа зрителей,
в) группа детей.
Волшебники договариваются, в кого они будут превращать детей: в цветы, грибы, бабочек, змей, котят…
Дети, совещаясь, какие движения они будут выполнять, как они будут изображать (например, котят) какое-либо животное, чтобы было похоже, и вместе с тем интересно, Зрители оценивают результаты.

Этюды
Умение обращаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение детей:
«Ссора», «Обида», «Встреча», «Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Разговор по телефону», «Утешение», «Поздравление, пожелания», «Покупка лотерейного билета» и т.д.

В театральном искусстве этюд – маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации. Они могут быть предложены педагогом, или сочинены детьми. Сочиняя этюд, дети должны дать ответы на многие вопросы:
Где я нахожусь?
Откуда пришел?
Куда? Почему? Кто? Зачем?

Можно придумать этюды на основные эмоции «Радость», «Грусть», «гнев», «Удивление», «Отрицание», «Страх».

Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. В работе над этюдами надо поощрять попытки детей уходить от традиционных стереотипов, будить творческое воображение и фантазию, помогая вопросами, например:
Какой герой? (ленивый, трудолюбивый, добрый или злой, голодный или сытый, глупый или умный).

Работа над этюдами и играми – импровизациями развивает многие социально – личностные качества: общительность, вежливость, предупредительность, сдержанность, деликатность, чуткость, умение считаться с интересами большинства и договариваться с детьми, соблюдать общий замысел. Соотнося свои действия с действиями других детей, ребята учатся не только критически оценивать действия сверстников, но и свои, то есть учатся самооценке.

«Ребенок может только тогда творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых».

Речевые игры
Игра со свечой
Цель:
 Развивать правильное речевое дыхание.
Ход игры: Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии.
Задача: не погасить свечу, а заставить плавно «танцевать» пламя. Выдох делается тонкой, упругой, плавной струей воздуха через сжатые губы.

Игра «Самолет»
Цель: Расширять диапазон голоса
Ход игры: В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он, то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу, то делает «мертвую петлю», наконец приземляется на аэродром. Движения: руки сопровождаются тянущимся звуком А-А-А или З-З-З. Голос следует за движениями самолета – то вверх, то вниз.
Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка всех мышц речевого аппарата (мышц губ, челюсти, языка). Здесь можно применять всем известное упражнение под редакцией М.Ф. Фомичевой «Артикуляционная гимнастика».
Свобода звучания голоса непосредственно совпадает с началом выдоха. Для достижения этого эффекта необходимы упражнения по типу; «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики» и т.д.

Упражнение «Капризуля»
Цель:
 Добиться свободы звучания голоса с мягкой атакой звука.
Ход упражнения: Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на руки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

Игра «Испорченный телефон»
Цель: Работа над дикцией, быстротой, четкостью речи.
Ход игры: Играют 2 команды. Капитан каждой команды получает свою скороговорку, Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего передает скороговорку, но цепи как можно быстрее и точнее, или выигрывает та команда, представитель которой лучше и точнее произнесет скороговорку. Например: «Лежебока, рыжий кот отлежал себе живот», «Бобр добр для бобрят», «Милая Мила мылась мылом» и: другие.

Примерные ритмопластические игры
Чтобы добиться умения детей владеть своим телом (то есть обрести мышечную свободу), необходимы ряд ритмопластических упражнений и подвижных игр на развитие двигательных способностей детей.

Г олова или хвост
Цель:
 Развитие координации движений, быстроты реакции, воображения.
Ход игры: Педагог превращается в Ивана-Царевича, а все дети в Змея-Горыныча. Иван-Царевич взмахивает мечом (линейка, палка), если взмах на уровне головы, то Змей-Горыныч должен спрятать головы (Дети, быстро наклоняются), если взмах на уровне ног – Змей-Горыныч спасает хвост, дети подпрыгивают.

Змеи
Цель:
 Развивать чувство ритма, пластику рук.
Ход игры: Дети сидят врассыпную, по-турецки, руки в стороны, ладони вниз, спина прямая. Все вместе произносят текст:
На о-хо-ту со-би-ра-ясь.
На каждый слог плавным движением приблизить тыльные стороны ладоней к плечам, и отталкиваясь от плеча:
Пол-зут змее-и из-ви-ва-ясь.
На каждый слог то же движение, но поднимая руки вверх и опуская вниз.
Можно делать упражнение без текста на звуке с-с-с-с…

Снежная королева
Цель:
 Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.
Ход игры: Сначала воспитатель, а затем и ребенок превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей, называя при этом определенные части тела (правая рука, левая рука, правая нога, левая нога, корпус, голова), соответствующие мышцы напрягаются, дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки, корпус, ноги), дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.

Ритмический этюд
Цель:
 Развивать чувство ритма, координацию движений, согласованность действий с партнерами.
Ход игры: Дети делятся сначала на 2, а по мере приобретения определенных навыков на 3 и даже на 4 группы. Первая группа придумывает ритмический рисунок и начинает его воспроизводить в хлопках. Вторая группа присоединяется, к первой, отхлопывая свой ритмический рисунок, затем включается третья группа и т.д.

Музыкально-пластические импровизации
Снежинки
То медленно, то быстрее опускаются на землю снежинки, кружась, искрясь в своем волшебном, танце. Музыкальное сопровождение: «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского.

Заколдованный лес
Страшно и таинственно в заколдованном лесу; ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивают путников в самую чащу. Музыкальное сопровождение: «Гном», муз. М. Мусогорского («Картинки с выставки»).

Во время ритмопластических игр и упражнений, дети оценивают действия своих сверстников, сравнивают их со своими собственными, это помогает прийти к правильной самооценке. Дети учатся адекватно реагировать на поведение партнеров, в том числе незапланированное. Ребята смогут определять эмоциональное состояние ближнего по мимике, голосу, при необходимости проявлять сочувствие, чуткость, взаимопомощь, умение контролировать свои поступки в коллективе.

Примерные игры на тренировку жестов и эмоций
Важную роль в общении играет умение ребенка внешне выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры и выражаются они с помощью мимики лица, жестов, пантомимы.

Способность понять эмоциональное состояние ближнего (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд) и возможность передать свои эмоции всеми доступными средствами помогают специальные игры.

Правильно выразить пластику тела помогают жесты. Жестом нужно пользоваться тогда, если он вызывается внутренней потребностью, выражает определенные чувства по отношению к окружающим. Жестом можно передать восхищение, например: поднять руки вверх, удивление (дотронуться одной рукой до груди), передать просьбу (вытянуть руку вперед, с повернутой вверх ладошкой), или несогласие (покачать головой из стороны в сторону) и т.д.

Жесты часто используются с мимикой лица, которая помогает выразить актер) разные настроения и чувства (эмоции): это радость, горе, злость, страх, удивление гнев, интерес. Работая над мимикой с помощью специальных упражнений и этюдов, педагог может рассказывать, подсказывать, вызывая нужные эмоции у детей как можно меньше показывать, чтобы не лишить ребенка внутреннего импульса эмоциональной окраски.

Бабушка Маланья
Цель:
 Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жестов, пластики.
Ход игры: Дети берутся за руки, идут по кругу, в центре которого водящий, дети поют потешку и выполняют движения.

У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей
Семь сыновей
Все без бровей
С такими глазами
С такими носами
С такими усами
С такой головой
С такой бородой
Ничего не ели
Целый день сидели
На нее глядели
Делали вот так…

(Идут по кругу, поют)
(Останавливаются с помощью мимики и жестов изображают то, о чем говорится в тексте)
(Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок)
(Повторяют за ведущим любой жест)

Считалочка
Цель:
 Развивать координацию движений, согласованность действий, чувство ритма, умение пользоваться жестами.
Ход игры: Дети произносят текст и одновременно выполняют движения.

Раз, два – острова

Два хлопка, полукруг одной рукой, затем другой.
– в сторону, как бы изображая два острова

Три, четыре – мы приплыли

Два хлопка, обеими руками изобразить волнообразные движения в направлении от себя.

Пять, шесть – сходим здесь

Два хлопка, поочередное движение правой рукой ладошкой вниз (как бы отбиваем мяч), левой ладошкой вверх (подбрасываем мяч).

Семь, восемь – сколько сосен!

Два хлопка, правая рука вытягивается вверх, затем на слове «сосен» вытягивается вверх левая рука

Девять, десять – мы в пути

Два хлопка, средними и указательными пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги»

Досчитал до десяти!

Выполнить четыре движения, по одному на каждый слог:
ладонь правой руки на голову;
тыльная сторона левой руки под подбородок;
ладонь правой руки касается правой щеки;
ладонь левой руки касается левой щеки;
Выполнить 3 движения:
правая рука вытягивается вперед;
левая рука вытягивается вперед;
звонкий хлопок в ладоши.

Дидактическая игра «Настроение»
Цель:
 Находить определенное настроение у людей и животных, изображенных на карточках, изображать сходное настроение на своем лице.
Ход игры: Педагог рассказывает детям, что у людей бывают разные настроения. Он называет ситуации и просит детей ответить, какие чувства они будут испытывать е тех или иных случаях;
мама не отпускает тебя на прогулку,
папа подарил большую, красивую игрушку и т.д.
Затем педагог показывает картинки с основными настроениями:
радость,
грусть,
испуг,
злость,
удивление,
интерес,
презрение
просит детей назвать их, или называет сам (если дети не подготовлены), читает стих:
Бывают чувства у зверей
У рыбок, птичек и людей
Влияет без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.

Затем предлагает поиграть в игру с карточками. (Каждому ребенку дается конверт с изображением людей и: животных, выражающих настроение). Для этого педагог просит каждого ребенка найти среди карточек сначала всех веселых людей, зверей, затем всех недовольных… и т.д. Ребенок внимательно рассматривает всех персонажей и определяет эмоции. Затем педагог предлагает изобразить на лице сказанное настроение, разрешая посматривать на соответствующие картинки.

Если в игре участвуют несколько детей, то они выполняют это задание по очереди. Выигрывает тот, кто сделает это лучше всех.

Когда дети научаться воспроизводит настроение с помощью зрительной подсказки, то можно пытаться выполнять то же задание без картинки, только по названии настроения.

Тренируем эмоции
Цель:
 Тренировать эмоции радости, страха, удивления
Ход игры: «Дети, давайте проделаем гимнастику для лица»
Улыбнитесь как:
кот на солнце
само солнце
Буратино
хитрая лиса
радостный ребенок
Удивитесь как:
ребенок, который увидел фокус
ребенок, который встретил волшебника
ребенок, который увидел чудо
Испугайтесь как:
ребенок, потерявшийся в лесу
заяц, увидевший волка
котенок, на которого лает собака

Этюды на развитие эмоциональной сферы вырабатывают у детей умение понять эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить свое.

Эти этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, самооценки, повышают уверенность в себе.

Задачи ритмопластики очень тесно связаны с задачами и целями занятий программы «Развитие» – выразительные движения. Занятия в игровой музыкальной форме помогают ребенку освоить способы образного перевоплощения в разнохарактерных персонажей, развивают образно-пластическое творчество в процессе свободной импровизации движений, учат самостоятельно выстраивать «рисунок» пространственного перемещения персонажей.

Игры, упражнения и эти занятия помогают ребенку показать образ «персонажа» в своей индивидуальной манере (по-своему, не похоже на других детей) и добиться пластического взаимодействия с партнером
Участвуя в театральных играх, ребенок начинает сравнивать себя с полюбившимися образами. Самостоятельное разыгрывание детьми сказок, сценок позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствие с нравственными нормами. Умело поставленные вопросы побуждают детей думать, анализировать сложные ситуации, делать выводы.

Заключение: театрализованная деятельность стала значительным помощником в решении образовательных задач. И в этом нам помогло активное использование игровой деятельности. В итоге результат получается эффективнее, а знания гораздо прочнее. Обогащается предметно-развивающая среда, развивается сотрудничество с педагогами, родителями и детьми.

Список литературы для  работы по театрализованной деятельности

 в детском саду.

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -

     М.: ТЦ Сфера, 2006.

  1. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. -  М.: РОСМЭН, 2000.
  2. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  3. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
  5. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
  6. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
  7. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008..
  8. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
  9. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
  10. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.
  11. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.. – М.: АРКТИ, 2001.
  12. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. -  Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  13. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М.: Мнемозина, 1995.
  14. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. -  М.:ВЛАДОС, 2001.
  15. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  16. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Приложение:

Предварительная работа с детьми по театральной деятельности:

-просмотр детских выездных спектаклей в ДОУ;

-просмотр презентаций об истории театра и театрального костюма;

-сюжетно-ролевые игры с детьми «Театр»;

-чтение русских народных сказок;

-игры на выражение эмоций «Сделай лицо», «Расскажи про настроение»;

-игры на развитие пластики «Делай как я», «Изобрази животное»;

-инсценировка стихотворений и сказок;

- репетиции сказок;

-совместное с детьми и родителями изготовление атрибутов к разным видам театра (БИ-БА-БО, вязаный, пальчиковый, театр теней и т.д);

Конспект  занятия по организации театральной деятельности  в  старшей группе

воспитатель

Колесникова Ольга Васильевна.

Цель: развитие устойчивого  интереса детей к театрализованной деятельности посредством игровых технологий.

Задачи:

Образовательные:  

  • Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого дошкольника обращаться к театру, как источнику особой радости, эмоциональных переживаний.
  • Познакомить с разными видами театров.
  • Уметь различать разные виды кукол.
  • Познакомить с понятием «мимика», «жесты», «голос»
  • Познакомить с театральной терминологией.

Развивающие:

  • Развивать способность понимать собеседника.
  • Развивать пантомимические навыки, воображение.

Воспитывающие:

  • Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений.
  • Воспитывать культуру поведения в театре.

Словарная работа: театр, кукловод, актёр.

Ход занятия:

1 часть: Приветствие.

Дети входят в зал, становятся в круг. Предлагаю поприветствовать гостей. Затем обращаю внимание детей друг на друга и поздороваться с помощью стихотворения:

Я здороваюсь везде

Дома и на улице.

Даже здравствуй, говорю

Я соседской курице.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро, здравствуй, день!

Мне здороваться не лень.

2 часть:  «Театр».

Дети проходят на стульчики. Провожу беседу.

-ребята, а  где проходят разные чудеса и превращения? (в сказке).

- вы любите сказки?

-  что больше любите, слушать или смотреть сказки, спектакли?

- где их можно увидеть?

- в нашем городе есть театры? Какие вы знаете?

-какой в нашей стране самый знаменитый театр? (Большой в Москве).

-какие виды  театров знаете? (использую показ слайдов презентации «Виды театров»).

-какие правила поведения существуют в театре?

-кто показывает спектакли и представления? (люди).

- а вы знаете как их называют? (актеры).

3 часть: «Превращения».

Актеры играют разные роли. Они могут превращаться в кого угодно.

-как актеры превращаются в разных героев? Переодеваются, гримируются, меняют голос. С помощью мимики и жестов можно изменить себя.

-что такое мимика? (движение мышц лица, которое меняет настроение)

-что такое жесты? (движение рук, тела, головы).

Движения: предлагаю детям встать свободно и превратиться в кого-нибудь. ( котенок,  мячик, рыбка и т.д.).

Мимика: представьте, что вас угостили конфеткой, покажите, что она сладкая, яблоко горькое, лимон кислый.

 Голос: «Маски веселые и грустные». Нужно выбрать театральную маску и голосом выразить свое настроение и состояние.

4 часть: «Волшебная коробка».

Вношу волшебную коробку с разными театральными куклами.

Рассматриваем и называем кукол. Дети дают объяснение, из какого  вида театра данная кукла.

5 часть: Представление «Курочка Ряба». Дети показывают театральную постановку, подготовленную заранее, переодевшись в костюмы.

Сценарий:

Действующие лица: ведущий, Курочка ряба, дед, баба, мышка, цыплята (все остальные дети) .
На сцене справа стоит избушка, слева – небольшая ширма. Посередине у стола сидят дед и баба.

Ведущий:

Жили- были старик да баба,

И была у них курочка Ряба.

(Из-за ширмы выходит курочка) .

Ряба.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко. Жить на свете нелегко.

Я подарок дорогой вам принесла.

Золотое яичко, а не простое снесла.

Отдает яйцо старикам.)

Баба (стучит яйцом по столу).
Ой, какое крепкое яйцо.

Дед (стучит яйцом по столу).
Да, разбить его будет нелегко!

Баба. Нет с яйца золотого толку!

Дед. Положу его на полку. (Кладет яйцо на полочку, которая стоит на краю стола.)

Звучит быстрая музыка. Выбегает, танцуя, мышка. Вертит хвостом. Смахивает яйцо на пол. Дед берет две половинки яйца.

Дед (плачущим голосом). Ой, разбилось яйцо золотое.

Баба (рассматривая). Оказалось оно пустое. (Оба плачут, причитают.) Ни съест его, ни продать.

Дед. Видно ужина нам не видать.

(Входит курочка. Жалеет стариков, гладит.)

Ряба.

Слезами горю не поможешь!

Не горюй, дед,

Не плачь, баба.

Услужить вам буду рада.

Я яичко простое снесу.

Прямо к ужину его принесу!

(
Курочка идет за ширму. Дед и баба занимаются хозяйством. Звучит спокойная музыка.)

Ведущий:

Вот и вечер уже настает.

Кура Рябушка к дому идет.

(Танец курочки.)

Баба (гладит). Наша добрая Ряба пришла.

Ряба. Посмотрите, что я принесла. (Показывает яички в корзинке. Подает одно бабе, другое деду.) Яички не золотые, а простые.

Дед. Вот это-то нам и нужно.

Баба. Будет у нас вкусный ужин.

Дед. Может, мы их в кастрюльке сварим?

Баба. Лучше на сковородке пожарим.

Ряба.

А эти яички я в гнездо положу

Да на них посижу.

Я своим их согрею теплом.

А что будет, увидите потом.

(уходит за ширму.)

Ведущий:

Много дней курочка в гнездышке сидела

И яички теплом своим грела.

Дед и баба о ней не забыли-

Каждый день ее кормили и поили.

Час пробил, и случилось чудо,

Но об этом рассказывать не буду.

Вы сейчас убедитесь сами,

Увидите все своими глазами.

(
из- за ширмы выходит курочка, а за нею идут цыплята.)

Ряба.

Квох-квох, за мной пушистые комочки.

(зрителям) Познакомьтесь, это мои сыны и дочки.

Скоро они подрастут.

(старикам) много вам яичек принесут.

(
Танец цыплят.)
Ведущий:

Ну, а вы поняли, ребята,

Откуда взялись эти цыплята?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Театр для всех!"

Уважаемые коллеги! Мой проект больше всего акцентирует внимание на то, чтобы дети начали понимать театр изнутри. В начале проекта был проведен опрос у родителей "Играете ли Вы с ребенком в театр". Вза...

Театр для Всех!

1.Пробудить интерес детей и родителей к театру.2.Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождение).3.Заинтересовать родителей ...

Проект "Театр для всех"

Проект по театрализованной деятельности с детьми  средней группы и их родителями....

Мини-музей "Театр для всех"

Создание мини -музея в ДОУ...

Проект "Театр для всех"

Цель данного проекта: познакомить детей с видами театров....

проект "Неделя театра" для всех возрастных групп.

В  МБДОУ Дс № 18 с 13 по 17 января 2014 года была проведена работа по проектной деятельности "Неделя театра" В проектной деятельности приняли участие все возрастные группы: от 1-ой младшей до под...

Проект "Театр для всех"

Тип: практико - ориентированныймартПроблема: Внешний интерес детей и родителей к театру и театральной деятельности.Обоснование проблемы:1. Недостаточное  внимание  родителей и детей к т...