Консультация "Зелёный островок"
консультация
Предварительный просмотр:
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к рукотворному миру, к себе и окружающим людям.
Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ.
Обустройство огорода в детском саду; труд и наблюдения, проводимые там, всегда были важным средством ознакомления с природой, познавательного развития и экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Наличие огорода в детском саду способствовало осуществлению непосредственного контакта ребенка с объектами природы, развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь. Благодаря огороду расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, развивались эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Великий русский педагог Василий Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования призывает обогащать детское развитие, разнообразить деятельность детей, расширять их социальные контакты, приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи ; обеспечивать реализацию Образовательной программы в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Возможности использования огорода на участке детского сада отвечают этим требованиям.
Возделывание огорода помогает каждому ребенку узнать что-то новое, проявить себя в наблюдении, труде, опытно-экспериментальной деятельности, установления социально-коммуникативных контактов и партнерских отношений с детьми разных возрастов, педагогами и другими взрослыми, вовлеченными в процесс. Особенно это важно для городских детей, которые овощи видят только на картинках и в магазине.
Не только цветы, но и здоровые, ухоженные овощные растения красивы, они вызывают эмоциональный отклик у детей, желание изображать их в художественно-продуктивной деятельности.
Использование возможностей огорода повышает и компетентность воспитателей в области практического овощеводства, познавательного и экологического воспитания дошкольников, развивает творческие способности педагогов, способствует объединению и сплочению коллектива.
Потребность в новых впечатлениях – одна из самых важных для ребенка. Известный психолог Л. С. Выготский, подчеркивая творческий характер деятельности ребенка, писал: «Чем больше ребенок видел, слышал или переживал, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных условиях будет деятельность его воображения». В соответствии с этим создание цветочных клумб на участках детского сада направлено на расширение чувственного опыта и развития органов чувств. Пробуждение в растущем человеке способности к созерцанию невозможно без развития привычки всматриваться и вслушиваться в мир природы, наслаждаться ее ароматом. Поэтому мы с детьми создали клумбы на участках детского сада. Во время посадки и ухода за цветами дети не только узнали названия цветов и их внешний вид, но также их полезные качества. Путем исследования мы познакомились с садовыми цветами, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста. Дети узнали много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом происходило развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость играли коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом. Организация труда детей в цветнике, на участке создало условия для сознательного применения ими знаний, для формирования прочих навыков гуманного отношения к живому. Кроме того, деятельность сопровождалась положительными эмоциями. Дети были увлечены самим процессом деятельности. У детей расширились представления о цветущих растениях, повысился уровень экологической культуры и бережное отношение к природе. Дети получили знания о цветах, как о полезных растениях (издают хороший запах, отчищают воздух от бактерий); расширили представления о декоративных растениях; сформировали активную позицию – не равнодушного созерцания, а деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем. Мы объяснили детям в доступной форме о необходимости охраны природы. Познакомили детей с профессиями людей, связанных с цветоводством, отметили значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых. Познакомили с условиями, необходимыми для роста и развития растений. Заинтересовали родителей в создании клумб. Познакомили детей с приемами посадки (сажать в ямки, присыпать землей, поливать). Благодаря созданию цветочных клумб мы расширили представления детей о декоративных растениях; узнали, какие растения наиболее благоприятны для нашего климата; узнали, как правильно высаживать рассаду разных цветов (петунии и бархатцы). Дети были очень заинтересованы в украшении участка цветами. Посадка и уход за цветами открыли возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром. Участие детей позволило сформировать у них ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Островок здоровья" проект
Цель; формирование осознаного отношения к своему здоровью....
Родительский клуб "Островок здоровья и безопасности" старшая группа
Родительский клуб"Островок здоровья и безопасности"старшая группа Цели:привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу, пробудить интерес к организации жизнедеятельности детей в ДОУ,...
Сценарий осеннего музыкально-спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Веселый островок эмоций и движений»
Музыкально-спортивный праздник проводится в первом квартале в сотрудничестве со специалистами ДОУ: музыкальным руководителем, психологом, инструктором по физической культуре....
Долгосрочный проект «Островок» социально- личностной направленности (01.06.2010 г. - 30.05.2011г.)
Данный проект позволяет приобщить дошкольников к истокам русской народной культуры через совместное познание ими культурных и духовных основ своего народа и своей страны. Развивает познавательные и ин...
Перспективный план работы родительского клуба "островок безопасности
Цели, задачи и план работы на год...
"Островок природы"
Проект по устройстве уголка природы в детском саду....
Творческий проект "Зеленый островок"
Мы все привыкли видеть в рекреациях железные скамейки, в лучшем случае - одинокие диванчики. Нам захотелось ...