Педагогическая гостиная "К школьной жизни готовы?"
консультация (подготовительная группа)

Петрова Татьяна Сергеевна

Презентация для использования на педагогической гостиной "К школьной жизни готовы?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pedagogich_gostinnaya_k_shkolnoy_zhizni_gotovy.ppt768.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическая гостиная «К школьной жизни готовы?» Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь писать, читать и считать, это значит - быть готовым всему этому НАУЧИТЬСЯ. Л.А. Венгер

Слайд 2

Какие они - современные дети? Более информированы. Мало читают (и слушают чтение). Рано начинают учиться в ущерб игре, духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Ограничены в общении со сверстниками. Лишены опыта исполнения социальных ролей. Полярны по уровню умственного и познавательного развития. Более открыты и стремятся отстаивать свое мнение, но и враждебнее.

Слайд 3

Это важно! «Важно обращать внимание на особенности в развитии и поведении детей и признавать то, что некоторые исключения из общего правила могут предвещать будущие сдвиги в самих правилах». Нико Ван Уденховер

Слайд 4

С 1 января 2016 года все детские сада РФ работают по ФГОС ДО ФГОС ДО Акцент на развитие творческих способностей детей Акцент на развитие у детей любознательности, самостоятельности, инициативности и ответственности Акцент на социализацию, воспитание детей

Слайд 5

Академическая модель Личностно-ориентированная модель Интеллектуальное развитие + Мотивация к обучению + Грамотность, счет + Креативность + Самостоятельность + Предметные знания + Уверенность в себе + Общие знания и навыки + Инициативность + Краткосрочные результаты + Долгосрочные результаты +

Слайд 6

Из Федерального закона «Об образовании в РФ» Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей , достижение уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Слайд 7

«Научить ребенка – это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями».

Слайд 8

КАКОЙ ОН - ВЫПУСКНИК ДЕТСКОГО САДА? - проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; способен договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявлять свои чувства, старается разрешать конфликты; - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности; - пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений; обладает развитым воображением, умеет подчиняться разным правилам в игре и социальным нормам;

Слайд 9

развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими; хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. У ребенка складываются предпосылки грамотности, умеет выделять звуки в словах; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности .

Слайд 10

Динамика личностного развития ребенка Дошкольник Деятельный, активный, любознательный, открытый. Доброжелательный, отзывчивый, положительно относящийся к себе. Уверенный в себе Имеющий чувство собственного достоинства. Навык самообслуживания Младший школьник Исследовательский интерес Коммуникативность Ответственность, саморегуляция . Уважительное отношение к другим детям и иным точкам зрения. Навык самоорганизации и ЗОЖ

Слайд 11

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

Слайд 12

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, инициативности.

Слайд 13

Дети к этапу завершения дошкольного образования (6-7 лет) в процессе воспитания и обучения учатся самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Слайд 14

Рекомендации по развитию детской инициативы для родителей. 1 . Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной. 2. Инициатива — первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить — годы. Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги по данной теме, поищите информацию в Интернете и т.д.). Только то, что делается с интересом, по-настоящему продуктивно.

Слайд 15

Рекомендации по развитию детской инициативы для родителей. 3. Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности — наличие стойкого интереса к ней. Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребенок достаточно уверен в себе. 4. Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества .

Слайд 16

Рекомендации по развитию детской инициативы для родителей. 5. Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность. 6. Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.). Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом.

Слайд 17

Рекомендации по развитию детской инициативы для родителей. 7. Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для ребенка важна оценка его деятельности родителями. Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего ребенка по телефону родственникам — то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, в общем — творить. Не скупитесь на знаки внимания!

Слайд 18

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – важнейшая задача семьи и педагогов ДОО в подготовке ребенка к систематическому обучению в школе.

Слайд 19

Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу . Важно, чтобы ребенок был здоровым , выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. У него должно быть хорошее умственное развитие , которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками.

Слайд 20

Критерии психологической готовности ребенка к школе 1. Социально-психологическая готовность к школе:  учебная мотивация (хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);  умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признает авторитет взрослых).  2. Школьно-значимые психофизические функции:  развитие мелких мышц руки (уверенно владеет карандашом, ножницами);  пространственная ориентация, координация движений (владеет определениями выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, справа-слева);  координация в системе глаз-рука (может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру);  логическое мышление (находит сходство и различие предметов при сравнении, правильно объединяет предметы в группы по общим признакам);  произвольное внимание (удерживает внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).

Слайд 21

Условия формирования психологической готовност и: адекватные и единые требования к ребенку в условиях семьи и ДОО; доброжелательный контроль и положительная оценка взрослого; построение рационального режима; адекватность стиля общения взрослых с ребенком в семье и в ДОО; формирование у детей правильных представлений о школе, учении, а также положительного эмоционального отношения к школе; охрана психологического здоровья, психологическая поддержка .

Слайд 22

Факторы риска нарушения психологического здоровья у старших дошкольников: Факторы среды (объективные, независимые) – неблагоприятные условия семейного воспитания, детского учреждения: занятость, дефицит времени, ускоренный ритм, материальные и социальные трудности, как следствие – стресс и невротизация родителей и педагогов; конфликтность (внутриличностные; скрытые, явные); бесконтрольный процесс влияния СМИ; игрушки, игры, в том числе - компьютерные; стиль общения в семье; родительское программирование (+ установки педагогов); наказания, угрозы, окрики, замечания.

Слайд 23

15 знаний ребёнка перед поступлением в школу: Своё имя, отчество и фамилия. Свой возраст и дата рождения. Своя страна, город и домашний адрес. Фамилия, имя, отчество родителей, их профессии. Времена года, месяцы, дни недели. Названия домашних, диких животных и их детёнышей. Тематический словарь: фрукты, овощи, транспорт, одежда, обувь, мебель, посуда, птицы, насекомые, ягоды. Пересказ народных сказок, некоторых произведений детских писателей. Названия и различия геометрических фигур, ориентация в пространстве, на листе бумаги (право, лево, верх, низ). Умение полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке. Способность запомнить и назвать 8-10 предметов, картинок, слов. Разделение слов на слоги по количеству гласных. Определение количества, последовательности и места звуков в слове. Хорошее владение ножницами, карандашом: способность без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать. Счет от 1 до 10. Обратный счёт от 10 до 1. Счетные операции (сложение, вычитание) в пределах 10.

Слайд 24

Решающее значение имеют не сами по себе навыки и знания, а уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности (интеллектуальная активность, желание и привычка думать, рассуждать, любознательность, пытливость ума, желание задавать вопросы, интересоваться новым).

Слайд 25

Особое место занимает: Способность и умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. 2. Умение выполнять указания взрослого (поведение, задания), действовать по правилу и образцу.

Слайд 26

Общая характеристика неготовности : ► быстрая утомляемость, неустойчивость высшей нервной деятельности; ► преобладание процессов возбуждения над процессами торможения; ► привлекательность деятельности связана с интересом и эмоциональной стороной (непроизвольность запоминания); ► неспособность быстро и часто переключать внимание; ► малая устойчивость внимания; ► высокая эмоциональность, аффективные вспышки.

Слайд 27

Как создать у ребенка положительную установку на учебу в школе? 1. Формируйте положительный образ школы ("узнаешь там много интересного", "будешь совсем как взрослый", ну и конечно: "купим красивый портфель, форму"...). 2. Познакомьте ребенка со школой. В прямом смысле слова: сводите его туда, покажите класс, столовую, спортзал, раздевалку. 3. Расскажите о своих любимых предметах, школьных друзьях, учителях.

Слайд 28

4. Покажите фотографии, грамоты, связанные со школьными годами родителей. 5. Организуйте семейные торжества по поводу школьных успехов старших детей . 6. Играйте с ребёнком в школу, обязательно со сменой ролей. Пусть он побудет учеником, а вы — учителем и наоборот. 7. Пробуйте играть во все игры согласно правил . Старайтесь учить ребенка не только выигрывать (он отлично умеет это делать сам), но и проигрывать (относить­ся адекватно к своим неудачам и ошибкам).

Слайд 29

Не забывайте читать ребенку рассказы, сказки, в том числе и о школе, пусть он их пересказывает, рассуждайте вместе, фантазируйте о том, как это будет у него, поделитесь своими личными воспоминаниями. 9. Заранее приучайте ребенка к школьному режиму (потренируйтесь летом вставать по будильнику, проследите, чтобы он мог самостоятельно заправить кровать, одеться, умыться, собрать необходимые вещи). 10. Позаботьтесь о летнем отдыхе и укреплении здоровья будущего первоклассника. Физически крепкому ребенку гораздо проще переносить психологические нагрузки.

Слайд 30

Психолого-педагогическая диагностика На начало учебного года: Уровень актуального развития на момент обследования (сентябрь). На конец учебного года: Уровень актуального развития на момент обследования (май); Определение уровня готовности к школе (май).

Слайд 31

Школа — это всего лишь ступень жизни, но от того, каким на нее встанет ваш ребенок, зависит, насколько успешно он сможет ее одолеть. Поэтому изначально очень важно определить готовность ребенка к школе и исправить имеющиеся недочеты.

Слайд 32

Заповеди для мамы и папы будущего первоклассника 1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.)».

Слайд 33

Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «ты уже большой» 6-7-летнему ребенку) очень любят послушать сказку перед сном, песенку и ласку. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений и т.п. Завтра новый день, и мы должны сделать всё, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

Слайд 34

-Будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали». - Не торопите, умение рассчитать время - ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.

Слайд 35

-Прощаясь, предупреждайте и направляйте: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было замечаний» и т.п. -Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, скажите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

Слайд 36

2 . Определите общие интересы. Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте детям в общении, дефицит общения - один из самых главных пороков семейной педагогики. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние дела. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

Слайд 37

3. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на мороженое, сравнив при этом цену на него и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.

Слайд 38

4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности («ты сможешь», «у тебя обязательно получится», «я в тебя верю»). Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного .

Слайд 39

5. Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно: не считайте всегда правым своего ребенка и неправым другого или наоборот.

Слайд 40

6. Чаще разговаривайте с ребенком. Развитие речи - залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) — пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые разные фантастические истории - о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребенок должен быть фантазером!

Слайд 41

7. Помогите ребёнку найти ответ на каждый вопрос. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же время прибегайте чаще к справочной литературе («Давай посмотрим вместе в словаре, в энциклопедии»), приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.

Слайд 42

8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. Видеть мир глазами другого - основа взаимопонимания. А это означает считаться с индивидуальностью ребенка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!

Слайд 43

9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

Слайд 44

10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку сейчас - фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если.., то...» («Если уберешь свои вещи, разрешу смотреть телевизор» и т.п.), это пагубно влияет на воспитание личности - ребенок начинает принимать позицию «ты - мне, я - тебе ».

Слайд 45

Спасибо за внимание !