Заедание клуба "Семья" на тему "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Все мы хотим встречать в жизни только хороших, глубоко нравственных, воспитанных людей, с высоким уровнем культуры и духовности. Однако, редко, когда задумываемся: являемся ли таковыми сами и правильно ли прививаем нашим детям жизненные ценности. «Да, дети нынче не те…» – часто слышимые высказывания людей старшего поколения. Но, скажите, не те – с чьей точки зрения, либо чьих стандартов? Дети  всегда одинаковы, по крайней мере, в одном стабильном показателе – своем юном, полном азарта, задора и максимализма возрасте. А вот то, каким уровнем культуры они обладают, насколько духовно и нравственно воспитаны, что несут в жизнь – действительно важно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupleniya_k_klubu_22.docx26.6 КБ
Файл klub.pptx1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Заседание клуба «Семья».

Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей  дошкольного возраста»

Дискуссия по проблеме: « Духовно - нравственное воспитание дошкольников»

 Заведующий:

 Семья и дошкольное учреждение передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места. Эту ситуацию можно  и необходимо изменить. Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка, родители играют главную роль в сообществе «педагог – родитель – ребенок».

«Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, что нужно зажечь»
Восточная мудрость

Все мы хотим встречать в жизни только хороших, глубоко нравственных, воспитанных людей, с высоким уровнем культуры и духовности. Однако, редко, когда задумываемся: являемся ли таковыми сами и правильно ли прививаем нашим детям жизненные ценности. «Да, дети нынче не те…» – часто слышимые высказывания людей старшего поколения. Но, скажите, не те – с чьей точки зрения, либо чьих стандартов? Дети  всегда одинаковы, по крайней мере, в одном стабильном показателе – своем юном, полном азарта, задора и максимализма возрасте. А вот то, каким уровнем культуры они обладают, насколько духовно и нравственно воспитаны, что несут в жизнь – действительно важно. Не случайна и тема нашего заседания «Духовно-нравственное воспитание дошкольника».

1. Вопрос: Кто знает, почему возникла в наше время проблема духовности, нравственности?

Дети не знакомы с традициями нашего народа, у них нет представлений о  нормах морали и нравственности. Воспитание ребенка превращается в подготовку к учебе, реализации удачной  карьеры. Утратили в современном обществе свою значимость понятия: добродетель, милосердие, совесть. Подростки  избивают друг друга на глазах у других, и никто не может заступиться, а ведь это наши с вами сегодняшние дети. И если мы не вложим уже сейчас понятия нравственности, сочувствия, взаимопомощи, толерантности, то пожнем, плохой урожай.

ОБОБЩЕНИЕ. И действительно, каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков мир, который он создал вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего?  Конечно, же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира и огромную роль в формировании культуры человека играют традиции, обычаи, ценности  народа, созданные предками. А для этого мы должны знакомить детей с этими традициями и ценностями.

2.Вопрос:  Что же такое нравственность и духовность?

Нравственность — это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других — для себя.

 

 Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках.

Нравственные поступки и действия — определяющий критерий нравственного развития личности.

Нравственность ребенка -это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле, формирование чувства совести

Духовность – это умение и готовность поступать так, чтобы количество добра в окружающем мире увеличивалось.

– это тонкое умение сострадать и приходить на помощь.

– это образованность, нравственная чистота и цельность мировоззрения.

– это отсутствие корыстности в мыслях, словах и поступках человека

Старший воспитатель:

3. Вопрос: Кто именно несет ответственность за воспитание и обучение своих детей в первую очередь?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ. Наверное, детский сад и родители, школа.

ОБОБЩЕНИЕ. Именно родители несут ответственность за воспитание детей. Чтобы детки  не стали «бедками». – С.А. по семейному кон\дексу

Семьи бывают разными  - полные , не полные, приемные, семьи – опекуны,  многодетные.

4.Вопрос: Для чего ребенку родители, семья?

Существует много мыслей по данному поводу и ответов на этот вопрос, но смысл один – для любви. На плечи родителей ложится огромный труд и забота. Взрослый для ребенка как проводник в жизнь, богатую событиями, впечатлениями. Именно родители наполняют мир ребенка предметами, окрашивают его различными цветами-эмоциями. Для детей же собственное ближайшее прошлое и будущее непонятно. Маленький ребенок не чувствует, не видит, что с ним скоро будет, не понимает, что с ним происходит. Не может самостоятельно оценить свое поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций. Если ребенок растет в условиях отсутствия любви, заботы, привязанности, контактов, он в последствии легко поддается сильным эмоциям (необузданному гневу, панике, азарту). Кроме того, он не в состоянии контролировать свое поведение, отвечать за поступки. Если в семье ребенок встречает любовь и принятие, он вырастает уравновешенным, способным контролировать свое поведение и чувства

5.Вопрос: Как формировать нравственность у ребенка

 В создании Атмосферы любви.( О которой мы говорили раньше) Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро.
Необходимо
Разъяснение, воздействие словом, собственным примером. Не надо говорить ребёнку то, что он хорошо знает и без нас. Необходимо задумываться над тоном, манерой разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей», ни то, ни другое не задевает душу ребёнка. Необходимо обязательно продумывать, как связать слова с жизнью, какого практического результата хотим добиться.

Социальный педагог

А как вы думаете как нужно воспитывать ребенка в строгости или ласке? Послушайте притчу  о воспитании ребенка.

Предлагаю  познакомиться с 10  заповедями «Как стать хорошим родителем». И прочитать их вместе.

В каждой семье случаются разные ситуации.я предлагаю Вам обсудить ситуации.

Тренинг: 

  • обсуждаем проблемные ситуации
  •   находим  выход из них.

Ситуация 1. В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял, опустил голову, и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата: "Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?" - Не твоё дело, своих будешь воспитывать, тогда поймёшь!- прервала она дочь и отправила сына в детскую.

Вопросы:

  • В чем состоит педагогический просчет матери?
  • Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?
  • Как бы вы поступили в таком случае?

Ситуация2. В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда радостно кричала: - Ой, как хорошо! Значит мы сейчас пойдем играть. Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал: - Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.  - Нет, пойдем, все равно пойдем? -кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.- Доченька, подожди, дай твою руку! - внезапно скомандовал отец. Люда послушно подала отцу руку, отец приложил её к своей груди и спросил: - Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы. Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану: - Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.

Вопросы:

  • Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?
  • Какие чувства по отношению к отцу возникли у Люды?
  • Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости?

Заведующий:

8. Вопрос: Считаете ли вы нужным знакомить детей с православной культурой, православными традициями в условиях светского образования?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ. Имея смутные представления о Боге, о церкви, церковной жизни, нужно прививать и ознакамливать с православными традициями и праздниками не только детей, но и нас, родителей.

ОБОБЩЕНИЕ. Духовно - нравственное воспитание детей на основе православных традиций в условиях светского образовательного учреждения – дело необычайно трудное и деликатное, требующее единения желаний всех участников: педагогов, родителей и детей.  Нельзя не учитывать проблему отчужденности,  оторванности детей от духовной жизни. Дети не имеют или имеют смутное представление о Боге, о церкви. И поэтому  в нашу задачу входит познакомить детей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес

Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, преподаваемые детям педагогами. Скорее всего, большая часть родителей  плохо представляет себе православное ученье. Также редко посещают храм, а духовное родство с Православной церковью ощущают, в основном, только через традиции и национальную культуру. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения  на основе подражания. А подражают дети, в первую очередь, родителям. Поэтому этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных  эталонах, нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

    Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать семья малышу, никто кроме нее не даст в полной мере.  Родители для ребенка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется.  Наша задача – помочь вам, уважаемые родители,  осознать то, что, в первую очередь, в семье должны сохраниться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. А мы  и вы должны познакомить детей с  духовными традициями, ценностями.

 Как-бы в подтверждение того, о чем мы с вами сегодня говорили ( о нравственно-духовном воспитании) семьи наших воспитанников представили продукты своей совместной деятельности ( мы сделали такую выставу) и  представим им слово родителям.

Обращение к  духовно - нравственным традициям видится нам особенно перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта народа. Но, воспитание духовно богатой личности невозможно без совместных усилий образовательного учреждения и семьи. Надеемся на дальнейшее сотрудничество!

Десять заповедей: как стать хорошим родителем

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

, . Тема: Духовно -нравственное в оспитание дошкольника

Слайд 2

Мы хотим, чтобы наши дети были счастливыми.

Слайд 3

Нравственность — это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других — для себя. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия — определяющий критерий нравственного развития личности.

Слайд 4

Духовность – это умение и готовность поступать так, чтобы количество добра в окружающем мире увеличивалось. – это тонкое умение сострадать и приходить на помощь. – это образованность, нравственная чистота и цельность мировоззрения. – это отсутствие корыстности в мыслях, словах и поступках человека

Слайд 5

«Семья-эта та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро» « Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В.А. Сухомлинский

Слайд 6

Семья –это система духовных ценностей, моральных норм, образцов поведения, традиций.

Слайд 7

Семья является главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Слайд 8

Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка. Здесь формируются чувства ответственности, терпимости, милосердия, долга и другие моральные принципы. Нравственные ценности, полученные в семье были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребёнок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живёт и какое воспитание получает.

Слайд 9

Притча. Разумное воспитание. Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила: — Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее? — Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал Хинг Ши. — Если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.

Слайд 11

« Дети никогда не слушались взрослых , но зато исправно им подражали» Д. Болдуин

Слайд 12

Мир в руках наших детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...