Значение занятий по ознакомлению с миром в становлении элементарных математических представлений.
консультация

Романова Елена Викторовна

Значение занятий по ознакомлению с миром в становлении элементарных математических представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение занятий по ознакомлению с миром в становлении элементарных математических представлений.

Большинство взрослых, не являющихся специалистами в области дошкольного обучения                  

 В первую очередь стремятся научить ребёнка считать, решать задачи. Они радуются, когда ребёнок считает до 50, до 100, до тысячи, складывают и вычитают числа в пределах двадцати и более.

       Однако проверка показала, что дошкольник чаще всего механически запоминают различные варианты примеров на сложение и вычитание. Знания, приобретённые подобным способом, представляют для ребёнка такой же бессмысленный набор слов, как и любая детская считалка. Часто дети, о которых идёт речь, не могут определить численности даже небольшой группы конкретных предметов, то есть не соотносят числительные с реальными предметами, не могут решить задачу, если надо действовать с реальными предметами, например, сложить несколько палочек, находящихся в левой и правой руках.

         Такие знания можно сравнить со зданием, построенным над ямой, вырытой под фундамент, но ничем не заполненной. Кроме того, подобный «способ обучения» ведёт к нарушению психического и физического здоровья детей. У таких детей налицо повышенная тревожность, существует реальная опасность возникновения заикания, частых заболеваний органов дыхания, переходящих в бронхиальную астму.

           Мы живём в реальном материальном мире. Человечество в течение своего исторического развития изобрело множество способов описания этого мира: изобразительное искусство, танец, литература, … . Математика – это один из способов описания  окружающего нас мира, описания, выраженного в математических знаках и терминах.

           Поэтому становление математических представлений в дошкольном возрасте невозможно без знакомства прежде всего с окружающим миром, с миром для описания которого люди используют различные знаковые системы, в том числе и математику.

           Психологические особенности и закономерности восприятия ребёнком множества предметов, пространства, времени, величин служат основой при разработке  методики формирования математических представлений у дошкольников.

       

   Под развитием математических представлений мы подразумеваем умение ориентироваться в окружающем пространстве, видеть множества, и величины, сравнивать множества и величины, действуя вначале с реальными предметами, а затем оперируя множествами и величинами в образном плане.

            В дошкольном возрасте мы ведём работу по развитию представлений о множествах, величинах, геометрических фигурах. А так же ведётся работа по ориентировке на себе, в окружающем пространстве, на плоскости. Кроме того, проводится работа по становлению у детей хронотопа                                             (пространственно-временных представлений ), а так же о таких мерах времени, как сутки, неделя, месяц, год, час.

Работа с множествами и действия с ними.

 Что такое цифра, число, множество.

Число - это слово, обозначающее величину множества, оно равно слову. Это просто вербальная оболочка, которая называется числом. А множество - это те предметы, которые стоят за числом. А цифра - это знак, который стоит между множеством и числом. Когда воспитатель говорит число, ребёнок представляет себе образ множества и действует с ним.

Образ множества – это способность видеть целое, способность к целостному восприятию. Это –  орфографическая зоркость. Пересчитывал предметы - восприятия множества не сложился. Пересчитывание ведет к дизграфии. Если нет целого, не будет и чтения., т. к. при чтении необходимо видеть сразу всё слово.

В младшей и средней группах становление представлений о множествах есть задача развития речи. Вовремя предметной деятельности, на экскурсиях, во время режимных процессов, на занятиях продуктивными видами деятельности, а так же в специально созданных ситуациях детям презентуются и называются все множества от 1 до 10. Создаются ситуации, когда детям необходимо увидеть и использовать в своей деятельности то или иное количество предметов. Например, во время конструирования, ручного труда, дежурства по столовой, на занятиях по физкультуре, … .У каждого ребёнка должен чётко сформироваться образ каждого множества от 1 до 5.

В дошкольном возрасте воспитатель должен так организовать пространство, чтобы употреблять в речи числительные. Ребенок должен запомнить числовую форму:  у птички 2 крыла, помой 2 руки, дай 2 вилки.

Необходимо, чтобы каждый ребёнок очень быстро мог видеть множество. Должен накопиться значительный опыт. После того, как ребёнок научится видеть множество, нужно помочь ребёнку вычленять его из всего. Первые множества состоят из 1, 2, 5 предметов.

Детям Нужно научиться со своими пальцам соотносить предметы в окружающем мире. «Принесите столько фломастеров, сколько я показываю пальцев», «Покажите столько пальчиков, сколько лапок у кролика»

После этого устанавливаем   взаимооднозначные соответствия на материале неподвижном - вырезать столько же листочков, сколько на цветке. Ты уверен докажи, ребенок должен приложить к каждому листочку свой вырезанн

После этого устанавливаем взаимооднозначные соответствия.

На экскурсиях в предметной деятельности даются задания типа:

  • найдите столько стульев, сколько у вас башмаков;
  • столько осенних листьев, сколько пуговиц у меня на пальто;
  • возьмите столько овощей, сколько цветочных горшков на подоконнике и т.п.

Закрепляем соотнесение множеств лепке, в аппликации (по 5 цветочков на горшочках, по 2, по 4 элемента).

Следующим этапом мы находим в Природе постоянные множества: 4 лапы у зверей. Это будет та точка, с которой peбёнок будет сопоставлять. Ведь если мы говорим 4 ножки стула, а у ребенка дома табурет (с 3 ножками), то это приведет к раскоординации в коре головного мозга. Итак:

         1- солнце, луна

2- крылья, руки, ноги

3-листья земляники, кислицы

  1. лапы у зверей, 4 времени года
  2. пальцев на руках
  3.  у насекомых лапок

  1. цветов радуги
  2. лап у паука

9,10- формируем позже, т к сложные 3*3, 5+5.

         

 В старшей и подготовительной группе развитие представлений о множествах проводится как часть специально организованных занятий по развитию математических представлений ( работа с косточками, палочками, пуговицами,

Кто быстрее возьмёт из кучи 4 косточки, 3, 5, 7, 8 фасолин, палочек.

Разложить по двойкам, тройкам, четвёркам, пятёркам, шестёркам, и т. д. Выкладывание из разложенных множеств различных картинок, узоров.

Как только дети научились вычленять определённое количество, оно должно быть зафиксировано (аппликация, рисунок, пришивание пуговиц).

Числовой ряд становится нужен тогда, когда за каждым числом есть образ. дети сравнивают множества по величине, находят самое меньшее, самое большее.

.Кроме того, дети учатся оперировать множествами: складывать отнимать, делить -- сначала на наглядном материале, а затем в образном плане.

Параллельно идёт работа над сравнением множеств - «жадная ворона». Жадная ворона.

Ворона раскрывает клюв, когда у неё меньше, чем у нас. Если у неё больше, то закрывает. Дети проделывают руками тоже, а затем только кистями рук.

            В подготовительной группе, кроме всего перечисленного, дети учатся сначала зарисовывать действия с множествами, а затем, после знакомства с цифрами и знаками +, --, =, записывать математические выражения. Во второй половине учебного года в подготовительной группе счёт десятками, операции с десятками и единицами в пределах сотни. Эта работа так же ведётся сначала с реальными объектами, и только к концу учебного года в образном плане.

Решение математических задач

Начинаем решать задачи на уровне предметной деятельности. Подводим детей к тому, что задача - это загадка о том, что происходило. В задаче человек лишён возможности пронаблюдать. Действует образное мышление.

По результату надо восстановить начало - т.е. из части целое - это основа дедуктивного мышления.

У ребёнка нет временных ориентировок: было, есть, будет. Он не может определить, что такое «было до того». Может сказать, если только видел.

Задачи должны быть связаны с реальной действительностью, с действиями ребёнка. Задачи составляются по темам ознакомления с окружающим миром.

Дети не знают, что такое вопрос, как его можно задать. На вопрос «что такое вопрос» дети рисуют знак «?». Просто вопроса дети задать не могут. Они даже не знают, что им неясно. Им или всё ясно, или всё неясно. Самое сложное понять, откуда трудности проистекают, про что можно спросить. Для решения этого надо ставить перед детьми проблемные задачи, задавать вопросы. Вопросы должны быть по смыслу.

  • Воспитатель даёт неполное описание игрушки. Кого я загадала? Чтобы отгадать, дети должны задать дополнительные вопросы.
  • Игра «Да», «Нет».

Следующий этап - это составление рассказов и историй.

-        Мама подарила Кате большой аквариум, а папа рыбок. Катя
обрадовалась. Рыбки были разные: и большие, и маленькие,
полосатые и т.д.

Постепенно обычная история превращается в математическую.

  • 4 рыбки было полосатых, 6 пёстрых, 2 с красными плавниками. Появились числа, но это ещё не задача.
  • Всего было 6 рыбок, 2 было больших, а остальные маленькие. Вопрос детям - что можно узнать?

Говорим детям, что это математическая история, а чтобы получилась задача, надо задать вопрос. Затем мы должны обыграть эту задачу.

Конструктивно-отобразительные игры - это есть механизм решения задач. Дети не смогут решать задачи, пока нет представлений о том, о чём говорится в задаче.

А если игры не было, то нет механизма, и идёт простое угадывание.

Если была предварительная работа, то достаточно двух недель на конкретные задачи. Главное, чтобы дети научились объяснять, что они находят.

                               

Величины.

              Становление представлений о величинах и их соотношениях является задачей ознакомления с окружающим миром и развития речи. Представления о величинах формируются у детей при конструировании, а так же в специально организованных ситуациях.

                Очень важно, чтобы не только на занятиях, но и во время других режимных процессах взрослые, окружающие ребёнка ( воспитатели, родители и другие ), правильно употребляли в речи слова, обозначающие величины: высокий—низкий, выше—ниже; толстый – тонкий, толще – тоньше; широкий – узкий, шире – уже; длинный – короткий, длиннее – короче; … . Если эти условия будут выполняться, то самостоятельно в конструктивных и других играх выстраивают сериационные ряды, используя в них до десяти предметов различных по одной из величин.

                       

  Геометрические фигуры.

   Представление о геометрических фигурах мы даём в подготовительной к школе группе после того, как дети сделали умозаключение о том, что такое «фигура» в более широком смысле ( это очертание предмета ).

                Особое место в данном разделе отводится работе с квадратом.

                 Прежде всего проводим экскурсии к дороге, к перекрёстку, наблюдаем движение машин и пешеходов. После экскурсий дети рисуют сначала сюжетные рисунки по результатам наблюдений, а потом – схематические рисунки перекрёстков. Из пересечения дорог одинаковой ширины получается квадрат:  

А при пересечении узкой и широкой дорог получается прямоугольник:

В подготовительной группе мы подводим детей к обобщению,  что предметы бывают объёмными и плоскими. Это делается на материале конструктора: куб – квадрат, шар – куб, цилиндр – может быть круг, а может быть квадрат.

Ориентировка.

Для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, ребёнку необходимо вычленить из окружающего мира себя самого, так как первичные ориентировки : впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, -- совершаются от себя.

Чтобы ребёнок почувствовал себя, своё тело, ещё с 1 младшей группы необходимо всё время рядом с ребёнком, проговаривая ему все его действия и называя все части тела, задействованные в данный момент. Например, при мытье рук называем все части рук, которые моет ребёнок (пальчики, ладони, тыльные стороны ладоней, запястье, кисть). Во время сборов на прогулку называем все части тела, на которые надеваем одежду.

Когда ребёнок начал вычленять себя из окружающего мира как субъекта действия (3,5 – 4года ), даются ориентировки в окружающем пространстве: что впереди,  что по бокам ( в старшей и подготовительной группах, для того чтобы закрепить ощущение правой и левой стороны, надеваем детям на руку браслет ), вверху, внизу. Когда ребёнок начинает ходить спиной вперёд, он в состоянии понять, что такое «сзади».

В повседневной жизни, на занятиях по физкультуре, в специально организованных ситуациях ребёнку даются разнообразные задания и поручения, для исполнения которых ребёнок ставится положение необходимости сориентироваться.

После 5 лет, когда ребёнок способен видеть своего товарища и взаимодействовать с ним, а также когда в достаточной степени развито образное мышление, ему предлагается ориентировка относительно товарища.

При выполнении таких заданий ребёнок должен как бы встроиться в другого человека и определить, где у него верх и низ, правая и левая сторона, что у него впереди и что сзади. ( «Возьми куклу, которая сидит сзади Миши». «Принеси стул, который стоит справа от Тани». )

Таким же образом предлагаем детям ориентировку на одежде, когда ребёнок не имеет возможности взять предмет одежды и приложить к себе.

В старшей группе предлагаем детям ориентировку на листе бумаги. Отличие от традиционных методик заключается в том, что первоначально мы находим с детьми верхнюю и нижнюю поверхность листа,

А также левый, правый, дальний и ближний край листа бумаги.

.

И только тогда, когда в подготовительной группе мы кладём лист на конторку, находим верхний и нижний край, как и принято в современной культуре.

В подготовительной группе создаём условия для формирования у детей представления о том, что такое «угол» ( это часть пространства между двумя пересекающимися линиями ).

Вначале ищем углы в помещении. Затем моделируем комнату в коробке.( «Поставьте стол в правый дальний угол, а кресло в левый ближний угол». ) а затем, путём зарисовывания схемы комната переносится на лист бумаги и на схеме ищем углы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕМ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

материал содержит краткое содержание занятий по ознаколению с окружающем и развитию элеентарных  матеатических представлений на год для старшей группы сЗПР...

Копмлексное занятие по ознакомлению с окружающим и формированию элементарных математических представлений: " Аквариумные рыбки и азы математики"

Занятие проводиться после нескольких наблюдений за внешним видом и поведением аквариумных рыбок....

Конспект интегрированной НОД в средней группе «Наши пернатые друзья» (ознакомление с окружающим миром и формирование элементарных математических представлений)

Конспект интегрированной НОД в средней группе " Наши пернатые друзья" (ознакомление с окружающим миром и формирование элементарных математических представлений)...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и формированию элементарных математических представлений «Бабочка – хозяйка луга» (подготовительная группа)

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и формированию элементарных математических представлений«Бабочка – хозяйка луга» (подготовительная группа)...

Цикл домашних рекомендаций по ознакомлению с окружающим миром и формированию элементарных математических представлений для родителей детей подготовительной группы с ЗПР

Данный материал содержит рекомендации, задания и упражнения для закрепления в домашних условиях в игровой форме зананий об окружающем мире, своем городе, стране, народе, а также поработать над элемент...

Конспект итогового занятия во 2 младшей группе по формированию элементарных математических представлений и ознакомлению с окружающим миром на тему «Лесная полянка»

Программное содержание:- Закреплять умение детей различать и правильно называть фигуры (круг, квадрат, треугольник);- Закрепить понятия много, один, ни одного; понимать вопрос «сколько?»- ...