«Рисунок человека. Возрастные закономерности у дошкольников»
консультация

Валентина Савельевна Гаревских

«Рисунок человека. Возрастные закономерности у  дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Рисунок человека.

Возрастные закономерности

у  дошкольников»


                                            Подготовила

Гаревских В.С.

педагог - психолог

      По мнению психологов из всех способностей, какие только есть у детей, первой проявляется способность к рисованию. Рисунки – это творение детей, маленькие шедевры их души.  В развитии детского рисования имеются четкие возрастные стадии. сменяющие друг друга в определенной последовательности.  При нарушениях в развитии наблюдается запаздывание в переходе ребенка от стадии к стадии, своего рода остановки на ранних стадиях. Эта закономерность и позволяет оценивать умственное развитие с помощью рисуночных тестов.

      Рисование человека – один из наиболее используемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста. По результатам рисунка можно сделать выводы об уровне умственного развития ребенка дошкольного и младшего  школьного возраста. Также рисунок человека позволяет определить личностные особенности автора: тревожность и страхи, депрессия и снижение настроения, сфера общения(инторовертность, экставертность), демонстративность. отстраненность,  агрессивность, негативизм, асоциальность и т.д.  В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.

                 Предметный рисунок появляется у детей приблизительно в трехлетнем возрасте.       Первая форма изображения человека (дяди, тети) — это так называемый головоног, представляющий собой округлую голову (по мнению некоторых специалистов, эта окружность символизирует голову вместе с телом) и отходящие от нее или расположенные рядом черточки — руки и ноги (количество которых может быть различным). Нередко на рисунках присутствуют также черты лица (глаза, рот, нос), иногда и волосы. Типичный головоног изображен на рис. 1. Подобный рисунок вполне соответствует норме вплоть до четырехлетнего возраста.

http://fanread.ru/img/c/?src=5064067&i=0&ext=jpg

В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения на рисунках и увеличивается количество изображаемых деталей. Дошкольники в подавляющем большинстве случаев не задаются целью передать реальную форму изображаемого объекта, в частности, человеческой фигуры. Их рисунки воспроизводят определенные схемы или графические шаблоны.

    Приблизительно к четырем годам ребенок переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека. Он составлен из отдельных частей; ноги располагаются по бокам туловища, руки обычно начинаются от его середины.

http://fanread.ru/img/c/?src=5064067&i=2&ext=jpg

    Последующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища; второстепенные детали обычно отсутствуют или они немногочисленны.

http://fanread.ru/img/c/?src=5064067&i=1&ext=jpg

     На пятом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, словно падающего, то теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. К шести годам ребенок часто рисует руки человека от верхней части туловища. Появляются различные второстепенные детали: пальцы, волосы, брови, ресницы.

http://fanread.ru/img/c/?src=5064067&i=3&ext=jpg

     Для шестилетнего возраста нормальным является детализированное схематическое изображение, содержащее все основные и большинство из наиболее важных второстепенных деталей. К последним относятся шея, уши,  пальцы рук, ступни ног, волосы или шапка, брови, одежда.

http://fanread.ru/img/c/?src=5064067&i=4&ext=jpg

    В 7 лет, к периоду младшего школьного возраста при нормальном развитии изобразительной функции ребенок овладевает реалистическим рисунком с правильным изображением строения человеческой фигуры. Это связано с принятым в нашей культуре традиционным подходом к обучению детей рисованию, с опытом рассматривания иллюстраций в детских книжках. Рисунок, на котором разные части тела не приклеены друг к другу, как на схеме, а органично переходят одна в другую без резкой границы, принято называть пластическим. Характер соединения деталей наиболее заметен на переходах от шеи к плечам, от плеч — к рукам и от туловища — к ногам. Для рисунков детей семилетнего возраста характерно сочетание элементов пластического и схематического изображения с преобладанием схематического. При этом одни части тела органично соединены между собой без резкой грани, а другие как бы приклеены.

http://fanread.ru/img/c/?src=5064067&i=8&ext=jpg

«Не умею рисовать человека!» Кому из родителей, воспитателей, не знакомы эти  слова?   Действительно, попробуй изобразить человека, когда не знаешь, как приступить к этому. Изображение человека – самое сложное в развитии изобразительного творчества  детей – дошкольников. Обучение детей дошкольного возраста изображению человека, а особенно передаче движения, процесс сложный и кропотливый, требующий от педагога умения учитывать в своей работе ряд требований и создания необходимых условий для детского творчества. Чтобы ребенок смог передать в рисунке задуманное, он должен владеть изобразительными и техническими умениями.  

Родители должны быть готовы прийти на помощь в подготовке рисунка, если ребенок об этом просит. Например, интересно разобраться, как научить ребенка в 5 лет поэтапно рисовать человека. Можно подобрать несколько вариантов, которые будут под силу даже дошкольнику. Начать следует с простых способов. Для этого понадобится простой карандаш и бумага.

  1. Сначала малыш должен набросать овал. Это будет голова. Внизу надо пририсовать шею. Она должна быть небольшого размера и размещаться по центру. К ней следует дорисовать прямоугольник (тело).

Как научить ребенка в 5 лет поэтапно рисовать человека 1

  1. Теперь внизу надо пририсовать еще один прямоугольник. По ширине он должен быть равен первому, но обязательно пусть будет длиннее. Сразу надо разделить его линией вдоль пополам, чтобы было похоже на ноги. К верхнему прямоугольнику следует пририсовать руки, а углы слегка закруглить, как плечи.

Как научить ребенка в 5 лет поэтапно рисовать человека 2

  1. Далее нужно прорисовать детали: горловину, элементы брюк, ботинки. Также стоит изобразить кисти рук (последовательность их рисования показана справа).

Как научить ребенка в 5 лет поэтапно рисовать человека 3

  1. Разбираясь, как научить ребенка в 5 лет рисовать человека, надо доступно рассказать малышу, как прорисовать детали головы, ненужные линии потом придется аккуратно стереть. Аккуратно следует изобразить глазки, носик, ротик. Также нужно набросать прическу, брови.

Как научить ребенка в 5 лет поэтапно рисовать человека 4

  1. В завершение стоит добавить косых линий, которые обозначат складки на одежде, можно добавить некоторые элементы ботинкам.

Как научить ребенка в 5 лет поэтапно рисовать человека 5

Каждая мама сможет сама разобраться, как научить ребенка рисовать поэтапно. Это позволит интересно и с пользой провести время семейного досуга.

Источники:

Венгер А.Л.  «Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство/ А.Л.Венгер.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 159 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Чебурашка» РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ВОЗРАСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Подготовила Гаревских В.С. педагог-психолог

Слайд 2

Рисование человека – один из наиболее используемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста. По результатам рисунка можно сделать выводы об уровне умственного развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Также рисунок человека позволяет определить личностные особенности автора: тревожность и страхи, депрессия и снижение настроения, сфера общения( инторавертность , экстравертность ), демонстративность . отстраненность, агрессивность, негативизм, асоциальность и т.д. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.

Слайд 3

Третий год жизни

Слайд 4

Четвертый год жизни

Слайд 5

Пятый год жизни

Слайд 6

Шестой год жизни

Слайд 7

Седьмой год жизни

Слайд 8

Младший школьный возраст


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов «Рисунок человека»

Упражнение разминки "Модное приветствие".Процедура группового психологического тренинга. Проводится в начале очередного тренингового дня – участники как-то необычно, модно приветствуют...

«РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА»

Для этого вам надо попросить ваше чадо нарисовать человека. Инструкция должна быть примерно следующей: «Нарисуй любого человека. Такого, какой тебе больше нравится. При этом на уточняющие вопрос...

Влияние теста "Рисунок человека" на эмоциональную и социальную жизнь

Интерпритация теста Маховера и Гудинафа о раскрытии через рисунок ребенка его эмоционального состояния....

Рисунок человека.

С детьми старшей группы проводилась методика: " Рисунок человека". У ребят получились красивые и яркие рисунки. Подробнее смотрите в презентации....

Тест «Рисунок человека» К.Маховер

Определение индивидуальных особенностей личности...

Рисунок человека. Возрастные закономерности

Рисунки – это творение детей, маленькие шедевры их души. В развитии детского рисования имеются четкие возрастные стадии, сменяющие друг друга в определенной последовательности....