«Включение родителей в создание условий для реализации образовательной программы ДО»
материал

Сасовская Любовь Юрьевна

Семья и детский сад - это две активные составляющие системы сотрудничества, но проблема их взаимодействия в последнее время становится одной из самых актуальных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vklyuchenie_roditeley_.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

        

 «Включение родителей в создание условий для реализации

образовательной программы ДО»

                                   

Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье.

Она для нас основа всех начал.

(Е. А. Мухачёва)

Семья и детский сад - это две активные составляющие системы сотрудничества, но проблема их взаимодействия в последнее время становится одной из самых актуальных. Взаимодействие ДОУ и семьи является важным условием в воспитании, развитии и подготовке ребенка к учебной деятельности. Совместные усилия, базирующиеся на взаимопонимании, взаимоуважении, взаимодоверии, взаимовлиянии, способствуют главной цели, которая заключается в гармоничном воспитании личности ребенка, развитии его психической, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы взаимодействия дошкольного учреждения с  семьёй.

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках ФГОС необходимо соблюдать основные принципы: 
• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
• диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения –  профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
• развитие интересов и потребностей ребенка;
• распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
• поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
• выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
• понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Педагоги современных ДОУ обучаются различным технологиям, методам и формам взаимодействия с разными типами семей. Для эффективного процесса воспитания и развития ребенка педагоги ДОУ организовывают  исследование с целью диагностики особенностей  родителей, определения типологию семьи, изучают их возрастные характеристики. Педагогу необходимо обладать такими личностными качествами как открытость, искренность, проницательность, он должен располагать родителей к доверительному общению, что способствует снижению тревоги и совместному преодолению трудностей. Открытое прямое сотрудничество, взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, активное включение родителей в жизнь детского сада - главный принцип взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, при котором возможно выполнение главной цели воспитательного процесса - гармоничное развитие личности ребенка.

В современных социально-экономических, общественно-политических условиях образовательные учреждения по-разному реагируют на происходящие изменения. Одни из них не прогнозируют изменения, ориентируются на существующие требования и условия и меняются только тогда, когда не меняться просто нельзя. Другие стремятся опережать события, осуществляя инновационную деятельность. Характерной чертой нашего ДОУ является поиск различных путей реализации своих функций, их обновления и расширения.

Тенденциями изменения и разнообразия ДОУ последних лет в соответствии с запросами населения стало увеличение количества детских садов различных видов. Появляются и новые формы дошкольного образования, идет обновление его содержания, активно развивается инновационная деятельность. Претерпевают изменения формы включенности родительской общественности в образовательный процесс ДОУ: взаимодействие, сотрудничество и партнерство. Востребовано создание центров игровой поддержки детей, консультативных пунктов, клубов по интересам. Проводимая ранее в ДОУ работа с родительской общественностью чаще всего имела фрагментарный характер, не обеспечивала нормативно-правовой базой, пакетом методического инструментария. Вопрос выстраивания системы работы ДОУ в соответствие с ФГОС наше образовательное учреждение рассматривает как особое рыночное звено, где действует алгоритм «спрос – предложение». Управление осуществляется на уровне предложения и взаимодействия.

Один из инструментариев – образовательный маркетинг (изучение рынка, воздействие на потребительский спрос). Заказчик (родитель) предъявляет сегодня образовательному учреждению разнообразные требования: образование по выбору, повышение престижа ДОУ; привлечение инвестиций, спонсоров для решение проблем образовательных услуг. Таким образом, одна из целей деятельности образовательного учреждения – правильное определение ниши ДОУ через включение родительской общественности в образовательный процесс учреждения, успешное продвижение на рынке образовательных услуг. Предназначения  ДОУ рассматривается как особенное предназначение образовательного учреждения и важнейшее основание, позволяющее ему, в конечном счете, предъявлять образовательные услуги, отличные от уже имеющихся в округе. Следовательно, имидж – образ нужно целенаправленно формировать постоянно. Через имидж до потребителя доводится мысль, что деятельность ДОУ имеет своей целью удовлетворить потребности конкретных родителей. Проблема Выстраивание новой модели включения родительской общественности в образовательный процесс ДОУ через новые формы дошкольного образования, закрепленные в нормативно- правовой базе и обеспеченные пакетом методического инструментария.

Задачи:

  • создать нормативно-правовую базу по данному направлению деятельности,
  •  освоить новые формы работы с родительской общественностью,
  • разработать пакет методического инструментария,
  • сформировать имидж образовательного учреждения; повысить его конкурентность на рынке образовательных услуг.

Планируемые результаты:

  • внедрение новых форм дошкольного образования: консультативных пунктов для родителей , не посещающих ДОУ ; лекотеки; групп кратковременного пребывания
  • создание нормативно-правовой базы по данному направлению деятельности,
  •  формирование имиджа образовательного учреждения; освоение механизма успешного продвижение образовательных услуг на рынке образования.

Программа поддержки предполагает реализацию всех этапов:

  • выстраивание системы работы по освоению технологий включения родительской общественности в образовательный процесс ДОУ;
  • определение (выбора) и формирование имиджа учреждения, его характеристик;
  • овладение различными механизмами контролинга;
  • простраивание траектории продвижения ДОУ на рынке образовательных услуг.

Нами была разработана Программа поддержки «Современные подходы к включению родительской общественности в образовательный процесс ДОУ».

На втором этапе реализации Программы мы сделали акцент на направление «разработка и освоение новшеств». В результате реализации Программы поддержки:  были внедрены новые формы дошкольного образования, призванные оказать помощь родительской общественности в воспитании детей;  создана нормативно-правовая база по данному направлению деятельности;  нами были освоены новые формы работы с родительской общественностью; разработан пакет методического инструментария. Оказание методической поддержки в рамках Программы поддержки подтвердило эффективность нашей консультационной работы. Реализация Программы поддержки является новой формой инновационной деятельности нашей методической службы, наработки практики по включению родительской общественности в образовательный процесс ДОУ. Приобщая родительскую общественность к взаимодействию, подчеркивая важность их деятельности в образовательном пространстве, мы решаем различные задачи развития ДОУ. Разработка и апробирование методической поддержки инноваций показало, что такая форма методической деятельности способствует решению многих педагогических и управленческих задач: актуализации проблем развития, стимулирования инновационного поиска, создания благоприятного климата для педагогов – новаторов, распространение инноваций в педагогической системе, создание управленческих условий для закрепления инноваций.

Семья и ДОУ, как две стороны, воспитательного процесса, должны проявлять понимание, такт в воспитании и обучении ребенка. Стремление родителей уважать и учитывать интересы ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции - это залог гармоничного развития личности, воспитания характера и интеллектуального развития ребенка.

Проведение совместных семинаров, практикумов, посещение родителями семейных клубов, тренингов способствует созданию условий для творческого развития и самореализации педагогов, родителей, детей. Нетрадиционной формой взаимодействия ДОУ с семьей является включение родителей в дидактические, ролевые, и развивающие игры детей. Активное включение родителей в микросоциум детского сада является большой ценностью, которая проявляется в сплочении семейных связей, приобретении нового социального опыта детей, стимулирование их творческой активности.

В случае возникновения сложных взаимоотношений, непонимания и других психологических диссонансов между родителями и ребенком, сотрудничество психологической службы ДОУ, воспитателей и семьи поможет выявить причину возникших проблем, и показать возможности методы и пути ее решения. Несовпадение взаимных ожиданий родителей и коллектива ДОУ, недоверие и непонимание между семьей и дошкольным образовательным заведением, трудности выбора оптимальных форм взаимодействия - это сложности, которые часто возникают в сотрудничестве ДОУ и семьи. Разработка и внедрение системы активного включения родителей в жизнь ДОУ является наилучшим методом решения сложностей взаимодействия. Воспитание, развитие и образование детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Ведь именно родители закладывают фундамент к формированию характера ребенка, его особенностей взаимоотношений с окружающими людьми, уровня социализации ребенка. Главной задачей педагогического коллектива привлечь родителя к сотрудничеству, для эффективного их взаимодействия, с целью решения главных задач воспитания и развития ребенка.

Мы создали Школу  «Умных родителей ». Она  осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей дошкольного возраста, на основе современных методов организации разнообразных видов деятельности.  У нас в ДОУ открыты группы кратковременного пребывания для обычных деток .Цель - развитие детей на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

 Открыты группы кратковременного пребывания для детей с ОВЗ. Основными задачами деятельности групп  являются:

  • оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ;
  • разработка индивидуальных программ ,и организации психолого - педагогического сопровождения ребенка;
  • обучение родителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений способам применения различных видов и  средств обучения;
  • организация на основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
  • консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;
  • ознакомление родителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений с современными видами игровых средств обучения.

Содержание и методы деятельности Группы определяются программой нашего образовательного учреждения, программами дополнительного образования, адаптированными образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми учреждением в соответствии с государственными требованиями в области дошкольного образования.

Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальные и групповые занятия , консультация, тренинги. В работе групп могут принимать участие родители. Групповая работа может быть организована несколькими специалистами одновременно. Индивидуальная работа с детьми организуется в присутствии родителей. Посещение групп кратковременного пребывания можно считать начальной ступенью дошкольного образования, которая может помочь ребенку не только приобрести специальные навыки, но и развить его психические процессы, а также научить родителей понимать и принимать малыша таким, какой он есть, принимая полноценное участие в его развитии и воспитании.

Семья является главной, уникальной, первой малой группой, с которой ребенок неразрывно связан всю жизнь. Семья принимает главное участие в процессе всестороннего развития личности дошкольника, а педагогический коллектив ДОУ помогает родителям в решении трудностей в вопросах воспитания ребенка. Внимание родителей и коллектива ДОУ к личности ребенка поможет ему определиться в выборе видах развивающей деятельности, понять, что ему больше нравится, где он сможет достичь успеха. Спортивные и танцевальные секции, кружки творчества - это развивающая микросреда ребенка, где он приобретает опыт, чувство успеха, уверенность в своих силах, где он проявляет себя как личность, воспитывает лидерские качества, преодолевает страх и неуверенность. Поэтому очень важно чтобы родители и воспитатели обратили внимание на интересы ребенка, его задатки, и правильно организовали для него развивающую деятельность.

Поколение людей ХХІ века знают критерии и понимают значение качественного образования, и стремящихся обеспечить им своего ребенка. Родителям необходимо быть уверенными, что система ДОУ поможет им в решении воспитательных и образовательных вопросов, и в то же время не навредит ребенку, его интеллектуальному, физическому, творческому и личностному развитию. Педагоги, которые эффективно взаимодействуют с родителями, заручаются их пониманием, пользуются уважением, всегда найдут обоюдное решение разного рода проблем. Современными зарубежными исследователями доказано, что детский сад способен удовлетворить педагогический запрос семьи, когда он пользуется «открытой системой». Открытая система является простором для эффективного педагогического труда, и коллектива из единомышленников: родителей воспитателей ДОУ.


Список литературы

  1. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст // Альманах института коррекционной педагогики РАО. Книжное приложение №4. – М.: ИКП РАО, 2001.
  2. Башина В. М. Ранняя детская шизофрения (статика и динамика) – М.: Медицина, 1989.
  3. Зайцев Д. В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования. – 2004. – № 7. – С. 127—132.
  4. Зарецкий В. К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 1. – С. 83—95.
  5. Инклюзивный детский сад. – М., 2009.
  6. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. – М.: ВЛАДОС, 2006.
  7. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Учеб. пособ. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009.
  8. Никольская О. С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. – М.: Центр лечебной педагогики, 2000.
  9. Опыт работы интегративного детского сада / Сост. В. В. Алексеева, И. В. Сошина. – М.: Департамент образования г. Москвы, 2007.
  10. Опыт работы интегративного детского сада. – Тенериф, М., 2004.
  11. Опыт работы интегративного детского сада. Часть 2. / Сост. М. М. Прочухаева, Т. П. Медведева. – М.: Департамент образования г. Москвы, 2005.
  12. От «Школы для многих» к «Школе для всех» / Пер. Ч. Гюнваль // Дефектология. – 2006. – № 2. – С.73—78.
  13. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах: диагностика, рекомендации, разработки уроков и внеклассных занятий / Авт. – сост. Т. Н. Гордеюк, Л. И. Егошкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  14. Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2010.
  15. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и ее использование в практической деятельности / Под общ. ред. М. М. Семаго. – М.: ГЕНЕЗИС, 2011.
  16. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М.: АРКТИ, 2005.
  17. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2005.
  18. Семаго Н. Я., Чиркова О. Ю. Типология отклоняющегося развития: Недостаточное развитие / Под общ. ред. М. М. Семаго. – М.: ГЕНЕЗИС, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рекомендации родителям по созданию условий для проведения занятий с детьми"

Рекомендации родителям по созданию условий для проведения занятий с детьми с нарушениями зрения....

Опыт работы с родителями по созданию условий для двигательной активности детей на прогулочном участке.

опыт работы по физическому развитию на участке группы в различные сезоны....

Рекомендации родителям для создания условий для успешной адаптации детей к ДОУ.

Чтобы ребенок как можно легче перенес процесс адаптации в детском саду, родителям нужно предпринять несколько шагов.Подготовка к поступлению в детский сад.На определенном этапе жизни каждый родитель с...

Рекомендации родителям для создания условий для успешной адаптации детей к ДОУ

Чтобы ребенок как можно легче перенес процесс адаптации в детском саду, родителям нужно предпринять несколько шагов....

Доклад для педсовета на тему: «Совместная работа педагогов и родителей по созданию условий для укрепления физического здоровья детей в д/с и дома»

Одному древнему философу задали вопрос “Что является ценным для человека – богатство или слава?”Он ответил так “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного...

Организация работы с родителями по созданию условий для социально - коммуникативного развития детей

     "Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется всестороннее развитие личности. В то же время это период, в течение кот...