Художественно-творческое развитие в дошкольном образовании
учебно-методический материал

Лукьянова Ульяна Валерьевна

Эта статья раскрывает особенности художественно-творческой деятельности дошкольном образовании, а также роль направления этого вида деятельности во всестороннем развитии ребёнка

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Художественное творчество в детском саду имеет очень важное значение для полноценного развития детей. Многочисленные исследования говорят о том, что именно в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться творческие способности. Очень важно не упустить этот момент и воспользоваться им. Творческая деятельность ребёнка имеет огромное значение для его развития, в том числе и интеллектуального, поэтому необходимо всячески поощрять инициативу ребёнка заниматься творчеством.  В определённый момент ребёнок начинает активно рисовать, а также у него проявляется желание попробовать себя и в других видах творческой деятельности. Такому процессу нельзя мешать, а следует использовать  его для того, чтобы развить полноценную личность. В этот момент возникает педагогическая необходимость сформировать у ребёнка желание целенаправленно заниматься творчеством. Задача воспитателя помочь ребёнку начать творить осознанно. Ведь когда ребёнок начинает осознанно заниматься творчеством, ставить цели и добиваться их, тогда он начнёт по-другому воспринимать окружающий мир. Исследования показывают, что когда ребёнок начинает заниматься творчеством осознанно, его мышление развивается. Следовательно, очень важно начинать развитие творческого начала ребёнка с самого раннего возраста, так как период активного развития творческих способностей приходится как раз на период дошкольного детства.

   Творческое начало каждого ребёнка проявляется, в первую очередь в играх. Зеньковский В.В. в своей работе «Психология детства» говорит о том, что игра даёт ребёнку чувство власти над предметом игры, развивает желание пробовать на нём свои силы, развивает вкус к свободной и творческой активности. Благодаря именно этому игры оформляют перед душой ребёнка новую и манящую к себе перспективу творчества, создают новые стимулы к активности, обуславливают приток энергии и благодаря этому являются очень существенным фактором развития. Поэтому для успешного развития творческих способностей необходимо обеспечить детей правильными игрушками, которые должны быть максимально направлены на развитие интеллекта и творческих способностей. Этому способствует создание в групповом помещении детского сада  уголков и игровых зон, таких как уголок «Развивайка», уголки сюжетно-ролевых и строительно-конструктивных игр, экспериментирования и природы, изо и математики, уголок безопасности и юного пешехода, уголок патриотического воспитания, музыкальный и физкультурно-оздоровительный, уголки «Театр» и «Дом книги», уголок развития речи и уединения.

   На развитие творческих способностей ребят оказывает влияние детский театр. Такое творчество идёт на пользу, развивая воображение у детей, а значит потенциал к творчеству в целом. Такой вид искусства как кукольный театр замечательно подходит для развития творческих способностей: дети играют со своими любимыми игрушками, следуя при этом сюжету, или могут самостоятельно придумывать его. Задача воспитателя при этом сделать так, чтобы у детей появилась цель. Например, задать ситуацию, для решения которой потребуется задействовать воображение, тем самым активизировав творческий потенциал детей (День рождения или болезнь куклы, поездка в гости и т.д.).

   Для развития художественно-творческой деятельности необходимо использовать все возможные ситуации. Тематические праздники и утренники (осенний праздник, Новогодний утренник, праздники посвящённые 8 марта и 9 мая и т.д.), которые проводятся в детских садах, несут в себе не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции. Основной задачей педагогов, пользуясь интересом и увлечённостью детей, объединить в этом виде деятельности эстетическое и нравственное воспитание, умение видеть и понимать прекрасное. Праздник - это замечательная возможность всестороннего развития ребёнка. Праздник синтезирует в себе многие виды искусства, так как в любом празднике присутствуют музыка, литература, пантомима, театр. Широкое использование их средств в работе с  детьми способствует не только развитию их творческих способностей, но и расширению кругозора, а также формированию взглядов и норм поведения.

   Основой любого праздника является музыкальная деятельность. В  детском саду она состоит из песен и танцев. Пение является немаловажным элементом в таком процессе, как развитие речи детей, так как оно привносит большую помощь в развитие голоса, произношения и слухового восприятия.

   Такая речевая деятельность, как разучивание стихов, также играет свою важную роль в празднике, в любом  детском саду. Данный вид деятельности в специализированном детском саду для детей с ТНР, в отличие от массового, отличается более тщательным отбором речевого материала, в соответствии с возможностями и состоянием речи каждого конкретного ребёнка и проведением подготовительной работы, включающей в себя полное и всестороннее изучение текста, которое позволяет, помимо заучивания и воспроизведения слов в определённой последовательности,    понять смысл стихотворения, овладеть всеми словами произведения и использовать их в активном словаре.

   Большие успехи в изучении детского творчества сделаны в изучении рисования и лепки. Рисование, как форма творчества, с наибольшей полнотой изучено в настоящее время. Рисование является не только средством эстетического творчества, изображением тех или иных образов, но также оно является техническим введением в сферу той активности, с помощью которой мы можем творить, созидать нечто объективное, реальное. Также этому служат построительные игры и лепка, и они  способствуют этому «творческому сознанию», этой «творческой установке», но рисование-самый доступный и простой путь в развитии этого. Рисование играет огромную роль в общем развитии творческой жизни детей, в особенностях их эстетического творчества, в развитии точности восприятия. Благодаря этому оно становится ценным фактором в способности восприятия и наблюдения, в развитии внимания, а также в интеллектуальном созревании ребёнка. Велика роль рисования и в общем техническом развитии детей. Ведь техническая свобода, умение воплощать свои мысли, фантазии и планы являются очень важной способностью.

   Лепка тоже имеет большое значение в эстетическом и техническом развитии детей, т.к. занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

   Но для развития у каждого воспитанника творческих способностей, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен обеспечивать эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Самое главное -  помнить, что для дошкольника важнее процесс, чем результат. Поэтому задача педагога -  сделать этот процесс как можно более комфортным для ребёнка.



Предварительный просмотр:

   Художественное творчество в детском саду имеет очень важное значение для полноценного развития детей. Многочисленные исследования говорят о том, что именно в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться творческие способности. Очень важно не упустить этот момент и воспользоваться им. Творческая деятельность ребёнка имеет огромное значение для его развития, в том числе и интеллектуального, поэтому необходимо всячески поощрять инициативу ребёнка заниматься творчеством.  В определённый момент ребёнок начинает активно рисовать, а также у него проявляется желание попробовать себя и в других видах творческой деятельности. Такому процессу нельзя мешать, а следует использовать  его для того, чтобы развить полноценную личность. В этот момент возникает педагогическая необходимость сформировать у ребёнка желание целенаправленно заниматься творчеством. Задача воспитателя помочь ребёнку начать творить осознанно. Ведь когда ребёнок начинает осознанно заниматься творчеством, ставить цели и добиваться их, тогда он начнёт по-другому воспринимать окружающий мир. Исследования показывают, что когда ребёнок начинает заниматься творчеством осознанно, его мышление развивается. Следовательно, очень важно начинать развитие творческого начала ребёнка с самого раннего возраста, так как период активного развития творческих способностей приходится как раз на период дошкольного детства.

   Творческое начало каждого ребёнка проявляется, в первую очередь в играх. Зеньковский В.В. в своей работе «Психология детства» говорит о том, что игра даёт ребёнку чувство власти над предметом игры, развивает желание пробовать на нём свои силы, развивает вкус к свободной и творческой активности. Благодаря именно этому игры оформляют перед душой ребёнка новую и манящую к себе перспективу творчества, создают новые стимулы к активности, обуславливают приток энергии и благодаря этому являются очень существенным фактором развития. Поэтому для успешного развития творческих способностей необходимо обеспечить детей правильными игрушками, которые должны быть максимально направлены на развитие интеллекта и творческих способностей. Этому способствует создание в групповом помещении детского сада  уголков и игровых зон, таких как уголок «Развивайка», уголки сюжетно-ролевых и строительно-конструктивных игр, экспериментирования и природы, изо и математики, уголок безопасности и юного пешехода, уголок патриотического воспитания, музыкальный и физкультурно-оздоровительный, уголки «Театр» и «Дом книги», уголок развития речи и уединения.

   На развитие творческих способностей ребят оказывает влияние детский театр. Такое творчество идёт на пользу, развивая воображение у детей, а значит потенциал к творчеству в целом. Такой вид искусства как кукольный театр замечательно подходит для развития творческих способностей: дети играют со своими любимыми игрушками, следуя при этом сюжету, или могут самостоятельно придумывать его. Задача воспитателя при этом сделать так, чтобы у детей появилась цель. Например, задать ситуацию, для решения которой потребуется задействовать воображение, тем самым активизировав творческий потенциал детей (День рождения или болезнь куклы, поездка в гости и т.д.).

   Для развития художественно-творческой деятельности необходимо использовать все возможные ситуации. Тематические праздники и утренники (осенний праздник, Новогодний утренник, праздники посвящённые 8 марта и 9 мая и т.д.), которые проводятся в детских садах, несут в себе не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции. Основной задачей педагогов, пользуясь интересом и увлечённостью детей, объединить в этом виде деятельности эстетическое и нравственное воспитание, умение видеть и понимать прекрасное. Праздник - это замечательная возможность всестороннего развития ребёнка. Праздник синтезирует в себе многие виды искусства, так как в любом празднике присутствуют музыка, литература, пантомима, театр. Широкое использование их средств в работе с  детьми способствует не только развитию их творческих способностей, но и расширению кругозора, а также формированию взглядов и норм поведения.

   Основой любого праздника является музыкальная деятельность. В  детском саду она состоит из песен и танцев. Пение является немаловажным элементом в таком процессе, как развитие речи детей, так как оно привносит большую помощь в развитие голоса, произношения и слухового восприятия.

   Такая речевая деятельность, как разучивание стихов, также играет свою важную роль в празднике, в любом  детском саду. Данный вид деятельности в специализированном детском саду для детей с ТНР, в отличие от массового, отличается более тщательным отбором речевого материала, в соответствии с возможностями и состоянием речи каждого конкретного ребёнка и проведением подготовительной работы, включающей в себя полное и всестороннее изучение текста, которое позволяет, помимо заучивания и воспроизведения слов в определённой последовательности,    понять смысл стихотворения, овладеть всеми словами произведения и использовать их в активном словаре.

   Большие успехи в изучении детского творчества сделаны в изучении рисования и лепки. Рисование, как форма творчества, с наибольшей полнотой изучено в настоящее время. Рисование является не только средством эстетического творчества, изображением тех или иных образов, но также оно является техническим введением в сферу той активности, с помощью которой мы можем творить, созидать нечто объективное, реальное. Также этому служат построительные игры и лепка, и они  способствуют этому «творческому сознанию», этой «творческой установке», но рисование-самый доступный и простой путь в развитии этого. Рисование играет огромную роль в общем развитии творческой жизни детей, в особенностях их эстетического творчества, в развитии точности восприятия. Благодаря этому оно становится ценным фактором в способности восприятия и наблюдения, в развитии внимания, а также в интеллектуальном созревании ребёнка. Велика роль рисования и в общем техническом развитии детей. Ведь техническая свобода, умение воплощать свои мысли, фантазии и планы являются очень важной способностью.

   Лепка тоже имеет большое значение в эстетическом и техническом развитии детей, т.к. занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

   Но для развития у каждого воспитанника творческих способностей, заложенных природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен обеспечивать эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Самое главное -  помнить, что для дошкольника важнее процесс, чем результат. Поэтому задача педагога -  сделать этот процесс как можно более комфортным для ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в дизайнерской деятельности"

материал из опыта работы представлен на городском методическом объединении по дизайн – деятельности - особому виду художественной деятельности, объединяющей в себе различные виды творчества: рис...

Дизайн – как метод проектной деятельности, направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...

Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы. Тема: «Изготовление новогодних шаров в технике «Декупаж»» Цель: развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Задачи: Образовательная: -практическое закрепление

Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы.Тема: «Изготовление новогодних шаров в технике «Декупаж»»Цель: развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста...

Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста....

Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в художественно-продуктивной деятельности.

Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей...

«Развитие художественно-эстетической деятельности через интеграцию разных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности детей среднего дошкольного возраста»

«Развитие художественно-эстетической деятельности через интеграцию  разных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности детей среднего дошкольного возраста»...

«Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через технологии «Дорисовывание рисунка» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Данный материал направлен на формирование самостоятельности при дорисовывании целостного изображения на основе заданных геометрических форм у дошкольника с РАС. Поможет познакомить ребенка с техникой ...