Как в сказке
консультация

Андреева Ирина Юрьевна
"По тому, какую сказку в детстве предпочитает ребенок, можно судить, каков будет сценарий его взрослой жизни." Эрик Берн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_v_skazke.docx14.1 КБ

Предварительный просмотр:

Как в сказке!

Сколько диссертаций и научных монографий написано о детских сказках — не сосчитать. Американский психолог Эрик Берн был уверен: по тому, какую сказку в детстве предпочитает ребенок, можно судить, каков будет сценарий его взрослой жизни.

Зачитывается девочка «Спящей красавицей» — значит, в будущем в общении с мужчинами предпочтет тактику «завоюйте меня, красавицу, сами, а я стану пассивно наблюдать за вашими попытками разбудить мои эмоции». Обожает «Золушку» — будет жить по принципу: «Все хорошее дается тяжелым трудом». Я, конечно, утрирую, но сказка — она и вправду значит для ребенка очень и очень многое. Сказками лечат детские страхи, сказками учат общению... Недаром сказки — самый любимый жанр дошкольников.

«Я заметила, — рассказывает Елена, мама четырехлетнего Павлика, — что мой сын «читает» каждую сказку раз по десять. Если мы берем с полки «Красную Шапочку» — значит, мы и завтра перед сном будем читать «Красную Шапочку», и послезавтра, и послепослезавтра... И только потом, недели через полторы, начнется эпоха «Мальчика-спальчик» или «Царевны-лягушки»...

Ничего удивительного в этом нет. Каждый сюжет малышу нужно прожить, примерить на себя, «переварить» — так что не возмущайтесь: «Мы с тобой уже прочитали „Кощея Бессмертного“, давай сегодня возьмем другую книжку!» Вы — прочитали, а ваш малыш — еще нет. Он еще читает. Не мешайте ему. Лучше раскрывайте книгу и начинайте с выражением про «яйцо в утке, утка в зайце»... К пяти годам воображение и мышление малыша развиваются до такого уровня, что он уже может уследить за хитросплетениями сюжета и переживаниями героев — но пока еще не так быстро, как это происходит у взрослых.

Порой мамы ужасаются «шквалу насилия и жестокости», которые они обнаруживают в сказках. Нет, ну куда это годится — волку вспарывают брюхо и извлекают оттуда Красную Шапочку, Змею-Горынычу отрубают махом сразу три головы (да, не белый и пушистый, но все ж живое существо)... Не драматизируйте, мамы! Для маленького ребенка волк, которому вспороли брюхо — не реальное животное, испытывающее реальную боль, а обобщенный образ зла, которое должно быть наказано.

Другие мамы боятся читать малышам «страшные сказки» — с Бабой Ягой, тем же Змеем Горынычем, троллями... Однозначных рецептов тут не существует — в первую очередь нужно ориентироваться на реакцию малыша.

Если кроха увлечен сюжетом и не боится Бабы Яги — вам этой почтенной старушки тем более незачем опасаться

В конце концов, вспомните свои поездки в пионерский лагерь. Что рассказывалось вечером после отбоя? «В черном-черном лесу росло черноечерное дерево...», «Открыла девочка дверь — и в комнату въехал гроб на колесиках», «И исчезла девочка, а желтые шторы так и остались висеть». Классические детские страшилки. В двенадцать лет пощекотать себе нервы хочется «Красной рукой», а в пять — «Кощеем Бессмертным». Нормальный психологический тренинг перед реальными страхами взрослой жизни. Впрочем, если малыш слишком бурно реагирует на перипетии «страшного» сюжета, плохо засыпает после таких сказок — отложите их до лучших времен. Перед сном вообще лучше читать что-нибудь успокаивающее, не вызывающее бурных эмоций.

Считается, что сказка должна иметь конец в стиле: «И жили они долго и счастливо». Однако далеко не всегда после прочтения сказки хочется крикнуть «Ура!» и бросить в воздух чепчик. Тот же Ганс Христиан Андерсен, которого мы отложили в полтора года, был редкостным пессимистом. Одна его «Русалочка» чего стоит! Можно ли читать малышам сказки со столь... неоднозначным концом? Да, конечно. Такие произведения развивают чувства малыша, учат сопереживать, понимать боль другого.

Только не говорите, жалея кроху: «Да не плачь, все потом у Русалочки стало хорошо!»

Не стало. И для малыша важно это знать — иногда случается так, что события развиваются не лучшим образом и нам уже ничего не изменить. Мы можем только научиться правильно принимать это. Но, конечно, увлекаться грустными сказками и историями не стоит. Большинство детских книг должны быть веселыми и позитивными! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...