Сенсорное развитие детей раннего возраста.
методическая разработка

Сенсорное развитие детей имеет направленность на формирование полноценного восприятия детьми окружающей действительности, а также является основой для познания мира и самой первой его ступенью является чувственный опыт. В значительной степени успешность, как умственного, так и физического и эстетического воспитания ребенка зависит от уровня его сенсорного развития, т.е. от того, насколько совершенно он может слышать, видеть, осязать окружающее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей по развитию сенсорных способностей ребёнка раннего возраста в семье.

Уважаемые, родители!

Вашему ребёнку исполнилось 2 года. Именно в этом возрасте формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Чтобы это формирование было полноценным, необходимо постоянное умелое руководство со стороны взрослых.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребёнка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе.

Основным средством сенсорного воспитания детей раннего возраста являются дидактические игры, основная задача которых – накопление разнообразного сенсорного опыта

Все дидактические игры делятся на три основных вида:

• игры с предметами (игрушками, природным материалом);

• настольно – печатными;

• словесными.

Для развития малышей много разнообразных магазинных игр, но игры по сенсорному развитию можно сделать своими руками из бросового материала. При изготовлении игр на дому можно использовать пуговицы различных цветов и размеров, разноцветные камни, трубочки из под сока разной длины, колпачки от старых фломастеров, шишки, счётные палочки, пластмассовые разноцветные крышечки, мелкий конструктор, наборы шнурков и мягкой проволоки, пластиковые бутылки.

Все игры должны быть безопасны, находится в доступном месте и дети могут в любой момент использовать их в игре.

Такие игры не требуют материальных затрат, их легко изготовить дома с детьми.

Представлю для вас несколько игр, изготовление которых не затруднит взрослых.

Игра: «Разложи в стаканчики по цвету».

Цель: развивать умение соотносить однородные предметы по цвету.

Материал: стаканчики из пластиковых бутылок, крышки пластиковые.

Ход игры: дают малышу коробочку с крышечками, он достаёт и называет цвет (если не знает, взрослый подсказывает, раскладывает по разноцветным стаканчикам.

Игра: «Найди домик для пробочки»

Цель: научить ребёнка различать и называть правильно цвета. Формировать умение совмещать пробку и ячейку. Развивать моторику, действовать последовательно.

Материал: бумажный контейнер для яиц, ячейки которого раскрашены и разноцветные пробки от детского питания.

Ход игры: Играя, дети учатся находить одинакового цвета пробку и ячейку, считать и раскладывать предметы.

Игры с прищепками.

Обычные бельевые прищепки, для малыша являются таинственным предметом. Благодаря тому, что сейчас прищепки выпускают разных цветов и форм, с ними можно придумать разнообразные игры, пофантазировать вместе с малышом.

Игры с прищепками стимулируют познавательную активность малышей, способствуют развитию мелкой моторики, воображения, мышления и умения устанавливать логические связи.

Для расширения развивающих возможностей игр с прищепками у детей раннего возраста рекомендуется использовать прищепки четырех основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, разного размера (большие, средние, маленькие, разной формы и выполненные из разного материала (пластиковые, деревянные и металлические (заколки для волос). Приобретая прищепки, необходимо позаботиться о том, чтобы они легко нажимались маленькими пальчиками. Для игр с прищепками необходимо заранее подготовить картинку, в которой отсутствуют детали, предназначенные для замещения прищепками. Картинки и различные силуэты можно самостоятельно нарисовать на картоне или распечатать на плотной бумаге и вырезать.

Предложить для солнышка присоединить лучики, рыбке хвостик, птичке крылышки, соблюдая цвета. Настольно-печатную игру можно сделать своими руками с помощью техники: цветной принтер, ламинатор.

Игра: «Спрячь мышку в домике».

Цель: учить подбирать по цвету домика геометрическую фигуру, правильно называть её.

Играйте с детьми, уделяйте больше внимания! Создавайте совместно с ними новые игры, фантазируйте!

Из разнообразного бросового материала можно воплотить в жизнь любую задумку.

http://itd1.mycdn.me/image?id=853927839321&t=20&plc=WEB&tkn=*acHroQYmN1tTcsUpScQjT3X8wxA

Памятка для родителей

Рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье.

Уважаемые родители!

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- Является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

-готовит к реальной жизни;

-развивает эстетические чувства;

-развивает воображение и внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

-обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

-влияет на расширение словарного запаса ребенка;

-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Для полноценного сенсорного воспитания ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.

1. Старайтесь развивать у ваших детей чувство любознательности и открывать мир вместе с вашим ребенком.

2. Необходимо говорить с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.

3. Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов.

4. Необходимо внимательно выслушивать рассуждения ребенка и никогда не высмеивайте их. Уважайте его мнение.

5. Отыскав интересные вещи, книги, истории, делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение ему необходимо.

6. По возможности, много путешествуйте с ребенком.

7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».

8. Проводите совместные наблюдения и опыты.

9. Поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.

10. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-пространственной среды в семье.

Для детей 1.5 – 3 лет.

1. Ребенка должны окружать игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;

2. В этом возрасте большое значение имеют игры с песком и водой, ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;

3. Различные движущиеся игрушки;

4. Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т. д. ;

5. Игрушки с различными способами извлечения звука;

6. Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы:

- банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т. д.

- шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т. п.

- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т. п.

- ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков, пуговиц, косточек, орехов, желудей, каштанов и т. д.

- шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород.

- перевернутые детские формочки, ведра,

- свистки и дудочки из глины и дерева.

7. Конструкторы и мозаика;

8. Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки;

9. Игрушки контрастных размеров. Игрушки различной формы (круглые, кубические).

10. Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать.

11. Книги с большими предметными картинками.

12. Дидактические игры, сделанные своими руками;

13. Качели, прыгунки, мягкие модули.

Для детей 2,5 – 4 года предметно – пространственная среда должна включать следующие предметы:

- Разрезные картинки, кубики с картинками;

- Парные картинки;

-Трехместные матрешки, пирамидки, формы-вкладыши;

-Несколько видов мозаики;

-Разнообразные некомплектные конструкторы;

- Игрушки с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.);

- Банки разного размера;

- Шнуровки, застегивающиеся коврики.

- Машинки крупные и средние, куклы разной величины, мебель;

-Игрушечные животные;

-Тканевые мячики;

- Книги с реальными изображениями животных, окружающих предметов.

https://static8.depositphotos.com/1394201/944/i/950/depositphotos_9442529-stock-photo-two-little-children-playing-with.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...