«Педагогическая поддержка семей, воспитывающих одарённого ребёнка»
консультация

Малюк Людмила Ивановна

Советы родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

          «Педагогическая поддержка семей,

воспитывающих одарённого ребёнка»

 Работа с одарёнными детьми является реализацией права личности на индивидуальность, о чём заявлено в Конвенции о правах ребёнка, которая предусматривает действенную заботу государства о реализации прав ребёнка на сохранение своей индивидуальности (ст. 8) и ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за обеспечение, в пределах своих способностей и финансовых возможностей, условий для развития ребёнка (ст. 27).

           Общепризнанно, что семья является наиболее существенным фактором, влияющим как на творческое, так и на личностное развитие ребёнка. Основная проблема состоит в том, что значительное число родителей (девять семей из десяти) не готово участвовать в выявлении одарённости детей не их компетенция. Но даже те родители, которые заинтересованы в выявлении одарённости детей, не имеют для этого условий.

   Что же важно? Повышенное внимание родителей. Как правило, в семьях, воспитывающих одарённых детей, признаётся высокая ценность образования; при этом часто сами родители оказываются образованными людьми. Именно это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обуславливающим совершенствование способностей ребёнка. Развитию одарённости детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило,  не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные хобби. В общении с ребёнком они выходят за круг бытовых проблем, в их общении начиная с раннего возраста представлена совместная познавательная деятельность: общие игры, работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей и детей объединяют общие познавательные  интересы,  на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Главная, практически обязательная особенность семьи любого одарённого ребёнка – чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребёнку. Во многих случаях такое внимание приводит к тесному переплетению познавательных и личностных интересов родителей и ребёнка.

   Такое внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей. Часто родителями одарённых детей оказываются пожилые люди, для которых ребёнок – единственный смысл жизни. Ещё чаще одарённые дети являются единственными (старший уже вырос и не требует внимания), и внимание родителей направлено только на этого ребёнка. Во многих случаях именно родители начинают обучать одарённого ребёнка; при этом часто, но не всегда кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спорте, том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин закрепления тех или иных познавательных либо каких-то иных интересов ребёнка. Однако «детоцентричность» семьи одарённого ребёнка, фанатичное желание развить его способности в ряде случаев имеет и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается попустительская позиция в отношении развития у ребёнка социальных и бытовых навыков.

           Родители одарённых детей особое внимание уделяют обучению своего ребёнка, выбирая для него книги, пособия, развивающие игры или дополнительную литературу и советуясь с педагогом. Данное обстоятельство иногда также приводит к отрицательным последствиям: родители нередко вмешиваются в образовательный процесс, не учитывают возрастные особенности ребёнка, особенности высшей нервной деятельности и т. д., чем только вредят своему чаду.

           Большое значение для понимания родителями особенностей своего ребёнка имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, которые в значительной мере определяют историю его жизни и тем самым формируют его личность.  Так, у одарённых детей часто недостаточно сформированными оказываются навыки социального поведения – в результате возникают проблемы в общении и даже излишняя конфликтность. Особая одарённость может сопровождаться необычным поведением и странностями, которые вызывают у сверстников недоумение, насмешку, нежелание играть вместе. Именно потому такие дети крайне редко становятся лидерами, отношения в коллективе складываются очень напряженно (ребёнка бьют, придумывают для него обидные прозвища и т. д.). В результате это приводит к отчуждённости ребёнка дошкольного возраста от группы сверстников, и он начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или более старших детей либо только взрослых. Важно, чтобы родители не пропустили этот момент отчуждения и неприятия ребёнка. Отметим также, что в данной ситуации многое зависит от возраста детей и системы ценностей, принятой в детском сообществе. В специализированных образовательных учреждениях значительно выше вероятность того, что особые способности одарённого ребёнка дошкольного возраста будут по достоинству оценены  и его взаимоотношения со сверстниками сложатся более благоприятным образом.

   Большое значение для поддержания и сохранения детской одарённости имеет стиль детско-родительских отношений. Существуют разные основания для классификации отношений между родителями и детьми. Исследования Р. Хесса и В. Шипмана указывают: стили, базирующиеся на жёстком контроле, силовом давлении и других формах авторитетного вмешательства, не дают возможности для развития одарённости.  Связи с этим они разделяют родительские стили взаимодействия на императивный и инструктивный. Для императивного стиля характерны однозначные команды, ожидание беспрекословного соблюдения указаний. Отношения родителей и детей основываются на авторитете взрослого, а не на сотрудничестве и уважении ребёнка. Императивный стиль развивает в ребёнке пассивную податливость наряду с зависимостью и конформизмом; на какое-то время он обеспечивает родителям желаемое поведение ребёнка, но в итоге вызывает пассивное сопротивление.

Инструктивный стиль характеризуется следующим: требования обосновываются, родители беседуют с ребёнком на равных, доказывают, что их требования закономерны и разумны, считают ребёнка равноправным партнёром. Инструктивный стиль общения способствует развитию инициативы и твёрдости. Именно такой стиль свойствен большинству родителей, чьи дети признаны умственно одарёнными. Но данный стиль имеет и свои скрытые минусы: постоянное представление возможности выбора может негативно сказаться на эмоциональном состоянии ребёнка. Ребёнок дошкольного возраста не может всё время находиться в ситуации принятия решения – это рождает у него ощущение нестабильности, шаткости мира, лишает чёткости ценностей и поведенческих ориентиров. Это особенно актуально для одарённых детей: они обладают лабильной нервной системой и повышенной чувствительностью к социальным нормам и их соблюдению.

   Ещё одним важным аспектом, на который обращают внимание исследователи семей одарённых детей дошкольного возраста, является отношение родителей к детской одарённости. Поддержка взрослых, прежде всего родителей, ведёт к закреплению тех или иных форм поведения и отвержению других не одобряемых ими. Одарённый ребёнок дошкольного возраста особенно чутко воспринимает это, поэтому реакция родителей будет определять, развиваться ли его способностям или нет, станет ли он двигаться вперёд или попытается «спрятать» свою неординарность, стать как все.

           Можно выделить несколько типов отношений родителей к одарённости: отрицательное, игнорирующее и положительное.

           Часть родителей не желают признавать неординарность, талантливость своего ребёнка или даже отрицательно относятся к ней, причиной этого является антиинтеллектуализм части общества, недоверие к «умникам», скептическое отношение к тем, кто выше среднего уровня.

           Другие родители игнорируют раннее проявление исключительности у детей и избегают вслух обсуждать их особые способности. Такое отношение может оказать нежелательное воздействие на одарённого ребёнка. Не обращая внимания на его таланты, взрослые на самом деле своим поведением говорят: «Твои способности нас не радуют, и этот аспект твоей личности нас не интересует».

           В случае отрицательного или игнорирующего отношения к одарённости со стороны родителей маленький ребёнок делает вывод, что самое важное не выделяться и начинает скрывать свои способности. Это может негативно влиять не только на умственные способности, но и на личность в целом. Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одарённого ребёнка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже психозам.  Неврозы, в свою очередь, могут вызывать депрессию, и ребёнок не в состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него тенденций и стремлений. Чрезмерно загруженный ребёнок быстро устаёт и становится неспособным добиваться высоких результатов. Повышенные требования родителей часто приводят к тому, что собственные достижения начинают оцениваться ребёнком по взрослым меркам и не удовлетворяют его, причиняя ненужные боль и переживания, снижая самооценку и веру в собственные силы. Если ожидания взрослых слишком велики, а ребёнку трудно соответствовать им, он будет воспринимать себя неудачником в глазах родителей и, соответственно, в своих собственных. Было замечено, что излишние родительские амбиции сопровождаются высоким уровнем агрессивности у детей.

   Ещё один вариант отношения родителей к детской одарённости такой: они ценят и любят самого ребёнка, а не его таланты. Такое отношение способствует наиболее плодотворному развитию личности, её реализации: даёт ребёнку уверенность в себе, чувство защищённости, значимости для ближних и т. д. девизы таких родителей : «Пусть вырастет хорошим человеком, это самое главное», «Хочу видеть ребёнка счастливым и сильным. Будущее выберет себе сам», «На будущее нет особых пожеланий, пусть будет счастливым человеком».

   В то же время, некоторые исследования (Лавертон, 1978) говорят о том, что у высокоодарённых детей самооценка ниже, чем у их ординарных сверстников. Одна из причин – высокие родительские ожидания или детский перфекционизм. Желание сформировать у ребёнка потребность в постоянном самосовершенствовании может обернуться серьёзными проблемами, неуверенностью в себе, стремлением решать только простые задачи и не браться за сложные, неумением переживать поражение. Дети перестают верить в себя и ощущают свою неполноценность из-за того, что, по их мнению, они не оправдывают родительских ожиданий или бояться их не оправдать.

   Другим нежелательным последствием высоких родительских ожиданий может стать чрезмерная соревновательность, которая воспитывается  неосознанно в том случае, если родители уделяют слишком большое внимание победам ребёнка и расстраиваются из-за поражений, мелких неудач. «А кто занимается лучше тебя?», «Что же ты сегодня не мог постараться?» - спрашивают они, не задумываясь, к чему подталкивают ребёнка.

   Ещё один путь ведущий к снижению детской самооценки, - перегрузка ребёнка информацией. Многие взрослые дают слишком обширную информацию, не соответствующую запросам ребёнка дошкольного возраста. Он зачастую даже не понимает, о чём идёт речь, чем очень удивляет родителей.

  Обобщая вышесказанное, следует отметить, пути устранения дискомфорта и их причины у одарённых детей педагогу следует искать совместно с родителями ребёнка  дошкольного возраста, так как одарённый ребёнок и в семье не всегда имеет психолого-педагогическую поддержку и возможность реализовать свои потенциальные возможности. Знают ли родители об индивидуальных особенностях, склонностях своих детей? Готовы ли поддержать искру любознательности, развить высокую познавательную активность в ребёнке? К сожалению,  не всегда. Следовательно работа с одарёнными детьми без тесного контакта с родителями невозможна и малоэффективна.

   При организации работы с одарёнными детьми следует учитывать характер семейных отношений и эмоциональный климат, создавать условия для освоения родителями способов формирования у ребёнка положительной Я-концепции как важнейшего условия полной реализации возможностей одарённого ребёнка, оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.

   Что представляет собой работа с одарёнными детьми и их родителями? Беседы и семинары, посвящённые особенностям одарённого ребёнка, влиянию стилей детско-родительских отношений на его развитие, роли понимания взрослыми одарённости; привлечение родителей к разработке индивидуальных образовательных программ для работы с одарёнными детьми, методических рекомендаций, оформление стендов «Новинки психолого-педагогической литературы»; вовлечение родителей в диагностическую работу по выявлению одарённых детей.

           Эффективными будут деловые игры (в их ходе родители поймут собственные ошибки, найдут пути решения проблем, так часто встречающихся в воспитании талантливых детей), а также включение родителей в жизнь детского сада: посещение занятий, прогулки, участие в играх, праздниках, экскурсиях.

   Сравнивая поведение детей дома и в детском коллективе, оценивая их достижения на занятиях, видя неординарность их мышления, взрослые смогут по-иному взглянуть на своего ребёнка, понять его уникальность, особую чувствительность к любым воздействиям, потребность в поддержке  и поощрении. В то же время это даст возможность отнестись к своим детям как и обыкновенным дошкольникам, научить их переживать как победы, так и поражения, уделять внимание не только тем областям знаний, где дети проявляют особую одарённость. Но и другим сферам человеческого познания и деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающего «особого» ребенка»

Психолого-педагогическая помощь семье, осуществляемая специалистами должна быть направлена на обучение родителей (или законных представителей) методами  игрового взаимодействия с детьми, ко...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, вра...

презентации на темы: "Современные педагогические технологии в ДОУ", "Одарённый ребёнок. Кто он?", "Экологическое воспитание дошкольников"

Презентации можно использовать как материал для консультаций, педагогических чтений, семинаров....

Родительский клуб как эффективная форма психологической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах добровольнос...

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"

Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десяти...

Информационно-коммуникационная поддержка семьи, воспитывающей бедующего первоклассника (О ПК "Лонгитюд")

Презентация будет полезна как практикующим специалистам ДОО, так и родителям детей дошкольного возраста. Позволит познакомиться с программным комплексом "Лонгитюд", его структурным содержани...

Методы и приёмы оказания педагогической помощи семье, воспитывающей ребёнка - дошкольника.

Проблема псилого - педагогической поддержки семьи в воспитании дошкольника является актуальной, так как в современном мире претерпевает существенные изменения, выдвигающие ряд психолого - педаго...