Игровые театрализованные формы и особенности их использования в работе с детьми
методическая разработка

Игровые театрализованные формы и особенности их использования в работе с детьми

 

Современный детский театр имеет одну важную особенность, которая не свойственна театру для взрослых. Эта особенность - широкое использование игры. В большей степени она присуща детскому любительскому театру, нежели профессиональному театру для детей. Дело, видимо, в том, что режиссеры и драматурги любительского театра находятся ближе к зрителю и лучше знают его психологию и запросы. А, кроме того, они не так сильно связаны условностями театра.

Мы являемся свидетелями широкого распространения игрового театра и еще в большей степени - игровых театрализованных форм, используемых в образовательном процессе.

Среди игровых театрализованных форм лидирующее положение занимает игровое театрализованное представление. Понять сущность этого жанра поможет знание его базовой основы - театрализованного представления.

Театрализованное представление - это сценическое театральное действие, объединенное единым авторским замыслом, в котором в процессе монтажа сплавляются различные виды и жанры литературы и искусства. Оно может быть посвящено историко-политическим датам, общественным событиям, творчеству поэта, художника, известного деятеля и др. В зависимости от темы и задач автора в представлении могут доминировать какие-либо вилы искусства, изобразительные приемы.

Основные признаки театрализованного представления:

  • зрелищность,

  • синтетичность,

  • экспрессивность,

  • идейно-художественная целостность.

Театрализованное представление - это яркое, броское, полифоническое, зрелищное действие. В нем превалирует динамичное игровое начало, при этом между артистами и зрителями в большинстве случаев не происходит прямого контакта. Здесь четко просматривается разделение на сцену и зал: всякое вторжение зрителя может нарушить художественно-смысловую линию представления. Тем не менее, это не является непреложным требованием: сценарист и режиссер вольны подключать зрителя к участию или соучастию в действии, что можно рассматривать как авторский прием, вполне допустимый в этом очень демократичном жанре.

Драматическое искусство играет существенную роль в эстетическом воспитании школьников. Но не менее важно то, что театр помогает детям обрести социальный опыт. Известно: чтобы воспитать какое-либо положительное качество, необходимо показать детям его образец. И театр такой образец для подражания дает детям в действиях сценических героев. Причем делается это ярко и привлекательно. Сильный воспитательный эффект обусловлен тем, что юный зритель, сопереживая положительным персонажам, самостоятельно избирает образец для подражания, приходит к какому-либо выводу, избирает ориентиры собственного поведения. Сила воздействия на личность этих, самостоятельно добытых, прочувствованных ценностей столь велика, что нередко проявляется в его реальной жизни и деятельности. Своеобразным полигоном, дающим возможность ребенку самостоятельно принимать нравственные решения и действовать в соответствии с ними, может стать новая, активно развивающаяся ныне театральная форма - игровое театрализованное представление.

В игровом театрализованном представлении обязательно должно присутствовать либо обычное, присущее пьесам, либо особым образом организованное действие, которое служит развитию основной идеи. Это роднит рассматриваемый нами жанр с драмой, давая основание причислять его к сценарной драматургии. Другое дело, что художественно образный язык этого жанра более пестр, чем язык обычной пьесы. В силу своей природы в этом жанре одинаково хорошо «звучат» и язык драмы, и языки других видов литературы и искусства. Здесь уместен даже чуждый драме эпический язык. Кроме того, в игровом театрализованном представлении нет временных и пространственных ограничений.

Важнейшим элементом художественного языка, а также и важнейшим элементом действия здесь является игра в силу ее особого языка, специфики и возможностей. Она заключается в привлечении к активному сотворчеству зрителей как в создании сюжета, драматической коллизии, так и в развитии действия. Именно игра и придает рассматриваемому жанру специфическую особенность.

Рассмотрим некоторые формы, которые присущи игровым представлениям.

Игровая пьеса. По большей части - это собственно пьеса, в которую включаются игры или игровые эпизоды со зрителями. Например: пьеса по мотивам повести А.Линдгрен «Пеппи Длинный чулок», пьесы по мотивам сказок Г.-Х.Андерсена и д.р.

В большинстве случаев игровые пьесы пишутся по мотивам сказок. На мой взгляд, это обусловлено тем, что мир сказок хорошо знаком и близок детям, они прекрасно знают их сюжеты.

Это дает им возможность легко включаться в действие и развивать его в соответствии с веками сложившимися функциями и структурой сказки.

Игровое театрализованное представление отличается от игровой пьесы более разнообразным художественно-образным языком и тем, что в нем широко используется игра. С помощью игры организуются и включаются в действие зрители: она ставит их перед выбором линии поведения, предоставляет возможность проявить силу, ловкость и сноровку. Игра помогает противодействующим персонажам сравнительно просто и легко вводить детей в заблуждение и даже вовлекать их в свой лагерь, что предоставляет сценаристам прекрасную возможность создавать сложную, захватывающую интригу, обогащать сюжет и обострять конфликт.

Подчеркну, что игровая пьеса и игровое представление более всего тяготеют к драматическому произведению (пьесе), поэтому сценаристам необходимо заботиться о развитии действия а главное, как это ни странно для театрализованного представления, создавать образы героев, особенно главных действующих и противодействующих лиц. Герои в подобных представлениях постоянно общаются с детьми. Общения не получится, если герои будут «не настоящими», если хоть в чем-то будет нарушена правда искусства.

Это одна из основных трудностей для сценариста и режиссера: как соединить вымышленный мир театра и самую настоящую, полнокровную жизнь, в которой существуют дети. Дети, конечно, чрезвычайно восприимчивы к условностям и легко принимают любое корректное предложение с магическими для них словами «если бы» и «как будто». Но именно - корректное, а это значит, любой ход, любое действие должны быть убедительны и оправданны. Вот главные, хотя и не все условия, благодаря которым может происходить соединение, слияние реального и вымышленного.

Как уже говорилось выше, сюжетная основа сценариев игровых театрализованных представлений часто заимствуется у сказки или известного литературного произведения. В этой связи очень важно сохранить структуру базового произведения. Если же сценарист меняет структуру, характер, функции известных персонажей он обязан мотивировать это, договориться о новых «правилах игры» со зрителем В данном случае договор и мотивация имеют первостепенное значение, так как в подобных представлениях обязательно привлечение зрителей в качестве действующих лиц, а потому они должны хорошо знать правила новой игры.

Сценарист игрового представления непременно должен найти привлекательные манки для включения зрителей в игру, а стало быть, и в сценическое действие. Если но каким-то причинам этого не получится, действие может прерваться, а представление постигнет неудача. Чтобы этого не случилось, сценаристу, а еще более режиссеру-постановщику, необходимо предусмотреть запасные варианты действия, аналогичные игре по смыслу и темпоритму, и, конечно, дополнительные манки для включения зрителей в игру, а через нее - в действие. Здесь необходимо предостеречь авторов, что места в представлении, где зрители вводятся в действие и выводятся из него, представляют повышенную опасность. Вот почему сценарист должен прописывать их с особой тщательностью, предусматривая возможные повороты действия, связанные с самодеятельностью зрителей, и последствия таких неожиданностей.

В игровом представлении широко используются подвижные игры, поэтому необходимо уже в сценарии предусматривать условия их безопасного проведения.

Импровизационно - игровая театрализация. Эта форма более популярна на Западе, чем у нас.

Представление создается самими зрителями, импровизирующими в рамках темы или сюжета. Подобные театрализации создаются по особой методике. Суть ее в том, что представление создается как будто бы сию минуту самими зрителями, а ведущие (часто в роли сказочных героев) только намечают контуры сюжета. Здесь необходима серьезная организационная и методическая подготовка. В подобных представлениях очень много зависит от ведущих, их умения, обаяния, интеллекта. Но, все же, необходим сценарий в котором учитываются все организационно - творческие моменты.

Сценаристам и режиссерам игровых представлений очень важно суметь найти приемы, позволяющие регулировать поведение большой массы зрителей, направлять их совершение нужных по ходу действия поступков. Этой цели хорошо служат: боевой клич, речёвка, целенаправленные специально подобранные физические движения, массовая песня. Но лучше всего направляет действие зрителей сама игра, которая и стала важнейшей составной частью театрализованного игрового представления.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Власова С. Театр начинается: Методы психол. подгот. детей к участию в театр. постановках / С. Власова // Обруч. — 1997, № 6.

2. Доронова Т. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности: Программа «Из детства в отрочество» // Ребенок в дет. саду. — 2001, № 2.

3. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. — М.: Просвещение, 1988.

4. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры: Проблемы развития психики. Изд. 4-е. — М., 1981.

5. Программа «Театр — творчество — дети»: Развитие творч. Способностей детей средствами театр.искусства / Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович // Дошкол. воспитание. — 1996, № 9.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000900c6-024fe949.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые театрализованные формы и особенности их использования в работе с детьми

Современный детский театр имеет одну важную особенность, которая не свойственна театру для взрослых. Эта особенность - широкое использование игры. В большей степени она присуща детскому любительскому театру, нежели профессиональному театру для детей. Дело, видимо, в том, что режиссеры и драматурги любительского театра находятся ближе к зрителю и лучше знают его психологию и запросы. А, кроме того, они не так сильно связаны условностями театра.

Мы являемся свидетелями широкого распространения игрового театра и еще в большей степени - игровых театрализованных форм, используемых в образовательном процессе.

Среди игровых театрализованных форм лидирующее положение занимает игровое театрализованное представление. Понять сущность этого жанра поможет знание его базовой основы - театрализованного представления.

Театрализованное представление - это сценическое театральное действие, объединенное единым авторским замыслом, в котором в процессе монтажа сплавляются различные виды и жанры литературы и искусства. Оно может быть посвящено историко-политическим датам, общественным событиям, творчеству поэта, художника, известного деятеля и др. В зависимости от темы и задач автора в представлении могут доминировать какие-либо вилы искусства, изобразительные приемы.  

Основные признаки театрализованного представления:

  • зрелищность,
  • синтетичность,
  • экспрессивность,
  • идейно-художественная целостность.

Театрализованное представление - это яркое, броское, полифоническое, зрелищное действие. В нем превалирует динамичное игровое начало, при этом между артистами и зрителями в большинстве случаев не происходит прямого контакта. Здесь четко просматривается разделение на сцену и зал: всякое вторжение зрителя может нарушить художественно-смысловую линию представления. Тем не менее, это не является непреложным требованием: сценарист и режиссер вольны подключать зрителя к участию или соучастию в действии, что можно рассматривать как авторский прием, вполне допустимый в этом очень демократичном жанре.

Драматическое искусство играет существенную роль в эстетическом воспитании школьников. Но не менее важно то, что театр помогает детям обрести социальный опыт. Известно: чтобы воспитать какое-либо положительное качество, необходимо показать детям его образец. И театр такой образец для подражания дает детям в действиях сценических героев. Причем делается это ярко и привлекательно. Сильный воспитательный эффект обусловлен тем, что юный зритель, сопереживая положительным персонажам, самостоятельно избирает образец для подражания, приходит к какому-либо выводу, избирает ориентиры собственного поведения. Сила воздействия на личность этих, самостоятельно добытых, прочувствованных ценностей столь велика, что нередко проявляется в его реальной жизни и деятельности. Своеобразным полигоном, дающим возможность ребенку самостоятельно принимать нравственные решения и действовать в соответствии с ними, может стать новая, активно развивающаяся ныне театральная форма - игровое театрализованное представление.

В игровом театрализованном представлении обязательно должно присутствовать либо обычное, присущее пьесам, либо особым образом организованное действие, которое служит развитию основной идеи. Это роднит рассматриваемый нами жанр с драмой, давая основание причислять его к сценарной драматургии. Другое дело, что художественно образный язык этого жанра более пестр, чем язык обычной пьесы. В силу своей природы в этом жанре одинаково хорошо «звучат» и язык драмы, и языки других видов литературы и искусства. Здесь уместен даже чуждый драме эпический язык. Кроме того, в игровом театрализованном представлении нет временных и пространственных ограничений.

Важнейшим элементом художественного языка, а также и важнейшим элементом действия здесь является игра в силу ее особого языка, специфики и возможностей. Она заключается в привлечении к активному сотворчеству зрителей как в создании сюжета, драматической коллизии, так и в развитии действия. Именно игра и придает рассматриваемому жанру специфическую особенность.

Рассмотрим некоторые формы, которые присущи игровым представлениям.

Игровая пьеса. По большей части - это собственно пьеса, в которую включаются игры или игровые эпизоды со зрителями. Например:  пьеса по мотивам повести А.Линдгрен «Пеппи Длинный чулок», пьесы по мотивам сказок Г.-Х.Андерсена и д.р.

В большинстве случаев игровые пьесы пишутся по мотивам сказок. На мой взгляд, это обусловлено тем, что мир сказок хорошо знаком и близок детям, они прекрасно знают их сюжеты.

Это дает им возможность легко включаться в действие и развивать его в соответствии с веками сложившимися функциями и структурой сказки.

Игровое театрализованное представление отличается от игровой пьесы более разнообразным художественно-образным языком и тем, что в нем широко используется игра. С помощью игры организуются и включаются в действие зрители: она ставит их перед выбором линии поведения, предоставляет возможность проявить силу, ловкость и сноровку. Игра помогает противодействующим персонажам сравнительно просто и легко вводить детей в заблуждение и даже вовлекать их в свой лагерь, что предоставляет сценаристам прекрасную возможность создавать сложную, захватывающую интригу, обогащать сюжет и обострять конфликт.

Подчеркну, что игровая пьеса и игровое представление более всего тяготеют к драматическому произведению (пьесе), поэтому сценаристам необходимо заботиться о развитии действия а главное, как это ни странно для театрализованного представления, создавать образы героев, особенно главных действующих и противодействующих лиц. Герои в подобных представлениях постоянно общаются с детьми. Общения не получится, если герои будут «не настоящими», если хоть в чем-то будет нарушена правда искусства.

Это одна из основных трудностей для сценариста и режиссера: как соединить вымышленный мир театра и самую настоящую, полнокровную жизнь, в которой существуют дети. Дети, конечно, чрезвычайно восприимчивы к условностям и легко принимают любое корректное предложение с магическими для них словами «если бы» и «как будто». Но именно - корректное, а это значит, любой ход, любое действие должны быть убедительны и оправданны. Вот главные, хотя и не все условия, благодаря которым может происходить соединение, слияние реального и вымышленного.

Как уже говорилось выше, сюжетная основа сценариев игровых театрализованных представлений часто заимствуется у сказки или известного литературного произведения. В этой связи очень важно сохранить структуру базового произведения. Если же сценарист меняет структуру, характер, функции известных персонажей он обязан мотивировать это, договориться о новых «правилах игры» со зрителем В данном случае договор и мотивация имеют первостепенное значение, так как в подобных представлениях обязательно привлечение зрителей в качестве действующих лиц, а потому они должны хорошо знать правила новой игры.

Сценарист игрового представления непременно должен найти привлекательные манки для включения зрителей в игру, а стало быть, и в сценическое действие. Если но каким-то причинам этого не получится, действие может прерваться, а представление постигнет неудача. Чтобы этого не случилось, сценаристу, а еще более режиссеру-постановщику, необходимо предусмотреть запасные варианты действия, аналогичные игре по смыслу и темпоритму, и, конечно, дополнительные манки для включения зрителей в игру, а через нее - в действие. Здесь необходимо предостеречь авторов, что места в представлении, где зрители вводятся в действие и выводятся из него, представляют повышенную опасность. Вот почему сценарист должен прописывать их с особой тщательностью, предусматривая возможные повороты действия, связанные с самодеятельностью зрителей, и последствия таких неожиданностей.

В игровом представлении широко используются подвижные игры, поэтому необходимо уже в сценарии предусматривать условия их безопасного проведения.

Импровизационно - игровая театрализация. Эта форма более популярна на Западе, чем у нас.

Представление создается самими зрителями, импровизирующими в рамках темы или сюжета. Подобные театрализации создаются по особой методике. Суть ее в том, что представление создается как будто бы сию минуту самими зрителями, а ведущие (часто в роли сказочных героев) только намечают контуры сюжета. Здесь необходима серьезная организационная и методическая подготовка. В подобных представлениях очень много зависит от ведущих, их умения, обаяния, интеллекта. Но, все же, необходим сценарий в котором учитываются все организационно - творческие моменты.

Сценаристам и режиссерам игровых представлений очень важно суметь найти приемы, позволяющие регулировать поведение большой массы зрителей, направлять их совершение нужных по ходу действия поступков. Этой цели хорошо служат: боевой клич, речёвка, целенаправленные специально подобранные физические движения, массовая песня. Но лучше всего направляет действие зрителей сама игра, которая и стала важнейшей составной частью театрализованного игрового представления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Власова С. Театр начинается: Методы психол. подгот. детей к участию в театр. постановках / С. Власова // Обруч. — 1997, № 6.

2. Доронова Т. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности: Программа «Из детства в отрочество» // Ребенок в дет. саду. — 2001, № 2.

3. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. — М.: Просвещение, 1988.

4. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры: Проблемы развития психики. Изд. 4-е. — М., 1981.

5. Программа «Театр — творчество — дети»: Развитие творч. Способностей детей средствами театр.искусства / Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович // Дошкол. воспитание. — 1996, № 9.

Список литературы

  1. Махайлова А.Я.. «Ребенок в мире театра» М. 2005. стр.124 – 126.
  2. Статья «Игровые театрализованные формы особенности их использования в работе с детьми.» Журнал «Внешкольник» 2004; № 5. стр. 21 – 24.
  3. Шеховская Н. Л. Духовность личности как педагогическая категория / Н. Л. Шеховская // Педагогическое образование и наука. - 2004. -№ 5.-С. 64-68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование малых форм фольклора, ритмики в физкультурно – оздоровительной работе с детьми в средней группе".

Цель занятия:При помощи речевой, игровой, музыкальной деятельности разнообразить процесс физического воспитания, развивать двигательную активность детей, вырабатывать ловкость, умение управлять ...

Использование новых форм взаимодействия с родителями в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения

Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компе...

Использование игровых средств набора психолога "Пертра" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.

В данной статье описываются игровые упражнения с использованием игровых средств из ящика № 5 и № 6....

Мастер класс «Игровой стретчинг как форма здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

Повысить компетентность педагогов в вопросах применения  игрового стретчинга как одного из видов здоровьесберегающих технологий....

Использование инновационных технологий, форм и методов экологического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

  Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к ...

Использование инновационных технологий, форм и методов экологического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Использование инновационных технологий, форм и методов экологического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО...