Психологический тренинг для родителей «Песочная фантазия»
методическая разработка

Психологический тренинг для родителей «Песочная фантазия»

Цель: развитие творческого потенциала на основе песочнотерапии.

Задачи:

  1. определение черт личности и условий, мешающих проявлению творчества;
  2. развитие креативных и коммуникативных способностей участников занятия;
  3. содействие развитию творческого воображения, любознательности, смелости и гибкости мышления.

 

Ход проведения тренинга

Психолог. Я приветствую вас дорогие коллеги на психологическом тренинге тема которого «Развитие творческих способностей воспитателей»

Приветствие бумажными ладошками.

Вам было дано домашнее задание, нарисовать и вырезать свою ладошку. Сейчас предлагаю вам используя ладошку неординарно поздороваться с членами группы.

Принятие правил работы на занятии.

Упражнение-самопрезентация «Формула моего характера»

Цель: помочь познакомиться всем участникам между собой; создать условия для эффективного сотрудничества.

Ведущий. Я предлагаю каждому из вас представить свою формулу характера, на подготовку вам дается 1 мин.

Спасибо, вы все очень интересные и неординарные личности.

Ведущий. Профессия воспитателя относится к творческим видам деятельности, поскольку профессиональная деятельность любого педагога направлена на воспитание уникальной, неповторимой личности. Воспитатель всегда должен помнить, что не бывает двух одинаковых детей, что каждый ребенок – это личность, к которому нужно найти свой уникальный творческий подход. Недаром Ш. А. Амонашвили подчеркивает: «Дети страдают от недостатка учительского творчества».

Творчество, которое поможет ребенку в будущем в достижении цели, к неординарному решению своих проблем. «Разноцветный окрас» жизнь ребенка приобретает под влиянием образца взрослого, поэтому очень важно развивать творческие способности в личности воспитателя, дабы воспитать интересную и разностороннюю личность в ребенке.

Упражнение «Мои ожидания»

Цель: определить ожидания всех участников от занятия.

Ведущий. Упражнение, которое предлагается вашему вниманию, называется «Мои ожидания». Сейчас я вам предлагаю закончить предложение «На сегодняшнее занятие я пришла для того чтобы...»

Упражнение - ассоциация «Творчество – это...

Ведущий. С чем у вас ассоциируется творчество. Назовите первое, что приходит вам на ум, когда вы слышите слово творчество.

Информационное сообщение.

Скачать в конце статьи

Современный американский ученый Д. Клозен выделяет четыре основные детерминанты на пути к творческой деятельности человека:

- ее личные ресурсы, то есть ум, темперамент, сила и тому подобное;

- «источники поддержки и руководства» (различные нормы, инструкции, рекомендации), которые придают ей возможности ориентироваться в мире;

- возможности (или препятствия) для личных целей в зависимости от социальной принадлежности, расы, возраста, пола, а также ситуации в мире (войны, депрессии, значительные социальные изменения и др.);

- собственные усилия личности, ее деятельность. Естественная творческая активность человека проявляется в деятельности, внешняя социальная форма которой — труд, который охватывает и психическую, и физиологическую сферы жизни.

Упражнение «Мое видение творческий человек»

Цель: определить качества, характеризующие креативного человека.

Вы должны в течение 5 минут для каждой буквы  в слове «творчество» подобрать качества, которые, по вашему мнению, характеризуют творческогочеловека.

Для эффективной работы предлагаю поделиться на группы. (После выполнения творческого задания один представитель группы зачитывает версию расшифровки слова «творчество».)

Т - толерантный, терпеливый…

В -волевой, веселый…

О - оригинальный, оптимистичный, организованный, органический...

Р - решительный, раскованный, реактивный, романтический, разный...

Ч - чуткий, честный, человечный…

Е - естественный…

С - самостоятельный, сознательный, смелый...

Т - тактичный, трудолюбивый...

В - великодушный, выдержанный…

О - общительный, обаятельный…

Упражнение «Сказочный вернисаж»

Цель: активизировать образную память и творческое воображение, развивать скорость и гибкость мысли, умение мыслить нестереотипно.

Ведущий. Все мы родом из детства. И всегда с любовью и нежностью вспоминаем сказки, которые слышали дома, в детском саду, в школе. Ведь сказка - не просто самый популярный фольклорный жанр, это волшебный источник, что дает вдохновение каждому творческому человеку. Сказка дарит радость и взрослым, и детям. Поэтому сейчас мы выполним упражнение «Сказочный вернисаж». Каждая группа по очереди вытаскивает из ящика конверт с описанием знакомой всем сказки. Необходимо прочитать вслух этот описание и отгадать, о ком, или, о чем именно идет речь. Итак, начинаем.

 

 

 

Упражнение «Рисуночная история»

Цель: развивать оригинальность и гибкость мышления, стимулировать творческое воображение и фантазию.

Ведущий. Говорят, что настоящая женщина из ничего может сделать три вещи: салат, шляпку и конфликт. Мы с вами — настоящие женщины, и я убеждена, что кроме этих трех вещей можем еще кое-что создать. Сейчас вашему вниманию предлагается упражнение «Рисуночная история», которая будет выполняться в группах.

Представители двух групп достают из «таинственного ящика» предметные картинки (предлагается до 10 картинок). Необходимо, руководствуясь полученными изображениями, придумать увлекательный рассказ, на создание которого дается 5 минут.

Упражнение «Креативный круг»

Цель: Развитие оригинальности, гибкости и скорости мышления.

Ведущий. Вы, наверное, уже засиделись, предлагаю вам встать в кружок. Я буду вам бросать мяч и называть предмет, вы должны называть три непривычных использования этого предмета. Например, ручка (делать дырки вместо дырокола, чесать затылок, ручка как указка)

Рефлексия:

Легко вам было?

Какие ощущения?

Почему было трудно?

Что мешало?

Чего боялись?

Что нам мешает и что помогает быть творческими людьми?

Давайте создадим с вами формулу, при которой человек может творить.

Одной команде задание - «написать, что способствует развитию творчества», другой - «написать, что мешает развитию» творчества.

Вы все правильно сказали. Психологи выделяют следующие показатели, которые способствуют развитию творчества.

Наличие эмоциональной, доброжелательной атмосферы в процессе выполнения любых творческих задач.

Наличие осознанного побуждения к творчеству (желание творить).

Создание творческой атмосферы, здорового морально-психологического климата в коллективе;

Закрепление в коллективе демократического стиля общения, свободы критики, творческих дискуссий;

Обеспечение свободного времени с целью создания условий для самореализации личности воспитателя на досуге, повышение его общей культуры;

Своевременная положительная оценка деятельности воспитателя для развития у него чувства удовлетворения работой;

Личностные качества

способность к нестандартному решению;

поисково-проблемный стиль мышления;

умение создавать проблемные, нестандартные учебные и воспитательные ситуации;

оригинальность во всех сферах своей деятельности;

творческая фантазия, развитое воображение;

специфические личностные качества (смелость, готовность к риску, изобретательность, целеустремленность, оптимизм, энтузиазм, упорство, уверенность, сообразительность, интуитивное чувство нового и оригинального и др).

Черты творческой личности:

творческой личности не свойственен конформизм. Именно независимость суждений позволяет находить пути, которыми, не осмеливаются идти другие люди из-за страха выглядеть смешно и нелепо;

хотя творческий человек откровенно пользуется популярностью, но ему нелегко войти в жизнь социальной группы;

творческая личность только тогда воспринимает общепринятые ценности, когда они совпадают с ее собственными;

творческий ребенок - не догматик, его представления о жизни и обществе, о смысле поступков могут быть неоднозначными;

 он любознателен, постоянно стремится объединить данные из различных областей;

любит играть, у него появляется множество причудливых идей, имеет детскую способность удивляться и восхищаться;

любит мечтать, может удивлять других тем, что внедряет в жизнь «нелепые» идеи, интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.

Условия, мешающие проявлению творчества:

Людям, которые занимаются творчеством, приходится преодолевать много трудностей. Это различные барьеры, что в большей или меньшей степени негативно влияют на творческий процесс.

Специалисты считают, что к внутренним барьерам можно отнести:

— несобранность, лень;

— незаинтересованность в работе;

— болезни;

— нестабильное психическое состояние;

— вредные привычки;

— работа без режима;

— неумение организовать свое время;

— негативные качества характера и мышления.

Исследователи называют также внешние барьеры:

- неудобную среду (например, помещение);

-посторонние помехи (шум, жара, холод и т. др.);

- плохой психологический климат в коллективе;

-неадекватная (заниженная) оценка деятельности.

- стереотипы мышления;

- страх ошибиться, стремление не оригинально решить задачу, а получить высокую оценку;

- слишком большое желание может тормозить творческий процесс, мешать импровизации, появлению вдохновения;

- одноплановые знания не способствуют творчеству, нужны широкие интересы в различных жизненных сферах;

- страх быть в центре внимания, нежелание казаться «белой вороной», экстравагантной.

Скажите пожалуйста, где можно встретиться с творчеством. Народным творчеством являются поговорки и приметы.

Упражнение «Продолжи известное выражение»

Цель: способствовать развитию смелости в высказываниях, остроумия, любознательности и гибкости мышления.

Ведущий. Пословицы, поговорки, народные приметы — неоценимая сокровищница народного творчества и мудрости. Есть очень много точных выражений, которые отражают различные аспекты нашей жизни. И сейчас мы попробуем приобщиться к этой сокровищнице народной мудрости, выполняя упражнение «Продолжи известное высказывание». По кругу пускается «таинственный ящик» с записанными незавершенными высказываниями. Каждый участник по очереди достает записку с выражением и пытается оригинально его завершить. После этого ведущий озвучивает предыдущий вариант высказывания.

Поговорки...

Конец всему делу... венец.

Вот и сказочке конец, а кто слушал.... молодец

Вот и подошел к концу наш тренинг.

Я предлагаю вам продолжить предложение:

— Мне было легко...

— Мне было трудно...

Упражнение «Пожелания»

Передайте свою ладошку соседу (по очереди все напишут друг другу пожелания и передадут ладошки по кругу).

Помните, что вас любят и ценят. Когда будет плохое настроение прочитайте пожелания ваших друзей и не забывайте творить, чтобы ваша жизнь была интересной и неординарной. Успехов вам и вдохновения.

А сейчас помашите своей ладошкой. До свидания!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Психологический тренинг для родителей

«Песочная фантазия»

Педагог-психолог: О.А. Злыгостева

с. Яр-Сале2019г

Психологический тренинг для родителей «Песочная фантазия»

Цель: развитие творческого потенциала на основе песочнотерапии.

Задачи:

  1. определение черт личности и условий, мешающих проявлению творчества;
  2. развитие креативных и коммуникативных способностей участников занятия;
  3. содействие развитию творческого воображения, любознательности, смелости и гибкости мышления.

Ход проведения тренинга

Психолог. Я приветствую вас дорогие коллеги на психологическом тренинге тема которого «Развитие творческих способностей воспитателей»

Приветствие бумажными ладошками.

Вам было дано домашнее задание, нарисовать и вырезать свою ладошку. Сейчас предлагаю вам используя ладошку неординарно поздороваться с членами группы.

Принятие правил работы на занятии.

Упражнение-самопрезентация «Формула моего характера»

Цель: помочь познакомиться всем участникам между собой; создать условия для эффективного сотрудничества.

Ведущий. Я предлагаю каждому из вас представить свою формулу характера, на подготовку вам дается 1 мин.

Спасибо, вы все очень интересные и неординарные личности.

Ведущий. Профессия воспитателя относится к творческим видам деятельности, поскольку профессиональная деятельность любого педагога направлена на воспитание уникальной, неповторимой личности. Воспитатель всегда должен помнить, что не бывает двух одинаковых детей, что каждый ребенок – это личность, к которому нужно найти свой уникальный творческий подход. Недаром Ш. А. Амонашвили подчеркивает: «Дети страдают от недостатка учительского творчества».

Творчество, которое поможет ребенку в будущем в достижении цели, к неординарному решению своих проблем. «Разноцветный окрас» жизнь ребенка приобретает под влиянием образца взрослого, поэтому очень важно развивать творческие способности в личности воспитателя, дабы воспитать интересную и разностороннюю личность в ребенке.

Упражнение «Мои ожидания»

Цель: определить ожидания всех участников от занятия.

Ведущий. Упражнение, которое предлагается вашему вниманию, называется «Мои ожидания». Сейчас я вам предлагаю закончить предложение «На сегодняшнее занятие я пришла для того чтобы...»

Упражнение - ассоциация «Творчество – это...

Ведущий. С чем у вас ассоциируется творчество. Назовите первое, что приходит вам на ум, когда вы слышите слово творчество.

Информационное сообщение.

Скачать в конце статьи

Современный американский ученый Д. Клозен выделяет четыре основные детерминанты на пути к творческой деятельности человека:

- ее личные ресурсы, то есть ум, темперамент, сила и тому подобное;

- «источники поддержки и руководства» (различные нормы, инструкции, рекомендации), которые придают ей возможности ориентироваться в мире;

- возможности (или препятствия) для личных целей в зависимости от социальной принадлежности, расы, возраста, пола, а также ситуации в мире (войны, депрессии, значительные социальные изменения и др.);

- собственные усилия личности, ее деятельность. Естественная творческая активность человека проявляется в деятельности, внешняя социальная форма которой — труд, который охватывает и психическую, и физиологическую сферы жизни.

Упражнение «Мое видение творческий человек»

Цель: определить качества, характеризующие креативного человека.

Вы должны в течение 5 минут для каждой буквы  в слове «творчество» подобрать качества, которые, по вашему мнению, характеризуют творческогочеловека.

Для эффективной работы предлагаю поделиться на группы. (После выполнения творческого задания один представитель группы зачитывает версию расшифровки слова «творчество».)

Т - толерантный, терпеливый…

В -волевой, веселый…

О - оригинальный, оптимистичный, организованный, органический...

Р - решительный, раскованный, реактивный, романтический, разный...

Ч - чуткий, честный, человечный…

Е - естественный…

С - самостоятельный, сознательный, смелый...

Т - тактичный, трудолюбивый...

В - великодушный, выдержанный…

О - общительный, обаятельный…

Упражнение «Сказочный вернисаж»

Цель: активизировать образную память и творческое воображение, развивать скорость и гибкость мысли, умение мыслить нестереотипно.

Ведущий. Все мы родом из детства. И всегда с любовью и нежностью вспоминаем сказки, которые слышали дома, в детском саду, в школе. Ведь сказка - не просто самый популярный фольклорный жанр, это волшебный источник, что дает вдохновение каждому творческому человеку. Сказка дарит радость и взрослым, и детям. Поэтому сейчас мы выполним упражнение «Сказочный вернисаж». Каждая группа по очереди вытаскивает из ящика конверт с описанием знакомой всем сказки. Необходимо прочитать вслух этот описание и отгадать, о ком, или, о чем именно идет речь. Итак, начинаем.

Упражнение «Рисуночная история»

Цель: развивать оригинальность и гибкость мышления, стимулировать творческое воображение и фантазию.

Ведущий. Говорят, что настоящая женщина из ничего может сделать три вещи: салат, шляпку и конфликт. Мы с вами — настоящие женщины, и я убеждена, что кроме этих трех вещей можем еще кое-что создать. Сейчас вашему вниманию предлагается упражнение «Рисуночная история», которая будет выполняться в группах.

Представители двух групп достают из «таинственного ящика» предметные картинки (предлагается до 10 картинок). Необходимо, руководствуясь полученными изображениями, придумать увлекательный рассказ, на создание которого дается 5 минут.

Упражнение «Креативный круг»

Цель: Развитие оригинальности, гибкости и скорости мышления.

Ведущий. Вы, наверное, уже засиделись, предлагаю вам встать в кружок. Я буду вам бросать мяч и называть предмет, вы должны называть три непривычных использования этого предмета. Например, ручка (делать дырки вместо дырокола, чесать затылок, ручка как указка)

Рефлексия:

Легко вам было?

Какие ощущения?

Почему было трудно?

Что мешало?

Чего боялись?

Что нам мешает и что помогает быть творческими людьми?

Давайте создадим с вами формулу, при которой человек может творить.

Одной команде задание - «написать, что способствует развитию творчества», другой - «написать, что мешает развитию» творчества.

Вы все правильно сказали. Психологи выделяют следующие показатели, которые способствуют развитию творчества.

Наличие эмоциональной, доброжелательной атмосферы в процессе выполнения любых творческих задач.

Наличие осознанного побуждения к творчеству (желание творить).

Создание творческой атмосферы, здорового морально-психологического климата в коллективе;

Закрепление в коллективе демократического стиля общения, свободы критики, творческих дискуссий;

Обеспечение свободного времени с целью создания условий для самореализации личности воспитателя на досуге, повышение его общей культуры;

Своевременная положительная оценка деятельности воспитателя для развития у него чувства удовлетворения работой;

Личностные качества

способность к нестандартному решению;

поисково-проблемный стиль мышления;

умение создавать проблемные, нестандартные учебные и воспитательные ситуации;

оригинальность во всех сферах своей деятельности;

творческая фантазия, развитое воображение;

специфические личностные качества (смелость, готовность к риску, изобретательность, целеустремленность, оптимизм, энтузиазм, упорство, уверенность, сообразительность, интуитивное чувство нового и оригинального и др).

Черты творческой личности:

творческой личности не свойственен конформизм. Именно независимость суждений позволяет находить пути, которыми, не осмеливаются идти другие люди из-за страха выглядеть смешно и нелепо;

хотя творческий человек откровенно пользуется популярностью, но ему нелегко войти в жизнь социальной группы;

творческая личность только тогда воспринимает общепринятые ценности, когда они совпадают с ее собственными;

творческий ребенок - не догматик, его представления о жизни и обществе, о смысле поступков могут быть неоднозначными;

 он любознателен, постоянно стремится объединить данные из различных областей;

любит играть, у него появляется множество причудливых идей, имеет детскую способность удивляться и восхищаться;

любит мечтать, может удивлять других тем, что внедряет в жизнь «нелепые» идеи, интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.

Условия, мешающие проявлению творчества:

Людям, которые занимаются творчеством, приходится преодолевать много трудностей. Это различные барьеры, что в большей или меньшей степени негативно влияют на творческий процесс.

Специалисты считают, что к внутренним барьерам можно отнести:

— несобранность, лень;

— незаинтересованность в работе;

— болезни;

— нестабильное психическое состояние;

— вредные привычки;

— работа без режима;

— неумение организовать свое время;

— негативные качества характера и мышления.

Исследователи называют также внешние барьеры:

- неудобную среду (например, помещение);

-посторонние помехи (шум, жара, холод и т. др.);

- плохой психологический климат в коллективе;

-неадекватная (заниженная) оценка деятельности.

- стереотипы мышления;

- страх ошибиться, стремление не оригинально решить задачу, а получить высокую оценку;

- слишком большое желание может тормозить творческий процесс, мешать импровизации, появлению вдохновения;

- одноплановые знания не способствуют творчеству, нужны широкие интересы в различных жизненных сферах;

- страх быть в центре внимания, нежелание казаться «белой вороной», экстравагантной.

Скажите пожалуйста, где можно встретиться с творчеством. Народным творчеством являются поговорки и приметы.

Упражнение «Продолжи известное выражение»

Цель: способствовать развитию смелости в высказываниях, остроумия, любознательности и гибкости мышления.

Ведущий. Пословицы, поговорки, народные приметы — неоценимая сокровищница народного творчества и мудрости. Есть очень много точных выражений, которые отражают различные аспекты нашей жизни. И сейчас мы попробуем приобщиться к этой сокровищнице народной мудрости, выполняя упражнение «Продолжи известное высказывание». По кругу пускается «таинственный ящик» с записанными незавершенными высказываниями. Каждый участник по очереди достает записку с выражением и пытается оригинально его завершить. После этого ведущий озвучивает предыдущий вариант высказывания.

Поговорки...

Конец всему делу... венец.

Вот и сказочке конец, а кто слушал.... молодец

Вот и подошел к концу наш тренинг.

Я предлагаю вам продолжить предложение:

— Мне было легко...

— Мне было трудно...

Упражнение «Пожелания»

Передайте свою ладошку соседу (по очереди все напишут друг другу пожелания и передадут ладошки по кругу).

Помните, что вас любят и ценят. Когда будет плохое настроение прочитайте пожелания ваших друзей и не забывайте творить, чтобы ваша жизнь была интересной и неординарной. Успехов вам и вдохновения.

А сейчас помашите своей ладошкой. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг с родителями "Активное слушание"

АКТИВНОЕ  СЛУШАНИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ            Эмоциональное развитие – основа готовности к школе.Техника активного слушания,...

Психологический тренинг для родителей "Моя Галактика"

Конспект проведения психологического тренинга с родителями, на котором рассматриваются вопросы взаимоотношений родителей и детей...

Психологический тренинг для родителей, имеюших детей с проблемами в развитии

Оказание эмоциональной поддержки матерям, снятие у них напряжения и тревоги...

Мастер - класс для родителей "Песочные фантазии!

Мастер класс по рисованию на световых столах в рамках выходного дня...

Психологический тренинг для родителей «Мы родители»

Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык со своим ребенком, как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов? Об...

Психологический тренинг для родителей по теме: «Профилактика эмоционального напряжения у родителей воспитанников с ОВЗ» «Сбрось усталость!»

Психологами всего мира отмечается, что родители, воспитывающие детей с ОВЗ изо дня в день испытывают колоссальное эмоциональное напряжение. Ответственность и сложность «родительского труда»...