Образовательная технология "Портфолио дошкольника"
методическая разработка (подготовительная группа)

Рахматалиева Хамида Айткалеевна

Портфолио - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в определенный период его развития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «педагог – ребенок – родитель", метод оценивания реальных достижений дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya-portfolio.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная технология «Портфолио дошкольника»

Значение портфолио дошкольника

В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио». Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио

творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период. Причём, портфолио может составляться как на одного человека, так и на

группу, на детский сад, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив. Портфолио может составляться и на педагогический коллектив детского сада, и на конкретную семью. Но как бы там, ни было, портфолио – это показатель творческих успехов

Рассмотрим понятие «Портфолио».

Портфолио –

*Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в определенный период его развития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «педагог – ребенок – родитель", метод оценивания реальных достижений дошкольника.

*Коллекция работ воспитанников, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области.

*Своеобразная выставка работ детей, задачей которой является отслеживания их личностного роста.

*Инструмент комплексной оценки уровня индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей

траектории развития.

Таким образом, портфолио – это прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Виды портфолио:

1. Электронный портфолио.

Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше

всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном

варианте

– это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов. Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.

2. Портфолио-раскраска.

Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.

Пример странички из портфолио-раскраски. Рубрика «Мир вокруг нас».

Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить по своему усмотрению:

может нарисовать как он ходил в зоопарк, раскрасить этот рисунок, но запись

рассказа должен сделать взрослый.

3. Печатное портфолио -

одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек. Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

Как мы уже сказали, что портфолио копилка достижений ребенка в разных видах деятельности,  в этом 2018-2019 учебном году, я решила взять технологию портфолио дошкольника. Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.

Преимуществом технологии «Портфолио» в школе и ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.

Свою работу над этой технологией, я начала с составления алгоритма, т. е. с чего начать, каким оно будет?

Алгоритм работы над портфолио.

1 Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо

создавать портфолио.

2 Определить вид портфолио.

3 Определить временной отрезок, во время которого будет собираться

информация.

4 Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.

5 Презентация портфолио.

Работа по созданию портфолио

I

Цель: технологии детского портфолио – накопительная: а именно сбор информации за текущий период, личные достижения дошкольника в разных видах деятельности за 2018- 2019 учебный год.

Цели могут быть разными: сбор достижений по какому-то направлению; тематическое составляется исходя из темы.

II

Вид нашего портфолио – печатный,

III

Период 1 год 2018-2019г. Количество рубрик 14, названия этих рубрик может различным, мы выбрали самые такие простые, распространенные названия:

1.Титульный – Фамилия, Имя, Отчество ребенка, дата рождения, группа, название ДОУ, город.
2. Давайте знакомиться – фото и девиз ребенка
3. Обо мне – место рождения, рост и вес при рождении, адрес, рассказ о характере
4. Значение моего имени
5. Знак зодиака
6. Моя семья – 1 общее фото и несколько слов о семье.
7. Я расту – 4 подписанные фотографии ребенка разного возраста

-«Динамика физического развития» 
-
 «Динамика общего развития» 

-«Мои занятия»

-«Творческое развитие»

-«Мои праздники»

-«Мои спортивные занятия»

-«Мои рекорды» 
8. Мои друзья – 4 фото горизонтальных и несколько слов о друзьях
9. Моя группа – одно общее фото и небольшой рассказ о группе
10. Мой режим дня – время и занятия
11. Мои путешествия — 2 горизонтальных фото
12. Мои увлечения – рассказ
13. Мои впечатления — 4 фото горизонтальных с экскурсий, кинотеатров, мероприятий и несколько слов об этом
14. Чем могу, помогу — 2 фото горизонтальных

Затем  работу по внедрению технологии «Портфолио ребенка» разделила следующим образом:

- Работа с педагогами

*Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио.

*Разработка структуры портфолио.

*Презентация портфолио ребенка для педагогов ДОУ

- Работа с детьми

*Индивидуальная беседа с ребенком о его запросах и желаниях;

*Выбор индивидуальных работ;

*Участие в конкурсах;

*Пополнение страниц портфолио.

- Взаимодействие с родителями

*Индивидуальная работа по ознакомлению с технологией «Портфолио дошкольника»;

*Разработка структуры портфолио;

*Консультативная помощь по оформлению портфолио.

*Привлечение к участию в конкурсах и олимпиадах.

*Совместное оформление портфолио с педагогом и родителями.

Родители стали не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственными участниками, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей.

Портфолио должно постоянно пополняться и проводиться анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раз в месяц, 1 раза в квартал и т. д.). Я для себя определила 1 раз в месяц, но не всегда так получалось. В свободное время вместе с детьми выбирали самые интересные работы, каждый складывал в свое портфолио, что больше всего ему нравилось, и после каких-то конкурсов- дипломы, сертификаты. Работа с портфолио вызывает у детей интерес, желание работать с ним, делятся друг с другом своими мнениями, впечатлениями. Все наши папки стоят в группе в доступном для детей месте. Поэтому в свободное время дети могут просто взять и посмотреть как любимую книгу, что-то добавить. Все рассказы детей, записывала печатными буквами, чтобы в дальнейшем дети могли сами прочитать свои рассказы.

Поставленная цель данной технологии «Портфолио дошкольника», считаю достигнута. В основном все родители проявили ответственность при создании портфолио, старались учитывать мнения своих детей, их желания. Самое главное большое удовлетворение получили сами дети. Просматривая свое портфолио, дети чувствуют себя уверенными, успешными, радостными. Есть конечно и минусы: не все отнеслись ответственно у некоторых детей так и нет портфолио.

ИТОГ: Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «ребёнок - родитель». А работа над его составлением - интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв своё достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминании и доставит не меньшее удовольствие, чем семейный альбом.

Памятка для педагогов ДОУ.

1. Работа с детьми над портфолио должна проводится с каждым ребенком отдельно в любое удобное время в течении дня.

2. Дети самостоятельно отбирают и приклеивают материал (фотографии, модели, схемы). Взрослый лишь помогает ребенку, а не делает работу за него.

3. При работе с каждой страницей ребенку задают вопрос«Что ты хочешь рассказать о себе, своей семье, об интересном событии?»

4. Рассказ, сказку, стихотворение ребенка записывать дословно, печатными буквами, так, чтобы по мере овладения грамотой ребенок смог сам прочитать свой рассказ.

5. По возможности каждый материал или группа материалов должны сопровождаться кратким рефлексивным комментарием ребенка.

6. По желанию самого ребенка можно проводить беседы, в которых он рассказывает другим детям о себе, своей семье, друзьях, достижениях.

7. При заполнении страничек создавать необходимую атмосферу для того, чтобы ребенок смог вам раскрыться. Детям бывает сложно рассказать о себе другим. Особенно если они испытывают трудности в общении или в речи – в этом прекрасным помощником оказывается портфолио. Он помогает ребенку набраться смелости и раскрыть свой внутренний мир перед другими, что очень эффективно в плане адаптации детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности дошкольников реализующей задачи образовательной области «Познание».

Конспект образовательной деятельности дошкольников реализующей задачи образовательной области «Познание». Занятие по ФЭМП с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Поиграем со струч...

« Непосредственная образовательная деятельность дошкольников Конспект ННОД по образовательной области »Познание» Тема « Клоун в гостях у ребят»

Данное занятие предназначено для детей средней группы. В гости к детям приходит клоун, которому необходимо помочь.  Дети называют части из которых он составлен , тем самым идёт закрепление знаний...

Педсовет - деловая игра: «Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»

Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....

Педагогический мониторинг образовательной деятельности, индивидуального образовательного маршрута дошкольника 3-7 лет в соответствии ФГОС ДО.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка ...

«Оптимизация образовательной деятельности дошкольников посредством электронных образовательных ресурсов при формировании основ БДД у детей дошкольного возраста»

презентция об оптимизации образовательной деятельности посредством ЭОР при формировании основ БДД у детей дошкольного возраста...

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с особыми образовательными нуждами

Вариант лана подготовки ИОМ дошкольника. Вариант ИОМ дошкольника.Использовался в группе полной инклюзии в 2017-2018 учебном году....

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...