Проект "В школу с радостью!"
проект (подготовительная группа)

Андреева Галина Ильинична

Семья играет важную роль в психическом, физическом и педагогическом развитии дошкольника, и от правильного семейного воспитания зависит его готовность к учебе в школе. Одно из условий обеспечения готовности ребенка к школе – психолого-педагогическая компетентность родителей (законных представителей). Именно для них разработан проект, ориентированный на формирование осознанного и развивающего взаимодействия с ребенком в целях обеспечения достаточного уровня его готовности к обучению в образовательном учреждении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_v_shkolu_s_radostyu.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 1 «Дружные ребята» г. Поронайска

(МБДОУ №1 «Дружные ребята» г. Поронайска)

   

Проект

«В школу с радостью!»

                                            Авторы проекта:  

                                                         Андреева Г.И.- педагог-психолог,

Шапошникова В.Ю.- воспитатель

2016г.

Введение

     На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных учреждений, поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов и специалистов, ориентированная на основании новых форм взаимодействия с родителями. В документах Министерства образования и науки Российского Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами. В соответствии с Законом Российской Федерации  «Об образовании»  одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

     Инновационные процессы, проходящие в дошкольном учреждении, способствуют повышению психолого-педагогической компетентности родителей и положительно влияют на качество  воспитания  и развития дошкольников через создание лучших условий для их  личностного развития, позволяют осуществить личностно – ориентированный подход к дошкольникам, дают возможность самосовершенствоваться педагогам и специалистам.

Актуальность

 

     В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и уровню готовности ребенка к школе усиливается ответственность семьи как первого института социального человека. Одно из условий обеспечения готовности ребенка к школе – психолого-педагогическая компетентность родителей.

     Бесспорно, что семья играет важную роль в психическом, физическом и педагогическом развитии дошкольника, и от правильного семейного воспитания зависит его готовность к учебе в школе. Однако, как показывает практика, многие родители оказываются некомпетентны в вопросах подготовки ребенка к школе и не в состоянии, оказать ему помощь и поддержку в этом процессе.  

     В связи с этим встает вопрос, каким образом организовать в ДОУ работу по повышению компетентности родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе? Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является проектная деятельность. Именно для них разработан проект, ориентированный на формирование осознанного и развивающего взаимодействия с ребенком в целях обеспечения достаточного уровня его готовности к обучению в образовательном учреждении.

Цели:

     Повышение у детей интереса к школе; формирование положительного отношения к предстоящему обучению; подготовка к принятию новой социальной позиции «школьника»; повышение компетентности родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Задачи:

     1. Осуществить информационно-просветительскую работу по теме «В школу с радостью».

     2. Выявить образовательные потребности родителей старших дошкольников в вопросах психологической готовности к обучению в школе.

     3.Научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе; оказывать им эмоциональную поддержку и демонстрировать безусловное принятие.

     4. Создать предметно-развивающую среду в группе для ознакомления детей со школой с целью обогащения жизненного опыта.

Сроки реализации октябрь 2016 г. – апрель 2017 г.

Методы реализации проекта

Наглядные: мультимедийные презентации, буклеты, фотографии, использование ТСО, тематические картинки, рисунки детей и родителей            «Моя школа».

Практико-ориентированные: моделирование проблемных ситуаций, создание фотоальбома «Один день из жизни первоклассника», оформление фотовыставки «Мы тоже были школьниками».

Словесные: беседы, чтение, загадывание загадок, заучивание стихотворений, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции, вопросы, дискуссии.

    Идея разработки этого проекта возникла в связи с тем, что в ходе многолетних наблюдений и в результате опросов на предмет психологической готовности ребенка к обучению в школе было выявлено малая подготовленность и недостаточная компетентность родителей будущих первоклассников к новому рубежу в жизни их семьи.

Ожидаемые результаты

     В итоге мы должны прийти к уменьшению факторов риска школьной дезадаптации, оптимальной адаптации детей к школе; повышению родительской компетентности в вопросах подготовки детей к обучению в школе; осознанию родителями значимости своей педагогической  деятельности; актуализации позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка предшкольного возраста; овладению родителями методиками определения уровня сформированности психических процессов своего ребенка.

      Каким образом мы можем оценить предполагаемые результаты.   Эффективность реализации проекта определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед; умение  объединить родителей с детьми, педагогов и специалистов в совместной деятельности.  Кроме того, об эффективности реализации проекта можно говорить по результатам численности посещения и активности родителей на мероприятиях, уровня родительской удовлетворенности и эффективности используемыми формами работы.

Теоретическое обоснование проекта:

     В советской психологии детальная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л.С.  Выготского,  содержится в работах Л.И. Божович (1968); Д.Б. Эльконина (1981, 1989);                       Н.Г. Салминой (1988); Е.Е. Кравцовой (1991), [25].  Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под руководством психолога-академика А.В. Запорожца. Результаты работы неоднократно обсуждались                                  Д.Б. Элькониным [2]). Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.

     Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу [18].

     Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции, так Л.И.  Божович [6] определяет это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям.

      В работах Е.Е. Кравцовой (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, 1987;                                 Е.Е. Кравцова, 1991) при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка [10; 11].

      Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы «Почемучки»,  родители (законные представители), педагог-психолог, воспитатель группы.

Тип проекта: информационно-просветительский, консультативно-                            профилактический, творческий, открытый, коллективный.

Вид проекта: групповой («В школу с радостью!»)

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Содержание проекта

1 этап – подготовительный

     Для осуществления проекта изучили нормативно-правовую базу, опыты работ, научно-методические разработки, журналы: «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Дошкольная педагогика», «Ребенок в детском саду», «Справочник педагога-психолога», «Дошкольное образование», «Игра и дети», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». Организовали родителей на участие в проекте. Осуществили психолого-педагогическое просвещение родителей через тематические консультации, индивидуальные консультации и беседы, информационный стенд «Скоро в школу». В результате проведенной работы подготовили всех участников к осуществлению данного проекта.

2 этап – основной

     Содержание основного этапа проекта заключается в практической деятельности по решению проблемы. Разнообразные, особенно инновационные формы работы, несомненно, будут интересны родителям и детям: мультимедийные презентации для родителей: «Развитие мелкой моторики рук», «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»,  «У порога школы»; экскурсия в школу « Здравствуй, учитель!» с проведением мини-урока в игровой форме; оформление фотовыставки «Мы тоже были школьниками!»; создание фотоальбома « Один день из жизни будущего первоклассника»; циклы тематических встреч: «Обучение с увлечением», «Школьная зрелость. Что это?», Родительские собрания «Уже не малыш, ещё не школьник»; «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе». Диагностика готовности ребенка к школе» (презентация); семинар с элементами тренинга    «У порога школы» (презентация); интеллектуальная викторина «Знайки» и «Умники»; выставка рисунков (родители и дети) «Моя школа»; информационный стенд «Скоро в школу»; конкурс среди родителей «Письмо в будущее»; буклеты, памятки с рекомендациями «Портрет школьника»,                 «У порога школы»; будет подобранна картотека игр на развитие внимания, мышления, воображения, восприятия, памяти, пальчиковые игры; дидактические игры по лексической теме «Школа»; художественная литература для детей по теме: «Школа».

3 этап – заключительный

     Итогом всей деятельности в рамках проекта станет информационный сборник «Родителям будущих первоклассников». Данное пособие будет представлять собой комплекс чёткой, доступной, востребованной информации теоретической и практической направленности по проблемам готовности детей к школе, а также представлен итоговый творческий отчет в виде  мультимедийной презентации: «Вместе весело шагали и о школе мы узнали! и будет проведено повторное анкетирование родителей для определения уровня компетентности  и образовательных потребностей в вопросах подготовки детей к школьному обучению.

Практическая значимость проекта выражается в том, что его реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольником учреждении и семьи; через развитие компетентности повышается заинтересованность родителей, ответственность за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, для которых целевым ориентиром является формирование социального портрета ребенка дошкольника 6,5-7 лет.

Формы результатов проекта в практику: данный проект может быть использован в освоении последующих подготовительных групп родителей будущих первоклассников; календарно-тематическое планирование мероприятий с родителями может быть использовано педагогами и специалистами в практической деятельности ДОУ; участие в конкурсах на муниципальном и региональном уровне.

Возможные риски и компенсационные меры по их устранению:

     Неблагоприятные погодные условия – из-за неблагоприятных условий могут быть перенесены даты проведения мероприятий, заболевание детей, родителей, педагогов, специалистов (перенесение даты проведения); технические условия

(при отключении электроэнергии, замена телевизора на демонстрационный материал). Обеспечение мер предосторожности по охране жизни и здоровья.

Финансово-экономическое обоснование затрат: личные средства и добровольные взносы родителей; средства, заработанные на ярмарке.

Литература

1. Агапова И.А. Скоро в школу!: тесты, игры и упражнения для дошколят /  И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Изд-во «Дом. 21 век», 2008. С. 21-44, 66-100. – («Готовимся к школе», «Азбука развития»).

2.Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками /                                Е.А. Алябьева, ТЦ Сфера, М.:, 2008. С.125-142.

3. Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика? / М.М. Безруких,                              С.П.  Ефимова. – М.: Просвещение, 1999. С. 3-58.

4. Богачкина Н.А. Пора в школу! Подготовка будущего первоклассника /            Н.А.  Богачкина. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. С.5-82.

5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций /                         Л.С.  Выготский // Собр. соч. Т.З. М., 1983.

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: - Воронеж, 1995.

7. Гуткина  Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина.  - 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2007. С.7-43. ил. – (Серия «Учебное пособие»).

8. Дъяченко О.М. Психологические особенности развития дошкольников  / О.М.  Дъяченко, Т.В.  Лаврентьева. – М.: Эксмо, 2009. С. 3-12. ил. – (Растим первоклашку).

9. Загвоздкин В.В. Готовность к школе и эмоциональный интеллект: практические советы для педагогов, психологов и родителей / Владимир Загвоздкин. – М.: Чистые пруды, 2008. С. 6-30. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование» Вып. 21).

10. Кравцов Г.Г.  Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г.  Кравцов, Е.Е.  Кравцова - М.: 1987.

11. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е.  Кравцова - М.: 1991.

12. Марченко Т.А. Психологическая поддержка семьи / Т.А. Марченко  // Воспитатель ДОУ: Практический журнал. – 2008. - №5.  С. 96-98.

13.Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования: Приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003г. №28 – 51 – 513/16.

14. Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка /                       И.Ю. Матюгин, Т.Ю.  Аскоченская – М.:, Эйдос,1995. С.31-42.

15. Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе / Л.С. Михайлова – Изд-во «Учитель», Волгоград, 2008. С.5-53.

16. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников /                     З.А. Михайлова – М.: «Просвещение» 1990. С.74-93.

17. Монина Г.Б. Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущих первоклассников / Г.Б. Монина, Е.В. Панасюк. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. С. 5-80.

18. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред.                    Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера - М.: 1988.

19. Родительские собрания в детском саду: Подготовительная группа / Авт.- сост. С.В.  Чирков. – М.: ВАКО, 2011. С. 34-47, 79-92.

20. Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС / авт.- сост.                       А.Я.  Ветохина (и др.). – Волгоград: Учитель, 2014. С. 5-17.

21. Степанова О.А. Подготовка детей к школе. Развивающие игры и упражнения / О.А.Степенова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. С.65-86.

22. Фесюкова Л.Б. 300 развивающих игр для детей 4-7 лет / Л.Б. Фесюкова. –

 ЧП «АН ГРО ПЛЮС», Харьков, 2008. С.50-86, 133-140.

23. Чивикова Н.Ю. Как подготовить ребенка к школе / Н.Ю.  Чивикова– М.: Рольф, 2000. С. 3-15.

24. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Д.Б.  Эльконин - М.: 1981.

25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б.  Эльконин - М.: 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Идем в школу с радостью"

Презентация для родительского собрания в ДОУ на тему "Идем в школу с радостью!" способствует:выработке новых навыков взаимодействия с ребенком  - будущим первоклассником;развитию коммуникативных ...

Консультация для родителей "В школу - с радостью"

Подготовка к школе включает в себя специальную, или предметно-специфическую подготовку (обучение чтению, письму и счету), и психологическую, обеспечивающую успешное включение ребенка в процесс школьно...

Школа: первые радости и первые страхи (практические советы)

В данной статье даются практические советы родителями, как сделать обучение ребёнка в школе комфортным в эмоциональном и психологическом плане....

Проект по подготовке ребёнка к школе «В школу с радостью»

Срок реализации проекта – сентябрь – май Цель проекта :-развитие интереса у дошкольников к учению как к новому виду деятельности;-формирование осознанной глубокой мотивационной готовности ребят к...

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе. «В школу с радостью!»

Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и  включает соответствующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание»...

Консультация для воспитателей на тему:«Идем в школу с радостью» -создание условий для успешной социализации ребенка к обучению в школе»

laquo;Идем в школу с радостью» -создание условий дляуспешной социализации ребенка к обучению в школе»...

Коррекционно-развивающая программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "В школу с радостью!"

Коррекционно-развивающая программа "В школу с радостью!" расчитана на детей 6-7 лет с ОВЗ....