Рекомендации для родителей по речевому развитию ребенка.
консультация

Старикова Яна Викторовна

Материал для размещения в приемной по тематикам недели или в рамках проекта группового

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivaem_rech_detey.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по речевому развитию ребенка.

              Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать и писать.

 Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, хотя давно известно, что умение читать и писать не является показателем его развития.

Чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т.п.

              К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Развивается звуковая сторона речи.

              Интенсивно растет словарный состав речи. Здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются взрослые. Дети 6 лет активно используют примерно 2500 – 3000 слов.

              Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

В конце дошкольного возраста развивается контекстная речь. Ребенок может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном, появляются монологи, рассказы, в которых дети передают свои мысли, свои замыслы, впечатления.

 В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и т.д. Ребенок задает вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждает - думает вслух.

 Игры, игровые упражнения и задания  на закрепление различных речевых навыков,    в которые можно «играть на кухне».

         Игры на обогащение словаря ребенка.

«Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

  • «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

         Можно играть с целью развития грамматического строя речи.

  • «Приготовим сок». «Из яблок сок …(яблочный); из груш…(грушевый); из слив…(сливовый); из вишни…(вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.

 По дороге из детского сада (в детский сад).

  • «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Кошка – пушистая, серая».
  • «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный нос и пр.

  В свободную минутку.

         Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

  • «Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.

          Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги  

                     (сопаги).        

         Игры на обогащение словаря ребенка.

  • «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает. Например, ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц…(прыгает). У коровы теленок, а у лошади …(жеребенок) и пр.

   Игры на развитие грамматического строя речи.

  • «Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто и т.д.» Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова и предложениях-ответах.

         Подвижные игры.

  • «Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука «ж», то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга…»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по речевому развитию ребенка

Рекомендации родителям по речевому развитию детей дошкольного возраста...

Рекомендации для родителей по речевому развитию слепого ребенка

Рекомендации для родителей по речевому развитию слепого ребенка...

Рекомендации для родителей по речевому развитию ребенка раннего возраста.

В работе рассматривается роль родителей в пропедевтике и в своевременном выявлении нарушений речи у детей раннего возраста....

Рекомендации родителям по речевому развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья (дошкольный возраст)

Рекомендации родителям по речевому развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья (дошкольный возраст)...

Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»

Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога. На основ...

Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»

Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога.На основ...