Роль сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Черепанова Елена Станиславовна

Сказки - это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих дошкольникам правильно, гармонично развиваться. В данной статье сказка рассматривается, как одно из наиболее доступных средств, позволяющих развивать  речь ребёнка, рассматриваются простые способы самостоятельного придумывания сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.        

«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

В.А. Сухомлинский

        В настоящее время с каждым годом (как показывает опыт и данные ежегодных экспресс диагностик развития речи) увеличивается количество детей, имеющих   низкий уровень речевого развития, которое обусловлено серьезными причинами. Во-первых, в нашу повседневную жизнь прочно вошёл наряду с телевизором и компьютер. Это привело к тому, что дети стали мало общаться, их речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Кроме того, потребность в речевом общении удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна и малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. А социальные проблемы общества подчас не позволяют родителям  уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей.

Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребёнка к чтению? Как научить «добывать» самостоятельно из книг необходимую информацию?   Многие посчитают, что в наш век – век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Так много сейчас образовательных программ, сайтов…

   Однако всё же мы восхищаемся знаниями и эрудицией знатоков клуба «Что? Где? Когда?», выпускников школ, ведущих интеллектуальные бои в программе Вяземского Ю.П. «Умницы и умники». По мнению Л.С. Выгодского, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Многими исследователями доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Однако, ребенок-дошкольник является своеобразным «читателем». В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и заканчивая продолжительностью общения с книгой. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Давайте вспомним наше детство. Ведь именно благодаря волшебному слову  «сказка» из нашего детства у нас возникают приятные воспоминания о том, как читала нам в детстве её мама. Нам было просто интересно слушать о приключениях различных героев, мы сопереживали хорошим персонажам и не любили плохих. Сейчас, когда у многих из нас есть свои дети, мы понимаем, что именно с помощью сказки можно воспитать ребенка, помочь ему освоиться в этом сложном мире, помочь разобраться с добром и злом.

 Рассказывая малышу сказки, мы развиваем его внутренний мир - научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки, стали раньше говорить, при этом речь у них поставлена более грамотно. Кроме всего прочего, сказка позволяет формировать основы общения и поведения. Малыши, которые в детстве постоянно слушали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садах, школах. Они быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, у них практически не бывает комплексов. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказки. Читайте сказки как можно чаще и как можно дольше: помните, сказки - это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться. Кроме того, необходимо правильно выбирать время для чтения сказки. Оптимальным временем считается чтение сказки перед сном, так как в это время можно еще и обсудить прочитанное.  Сказка должна читаться с удовольствием, чтобы ваши эмоции, настроение,  удовольствие передались бы и ребёнку. Читать сказки нужно с хорошей дикцией: если вы будете во время чтения четко выговаривать все звуки, визиты к логопеду с ребенком вам не понадобятся. 
Одна и та же сказка может быть (и должна быть) прочитана ребенку несколько раз. Так ребенок сможет наиболее полно, точно понять ее смысл.  Через некоторое время, вполне возможно, что чуть повзрослевший ребенок воспримет ее совершенно по-другому, откроет для себя что-то новое.
Сказка представляет собой одно из наиболее доступных средств, позволяющих развивать ребенка вообще и его речь в частности.

          У детей же, которым не читают, во-первых, обедняется словарный запас и как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей.

Во-вторых, нарушается процесс социализации, вхождения в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт.
В-третьих,  не читающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье.

 Формально – люди грамотны, они пишут, и читают, но уметь читать – не значит складывать из букв слова, это значит понимать прочитанное, вникать в смысл текста.
Очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь.  И благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.

Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны: напевность, повторы различных словосочетаний. 
         Язык сказок очень красив:

  • певуч и поэтичен,
  • содержит много метафор, образных сравнений,
  • метких и поучительных пословиц и поговорок.                                    Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Русские народные сказки очень красивы благодаря обилию средств художественной изобразительности.

Изобразительно-выразительные средства употребляются для описания людей

  • красоты героини: «Ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать», «Красота невообразимая!», «Три девицы красоты неописанной…», «Прекрасная королевна» и многие другие.
  • описывают силу героя: «Я его на одну руку посажу, другой прихлопну – только мокрёхонько будет»,  «Вот сошлись они - поравнялись, так жестко ударились, что земля кругом простонала»;
  •  моральные качества: «Добрый молодец», «Добрый человек», «Верой – правдой» и т.д.;
  •  отдельных частей героя: «уста сахарные», «коса русая», «руки белые», «брови черные», «ноги скорые», «буйная головушка» и т.п.;
  • психологическое состояние:  «крепким сном», «заплакал-запечалился», «задумался закручинился».

В сказках играют важную роль эпитеты (образное определение):

  • в  описании природы («тучи черные», «гроза страшная», «добрый конь», «паршивый жеребенок», «зеленых лугах», «облака-тучи черные», «красное солнышко», «дремучий лес», «ни свет, ни заря», «огненная река», «сырая земля», «чистое поле»);
  • для описания зданий («белокаменные палаты», «золотая беседка», «избушка на курьих ножках, на бараньих рожках», «палаты раззолоченные», «к большому, великолепному дворцу…»);
  • государства («За тридевять земель», «чужедальнюю сторонушку», «чужие земли», «в некотором царстве, в некотором государстве…», «тридесятое царство» и т.д.);
  • пути («путь-дорога», «в дальний путь», «в обратный путь», «близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли», «шел-шел»);
  • предметов быта («шитое полотенце», «волшебная книга», «серебряная ложечка», «серебряная вилочка» и пр.)

Основная функция эпитетов – создание ярких образов в сказках.

Для усиления эмоционального воздействия используются повторы (шёл, шёл; смотрел, а смотрел). В фольклоре часто используется особый вид константного повтора – удвоение понятий (тавтология): «раным-ранёхонько», «высоко-высоко».  Повторы привлекают  внимание читателя («ни свет, ни заря», «Что угодно, что надобно?»), усиливают эмонациональное воздействие («горько – горько», «поплакал – поплакал», «заплакал – закручинился», «обнимать – целовать»). Повторы используются для описания природы («облака – тучи», «птичка – малиновка»), действия («поплакал – поплакал», «жить – поживать», «накормила – напоила»), психологического состояния («задумался – закручинился»).

В волшебных сказках используется такое изобразительно – выразительное средство, как гипербола, с которым дети знакомятся на практическом  уровне. Гипербола – художественное преувеличение, речевой приём, рассчитанный на сильное эмоциональное воздействие: «Другой подобной красавицы во всём свете не бывало!», «рукавица крышу пробила», «Я его на одну руку посажу, другой прихлопну – только мокрёхонько будет!». Основная функция гиперболы – привлечь внимание к  фрагменту текста, более ярко передать какое – либо качество героя, привлечь к нему внимание читателя или описать место действия в сказке: «Приезжают к реке Смородине – по всему берегу лежат кости человеческие, по колено навалено!» Гиперболы имеют эмоциональный характер и создают экспрессивный тон сказочного повествования.

Активно употребляется в волшебных сказках сравнение. Сравнение – это  сопоставление двух или более людей, предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого: «Как хорошее тесто на опаре поднимается, так и они вверх тянутся». Основная функция сравнения – подчеркнуть какое – нибудь качество героя (героини), придать ему особую яркость, выразительность с помощью сравнения с каким – нибудь предметом или явлением: «Никто палки за один конец поднять не может, а Иван – царевич, да Иван – кухаркин сын, да Иван – Быкович её поворачивают, словно перо гусиное».

Наблюдается в числе изобразительно – выразительных средств в волшебных сказках и такое, как олицетворение. Олицетворение – перенос свойств человека на предметы неживой природы или животных. Главная задача олицетворения – создать яркий образ мира, который окружает героя. Еще одна важная олицетворения – подчеркнуть какое –нибудь свойство героя или действия героя. («Сошлись они – поравнялись и ударились так сильно, что земля кругом простонала», «закручинилась берёзонька»).

  Метафора – перенос значения по сходству, один из способов образования новых лексических значений в языке. Основная функция метафор заключается в образовании новых лексических значений («утро вечера мудренее», «солдат пуще прежнего закручинился»).

Таким образом, овладение средствами речевой выразительности способствует формированию выразительности речи, расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.  

Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

 К шести годам ребенок, как правило, усваивает большинство языковых правил. Приходит время творчества не столько словесного, сколько смыслового: дети придумывают не слова или выражения, а рассказы, истории и сказки. Использование склонности старших дошкольников к придумыванию различных сказок и историй составляет ресурс не только для развития речевой деятельности детей, но и имеет большое значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка.

Несколько простых способов придумать сказку.

Придумать сказку-крошку. Это маленькая сказка длинной в 2-3 абзаца. Это может быть описание какого-то события, чудесного происшествия, что-нибудь забавное или грустное. Самый простой способ придумать сказку-крошку – сделать обычный предмет необычным
Например: я смотрю вокруг себя и замечаю шишку. Обычная лесная шишка украшает полочку шкафа. Что ж, добро пожаловать в сказку. Пусть это будет не обычная шишка, а шишка-шалунишка. Что это означает? Например, шишка любит забираться на дерево и спрыгивать на головку прохожим - не больно, но весело, особенно если человек пугается. Но вот нашелся человек, который не испугался шишки...

Хорошая тема для сказки? Осталось только придумать детали. Я попробовал, и вот, что у меня получилось:

-= Шишка - шалунишка = -
Жила была шишка-проказница. Любимым ее занятием было забраться на дерево и спрыгнуть на голову прохожего. Шишку очень забавляло, когда человек пугался, начинал вертеть в головой в поисках того, что на него свалилось. 
Однажды под деревом шла девочка Аня. "Девчонка! Уж ее то я легко напугаю" - подумала шишка, и спрыгнула вниз. Но вместо того, чтобы испугаться, Аня взяла шишку в руки и сказала: "Какая прелесть!" Девочка отнесла шишку домой, приделала к ней ручки и ножки. Из пуговок получились глазки и носик, сверху нацепила бумажную шляпку. Получился веселый человечек - Шалунишка.


Старая сказка на новый лад
Взять уже готовую сказку и переделать.Это отличная игра, в которую можно играть со своим ребенком.
Если вы перечитываете ребенку уже знакомую сказку, можно начать "перевирать" детали:
- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка...
- Не Желтая, а Красная!
- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и...
- Да нет же, не папа, а мама.
И т.д.

Другой способ переделать сказку - придумать к ней сказку-перевертыш. 
Пусть колобок будет серьезным малым. Он катится по поручению от деда и бабы, а звери останавливают его и предлагают поиграть с ними.
Пусть волк будет добрым, а красная шапочка будет злая.
Пусть Белоснежка встретит в лесу не работников гномов, а разбойников-великанов.

Еще один способ - попробовать придумать продолжение. 
Что стало с Золушкой после свадьбы? Быть может, хрустальные туфельки обладают какой-то волшебной силой. Однажды, когда Золушка спала, они прыгнули ей на ножки и унесли принцессу в неизвестные края, а принц отправился выручать ее? 
Как идут дела у гномов после того, как Белоснежка вышла замуж за принца? Может быть, они починили волшебное зеркало, и оно рассказало им об опасном наследстве, оставленном королевой-колдуньей. Глубоко в лесу спрятан домик колдуньи, и гномы должны до него добраться до того, как другая ведьма попадет туда и обретет могущество.
Эти игры будут интересны ребенку и взрослому. Кроме того, они отлично развивают фантазию. Изучая нюансы чужих сюжетов и сказок, у вас обязательно появятся идеи своих собственных.
Таким образом,
  правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения - все это позволит вашему ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать (творить добро), а значит, станет более счастливым...
        Кроме сказок помогают развить речь и другие формы фольклора,   которые  характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи и интонационных нюансов. Одной из таких фольклорных форм являются поговорки и пословицы, которые представляют особый вид поэзии,   впитавший в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания.                                                                                               Интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.
                                                                                Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, - это предпосылка грамотности и «чутья» родного языка. При отсутствии доброй традиции семейного чтения ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без чтения, тогда книги войдут и в его жизнь.

Литература.

  1. -http://subscribe.ru/archive/lit.graph.storyteller/200910/29142358.html
  2. Савушкина Ю. А. – ст. Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста (по материалам Интернета).
  3. Подорова О. Н. – Проект «Книголюб» п. Каркатевы (по материалам Интернета).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. Проект "Волшебница сказка" ("Роль сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста")

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18795319","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18795333","...

План по самообразованию на тему: "Роль сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по теме :" Роль сказки в развитии речи младшего дошкольного возраста"...

Презентация на тему: " Роль сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

В данном материале представлена презентация  на тему: " Роль сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....