Главные вкладки

    Родительское собрание "Скоро в школу!"
    консультация (подготовительная группа)

    Тестова Ирина Валентиновна

       Тематическое родительское собрание «Скоро в школу»

     

     

     

     

    Воспитатель: Тестова И.В.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    11.10.2019 г.

     

       Цель.  Объединить усилия педагогов и родителей по подготовке детей к школе.

      Задачи. Дать представление о понятии «готовности к школе», познакомить родителей с критериями готовности ребенка к школе, дать возможность оценить степень готовности ребенка к школе, выработать совместное решение для улучшения подготовки детей к школе.

         Участники. Воспитатель, родители.

          Подготовительная работа. 1. Подбор статей, книг, журналов по данной теме.

    2. Составление рекомендаций - памяток

    3. Оформление выставки литературы по подготовке детей к школе.

    4. Подготовка анкет

     

    Повестка дня

    1.                   Вступительное слово (актуальность проблемы).

    2.                   «Что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в школу.

    3.                 Разминка для родителей – игра «Да-нет»

    4.                 Упражнение для родителей «Согни листок».

    5.                   Подведение итогов собрания.

    6.                   Разное.

    7.                   Принятие решения.

     

    Ход собрания

    1.     Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на нашем собрании.

    - Для начала собрания, нам необходимо выбрать председателя и секретаря.

    Ваши предложения?

    - Прошу ознакомиться с повесткой дня.

     

    Вот и наступил  последний год пребывания наших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.

    Как подготовить ребенка к школе? Этот вопрос волнует всех нас взрослых. Как вы думаете, на ваш взгляд, какими качествами должен обладать будущий школьник?

    Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, волнующий всех родителей будущих первоклассников: «Что значит «ребёнок готов к школе?»

     

    К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе – научить читать, считать, писать. Правильнее развивать познавательную активность будущего ученика. С 6 до 7 лет с ребенком происходят значительные перемены – он стремительно растет, меняется его поведение.

    Дети готовы расширить круг общения, у них складывается определенный уровень притязаний и даже амбиций.

     Чтение должно стать неотъемлемой частью жизни каждого ребёнка. Книги, которые читают детям, должна всегда соответствовать возрасту и развитию ребенка. Когда вы читаете ребёнку, вы должны заострить внимание на название произведения, имя, отчество, фамилию автора, разберите все непонятные слова и выражения Ребенок  обязательно должен высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Задавайте ему вопросы:

    – О ком или о чём произведение?

    – Кто понравился и чем?

    – Как бы ты поступил на месте героя?

    – Продолжи сказку (рассказ).

    – Рассмотри иллюстрацию. К какому сюжету она относится?

    – Нарисуй свой рисунок.

     

    Главное – у них формируется внутренняя готовность быть учеником: они испытывают потребность в подчинении правилам и хотят заниматься общественно значимым делом, польза которого признаётся всеми  взрослыми.

     

    Интеллектуальная готовность к школе.

    Попробуйте сами оценить механическую память ребенка.  Четко проговаривая слова, произнесите бессмысленный набор слов:  месяц, кубик, чашка, одеяло, книга, кошка, потолок, стол, рука, варенье.  Теперь попросите ребенка повторить те слова, которые он запомнил.  По средним показаниям для  механической памяти детей 6-7 лет с первого раза малыш воспринимает не менее 5 слов из 10, после третьего, четвертого прочтения воспроизводит 9-10 слов, через один час забывает не больше двух слов, которые назвал раньше.  Если ваши  результаты  пониже  среднестатистических, тренируйтесь с ребенком в каждую свободную минутку.

    Чтобы подтянуть логическую память, назовите несколько цепочек слов, объединенных логической связью.  Речка – море – океан; груша – яблоко – апельсин и т.д.  предложите ребенку запомнить 5-6 таких цепочек, произнеся их вслух. После этого скажите первое слово из цепочки и попросите вспомнить ребенка остальные. Это упражнение больше похоже на игру, нравится детям и занимает совсем немного времени.

    Чтобы ребенок умел последовательно излагать события, описывать предметы, ориентируясь на их основные признаки,  почаще просите его рассказывать, что он видит за окном, на картинке, о чем был просмотренный мультфильм

    Способность обобщать, хорошо тренировать в игре с картинками (которые можете нарисовать сами).

    Игра «Что лишнее?» Предложите ребенку четыре картинки: кресло, диван, стол, тарелка. На одних из них предметы, которые можно определить в одну группу – мебель, а один предмет не вписывается в этот ряд, поскольку относится к посуде.  Такой рисунок откладывается в сторону. Пусть ребенок прокомментирует выбор «лишней картинки».

    Память, как и внимание можно тренировать во время прогулки. Проходя мимо какого-либо предмета, попросите его внимательно посмотреть его, а потом, не оборачиваясь, вспомнить, рассказать о нём. Картинки типа «найди 10 отличий» тоже подходят для развития памяти.

     

    Нравственно – волевая готовность.

    Не всегда уроки вызывают искренний интерес ребенка. Для успешной учебы ребенок должен  «включать»  волю…

    Родителям первоклассников был задан вопрос:  Какие трудности были у детей в начале учебного года?

    Ответ.  Еще до школы мой ребенок умел читать и считать до ста.  В начале учебного года у него была хорошая успеваемость, но прошло полгода, и он стал отставать от одноклассников. Из беседы с учителем выяснилось, что Лёша не старается на уроках, не хочет тратить время на заучивание нового материала. Что делать?

    Причиной того, что дети не привыкли стараться, не научились внимательно слушать указания взрослых и следовать им, явилось отсутствие у них привычки к волевому усилию.  Поэтому так важно своевременно позаботиться о нравственно  – волевой подготовке ребенка к школе. Он должен обладать такими качествами, как самостоятельность, организованность, дисциплинированность, настойчивость. Наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения.  Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять!

    Для успешного обучения в школе важно, чтобы дети дома имели доступные по возрасту трудовые обязанности, несли ответственность за их выполнение. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котенка, поливать цветы. 

    Родители не должны делать то, что дети забыли или не хотели выполнить.  Конечно, взрослому легче самому выполнить какую-то часть работы, но в этом случае допускается серьезная ошибка. С одной стороны, подается пример безответственного отношения к порученному делу, а с другой – укрепляется неуверенность в себе. Кроме того, дети привыкают, что родители делают трудную работу за них.

    Практика показывает, что если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, то, как правило, они легче справляются с учебной деятельностью.

    Волю тренировать можно в игре – пусть ребенок срисовывает изображения с картинок (это развивает усидчивость), хороши и настольные игры, где необходимо соблюдать правила.  По мере развития в игре восприятия, памяти, мышления у вашего дошкольника будут удаваться все новые и новые задания, он начнет выигрывать, получая вашу похвалу и одобрение, т.е. сначала мотивом станет выигрыш и похвала, затем ребенок начнет радоваться самому факту выполненного задания – это и есть зарождение познавательного интереса. Поэтому, если он и совершил ошибку, не ругайте его, а разберитесь в ее причине.

     

    Личностная психологическая готовность.

    Психологическая готовность к школе – это, собственно и есть желание ребенка учиться.

    Как определить навскидку, готов ли ваш ребенок к школе?

    Купите или попросите на время несколько новых игрушек. Позовите ребенка посмотреть на них не дольше минуты.  Потом предложите прочесть сказку, но на самом интересном месте остановитесь.  Спросите, чего сейчас больше хочется: поиграть или дослушать сказку.  Ребенок  со сформировавшейся личностной готовностью к школе захочет узнать,что же произошло с героями сказки дальше; малыш, который еще не готов учиться, предпочтет продолжить игру.

    Вы можете также предложить ребенку поиграть в школу – обратите внимание, какую роль он выберет. Дети, готовые к школе, как правило, выбирают роль ученика. Им интересно заниматься учебой, писать и читать.

    Дети с  несформированной учебной мотивацией, скорее всего, выберут роль учителя, играть будут в поход в столовую, перемены, рассаживание по местам, рисование мелом на доске.

    Конечно, переход из детского сада в школу – важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность которых – учение.

    Дошкольникам нужно объяснять, что учеба в школе – это серьезный труд, занимаясь которым они будут каждый день узнавать что-то новое, нужное и интересное.

    Хорошо, если родители готовят детей к тому, что учеба – это большой труд, учеба – это интересное, но ответственное занятие. Но нельзя запугивать их предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требованиями учителя:

    «Вот пойдешь в школу – там за тебя возьмутся, никто тебя там жалеть не будет».

    Для ребенка учеба – это праздник, он считает себя взрослым. Пусть он почувствует, что дома его понимают, верят в его силы. Мотивировать учение можно так:

     «В школе у тебя появится новая интересная работа, такая же, как у папы и мамы».

    Итак, основное: не исказите веру ребенка в себя, как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу, как в новое, интересное дело – с верой в свои возможности и готовностью испытать себя.

     

     

     

    Физическая готовность.

    И еще один важный момент.  Движение – главный принцип бытия, недостаток движения ведет к задержке физического и психического развития. Нельзя ограничивать моторно – двигательную активность детей.  Должен соблюдаться разумный баланс интеллектуального и физического развития.  В режиме дня непременно должны быть предусмотрены прогулки на свежем воздухе.

    Нужно ли учить ребёнка читать и писать?

    Министерство образования не рекомендует учить детей читать, усматривая в этом перегрузку для детей данного возраста. Кроме того, неквалифицированное обучение чтению создаёт массу трудностей при дальнейшем обучении. Намного сложнее переучить, чем научить. Для того, чтобы ребёнок научился в школе читать быстрее, ему надо развивать память (зрительную и слуховую), мышление, воображение.

    Но всё же, если ребёнок хочет или уже умеет читать, совершенствовать технику чтения можно с помощью букваря Н.С. Жуковой, в котором даны рекомендации для вас, дорогие родители.

    Не пытайтесь учить вашего ребёнка писать прописные буквы! Этот процесс очень сложный: необходимо знать методику написания каждой отдельной буквы. Но вы можете помочь учителю и укрепить кисть руки, которой будет писать ребенок, различными упражнениями:

    раскрашивание;

    вырезывание;

    штриховка;

    лепка;

    застёгивание и расстёгивание пуговиц;

    завязывание и развязывание лент;

    перекладывание мелких игрушек; 

    закручивание и раскручивание гаек;

    перебирание крупы;

    мозаика.

     

    2. Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу

    1. Своё имя, отчество и фамилию.

    2. Свой возраст (желательно дату рождения).

    3. Свой домашний адрес.

    4. Своё село, его главные достопримечательности.

    5. Страну, в которой живёт.

    6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

    7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

    8. Домашних животных и их детёнышей.

    9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

    10.Транспорт наземный, водный, воздушный.

    11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

    12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

    13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

    14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх- низ и т.д.)

    15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

    16.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

    17.Различать гласные и согласные звуки.

    18.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

    19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,

    прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

    20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

    21.Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5… Читать простейшие математические записи.

    22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).

     

            

    Давайте узнаем, а готовы ли вы, родители, к школе?

     

    3. Конкурс "Разминка"   предлагается игра "Да-нет", в которой на каждый вопрос ведущего надо ответить либо "да", либо "нет".

    1. Ноль меньше трех (Да.)

    2. Год начинается в марте (Нет.)

    3. Земля квадратная (Нет.)

    5. Есть ли числа больше, чем тысяча (Да.)

    6. "А"- последняя буква в алфавите? (Нет.)

    7. Звук [М]- гласный (Нет.)

    8. Буква "Е" состоит из двух звуков? (Да.)

    9. Название городов пишутся с маленькой буквы? (Нет.)

     

    Конкурс "Познавательный"

    1. Сколько месяцев в году? (12

    2. Лошадь в детстве? (Жеребенок) .

    3. Дом автомобиля? (Гараж) .

    5. Прибор для глажки белья? (Утюг) .

    6. Номер телефона скорой помощи? (03) .

    7. Жгучая трава? (Крапива) .

    8. Что значит «прикусить язык»? (Замолчать) .

    9. В какое время года птицы вьют гнёзда? (Весной) .

    10. Когда дети идут в школу? (Осенью) .

    11. Назовите цвета радуги? (к о ж з г с ф)

    12. На каком дереве растут жёлуди? (Дуб) .

    13. Закончите пословицу «Сделал дело… »? (Гуляй смело).

     

    Вот видите, даже вы, зная казалось бы все,  справились не со всеми заданиями, вот так и наши дети не всегда справляются с заданиями. Поэтому не судите их за это строго, а разъясните и помогите "добыть" недостающие знания.

     

    4. Упражнение «Согни листок»

            Предлагаю выполнить упражнение. Выполняя упражнение, не смотрите на других, чётко выполняйте инструкцию, ничего не спрашивая. Делайте так, как считаете нужным.                                             

     

    - Возьмите листок бумаги, сложите его вдвое, оторвите верхний правый угол, снова сложите листок вдвое, оторвите верхний правый угол. И так до тех пор, пока не станет трудно рвать. Разверните свои листы и положите на пол перед собой. Вопросы для обсуждения.    

     

    - Можно ли сказать, что кто-то выполнил это упражнение неправильно?

    Почему?      

     Идёт обсуждение.

     

    Видите, насколько по-разному воспринимается одна и также инструкция разными людьми. Мы все хоть чем-то отличаемся друг от друга. От того, что сходства и различия есть между нами, у нас формируются предубеждения и стереотипы по отношению к окружающим. Это происходит потому, что различия преувеличиваются, а сходства недооцениваются.  

    Думаю, что каждый из вас сделал для себя определённые выводы.

    Не надо заставлять своего ребенка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребенок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью. Очень важны такие черты характера, как ответственность, способность преодолевать трудности, умение подчиняться общим правилам, считаться с интересами других. Родителям нужно развивать мышление, восприятие, память малыша. Надо помнить, что играя с дошкольником, выполняя с ним простейшие задания, взрослые в процессе выполнения упражнений развивают запоминание, внимание и мышление.

     

    5. Подведение итогов родительского собрания

            Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми - семьей.

     

    6. Разное

    1.     Выбор родительского комитета.

    2.     О проводимых занятиях, мероприятиях:

    - НОД, режим дня

    - письмо в тетрадях

    - математический диктант

    3.     Принести чешки для спортивных и музыкальных занятий.

    4.     Как можно больше читать детям и просить пересказать прочитанное.

    5.     Попросить принести бахилы (приобрести ) для мероприятий в зале(праздники, собрания).

    6.     Приобретение ленолиума для горки и скамеек (на веранде).

    7.     Канцелярия, тетради, овощи.

     

    7. Решение собрания

    1. Совместными усилиями детского сада и семьи осуществлять подготовку детей к школе.

    2.                   Проводить дома с детьми развивающие игры, направленные на развитие психологических процессов.

    3.                   На семейном совете определить для ребенка посильные трудовые обязанности и ответственность за их выполнение.

    4.                   Родителям внимательнее относиться к своим детям (стараться больше уделять общению с ними, пребыванию на свежем воздухе, выполнять рекомендации воспитателей по подготовке ребенка к школе).

     

    В родительский комитет выбрать:

     

     

     

     

    Рекомендации для родителей будущих первоклассников

    1.Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку.

    2.Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам.

    3.Пожелайте ребенку удачи, подбодрите - у него впереди трудный день.

    4.После школы , не обрушивайте на ребенка тысячу вопросов, дайте расслабиться.

    5.Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку. Всегда нелишне выслушать "обе стороны" и не торопиться с выводами.

    6.После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил.

    7.Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные "переменки", лучше, если они будут подвижными.

    8.Во время приготовления уроков дайте возможность ребенку работать самому.

    9.Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, Если что - то не получается, посоветуйтесь с учителем.

    10.Будьте внимательны к жалобам ребенка.

    11.Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.

    12.Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.

    13.Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.

    14.Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.

    15.Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.

    16.Приучайте ребёнка к самостоятельности.

    17.Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

    18.Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

     

     

     

    Рекомендации для родителей будущих первоклассников

    1.Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку.

    2.Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам.

    3.Пожелайте ребенку удачи, подбодрите - у него впереди трудный день.

    4.После школы , не обрушивайте на ребенка тысячу вопросов, дайте расслабиться.

    5.Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку. Всегда нелишне выслушать "обе стороны" и не торопиться с выводами.

    6.После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил.

    7.Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные "переменки", лучше, если они будут подвижными.

    8.Во время приготовления уроков дайте возможность ребенку работать самому.

    9.Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, Если что - то не получается, посоветуйтесь с учителем.

    10.Будьте внимательны к жалобам ребенка.

    11.Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.

    12.Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.

    13.Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.

    14.Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.

    15.Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.

    16.Приучайте ребёнка к самостоятельности.

    17.Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

    18.Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

    Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу

    1. Своё имя, отчество и фамилию.

    2. Свой возраст (желательно дату рождения).

    3. Свой домашний адрес.

    4. Своё село, его главные достопримечательности.

    5. Страну, в которой живёт.

    6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

    7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

    8. Домашних животных и их детёнышей.

    9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

    10.Транспорт наземный, водный, воздушный.

    11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

    12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

    13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

    14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх- низ и т.д.)

    15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

    16.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

    17.Различать гласные и согласные звуки.

    18.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

    19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,

    прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

    20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

    21.Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5… Читать простейшие математические записи.

    22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Родительское собрание96.5 КБ

    Предварительный просмотр:

       Тематическое родительское собрание «Скоро в школу»

    Воспитатель: Тестова И.В.

    11.10.2019 г.

       Цель.  Объединить усилия педагогов и родителей по подготовке детей к школе.

      Задачи. Дать представление о понятии «готовности к школе», познакомить родителей с критериями готовности ребенка к школе, дать возможность оценить степень готовности ребенка к школе, выработать совместное решение для улучшения подготовки детей к школе.

         Участники. Воспитатель, родители.

          Подготовительная работа. 1. Подбор статей, книг, журналов по данной теме.

    2. Составление рекомендаций - памяток

    3. Оформление выставки литературы по подготовке детей к школе.

    4. Подготовка анкет

    Повестка дня

    1. Вступительное слово (актуальность проблемы).
    2. «Что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в школу.
    3. Разминка для родителей – игра «Да-нет»
    4. Упражнение для родителей «Согни листок».
    5. Подведение итогов собрания.
    6. Разное.
    7. Принятие решения.

    Ход собрания

    1. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на нашем собрании.

    - Для начала собрания, нам необходимо выбрать председателя и секретаря.

    Ваши предложения?

    - Прошу ознакомиться с повесткой дня.

    Вот и наступил  последний год пребывания наших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.

    Как подготовить ребенка к школе? Этот вопрос волнует всех нас взрослых. Как вы думаете, на ваш взгляд, какими качествами должен обладать будущий школьник?

    Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, волнующий всех родителей будущих первоклассников: «Что значит «ребёнок готов к школе?»

    К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе – научить читать, считать, писать. Правильнее развивать познавательную активность будущего ученика. С 6 до 7 лет с ребенком происходят значительные перемены – он стремительно растет, меняется его поведение.

    Дети готовы расширить круг общения, у них складывается определенный уровень притязаний и даже амбиций.

     Чтение должно стать неотъемлемой частью жизни каждого ребёнка. Книги, которые читают детям, должна всегда соответствовать возрасту и развитию ребенка. Когда вы читаете ребёнку, вы должны заострить внимание на название произведения, имя, отчество, фамилию автора, разберите все непонятные слова и выражения Ребенок  обязательно должен высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Задавайте ему вопросы:

    – О ком или о чём произведение?

    – Кто понравился и чем?

    – Как бы ты поступил на месте героя?

    – Продолжи сказку (рассказ).

    – Рассмотри иллюстрацию. К какому сюжету она относится?

    – Нарисуй свой рисунок.

    Главное – у них формируется внутренняя готовность быть учеником: они испытывают потребность в подчинении правилам и хотят заниматься общественно значимым делом, польза которого признаётся всеми  взрослыми.

    Интеллектуальная готовность к школе.

    Попробуйте сами оценить механическую память ребенка.  Четко проговаривая слова, произнесите бессмысленный набор слов:  месяц, кубик, чашка, одеяло, книга, кошка, потолок, стол, рука, варенье.  Теперь попросите ребенка повторить те слова, которые он запомнил.  По средним показаниям для  механической памяти детей 6-7 лет с первого раза малыш воспринимает не менее 5 слов из 10, после третьего, четвертого прочтения воспроизводит 9-10 слов, через один час забывает не больше двух слов, которые назвал раньше.  Если ваши  результаты  пониже  среднестатистических, тренируйтесь с ребенком в каждую свободную минутку.

    Чтобы подтянуть логическую память, назовите несколько цепочек слов, объединенных логической связью.  Речка – море – океан; груша – яблоко – апельсин и т.д.  предложите ребенку запомнить 5-6 таких цепочек, произнеся их вслух. После этого скажите первое слово из цепочки и попросите вспомнить ребенка остальные. Это упражнение больше похоже на игру, нравится детям и занимает совсем немного времени.

    Чтобы ребенок умел последовательно излагать события, описывать предметы, ориентируясь на их основные признаки,  почаще просите его рассказывать, что он видит за окном, на картинке, о чем был просмотренный мультфильм

    Способность обобщать, хорошо тренировать в игре с картинками (которые можете нарисовать сами).

    Игра «Что лишнее?» Предложите ребенку четыре картинки: кресло, диван, стол, тарелка. На одних из них предметы, которые можно определить в одну группу – мебель, а один предмет не вписывается в этот ряд, поскольку относится к посуде.  Такой рисунок откладывается в сторону. Пусть ребенок прокомментирует выбор «лишней картинки».

    Память, как и внимание можно тренировать во время прогулки. Проходя мимо какого-либо предмета, попросите его внимательно посмотреть его, а потом, не оборачиваясь, вспомнить, рассказать о нём. Картинки типа «найди 10 отличий» тоже подходят для развития памяти.

    Нравственно – волевая готовность.

    Не всегда уроки вызывают искренний интерес ребенка. Для успешной учебы ребенок должен  «включать»  волю…

    Родителям первоклассников был задан вопрос:  Какие трудности были у детей в начале учебного года?

    Ответ.  Еще до школы мой ребенок умел читать и считать до ста.  В начале учебного года у него была хорошая успеваемость, но прошло полгода, и он стал отставать от одноклассников. Из беседы с учителем выяснилось, что Лёша не старается на уроках, не хочет тратить время на заучивание нового материала. Что делать?

    Причиной того, что дети не привыкли стараться, не научились внимательно слушать указания взрослых и следовать им, явилось отсутствие у них привычки к волевому усилию.  Поэтому так важно своевременно позаботиться о нравственно  – волевой подготовке ребенка к школе. Он должен обладать такими качествами, как самостоятельность, организованность, дисциплинированность, настойчивость. Наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения.  Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять!

    Для успешного обучения в школе важно, чтобы дети дома имели доступные по возрасту трудовые обязанности, несли ответственность за их выполнение. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котенка, поливать цветы. 

    Родители не должны делать то, что дети забыли или не хотели выполнить.  Конечно, взрослому легче самому выполнить какую-то часть работы, но в этом случае допускается серьезная ошибка. С одной стороны, подается пример безответственного отношения к порученному делу, а с другой – укрепляется неуверенность в себе. Кроме того, дети привыкают, что родители делают трудную работу за них. 

    Практика показывает, что если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, то, как правило, они легче справляются с учебной деятельностью.

    Волю тренировать можно в игре – пусть ребенок срисовывает изображения с картинок (это развивает усидчивость), хороши и настольные игры, где необходимо соблюдать правила.  По мере развития в игре восприятия, памяти, мышления у вашего дошкольника будут удаваться все новые и новые задания, он начнет выигрывать, получая вашу похвалу и одобрение, т.е. сначала мотивом станет выигрыш и похвала, затем ребенок начнет радоваться самому факту выполненного задания – это и есть зарождение познавательного интереса. Поэтому, если он и совершил ошибку, не ругайте его, а разберитесь в ее причине.

    Личностная психологическая готовность.

    Психологическая готовность к школе – это, собственно и есть желание ребенка учиться.

    Как определить навскидку, готов ли ваш ребенок к школе?

    Купите или попросите на время несколько новых игрушек. Позовите ребенка посмотреть на них не дольше минуты.  Потом предложите прочесть сказку, но на самом интересном месте остановитесь.  Спросите, чего сейчас больше хочется: поиграть или дослушать сказку.  Ребенок  со сформировавшейся личностной готовностью к школе захочет узнать,что же произошло с героями сказки дальше; малыш, который еще не готов учиться, предпочтет продолжить игру.

    Вы можете также предложить ребенку поиграть в школу – обратите внимание, какую роль он выберет. Дети, готовые к школе, как правило, выбирают роль ученика. Им интересно заниматься учебой, писать и читать.

    Дети с  несформированной учебной мотивацией, скорее всего, выберут роль учителя, играть будут в поход в столовую, перемены, рассаживание по местам, рисование мелом на доске.

    Конечно, переход из детского сада в школу – важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность которых – учение.

    Дошкольникам нужно объяснять, что учеба в школе – это серьезный труд, занимаясь которым они будут каждый день узнавать что-то новое, нужное и интересное.

    Хорошо, если родители готовят детей к тому, что учеба – это большой труд, учеба – это интересное, но ответственное занятие. Но нельзя запугивать их предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требованиями учителя:

    «Вот пойдешь в школу – там за тебя возьмутся, никто тебя там жалеть не будет».

    Для ребенка учеба – это праздник, он считает себя взрослым. Пусть он почувствует, что дома его понимают, верят в его силы. Мотивировать учение можно так:

     «В школе у тебя появится новая интересная работа, такая же, как у папы и мамы».

    Итак, основное: не исказите веру ребенка в себя, как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу, как в новое, интересное дело – с верой в свои возможности и готовностью испытать себя.

    Физическая готовность.

    И еще один важный момент.  Движение – главный принцип бытия, недостаток движения ведет к задержке физического и психического развития. Нельзя ограничивать моторно – двигательную активность детей.  Должен соблюдаться разумный баланс интеллектуального и физического развития.  В режиме дня непременно должны быть предусмотрены прогулки на свежем воздухе.

    Нужно ли учить ребёнка читать и писать?

    Министерство образования не рекомендует учить детей читать, усматривая в этом перегрузку для детей данного возраста. Кроме того, неквалифицированное обучение чтению создаёт массу трудностей при дальнейшем обучении. Намного сложнее переучить, чем научить. Для того, чтобы ребёнок научился в школе читать быстрее, ему надо развивать память (зрительную и слуховую), мышление, воображение.

    Но всё же, если ребёнок хочет или уже умеет читать, совершенствовать технику чтения можно с помощью букваря Н.С. Жуковой, в котором даны рекомендации для вас, дорогие родители.

    Не пытайтесь учить вашего ребёнка писать прописные буквы! Этот процесс очень сложный: необходимо знать методику написания каждой отдельной буквы. Но вы можете помочь учителю и укрепить кисть руки, которой будет писать ребенок, различными упражнениями:

    раскрашивание;

    вырезывание;

    штриховка;

    лепка;

    застёгивание и расстёгивание пуговиц;

    завязывание и развязывание лент;

    перекладывание мелких игрушек; 

    закручивание и раскручивание гаек;

    перебирание крупы;

    мозаика.

    2. Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу

    1. Своё имя, отчество и фамилию.

    2. Свой возраст (желательно дату рождения).

    3. Свой домашний адрес.

    4. Своё село, его главные достопримечательности.

    5. Страну, в которой живёт.

    6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

    7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

    8. Домашних животных и их детёнышей.

    9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

    10.Транспорт наземный, водный, воздушный.

    11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

    12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

    13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

    14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх- низ и т.д.)

    15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

    16.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

    17.Различать гласные и согласные звуки.

    18.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

    19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,

    прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

    20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

    21.Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5… Читать простейшие математические записи.

    22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).

            

    Давайте узнаем, а готовы ли вы, родители, к школе?

    3. Конкурс "Разминка"   предлагается игра "Да-нет", в которой на каждый вопрос ведущего надо ответить либо "да", либо "нет".

    1. Ноль меньше трех (Да.)

    2. Год начинается в марте (Нет.)

    3. Земля квадратная (Нет.)

    5. Есть ли числа больше, чем тысяча (Да.)

    6. "А"- последняя буква в алфавите? (Нет.)

    7. Звук [М]- гласный (Нет.)

    8. Буква "Е" состоит из двух звуков? (Да.)

    9. Название городов пишутся с маленькой буквы? (Нет.)

    Конкурс "Познавательный"

    1. Сколько месяцев в году? (12

    2. Лошадь в детстве? (Жеребенок) .

    3. Дом автомобиля? (Гараж) .

    5. Прибор для глажки белья? (Утюг) .

    6. Номер телефона скорой помощи? (03) .

    7. Жгучая трава? (Крапива) .

    8. Что значит «прикусить язык»? (Замолчать) .

    9. В какое время года птицы вьют гнёзда? (Весной) .

    10. Когда дети идут в школу? (Осенью) .

    11. Назовите цвета радуги? (к о ж з г с ф)

    12. На каком дереве растут жёлуди? (Дуб) .

    13. Закончите пословицу «Сделал дело… »? (Гуляй смело).

    Вот видите, даже вы, зная казалось бы все,  справились не со всеми заданиями, вот так и наши дети не всегда справляются с заданиями. Поэтому не судите их за это строго, а разъясните и помогите "добыть" недостающие знания.

    4. Упражнение «Согни листок»

            Предлагаю выполнить упражнение. Выполняя упражнение, не смотрите на других, чётко выполняйте инструкцию, ничего не спрашивая. Делайте так, как считаете нужным.                                             

    - Возьмите листок бумаги, сложите его вдвое, оторвите верхний правый угол, снова сложите листок вдвое, оторвите верхний правый угол. И так до тех пор, пока не станет трудно рвать. Разверните свои листы и положите на пол перед собой. Вопросы для обсуждения.    

    - Можно ли сказать, что кто-то выполнил это упражнение неправильно?

    Почему?      

     Идёт обсуждение.

    Видите, насколько по-разному воспринимается одна и также инструкция разными людьми. Мы все хоть чем-то отличаемся друг от друга. От того, что сходства и различия есть между нами, у нас формируются предубеждения и стереотипы по отношению к окружающим. Это происходит потому, что различия преувеличиваются, а сходства недооцениваются.  

    Думаю, что каждый из вас сделал для себя определённые выводы.

    Не надо заставлять своего ребенка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребенок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью. Очень важны такие черты характера, как ответственность, способность преодолевать трудности, умение подчиняться общим правилам, считаться с интересами других. Родителям нужно развивать мышление, восприятие, память малыша. Надо помнить, что играя с дошкольником, выполняя с ним простейшие задания, взрослые в процессе выполнения упражнений развивают запоминание, внимание и мышление.

    5. Подведение итогов родительского собрания

            Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми - семьей.

    6. Разное

    1. Выбор родительского комитета.
    2. О проводимых занятиях, мероприятиях:

    - НОД, режим дня

    - письмо в тетрадях

    - математический диктант

    1. Принести чешки для спортивных и музыкальных занятий.
    2. Как можно больше читать детям и просить пересказать прочитанное.
    3. Попросить принести бахилы (приобрести ) для мероприятий в зале(праздники, собрания).
    4. Приобретение ленолиума для горки и скамеек (на веранде).
    5. Канцелярия, тетради, овощи.

    7. Решение собрания

    1. Совместными усилиями детского сада и семьи осуществлять подготовку детей к школе.
    2. Проводить дома с детьми развивающие игры, направленные на развитие психологических процессов.
    3. На семейном совете определить для ребенка посильные трудовые обязанности и ответственность за их выполнение.
    4. Родителям внимательнее относиться к своим детям (стараться больше уделять общению с ними, пребыванию на свежем воздухе, выполнять рекомендации воспитателей по подготовке ребенка к школе).

    В родительский комитет выбрать:

    Рекомендации для родителей будущих первоклассников

    1.Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку.

    2.Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам.

    3.Пожелайте ребенку удачи, подбодрите - у него впереди трудный день.

    4.После школы , не обрушивайте на ребенка тысячу вопросов, дайте расслабиться.

    5.Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку. Всегда нелишне выслушать "обе стороны" и не торопиться с выводами.

    6.После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил.

    7.Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные "переменки", лучше, если они будут подвижными.

    8.Во время приготовления уроков дайте возможность ребенку работать самому.

    9.Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, Если что - то не получается, посоветуйтесь с учителем.

    10.Будьте внимательны к жалобам ребенка.

    11.Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.

    12.Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.

    13.Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.

    14.Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.

    15.Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.

    16.Приучайте ребёнка к самостоятельности.

    17.Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

    18.Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

    Рекомендации для родителей будущих первоклассников

    1.Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку.

    2.Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам.

    3.Пожелайте ребенку удачи, подбодрите - у него впереди трудный день.

    4.После школы , не обрушивайте на ребенка тысячу вопросов, дайте расслабиться.

    5.Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку. Всегда нелишне выслушать "обе стороны" и не торопиться с выводами.

    6.После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил.

    7.Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные "переменки", лучше, если они будут подвижными.

    8.Во время приготовления уроков дайте возможность ребенку работать самому.

    9.Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, Если что - то не получается, посоветуйтесь с учителем.

    10.Будьте внимательны к жалобам ребенка.

    11.Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.

    12.Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.

    13.Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.

    14.Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.

    15.Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.

    16.Приучайте ребёнка к самостоятельности.

    17.Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

    18.Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

    Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу

    1. Своё имя, отчество и фамилию.

    2. Свой возраст (желательно дату рождения).

    3. Свой домашний адрес.

    4. Своё село, его главные достопримечательности.

    5. Страну, в которой живёт.

    6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

    7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

    8. Домашних животных и их детёнышей.

    9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

    10.Транспорт наземный, водный, воздушный.

    11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

    12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

    13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

    14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх- низ и т.д.)

    15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

    16.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

    17.Различать гласные и согласные звуки.

    18.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

    19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,

    прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

    20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

    21.Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5… Читать простейшие математические записи.

    22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы родительского клуба "Мамина школа" на 2012-2013 год

    Примерный план работы клуба на учебный год....

    презентация родительского клуба "Мамина школа"

    краткое описание мсистемы работы с детьми перед поступлением в детский сад...

    Первое родительское собрание в младшей группе... Родительская встреча в "Школе молодых матерей".

    Первое родительское собрание в младшей группе...Родительская встреча в "Школе молодых матерей". Задачи:Образовательная:1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном ...

    Детско-родительский клуб «Мамина школа »

    Третий год жизни – непростой и чрезвычайно важный этап взросления малыша. Это период превращения бессознательного крохи в активного и самостоятельного деятеля, полноправного члена семьи. А источ...

    Выступление на родительском собрании "К школе будь готов"

    В выступлении представлена краткая характеристика психологической готовности ребенка к обучению в школе, так же даны рекомендации родителям как помочь ему подготовиться к школе....

    Родительские страхи перед школой

    Советы для родителей будущих первоклассников....

    родительский клуб "Мамина школа"

    Всреча в клубе "Мамина школа" на тему "Мы и наши имена"...