«Вместе играем — вместе развиваемся. Развитие логического мышления у дошкольников»
консультация (младшая группа)

Лактионова Елена Абсаламовна

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Удовлетворять естественные потребности детей в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования.

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

В условиях дошкольного учреждения существует множество настольно-печатных, дидактических игр и дидактических пособий, направленных на развитие логического мышления, которые используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Важно понимать, что именно домашняя обстановка способствует полному раскрепощению ребенка, дома он усваивает материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. И здесь не маловажная роль отводится родителям.

Педагоги дошкольных учреждений адаптируют и развивают технологии использования давно известных российских и зарубежных дидактических средств (развивающие игры Б. Никитина, блоки Дьенеша, «Лего», счетные палочки Кюизенера и др., расширяя горизонты мирового образовательного пространства. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам и родителям разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Вместе играем — вместе развиваемся. Развитие логического мышления у дошкольников»

Елена Лактионова

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Удовлетворять естественные потребности детей в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования.

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

В условиях дошкольного учреждения существует множество настольно-печатных, дидактических игр и дидактических пособий, направленных на развитие логического мышления, которые используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Важно понимать, что именно домашняя обстановка способствует полному раскрепощению ребенка, дома он усваивает материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. И здесь не маловажная роль отводится родителям.

Педагоги дошкольных учреждений адаптируют и развивают технологии использования давно известных российских и зарубежных дидактических средств (развивающие игры Б. Никитина, блоки Дьенеша, «Лего», счетные палочки Кюизенера и др., расширяя горизонты мирового образовательного пространства. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам и родителям разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

Приведем примеры нескольких игр на развитие логического мышления, которые активно используются на занятиях по формированию элементарных математических представлений в ДОУ. Но они настолько просты, что у родителей есть возможность использовать их и при домашнем закреплении полученного материала.

1. Палочки Кюизенера

Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, счетными палочками. В работе с дошкольниками может использоваться упрощенный вариант набора цветных палочек, содержащий 144 палочки; в нем белых палочек 36, а остальных — по 12 каждого цвета. Палочки дают возможность выполнять упражнения и в горизонтальной и в вертикальной плоскости на одном и том же месте, например на столе, в то время как полоски размещаются или на столе (горизонтальная плоскость, или на фланелеграфе (вертикальная плоскость). С палочками и полосками можно «играть» и на полу. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

С помощью палочек Кюизенера вы решите множество задач:

- Вызовете интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними.

- разовьете элементарные математические представления – о числе на основе счета и измерения.

- поможете освоить ключевые средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера, таких способов познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).

- поможете освоить пространственно-количественные характеристики.

- научите детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

- сформируете навык самоконтроля и самооценки.

2. Блоки Дьенеша.

Что же представляет собой блоки Дьенеша?

Это набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фи-гур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

Что развивают блоки Дьенеша?

Логические блоки Дьенеша в доступной и наглядной форме знакомят детей с цветами, формами, размерами, толщиной предметов, начальными знаниями по математике и основами информатики. Этому всему ребенок научится, играя и выполняя различные мани-пуляции с блоками: выкладывание, разбиение, перестроение по за-данному образцу и т. д. Набор развивает: творческий потенциал; логическое мышление; мыслительные операции (классификация, сравнение, анализ, обобщение); познавательные процессы (ощуще-ние, восприятие, внимание, память, воображение); мелкую моторику.

3. Кубики Никитиных.

Кубики " Сложи узор" - самые простые из кубиков Никитиных. Всего их 4 вида: "Кубики для всех", "Уникуб", "Кирпичики" и "Сложи узор". Игра «Сложи узор» состоит из набора в 16 кубиков, грани которых раскрашены в разные цвета определенным образом: 6 граней каждого кубика раскрашены по разному: 4 грани в один цвет (белый, синий, красный, желтый) и 2 грани в 2 цвета. С этим набором можно заниматься по книгам «Чудо – кубики. Альбом с заданиями для игры «Сложи узор» для детей 2-5 лет.

Эти кубики помогут вам развить у детей сообразительность,

пространственное воображение, способность к мыслительным операциям

анализа и синтеза, воспитать аккуратность, внимательность, усидчивость,

целеустремлённость.

Играть в кубики "Сложи Узор" можно по-разному:

• можно собирать узоры непосредственно в прилагаемой книжечке

• можно пытать повторить узор из книжки на любой другой горизонтальной поверхности

• можно докупить дополнительное игровое пособие и выполнять задания там

• можно складывать узоры по памяти

• а можно просто построить башню в любом непревзойдённом стиле

4. Счетные палочки.

Практически каждый из нас с детства помнит такой элемент, как счетные палочки. Это были разноцветные пластмассовые или же деревянные пластинки, которые окрашивались в различные цвета. С помощью такого нехитрого изобретения большинство из детей научились считать, различать цвета, создавать композиции. Но сейчас мы копнем немного глубже и попробуем разобраться в том, каким образом счетные палочки могут помочь ребенку развивать абстрактное мышление, формировать базовые дошкольные знания и становиться с каждым днем умнее и изобретательнее.

Для того чтобы современного ребенка, который буквально утопает в разнообразии различных игрушек, могли заинтересовать столь простые предметы, как разноцветные тоненькие пластинки, стоит немного схитрить. Итак, первое, что следует сделать родителям, – это приписать к палочкам прилагательное «волшебные». Для пущего результата их можно хранить в необычной шкатулочке (если у вас девочка) или же в одной из игрушечных больших машин (в случае с мальчиком). Не забывайте всегда обращать внимание ребенка на то, что научить его считать, рисовать, изображать различные фигуры могут именно счетные палочки. Занятия, которые проходят с их участием, должны быть всегда интересными для малыша. Следите за тем, чтобы он не скучал, чтобы ему действительно нравился этот процесс и он с увлечением осваивал новые и новые горизонты знаний.

В общем, можно сказать, что счетные разноцветные палочки развивают далеко не один навык у растущего ребенка. Среди таковых назвать можно мелкую моторику рук, логику, воображение, кроме того, они помогают малышу становиться более сосредоточенным, усидчивым. Также богаче и ярче становится абстрактное мышлениеразвивается фантазия и творческий потенциал. Использовать же это детское приспособление можно, если мы учимся считать до 10, изучаем алфавит, составляем слоги и слова. Также счетные палочки подходят для моделирования различных фигурок, рисунков. Из них можно составить кораблик, домик, даже маму и папу. Также детям интересно сортировать палочки по цветам и размерам (если они имеют различную величину).

Можно ли самим сделать развивающие материалы? Вполне можно сделать и палочки Кюизенера, и блоки Дьенеша, и кубики Никитиных своими руками. Здесь можно сделать и бумажный вариант и воспользоваться деревянными заготовками или другим подручным материалом. (Старые кубики для игры «Сложи узор», достаточно просто окрасить их в нужные цвета). Игры с развивающими пособиями помогут ребенку изучить что-то новое и полюбить математическую науку, которая, к сожалению, не всем дается легко. Также все эти игры - это прекрасный вариант семейного досуга или времяпрепровождения на детском дне рождении, когда уже все привычные занятия наскучили маленьким гостям.

Рекомендации для родителей: при использовании развивающих кубиков и палочек - не бросайте ребенка одного играть с этими развивающими пособиямиРодитель – это главный помощник в изучении чего-то нового. Чаще хвалите за успехи, поощряйте и стимулируйте интерес к занятиям. Не ругайте за неудачи. Если у малыша не получается выполнить какое-то задание, вернитесь к нему позже, покажите сами, как бы это сделали вы. Используйте принцип «от простого к сложному». Постепенно делайте задания более трудными и не забывайте возвращаться к уже выполненным упражнениям. Полученный ребенком опыт не должен быть «мертвым грузом». Придумывайте задания сами и подключайте к этому ребенка. Фантазируйте. Сложите с малышом из блоков сказочного персонажа и придумайте про него историю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, направленные на развитие логического мышления у дошкольников

Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует  умственному развитию и необходимо для успешного перехода к школьному обучению....

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вэтой статье представлен материял о влиянии дидактической игры на развитие логического мышления у старших дошкольников....

Опыт работы по теме :"Интеллектуальные игры, как средство развития логического мышления старшего дошкольника"

Интеллектуальная игра – одно из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, они позволяют решить актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным...

Мастер-класс на тему: «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»

Мастер-класс на тему:«Логико-математические игры, как средство  развития логического мышления у дошкольников»...

Консультация для родителей "Вместе играем — вместе развиваемся. Развитие логического мышления у дошкольников"

Развития логического мышления у дошкольниковОдна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легк...

«Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»

laquo;Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»...